Роман. Книга 1. Часть 2. Фронтовые пути, дороги се
Григорий Рыжов
Часть 2
Производственная деятельность в Асбесте
Глава 1
Работа на руднике Ильинском
Сентябрь 1933 года. Григорий приехал в город Асбест в начале сентября. Зашёл в отдел кадров предприятия, где его направили на рудник к начальнику горного цеха. Это был мужчина средних лет, коренастый, с широким лицом и с большими усами. Он внимательно посмотрел на Григория, его документы, с характеристикой от колхоза прочитал их. Он немного подумал и сказал:
-Так, Григорий. Ты парень грамотный, имеешь четыре класса сельской школы. У нас имеется вечерняя школа, где можешь учиться дальше. Направим тебя пока учеником слесаря – ремонтника горного оборудования.
Асбест (город)
Асбе;ст — город областного подчинения в Свердловской области России, административный центр Асбестовского городского округа.
География
Город Асбест расположен на восточной окраине Среднего Урала, на реке Большой Рефт, в 86 километрах к северо-востоку от Екатеринбурга.
Климат умеренно континентальный. Среднегодовая норма осадков — 503 мм. Меньше всего осадков выпадает в марте, в среднем 15 мм. Большая часть осадков выпадает в июле, в среднем около 90 мм. Самый холодный месяц январь со средней температурой ;12,5 ° C, а самый тёплый — июль, со средней температурой 19,2 ° C.
История
Добыча асбестовой руды на Баженовском месторождении в XIX веке
Баженовский асбестовый карьер в черте города Асбеста; 2007 год
В 1885 году член Уральского общества любителей естествознания Алексей Ладыжинский открыл в районе Щучьего озера месторождение асбеста. Месторождение было названо Баженовским по названию ближайшей железнодорожной станции Баженово. Потребность промышленности в асбесте обусловила необходимость разработки месторождения. Поэтому к 1889 году открыли несколько приисков и был основан посёлок Куделька. Работы велись открытым способом. Преобладал преимущественно ручной труд. Добыче руды мешали грунтовые воды, поэтому для их откачивания в 1896 году на прииске «Поклевский» появилась первая паровая машина для водоотлива.
В 1897 году в Кудельке была открыта первая в России асбестовая фабрика. Под этим наз-ванием Октябрьская фабрика работала до 1956 года.
Среди рабочих преобладали так называемые зимогоры — крестьяне из окрестных деревень, устраивающиеся на работу в зимнее время. Как правило, они жили либо в казармах, либо во временных избах. После эпидемии брюшного тифа в 1898 году на Вознесенском прииске была открыта первая больница на 10 коек.
В 1901 году в карьерах начали применять взрывные работы.
В 1904 году в карьеры были проложены рельсовые пути для вывоза руды с помощью вагонеток «Коппель» на конной тяге, а в 1910 году появились первые паровозы.
В 1905 году в Кудельке была открыта первая школа. Одной из первых учительниц была Фаина Аввакумова — мать художника Николая Аввакумова.
Одной из проблем Кудельки была фактическая изолированность от дорог. До станции Баженово время в пути составляло целый день. В 1906 году до Кудельки была проведена грунтовая дорога.
В 1910 году на Вознесенском прииске были построены Механические мастерские для ремонта оборудования.
21 февраля 1913 года на Вознесенском прииске открыт рабочий клуб со зрительным залом на 400 мест.
Достигнута самая большая выработка асбеста с начала разработки месторождения — 22,5 тысяч тонн. Вырабатываемый на рудниках асбест экспортировался в Германию, Австрию, Англию, незначительное количество — в Японию. Также была построена и освящена церковь Успения Божией Матери.
В 1918 году постановлением областного совета комиссаров Урала от 29 апреля асбес-товые предприятия Баженовского района конфискованы и объявлены собственность РСФСР. В 1922 году создаётся Республиканский Государственный трест «Ураласбест», реорганизованный в последующем в «Ураласбокомбинат» (1933), в трест «Союзасбест» (1939), в «Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат „Ураласбест“» (1965). С созданием треста происходит объединение рудников Баженовского, Невьянского, Режевского, Алапаевского районов, и начинается планомерная разведка и эксплуатация Баженовского месторождения. В 1922 году начала работать асбестообогатительная фабрика № 1, в 1930 г. — фабрика № 2 «Гигант», в 1935 г. — фабрика № 3 «Асбогигант», в 1955 г. — фабрика № 5, в 1956 и 1961 гг. — I и II очереди фабрики № 4, в 1969 г. — крупнейшая в мире асбестообогатительная фабрика № 6. К началу 1980-х годов фабрики № 1, 2, 3 были выведены из эксплуатации и снесены, а к середине 1980-х годов началось строительство фабрики № 7, однако антиасбестовая кампания в мире и вызванный распадом СССР экономический спад привели к его заморозки.
Во время Гражданской войны в районе Кудельки не было крупных боёв. В июле 1919 года после повторного захвата Урала красными был организован первый ревком, 9 сентября того же года создана комсомольская организация.
В 1922 году в здании бывшей конторы Коревинского прииска открыты рабочий клуб «Красный горняк» и общественная библиотека.
В 1927 году была построена узкоколейная железная дорога до станции Баженово. В 1933 году она была перешита на широкую колею.
1929 год: 24 февраля — Асбестовское бюро коллектива ВКП(б) реорганизовано в Асбестовский РК ВКП(б) с подчинением Свердловскому окружному ВКП(б). 1 мая — вышел первый номер газеты «Асбестовский рабочий».
В 1930 году в посёлке были открыты геологический музей и горный техникум, в 1940 году ещё и ремесленное училище № 12 (с 1963 года — городское профессионально-техническое училище № 48).
Постановлением ВЦИК СССР от 20 июня 1933 года рабочему посёлку Асбесту был присво-ен статус города областного подчинения. В 1940 году город обеспечен трёхсторонним электропитанием.
10 июля 1936 года запущен первый автобусный маршрут: Гараж — Асбокомбинат — Ильинка — комбинат «Гигант».
13 декабря 1936 года приказом Народного Комиссара тяжелой промышленности СССР на базе Центральной Ильинской механической мастерской создан Асборемонтный завод.
В годы Великой отечественной войны в Асбест было эвакуировано много предприятий.
Была проложена сеть узкоколейных железных дорог для вывозки леса. На 2011 год некоторые участки этих дорог сохранились в виде просек, на некоторых из них сохранились шпалы и рельсы. Лесозаготовки осуществлялись силами жителей города и военнопленных. В городе было открыто несколько лагерей для пленных, в частности, один из них находился на речке Тёплый ключ, к нему была проложена узкоколейная железная дорога для вывоза леса.
Также были открыты госпитали для раненых бойцов. Один из них размещался в здании школы № 1. Это здание сохранилось до наших дней, сейчас там размещается контора городского водопровода. Также существовал госпиталь в здании школы № 26, там по сей день располагается школа.
В 1941 году были в Асбест также эвакуированы: Ленинградский асбестовый завод, Егорьевский завод «Тормозная лента», Ярославский асбестовый завод, Ленинградская слюдяная фабрика, Харьковский аккумуляторный завод и Харьковский калориферный завод. Вновь созданный завод (ныне ОАО «Уральский завод авто-текстильных изделий», назван завод «УралАТИ» в 1942 г.) в сентябре начал выпускать асбестовые ткани и набивки, диски сцепления, нити и шнуры. В 1943 году на заводе на эвакуированном из блокадного Ленинграда оборудовании был начат выпуск паронита, выпуск которого полностью стал обеспечивать нужды оборонной промышленности. В 1945 г. коллективу завода УралАТИ передано на вечное хранение вручённое в 1943 г. переходящее Красное знамя ГКО СССР. В 1958 году на заводе начинается выпуск ферронита, тормозных лент и колодок (автомобильных и железнодорожных). В 1976 году впервые в стране начинается выпуск нетканого полотна (ПНАХ- 1К, АТ-7, АТ-19). В 2004 году налажено производство полимерных материалов и мешков из них. В 2005 году регистрируется торговая марка UrTex (от англ. ural textile — «уральский текстиль»), под которой выпускаются безасбестовые теплоизоляционные материалы.
В 1944 году в Асбесте был открыт детский дом.
В годы войны тысячи асбестовцев ушли на фронт, многие были награждены боевыми наградами, а шесть человек были удостоены звания Героя Советского Союза.
Центр Культуры и Досуга
Центр детского творчества
В 1946 году образовалась Баженовская геологоразведочная партия. В 1950 году на базе Центральной научно-исследовательской лаборатории в Асбесте был создан Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт асбестовой промышленности.
1 февраля 1963 года Совет депутатов трудящихся города Асбест передан в подчинение Свердловскому областному Совету депутатов трудящихся.
В 1974 году были построены стоматологическая поликлиника, щебёночный завод. Открылся концертный зал музыкального училища. Открылось новое здание центральной городской библиотеки.
Осенью 1978 года организован СМЭУ (Специализированный монтажно-эксплуатационный участок) при ГОВД Асбестовского горисполкома, в дальнейшем муниципальное казённое предприятие «Знак» Асбестовского городского округа (директор Княжев П. Л.). С этого момента стала системно разрабатываться и внедряться организация дорожного движения в районе Асбеста. Также Асбестовский СМЭУ обслуживал посёлки Белокаменный, Рефтинский, Малышева, Белоярский район и город Заречный.
1 ноября 1990 года произошёл взрыв в цехе по производству взрывчатки. На месте катастрофы образовалась большая воронка. Была полностью разрушена станция перекач-ки конденсата и заправочный комплекс. Также были тяжело повреждены административно-бытовое здание и главный корпус гаражного хозяйства АТП, противопожарная насосная, компрессорная с подстанцией, центральный склад, мастерская по ремонту машин. Погибло 16 человек. Причины взрыва не установлены по сей день.
С 1992 по 2009 гг. в городе дислоцировалась 12-я отдельная бригада специального назначения ВС РФ.
В 1994 году был построен цех «Порэмит» по производству взрывчатки. В 1997 году была открыта новая автотрасса Асбест — Белоярский. Закрыта фабрика № 5. В 2002 году в городе появилась сотовая связь.
В 2002 году был подключён первый абонент к широкополосному доступу интернет компании ООО «Интерсат».
В 2004 году создан ОАО «Асбестовский магниевый завод», для переработки отвалов фабрик по производству асбеста.
В 2005 году пробурена новая скважина на асбестовском водозаборе.
В 2009 году Асбест включили в программу федеральной поддержки моногородов.
в 2011 году на Мариинском прииске возобновлена добыча изумрудов.
В 2012 году в Асбесте открылся ледовый дворец.
В 2012 году партию изумрудов с Малышевского месторождения впервые выставили на открытые торги.
В 2013 году ООО «Малышевское коммунальное предприятие» признано банкротом.
В 2014 году город перешёл на двуглавую систему управления.
Население
Численность населения
1926 1931 1939 1959 1962 1967
7600 ;29 700 ;28 906 ;60 053 ;65 000 ;74 000
1970 1973 1976 1979 1982 1986
;75 508 ;79 000 ;78 000 ;78 673 ;80 000 ;83 000
1987 1989 1992 1996 1998 2000
;83 000 ;84 470 ;85 100 ;83 200 ;82 200 ;81 200
2001 2002 2003 2005 2006 2007
;80 600 ;76 328 ;76 300 ;73 800 ;72 800 ;71 900
2008 2009 2010 2011 2012[ 2013
;71 300 ;70 813 ;68 893 ;68 900 ;68 104 ;67 414
2014 2015 2016[ 2017 2018 2019
;66 855 ;66 108 ;65 305 ;64 666 ;64 091 ;63 325
2020 2021
;62 908 ;57 317
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 283-м месте из 1118 городов Российской Федерации[.
Промышленность
• ОАО «Ураласбест» (добыча асбеста открытым способом)
• ОАО «УралАТИ» (производство асботехнических изделий)
• ОАО «Заречный» (производство строительного кирпича и хрустальных изделий)
• ООО «ФОРЭС» (производство магний силикатных пропантов)
Оборот предприятий и организаций по добыче полезных ископаемых и обрабатывающим производствам за 2007 год составил 7 млрд рублей.
Баженовское асбестовое месторождение
Основная статья: Баженовское асбестовое месторождение
Гроссуляр
Месторождение было открыто землемером Уральского горного правления Ладыженским Алексеем Павловичем 24 декабря 1884 г. во время обмера земель для разработки россыпного золота на реке Грязнушка. До официального открытия месторождения, местное население знало о существовании асбеста (горной кудельки) в данном районе, отчего местность вокруг озера Щучьего называлась Кудельным болотом. 2 января 1885 г. было подано заявление на открытие прииска. Разработка месторождения официально была разрешена Горным департаментом 20 июня 1889 г. В 1889 году прииски (на тот момент 9) были куплены бароном Э. А. Жерард де-Сукантоном. В 1897 г. на одном из приисков была открыта первая российская асбестообогатительная фабрика.
Баженовское месторождение хризотил-асбеста является крупнейшим в мире по запасам. Расположено на линзообразном гипербазитовом массиве, вытянутом субмеридионально на 28 км с шириной до 4 км с площадью на поверхности около 75 км2. С запада и севера массив граничит с габброидами, с востока и юга — с гранитоидами. Месторождение представлено ветвящимися дайками гранитов и диоритов разделёнными на блоки различно ориентированными зонами разломов и дробления. В центральных частях блоки сложены перидотитами, а ближе к зонам разломов рассланцованными серпентинитами, хризотил-асбестом, талькохлоритами и талькокарбонатами. Хризотил-асбестовая минерализация представлена в виде жил и сетки прожилков асбеста шириной от 2 до 50 мм. В месторождении разведано 27 асбестосодержащих залежей с промышленным содержанием хризотил-асбеста (более 2 % от объёма породы), длиной от 200 м до 4,5 км, мощностью от 20 до 1,4 км, глубиной залегания от десятков до 1100 метров от поверхности. Запасы месторождения по состоянию на 1998 год составляли около 70 млн тонн. Разработка ведётся открытым способом, уступами высотой 10-15 м. Глубина карьеров в настоящее время 350—400 м, высота внешних отвалов до 125 м. В ходе разработки сносилась часть жилой и промышленной постройки города Асбеста и город был разделён на две части, в зону карьера попало и озеро Щучье, а озеро Талицкое засыпано отвалами.
Руды поперечноволокнистые, в меньшем количестве есть и продольноволокнистые, асбестмассы. Длина асбестового волокна месторождения до 50—60 мм, очень редко достигают — 150 мм.
Кроме хризотил-асбеста на Баженовском месторождении встречается свыше 120 других миниралов. Встречаются голубой брусит, гроссуляр от светло-розовых до оранжево-красных расцветок, хромистый гроссуляр интенсивно зелёного цвета, везувиан, хлориты, кальцит, арагонит, разноокрашенный диопсид, бадделеит, пектолит, диаллагит, верлит, вебстерит, микродиорит, макрогаббро, диорит-порфиры, диабаз, диабазовые порфиры, плагиоаплит, альбитит, татариновит, нефрит, молибденит, маухерит, титанит, касаткинит, ссайбелиит, клинохлор, пирит и другие. На месторождении впервые на Урале обнаружены артинит, бруньятеллит, герхардит, гидроксиапофиллит, гидроталькит, годлевскит, девиллин, ксонотлит, ликазит, пироаурит, пломбьерит, розенханит, стивенсит, шорломит. Также встречается самородное золото и серебро.
Транспорт
Промышленный тяговый агрегат ПЭ2М с грузовым поездом на станции Восточная
Баженово — Рефт
Город соединён железнодорожной веткой с Транссибирской магистралью. Длина пути — 36 километров. Ветка электрифицирована. Рядом с городом расположены железнодорожные станции СвЖД Асбест и Изумруд. Станция Асбест ныне является конечной для пассажирского движения и связывает железнодорожную сеть общего пользования с ведомственной электрифицированной железнодорожной сетью ОАО «Ураласбест», которая также электрифицирована и по которой осуществляются грузоперевозки породы из асбестового карьера промышленными тяговыми агрегатами. Ранее железная дорога имела продолжение до посёлка Рефтинский и связывалась с другой железнодорожной веткой. От станции Асбест в южном направлении осуществляется пассажирское сообщение электропоездами до Екатеринбурга и других городов Свердловской области. Обратные электропоезда из Екатеринбурга идут только до станции Изумруд, и до станции Асбест не доходят. В виду удалённости обеих станций от жилых кварталов города до ближайшей к городу станции Изумруд ходит автобус № 5, подвязанный к утренней и вечерней электричке. До станции Асбест и расположенного рядом с ней посёлка «101 квартал», из города ходит автобус № 2а.
В северном направлении от станции Асбест имеются также грузовые станции Восточная и Северная.
Также в городе есть Асбестовское пассажирское автотранспортное предприятие (АПАТП). Оно осуществляет внутригородское, пригородное и междугороднее сообщение. Отправление практически всех маршрутов осуществляется с автовокзала.
На линиях работают автобусы ЛиАЗ-5256, Киа Гранбирд, Хёндэ Юниверс. Ранее в эксплуатации находились автобусы ЛиАЗ-677 (до 2011—2012 гг.), ЛАЗ-695Н (до 2013 г.), Икарус-280 (с 2010 года эксплуатировались только в летнее время, последние списаны в 2014 году), Икарус-250 (до 2014 г.), Икарус-256 (до 2014 г.), Икарус-260 (до 2014 г.).
Большинство автобусов АПАТП находится в плохом техническом состоянии. Закупки новых автобусов осуществляются в недостаточном объёме. Это привело к прекращению движения по маршрутам № 2 и № 4. Также существенно сокращено количество рейсов на действующих маршрутах. Автобусный парк стремительно сокращается из-за физического старения и износа автобусов.
Кроме АПАТП пригородные маршруты обслуживает фирма «Фаэтон». Осуществляются рейсы
• Асбест — посёлок имени Малышева.
• Асбест — посёлок Рефтинский.
С 2011 года эти рейсы отправляются с асбестовского автовокзала. Кроме них есть рейс от станции Изумруд.
Также в городе развивается сеть маршрутных такси. Есть маршруты, дублирующие автобусные, такие как 1к и 2а, 102а и 102б]. Кроме того, есть кольцевой маршрут, восстановлены и осуществляются маршруты № 3 и № 9. С 2011 года все маршрутные такси отправляются от асбестовского автовокзала.
Образование и здравоохранение
В городе развито дошкольное и школьное образование. На 2011 год действуют 24 детских сада, 15 средних школ и межшкольный учебный комбинат. Также действуют два профессиональных училища — № 17 и № 48. Действует Асбестовский горный техникум и Асбестовский колледж искусств. Кроме того, в Асбесте есть филиалы высших учебных заведений: УрГПУ, УрФУ, УГГУ, УГСХА.
В Асбесте действуют две клинические больницы, детская больница, психоневрологический диспансер и несколько поликлиник. Развита сеть аптек. Действуют стоматологическая поликлиника и ветеринарная лечебница.
Средства массовой информации Радиостанции
• 87,9 FM — Волна FM
• 88,6 FM — Юмор FM
• 90,0 FM — Радио СИ
• 91,1 FM — Радио России / Радио Урала
• 92,5 FM — Авторадио
• 92,9 FM — Джем FM
• 95,0 FM — Радио Пилот
• 97,1 FM — Радио Воскресение
• 97,5 FM — Интерра FM
• 99,1 FM — Дорожное радио
• 99,7 FM — DFM
• 101,7 FM — Маруся FM
• 106,5 FM — Русское радио / Урал Медиа
Религия
Наиболее распространённой конфессией в Асбесте является православие. Действуют два храма: Князе-Владимирский храм (открыт в 1995 году) и Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской (открыт в 1991 году). Также существуют довольно значительные мусульманская и протестантские общины. Имеется мечеть. (3*)
Глава 2
Становление Григория на производстве
Сентябрь. 1933 год. Начальник горного цеха Аносов Сергей Павлович Григория направил в бригаду слесарей – ремонтников учеником. Сначала Григорий побывал в кабинете у механика этой бригады. Его звали Юрий Никитич Симонов. Он поговорил с Григорием о жизни, как живётся в деревне. Затем проинструктировал его по технике безопасности и в конце беседы сказал:
-Григорий. Ты уже совершеннолетний и должен думать самостоятельно. Пока ты учеником слесаря – ремонтника будешь. Будь осторожен во время работы и не лезь, куда тебя не просят, чтобы не травмироваться. Ладно. Иди к бригадиру Зайцеву и слушай его, что скажет.
Григорий зашёл к бригадиру слесарей – ремонтников в слесарную мастерскую.
Бригадир слесарей мужчина лет сорока, среднего роста, крепкого телосложения и с командирским голосом. Звали его Иваном Петровичем по фамилии Зайцев. Он спросил Григория:
-Расскажи, Григорий. Как в деревне живётся? Чем занимался? Сколько классов закончил в школе.
-Я родился в деревне Мосина, в 20 километрах от Каменска – Уральска. Закончил 4 класса сельской школы. Дальше учиться не пошёл. Стал работать в сельском кооперативе пощником пастуха стада коров. Зимой работал на ферме. Приходилось ремонтировать разные механизмы на ферме и в кооперативе. Работал до 18 лет. Захотелось настоящего производства. В областной газете узнал, что требуются рабочие на предприятие «Ураласбокомбинат». И вот я здесь.
-Так. Ладно, хорошо. Закреплю тебя за опытным слесарем – ремонтником, будет он те-бе наставником и старшим товарищем. Зовут его Николай Семёнович Волков.
В мастерскую зашёл мужчина лет 50, выше среднего роста, поджарый и в очках.
-А вот он и лёгок, на помине. Семёныч, принимай к себе ученика слесарем – ремонтником. Будешь из него специалиста делать. Завтра с утра он выйдет на работу, - сказал бригадир, глядя и показывая рукой на Григория.
-Хорошо, будем растить кадры, - ответил наставник, давая знак согласия головой.
Григорий отправился в общежитие, которое находилось на окраине городе Асбеста. Это было одноэтажное деревянное здание, с коридорной системой. В комнате располагались 4 человека. В каждой комнате стояла печь, которая топилась дровами. Туалет находился на улице в метрах 20 от общежития. Не далеко от здания стояли сараи, построенные из досок, крыша покрыта досками, а сверху толью. Там хранились старые вещи и различный хлам жителей общежития.
В течение вечера Григорий познакомился со своими соседями по комнате и стали общаться друг с другом. Ребята оказались его сверстниками и работали в горном цехе.
*****
Так началась трудовая деятельность в горном цехе предприятии «Ураласбокомбинат».
Григорий прилежно вникал в суть дела по профессии. Наставник Волков, все его звали Семёныч, учил его слесарному делу, показывал приёмы работы с инструментом. Наставник брал его с собой на ремонт горной техники на руднике, где велась добыча асбеста. Обычно работа о ремонту горного оборудования производится двумя и более слесарей – ремонтников.
Бригада выполняла ремонтные работы на экскаваторах, бурильных станков, паровозов и электровозов, которые стали применяться при транспортировке асбестовой руды.
Григорий с самого начала работы проявил себя с хорошей стороны, как трудолюбием и любознательностью. С порученной работой он справлялся и даже доверяли выполнять самостоятельный ремонт деталей, агрегатов, механизмов оборудования.
Руководство горного цеха по ходатайству механика, бригадира и наставника приняли решение принять экзамен у ученика слесаря – ремонтника горного оборудования Григория Ячменёва на II разряд.
В ноябре собрали цеховую комиссию по принятию экзамена на разряд у Григория. Предварительно ученик слесаря – ремонтника Ячменёв изготовил деталь средней сложности с помощью ручного слесарного инструмента. Комиссия работу оценила на оценку пять. Затем стали задавать вопросы по теории и техники безопасности. Начальник горного цеха Сергей Павлович Аносов, внимательно разглядывая Григория, заговорил:
-Григорий, по сути, ты уже стал взрослым человеком и самостоятельным в делах и мышлении. О тебе положительно отзываются наставник и твои руководители в механической службе цеха. Это хорошо. Нет сомнений, что теоретические знания по горному оборудованию, у тебя есть. Я в одном хочу акцентировать внимание – это по технике безопасности при работе по ремонту оборудования в цехе. Те, кто не соблюдает её или относится с пренебрежением, плати за это ценой своей жизни и другими становится часто инвалидом на всю жизнь. Вот это главное для тебя во время работы, да и в жизни. Успехов, Григорий, в работе.
Члены комиссии стали задавать вопросы по устройству горного оборудования. Григорий отвечал на вопросы по плакатам и таблицам, которые висели на стене. Были вопросы по технологическому ремонту оборудования, на которые ученик отлично отвечал.
Комиссия посовещалась, и на основании результатов экзамена присвоили Григорию II разряд слесаря – ремонтника горного оборудования.
Григорий радовался этому и понимал, что это только первый шаг к успеху в жизни. Он становился полноправным членом бригады, к тому же повышалась заработная плата.
Вечером Григорий с соседями по комнате скромно отметили его сдачу на II разряд слесаря ремонтника горного оборудования. Поговорили по душам о жизни, о планах на будущее.
*****
Январь. 1934 год. Наступил Новый Год, который молодёжь общежития встретили клубе. Там стояла наряженная ёлка новогодними игрушками, на ней горели разноцветными огнями лампочки. Появился Дед Мороз со Снегурочкой у Новогодней Ёлки. Звучала музы-ка клубного оркестра. Молодёжь танцевала и веселилась. Огни ещё не горели на Ёлке. До Нового Года оставались считанные минуты. Наконец, Дед Мороз остановил танцы. Музы-ка замолчала. Наступила тишина. Дед мороз взмахнул своей тростью и провозгласил:
-Гори, гори Ёлка и не затухай.
Новогодняя Ёлка загорелась разными цветами, исходящие от лампочек, стало красивее и веселее. Послышались рукоплескания и дружные крики молодёжи:
-Гори, гори Ёлка ярче! Чтобы всем было прекрасно…
Прошёл Новогодний вечер. К утру клуб опустел. Молодёжь разошлась по домам…
9 января 1934 года Григорию исполнилось 19 лет. Друзья подарили ему подарки, а вечером посидели за столом в комнате за шампанским и водочкой под закуску, душевно беседовали и пели песни.
Наступила весна, таял снег, на лужайках появилась зелёная трава. Больше стало слышно пение птиц. После морозной и холодной зимы природа начала оживать. На деревьях стали набухать почки, признак того, что весна постепенно вступает в свои права. Заметно, как у людей в этот период поднимается настроение и желание жить и любить.
У Григория в конце апреля приняли экзамен на III разряд слесаря – ремонтника горного оборудования. К этому времени Григорий получил практический опыт по ремонту горного оборудования. Его назначили бригадиром звена ремонтников. В состав звена, входило два человека во главе с Ячменёвым Григорием.
Григорий успешно справлялся с ремонтными работами на руднике и не раз получал благодарности о руководства горного цеха. Он занимался общественной работой в цехе и вскоре его приняли в комсомол по рекомендации комсомольцев и коммунистов.
Срочный ремонт экскаватора
После майских праздников на руднике случилась поломка экскаватора, который отгру-жал асбестовую руду в вагоны электровоза для асбестообогатительной фабрики № 2.
Предприятие «Ураласбокомбинат» выполнял срочный заказ по асбесту для оборонной промышленности, и требовалось бесперебойной работы оборудования, чтобы не сорвать выполнения этого заказа в срок.
Поломка случилась в воскресный день рано утром. Приехал диспетчерский автобус за рабочими в общежитие. Вызывали бригадира звена и его рабочих. Все члены бригады жи-ли в общежитии.
Через 40 минут звено ремонтников были доставлены автобусом в рудник к эксковато-ру. Там уже находились механик ремонтной службы и горный мастер. Стали разбираться о причины поломки и как её устранять. Оказалось следующая причина поломки. Произошёл износ троса подъёма балки, к которой крепится ковш. Трос лопнул от износа, не выдержав нагрузки. Его давно надо было менять, но в наличие такого троса не было. Диаметр стального троса составлял 20 миллиметров. Этот трос привезли на днях и планировали его заменить на этой недели. Он порвался раньше, чем ожидалось.
Создав безопасные условия работы, которые тщательно проверил звеньевой Григорий Ячменёв, и его звено приступила к ремонту. Ремонтировать экскаватор помогали машинист экскаватора и его помощник. Прежде всего, для электробезопасности экскаватор был обесточен от подстанции, на рубильник повесили аншлаг «Не включать – работают люди».
Григорию со своим звеном приходилось два раза менять стальные тросы на экскаваторах по плану ремонта горного оборудования. Эти ремонты проходили благополучно.
Звено во главе с Григорием приступили к замене стального троса на экскаваторе. Сначала нужно было старый стальной трос демонтировать и вытащить из системы блоков подъёма ковша. В течение двух часов порванный трос демонтировали и отвезли его с помощью трактора на площадку металлолома.
Замена стального троса сложная и трудоёмкая, требует чёткой и слаженной организации работы звена слесарей – ремонтников. Привезли новый стальной трос со склада, и слесаря – ремонтники приступили к подготовке его монтажа на экскаватор. Работа велась слажено и в течение 5 часов замену стального троса произвели. Звеньевой Григорий Ячменёв объявил громким голосом о готовности начать пусковые работы по опробованию механизма подъёма ковша.
Сняли аншлаг с рубильника «Не включать – работают люди», включили его и запитали электричеством экскаватор. Машинист экскаватора провёл пробную работу механизма ковша, который выдержал эти эксплуатационные испытания. Затем произвели погрузку состав вагонов электровоза асбестовой руды. Стальной канат механизма подъёма ковша выдержал при погрузки асбестовой руды. Работа была благополучно завершена.
Главный инженер рудника пригласил членов звена слесарей – ремонтников поближе к себе и сказал:
-Молодцы, товарищи ремонтники! Выручили предприятие «Ураласбокомбинат» по выполнению государственного заказа по выпуску асбеста в срок. Приказом будете отмечены благодарностью и денежной премией. Спасибо вам.
-Спасибо за вашу благодарность. Будем стараться и дальше, – ответил звеньевой Григорий Ячменёв и замолчал.
Экскаватор продолжал работать, загружая вагоны электровоза асбестовой рудой. Григорий и остальные его члены звена сели в автобус и поехали в общежитие отдыхать. На улице начиналось смеркаться. Природа постепенно уходила в спячку.
*****
Июнь - декабрь 1934 год. Григорий продолжал работать на руднике успешно и руководство на него надеялись, что он на своём участке надёжно отремонтирует тот или иной механизм, агрегат на горном оборудовании.
В этом месяце Григория Ячменёва приняли в комсомол единогласно комсомольской организации горного цеха. Ему поручили заниматься с молодёжью по идеологическому воспитанию построения социализма в СССР, как в справедливом государстве рабочих и крестьян.
Незаметно наступила осень, деревья пожелтели от листьев, улицы стали нарядными и красивыми. Словно деревья и землю посыпали золотой пылью. Участились монотонные осенние дожди, воздух становился влажным и отдавал некоторой сыростью.
В середине сентября наступило бабье лето с тёплым солнышком. Природа оживилась, птицы запели, сливаясь в общий хор голосов. Заметно было, что девушки стали наряжаться нарядней в свои разноцветные одеяния. Лица просветлели и смотрели на мир с улыбкой на лице. Парни в это время активней ухаживали за девушками, которые с удовольствием принимали их, заманивая своим обаянием и красотой.
Григорий не терял зря времени, он записался в вечернюю школу, как приехал работать на предприятие «Ураласбестокомбинат». За год он сдал экзамены за 5 и 6 классы, в этом году перешёл в 7 класс.
Учёба в 7 классе шла у Григория хорошо, к тому же занимался общественной работой по комсомольской линии.
Наступила зима, белый снег покрыл улицы, на деревьях ложился белый слой снега. Из далека, кажется, что это было покрытия белых ковров. Когда светило солнце, то этот ковёр отражал лучи солнца и резал глаза. В декабре навалило много снега и лыжники стали кататься на лыжах по лесу и снежным полям. На стадионе залили каток, где вечерами было много народа, порой каток переполнялся любителями коньков.
*****
Январь 1935 год. Новый год Григорий и его друзья встретили в клубе. Было хорошо и весело. Дед Мороз со Снегурочкой со своими подарками. Загорелась Новогодняя Ёлка, играла музыка. Молодёжь танцевала и веселилась.
Однако, в стране активно продвигалась индустриализация в стране. Строилось много новых предприятий оборонного и гражданского значения, появлялись с ними и новые города. Создавались предприятия на Урале «Уралмаш», металлургическое предприятие «Магнитка», на Дальнем Востоке строились новые предприятия, один из них авиационный завод с сопутствующие ему вспомогательные заводы. На основании возникновения этих предприятий возникали новые города. Один из них Комсомольск – на – Амуре.
Для такого размаха строительства предприятий и городов нужны были людские ресурсы. Под руководством партии большевиков мобилизовали на строительство военные корпуса из армии, создавались молодёжные отряды по всей стране и по комсомольской путёвки отправлялись на строительства этих гигантов индустрии.
Этот призыв дошёл и до Асбеста, и стали набирать добровольцев в молодёжные отря-ды по комсомольской путёвке на строительство города Комсомольск – на Амуре с его гигантскими предприятиями. В течение июля 1935 года сформировали отряд комсомольцев асбестовцев по комсомольским путёвкам на строительство города Комсомольск – на – Амуре.
Один из первых комсомольцев отозвался на призыв партии Григорий Ячменёв. В июле сформировали группу молодых работников города по комсомольской путёвке на строительство города Комсомольск – н а – Амуре.
В начале августа в клубе провели торжественное собрание по поводу проводов комсомольцев – добровольцев на строительство особо важного объекта для страны. Выступали руководители города, предприятий и сами комсомольцы – добровольцы.
7 августа 1935 года с вокзала Асбеста тронулся поезд с комсомольцами – добровольца-ми в количестве 20 человек. Среди них были и несколько девушек, которые украшали группу и веселили ребят. С ними было веселее ехать в далёкую неизвестность…
В Свердловске формировался эшелон комсомольцев – добровольцев на Дальний Восток на строительство Комсомольск – на – Амуре. Эшелон состоял из крытых товарных вагонов, называемых теплушками.
На вокзальной площади состоялся митинг с выступлениями руководство области и предприятий. Митинг прошёл. Затем была дана команда, идти на посадку в эшелон. Григорий и его соратники с Асбеста сели в теплушку, которая находилась в середине состава.
Через два часа эшелон тронулся в путь на Дальний Восток. Находиться в пути придётся три недели, не меньше.
Продолжение следует
02.12.2025 год
Свидетельство о публикации №225120201649