Любая интерпретация Бога априорно лжива!

Дзен-канал "Странствия поэта"

https://dzen.ru/a/aSTIOMqXI3M08O1e

25 ноября 2025

Час ночи на часах, и я почти закончил свой второй роман, который будет посвящён смерти и загробной жизни. Естественно, произведение художественное и является вымыслом автора, который решил на свой страх и риск изобрести «тот свет». Но помимо этого, там я собрал и многие научные гипотезы, которые вполне себе могут оказаться правдой. Сок романа именно в этом — религиозные поиски, приправленные научными фактами, дают особый изысканный вкус.

Тема, конечно, не новая. Данте со своей «Божественной комедией» подтвердит:

«Коль молят так за нас в стране той горней, то что ж должны в сем мире делать те, в чьей воле есть ещё благие корни?».
По сути, попытки «изобрести» Бога и объяснить непостижимое — это вечный двигатель человеческой культуры. Мы видим это в древних мифах, видим в философских трактатах. Одна из самых влиятельных таких «пересборок», охватившая умы миллиардов — Новый Завет. Он, в свою очередь, стал продолжением и переосмыслением Ветхого. А спустя века появился Коран, предложивший свое видение.

Этот процесс не останавливался никогда.
Много тех, кто живёт по священным текстам и видит в них неисчерпаемый источник мудрости. Но почти всегда рядом с ними появляются и те, кто уверен: именно он понял эту книгу правильно, а все остальные заблуждаются.

Есть интерпретаторы безобидные, чьи мысли не покинут комментариев в соцсетях. А есть те, кто создаёт целые церкви, раскалывая мировые религии на новые конфессии. Фома Аквинский почти 900 лет назад заметил:

«Конечная цель всякой вещи — та, которую имел в виду её первый создатель и двигатель».
А кто «первый создатель» Библии? Откуда она черпала вдохновение? Очевидно, что и Ветхий, и Новый заветы — это не вакуумное откровение, а переработка и переосмысление более ранних историй, мифов и правовых норм, адаптированных под нужды своего времени.

Собственно, этим же, но с иной целью, занимаются и писатели. От Булгакова до Пелевина. Попытка объяснить Бога, наше происхождение или «ту сторону» была всегда.

Разница в честности.
Булгаков не называл «Мастера и Маргариту» тайным учением. А вот, например, Елена Блаватская — называла. Грань порой тонка: писатель-фантаст Рон Хаббард написал «Дианетику», которая легла в основу саентологии. Они убедили своих последователей поверить в их фантазии точно так же, как когда-то первые проповедники убедили людей поверить в свои версии священных историй. И все находили сторонников.

За что можно уважать большинство современных писателей, так это за то, что они не превращают свои книги в «священные тексты». Но это не значит, что в своих романах они не объясняют бога по-своему. И здесь возникает резонный вопрос: а как вообще можно «объяснить» Бога?

С точки зрения доказуемого знания — никак. Любая попытка описать Бога — это создание модели, вымысла. И чтобы в этот вымысел поверили, авторы — неважно, пророки они или романисты — используют схожие приемы: фигура спасителя, божественные откровения, отсылки к якобы утраченным древним знаниям.

Если не дать страждущему хоть какое-то внятное описание «что есть Бог», то не собрать толпы для проповедей, не получить пожертвований. Любая интерпретация Бога, претендующая на абсолютную истину, по определению будет ложью, потому что она пытается описать то, что лежит за пределами человеческого опыта и проверки.

Поэтому, если хочешь написать честное художественное произведение, не доводя его до религиозных штампов, задача усложняется. Приходится писать не о «пустоте», но из состояния незнания, ведь нет ни единого научного доказательства существования Бога. И это незнание сталкивается с догмами.

Возьмем простой пример — возраст Земли. Согласно буквальной трактовке некоторых верующих, нашей планете около 6000 лет. Но достаточно посетить любой антропологический музей, чтобы увидеть скелет неандертальца, жившего 40 000 лет назад, или останки людей возрастом в сотни тысяч лет.

Можно, конечно, заявить, что все ученые лгут. Но у них есть артефакты, методы датировки, проверяемые данные. А у сторонников «молодой Земли» — только строки из древней книги.

Очевидно, что первые составители Библии или Корана просто не могли знать ни о динозаврах, ни о реальном возрасте планеты. Они создавали свою картину мира, исходя из знаний своего времени. Проблема не в них, а в том, что со временем эти тексты приобрели такой авторитет, что сомнение в их буквальной истинности стало считаться кощунством.

Но если отбросить навязанный страх и подумать трезвой головой, то возникает вопрос: а чем, по своей сути, Библия отличается от произведения писателя-фантаста, который так же предложил свою идею о сотворении мира?

Джованни Ланфранко – боги Олимпа
Честный ответ: масштабом и историческим кредитом доверия. Больше ничем. Неужели вы думаете, что если бы на протяжении 2000 лет человечеству вместо Библии давали «Дюну» Фрэнка Герберта, утверждая, что он был не писателем, а пророком, а жизнь зародилась на Арракисе, — люди бы в это не поверили?

Бог Император дюны - Kето Атрейдес II
Конечно, поверили бы. Да ещё спорили бы в комментариях, кто лучше понимает «учение древней планеты» и кому реально приходили послания от самого бога-императора Лето Атрейдеса II.

Для верующего такие мысли могут быть кощунством. Для убежденного атеиста — банальностью. Но суть в другом. Фундаментальная ошибка — это претензия на единственно верную интерпретацию того, что в принципе недоказуемо. Неважно, говорим мы о Боге христиан или о богах Олимпа.

Поскольку существование высшей силы недоказуемо, у нее не может быть «верной» или «неверной» человеческой интерпретации. Есть лишь истории. Одни из них стали религиями, другие — великой литературой. Разница между ними — не в содержании, а лишь в том, осмелился ли автор или его последователи заявить:

«Это не вымысел. Это истина».

Работая над своим романом о смерти и загробной жизни, я с самого начала отдавал себе отчет, что создаю лишь одну из бесчисленных версий, фантазию на заданную тему. Я не претендую на истину, я лишь задаю вопросы. Что, если «тот свет» устроен не по законам морали, а по законам физики? Что, если наше сознание — это не дар свыше, а ресурс, за который после смерти разворачивается настоящая борьба? Именно это исследование я и попытался провести на страницах своей книги. И я надеюсь, что после некоторой редактуры в 2026 году она выйдет в свет.

Дзен-канал "Странствия поэта"

https://dzen.ru/a/aSTIOMqXI3M08O1e


Рецензии