de omnibus dubitandum 1. 35
Глава 1.35. БЕЗ УМА И БЕЗ ПАМЯТИ, БЕССЛОВЕСНЫЙ…
6 декабря 1529 года
Насколько «известен» (кавычки мои – Л.С.) царь Иван Грозный, настолько безвестен его младший брат. Многие вообще не слышали о его существовании. Почему же о брате Грозного и столь знаменитого царя, мало известно? Почему его никогда не рассматривали в качестве претендента на престол?
Глухонемой княжич
У великого князя Василия III и его второй супруги, Елены Глинской, в 1530 году (на самом деле 9 февраля 1526 года – Л.С.) родился долгожданный ребенок - сын Иван, а спустя два года (30.10.1528) – еще один сын. Мальчика окрестили именем Юрий, или Георгий.
Радость царствующих родителей омрачало то, что мальчик был слабым, часто болел. А позже оказалось, что он глухой. Многие говорили, что это было Божьей карой за то, что Василий III развёлся с первой супругой, Соломонией, отправив против её воли в монастырь.
Юрия считали также слабоумным. Андрей Курбский, позже писал, что княжич «без ума и без памяти и бессловесный …». Доверять его записям, можно у большой долей скепсиса...
Был ли он действительно слабоумным? Сейчас это сложно доказать. В то время глухие дети не могли получить хорошего воспитания и, тем более, корректирующего образования, позволяющего адаптироваться к своим особенным условиям. Поэтому многими они воспринимались как слабоумные, хотя это могло быть не так.
Шведский дипломат Петр Петрей пишет про Юрия, что он был «кривой (косой – Л.С.) и неспособный к правлению»
Некоторые современные специалисты считают, что у него был синдром Дауна. Но это только предположение.
Несмотря на то, что младший брат не мог слышать и, не всегда понимал его, Иван IV с нежностью относился к брату и всегда заботился о нем. Ведь они рано остались сиротами: отец, Василий III, ушел из жизни (1529), когда Ивану было 3 (на самом деле почти 5 лет – Л.С.) года, а Юрию всего год (на самом деле почти 3 года – Л.С.). А через 5 лет (р. н. невід. ок. 1510 - п.4(13).4.1538)(на самом деле 9 лет – Л.С.) умерла и мать. И Юрий был самым родным, самым близким для Ивана Грозного человеком.
Незадолго до смерти великий князь Василий III Иванович объявляет наследником трехлетнего сына Ивана. Юрий получает в княжение Углич и другие города: Бежецк, Калугу, Малоярославец, Кременец-Калужский, Медынь и Мещовск. 6 декабря 1529 года, через два дня после смерти отца, в Успенском Соборе митрополит Даниил венчал Юрия на удельное княжение и тот получил титул великого князя Углицкого.
Братская любовь
Когда умерла и мать, Иван и Юрий остались под опекой бояр. Главными опекунами выступали бояре Василий Васильевич и Иван Васильевич Шуйские. Мальчиков окружала обстановка вражды и убийств, заговоров и интриг. Их ограничивали в еде и одежде, а иногда просто забывали покормить.
Иван, как мог, старался защитить слабого глухого брата. Когда Иван подрос, то жестоко отомстил. В 13-летнем возрасте он велел жестоко расправиться с князем Андреем Шуйским, особенно плохо обращавшимся с братом.
Иван IV старался держать брата при себе и, по возможности, привлекал его к государственным делам. По мере его возможностей, конечно. Так, Юрий Васильевич не только был участником застолий и поездок на охоту и богомолье, но и принимал участие в официальных приемах.
Когда Иван IV венчался на царство, то Юрий сопровождал брата в Успенский собор Кремля, где проходило торжественное венчание. Когда Иван, приняв поздравления и, прослушав литургию, направился к выходу из церкви Успения Богородицы, в дверях его ждали, Юрий, а позади него, с золотой миской в руках, конюший - Михаил Васильевич Глинский. Юрий взял с миски пригоршню золотых монет и осыпал ими государя-брата.
Присутствовал Юрий и на свадьбе Ивана IV с Анастасией Захарьиной-Юрьевой. Он также сопровождал старшего брата в Новгород (на самом деле Ярославль – Л.С.) и Псков в 1546 году, в 1550 году принял участие в Казанском походе.
В 1552 году царь не взял с собой брата в поход на Казанское ханство. Он оставил глухого Юрия «главою Москвы». Конечно, это было фиктивно.
В 1553 году Юрий присутствовал на свадьбе казанского царя Симеона Касаевича.
Следовательно, на людях младший брат царя держал себя вполне достойно.
Частная жизнь князя Углицкого
После своей свадьбы Иван IV решил женить и брата, которому уже исполнилось 15 лет. Царь сам выбрал невесту для брата. Ей оказалась дочь царского воеводы Дмитрия Фёдоровича Палецкого Щереды - Ульяна (Иулиания). Свадьба состоялась 3 ноября 1547 года и прошла с соблюдением всех традиций. Царь и близкие бояре вымылись с женихом в бане. «Постель стлал» молодым знаменитый соратник Ивана Грозного - Алексей Адашев.
Юрий хоть и страдал от физических и психических недостатков, но вполне был в состоянии вести семейную жизнь. В 1559 году, через два года после смерти Ивана Грозного (в период, когда обязанности государя исполнял Юрий, назначенный опекуном при малолетнем Дмитрие Ивановиче - Л.С.) у него и Ульяны родился сын Василий, правда, мальчик прожил меньше года.
Глухой великий князь Юрий жил мирно и спокойно. Управлением вотчинами занималась его супруга и ее родня.
Князь Юрий Васильевич умер в 1563 году. Причина его смерти неизвестна. Похоронен он в Архангельском соборе Кремля.
В письмах якобы Иван Грозный (на самом деле Владимир Андреевич Старицкий, назначенный опекуном при малолетнем Иване V Ивановиче «Молодом» - Л.С.) называл младшего брата Ивана Грозного «святопочившим», так как верил, что Юрий после смерти удостоился благой участи.
Участь супруги князя Юрия
В соответствие с обычаями, вдова Юрия Васильевича удалилась в Новодевичий монастырь, приняв постриг с именем Александра. Иван Грозный (на самом деле Владимир Андреевич Старицкий, назначенный опекуном при малолетнем Иване V Ивановиче «Молодом» - Л.С.) по-доброму относился к женщине, которая много лет была рядом с братом Ивана Грозного и, скрашивала его жизнь. В монастыре для инокини Александры возвели пышные кельи, она имела довольно большой штат слуг, «кормилась» с нескольких поместий. Для нее в обители были устроены отдельные ледники и поварни.
Илл. Иоанн Грозный (на самом деле Владимир Андреевич Старицкий, назначенный опекуном при малолетнем Иване V Ивановиче «Молодом» - Л.С.) с боярами и народом провожает вдову Иулианию в монастырь. Худ. Н. Дмитриев-Оренбургский.
Вдова глухого князя Углицкого спокойно жила в Новодевичьем монастыре, где и скончалась в 1574 году (во время правления Симеона-Ивана VI Бекбулатовича – Л.С.).
Но есть и другая версия.
Какое-то время инокиня Александра жила в монастыре вполне благополучно, получая доход с вотчин. Но через некоторое время царь (Симеон-Иван VI Бекбулатович – Л.С.) сменил милость на гнев. Поводом послужило то, что она слишком печалилась о жертвах опричного террора.
Из Новодевичьего монастыря инокиня Александра была отправлена в Горицкую обитель на Вологодчине, где у нее не было особых условий. А в 1569 (?) году ее утопили в реке Шексне (во время правления Ивана V Ивановича Молодого – Л.С.) вместе с монахиней Евдокией, опальной княгиней.
Вот такую историю мы имеем сегодня благодаря фантазиям лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности…
Тела женщин были погребены на территории Горицкого монастыря, над захоронениями возведен Троицкий собор.
Что случилось с глухим братом Ивана Грозного
Иван Грозный с самого детства ощутил горечь одиночества. В трехлетнем возрасте он потерял отца, а всего через пять лет умерла его мать. Единственным близким родственником, который оставался рядом с царем, был его младший брат Юрий Васильевич. Юрий носил титул князя Угличского и Калужского, но о нем известно мало, так как он практически не принимал участия в исторических событиях. Это неудивительно, ведь брат Ивана Грозного родился глухим.
Калека в княжеском дворце
В 1526 году 46-летний великий князь Московский Василий III Иванович женился на юной княжне Елене Глинской. Для него это был второй брак. Первый – с боярыней Соломонией Сабуровой – оказался бездетным, и великую княгиню отправили доживать век в монастырь. Теперь же Василий III надеялся, наконец, обзавестись наследником.
В 1530 году (на самом деле 9 февраля 1526 года – Л.С.) у него родился сын Иоанн, будущий царь Иван Грозный. А 30 октября 1532 года великая княгиня Елена произвела на свет второго ребёнка – Юрия (Георгия). Вероятно, он был назван в честь брата матери – князя Юрия Васильевича Глинского.
3 ноября младенца окрестили на подворье Сергиева монастыря игумен Иоасаф и старец Даниил Переяславский. Дальнейшая судьба великокняжеских детей, как известно, оказалась печальной – они рано осиротели. Однако жизнь Юрия осложняло ещё одно обстоятельство. Как полагают историки, он, с рождения ничего не слышал и с трудом мог говорить. Верующим руским людям этот факт казался Божьей карой за прелюбодеяние Василия III – ведь он развёлся с первой супругой против её воли. Возможно, болезнь передалась Юрию по материнской линии, ведь в роду Рюриковичей сурдомутизм [Сурдомутизм, или глухонемота, это состояние, при котором человек не слышит и, как следствие, не говорит. Это связано с тем, что слух является основой для развития речи. Сурдомутизм может быть врожденным или приобретенным, причем врожденные случаи составляют около половины всех случаев] ранее не встречался. Но генетические проблемы могли быть обусловлены и возрастом отца. Как недавно выяснили генетики, у детей, зачатых мужчинами в возрасте после 40 лет, гораздо чаще встречаются некоторые врождённые заболевания. В древности люди были склонны преуменьшать возможности глухих людей, что не оставляло им шансов на полноценную социализацию. Как считал Аристотель, «рождённые глухими не будут иметь чувств и способности рассуждать». Глухие могли общаться примитивными жестами, но в отсутствие специализированной сурдопедагогики их коммуникация крайне упрощалась, им были недоступны абстрактные понятия. Из-за этого великий князь Юрий производил на окружающих впечатление слабоумного (как говорится в летописи, он был «несмыслен» и «прост умом»). Глухих не умели учить не только в Московии, но и в Европе, хотя случались и исключения. Например, живший в одни годы с Юрием Васильевичем глухонемой испанец Хуан Фернандес де Наваррете сумел освоить мастерство живописца. Но Хуана воспитывали католические монахи, принявшие обет молчания и потому изъяснявшиеся жестами. На Руси же подобных практик не существовало. Несмотря на ограниченные возможности, Юрий стал постоянным товарищем детских игр будущего царя. Скорее всего, общение с глухим братом наложило серьёзный отпечаток на личность Ивана Грозного. Когда Иван говорил, Юрий не слышал и не понимал его. Речи княжича волей-неволей превращались в монологи, что не способствовало его психическому здоровью. Жестокий нрав Ивана Грозного развился из желания защитить себя и брата. Позднее царь вспоминал, что его с Юрием бояре «начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков», плохо кормили и одевали. Немного возмужав, Иван стал мстить. В 1453 году он приказал отдать псарям для расправы князя Андрея, плохо обращавшегося с его братом. На всю жизнь Иван Грозный сохранил жалость к инвалидам. Уже став царём, он поручил духовенству заботиться о глухонемых и других калеках.
Жизнь Юрия Васильевича
По завещанию великого князя Василия III его младший сын получил в личный удел несколько городов: Углич, Бежецкий Верх, Калугу, Малоярославец, Медынь и Мезецк. Кроме того, для дворового обихода Юрий Васильевича ему передали ряд сёл под Москвой. Но сам великий князь там не появлялся и в дела управления не входил – всем занимались царские дьяки. Став царём, Иван Грозный постоянно держал брата при себе. В разрядных записях Юрий Васильевич упоминаетcя как участник царских застолий. Младший брат сопровождал царя в поездках на охоту и на богомолье. Осенью 1546 года он ездил с Иваном Грозным в Новгород (на самом деле Ярославль – Л.С.) и Псков. Для Ивана Васильевича было важным то, что брат ни в коем случае не мог рассматриваться как его конкурент. Поэтому он очень заботливо относился к глухому. Об особенностях поведения Юрия Васильевича в частной жизни мало что известно.
Боярин Андрей Курбский в своей «Истории о делах великого князя Московского» свидетельствует о нём так: «был без ума и без памяти и безсловесен, тако же аки див якой родился». В русской историографии уже давно высказано обоснованное мнение, что знаменитая переписка Грозного с Курбским является ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ, написанным С.И. Шаховским в XVII веке! {Скрынников Р.Г. "Царство террора". - Спб. Наука, 1992, с.37}. Поэтому неосторожное заключение историков о том, что вставки в Царственную книгу "напоминают письма к Курбскому", может означать, что и сама летопись, то есть Царственная книга, писалась и правилась в XVII веке! Возможно, это - был какой-то промежуточный вариант, не получивший высочайшего одобрения, несмотря на роскошное исполнение. Поэтому-то его и забросили. Однако, по-видимому, на людях брат царя держал себя вполне благопристойно, раз он сопровождал его на официальных церемониях и в церкви. Впоследствии, отправляясь в поход на Казань, Иван Грозный номинально оставил «главой Москвы» вместо себя именно Юрия. Вскоре после собственной свадьбы Иван Грозный решил женить и 15-летнего брата. «Юрий, несомненно, страдал от физических недостатков, но он был в состоянии вести семейную жизнь, – отмечает историк Изабель де Мадариага.
Свидетельство о публикации №225120201646