Ида Рубинштейн на картине Серова и на фотографии
Знакомясь с миниатюрой, вспомнил, что ее портрет кисти знаменитого русского художника Серова из собрания Русского музея воспроизведен в одном из моих живописных альбомов [2], открыв который, прочитал: «В.А. Серов. Ида Рубинштейн. 1910. Холст, масло, уголь. 147х233».
Подумал, что в 1910 году уже во всю расцвела фотография, и захотелось сопоставить облик Иды Рубинштей на картине и на фотографиях танцовщицы, число которых в интернете достигает, по моей оценке, двухсот единиц.
В результате возникла приведенная выше композиция из живописного портрета и фотографии Иды Рубинштейн, отреставрированной и тонированной автором миниатюры.
Рассматривая композицию, можно увидеть, как выглядела артистка в возрасте 27-ми и 64 -х лет.
Глядя на фотографию, трудно представить, что изображенная на ней грустная пожилая женщина с едва заметной улыбкой когда-то в свои молодые годы царила на многих российских и зарубежных сценах, внося сумятицу в головы зрителей тех далеких лет.
ПРИВОЖУ НИЖЕ краткую биографию балерины по годам:
1883 год — родилась в Харькове. Рано потеряла родителей, после чего её забрала к себе в Петербург ее тётя, Анна Горовиц.
1904 год — поступила на драматические курсы при Императорском Малом театре, которые закончила в 1907 году.
1907–1908 годы — брала частные уроки танца у Михаила Фокина. Как танцовщица выступила в «Танце семи покрывал» из спектакля «Саломея» в художественном оформлении Л. Бакста (именно в этом «одеянии» и запечатлел ее на своем полотне художник В.А. Серов).
1909 год — вышла замуж за банкира Владимира Горовица, однако брак этот распался сразу после свадебного путешествия.
По другим данным Владимир Горовиц был двоюродным братом танцовщицы Иды Рубинштейн, сыном её тётки, а брак между Идой и Владимиром был фиктивным, причем молодые люди обо всём договорились заранее. Брак длился недолго, и сразу после медового месяца супруги расстались.
В 1909–1911 гг. Ида Рубинштейн выступала в Русском балете Сергея Дягилева, исполняя главные роли в его балетах «Клеопатра» и «Шехерезада».
При этом в 1911 году она создала собственную труппу, расставшись с Сергеем Дягилевым. Первой постановкой стала драма «Мученичество Святого Себастьяна» (д’Аннунцио и Дебюсси), премьера которой состоялась в Париже в театре Шатле 22 мая 1911 года.
А в 1912 году состоялась премьера спектакля «Елена Спартанская» по поэме Эмиля Верхарна.
В 1913 году был поставлен драматический спектакль в постановке Мейерхольда по исторической пьесе Габриэля д’Аннунцио «Пизанелла».
В 1923 году поставлен спектакль «Дама с камелиями».
В 1924 году — балет «Истар» по сценарию и в сценографии Льва Бакста.
В 1928 году Ида Рубинштейн организовала труппу «Балет Иды Рубинштейн», которая просуществовала с перерывами до 1935 года. В состав труппы входили молодые артисты разных стран, в том числе работавшие ранее у Дягилева.
В 1935 году получила французское гражданство.
В 1939 году накануне Второй мировой войны Ида Рубинштейн в последний раз вышла на сцену в оратории «Жанна д’Арк» и уехала в Англию перед тем как 10 мая 1940 года немецкие войска начали наступление на Францию в рамках Французской кампании, названной Шестинедельной войной.
Известно, что после оккупации Франции Ида Рубинштейн жила в Лондоне и организовала госпиталь для французских и английских солдат, где ухаживала за ранеными. Многие из тех, за кем балерина ухаживала, думали при этом, что она всю жизнь была медиком.
В 1945 году Ида вернулась во Францию, поселившись в 1946 году на вилле Les Olivades в Вансе, на юге Франции, где перешла из иудаизма в католицизм.
Последние годы жизни бывшая танцовщица провела в одиночестве. Единственным человеком, который был с ней рядом, стала секретарша — госпожа Ренье.
Скончалась Ида Рубинштейн от сердечного приступа в своём особняке 20 сентября 1960 г. в возрасте 77 лет. При этом артистку похоронили согласно завещанию тайно и безо всякой огласки.
В Википедии говорится: «Исполнители завещания Иды Рубинштей ни об её смерти, ни о дате и месте похорон никому не сообщили, а на памятнике приведены лишь инициалы — I.R.». Уточняется при этом, что она была «похоронена неподалеку» от места проживания.
Отмечу в заключение, что приступая к миниатюре, ознакомился не только с публикацией Н.Карасева [1], но и произведениями других авторов об Иде Рубинштейн на сайте «проза.ру» [3 -7], с которыми рекомендую познакомиться другим читателям.
В каждом из них авторы по-своему рассказывают о тех или иных гранях биографии и творчества актрисы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Николай Карасев. Ида Рубинштейн - Загадочная муза Русских сезонов. - Проза.ру. 2025 г.
2. Государственный Русский музей представляет: Я Петербург люблю…Русский музей в Москве. К 300- летию Санкт-Петербурга/ Альманах.Вып. 37.СПб.2003.
3. Роберт Тальсон. Ида Рубинштейн. – проза.ру. 2011 г.
4. Алина Алексеева-Маркезин. Ида Рубинштейн и её портрет В.Серова. – проза.ру. 2015 г.
5. Юлия Рыбакова 2. Ида Рубинштейн. Проза.ру. 2017 г.
6. Доба Каминская. Ида Рубинштейн и ее портрет В. Серова. - Проза.ру. - 2023 г.
7. Константин Рыжов. Ида Рубинштейн. – Проза.ру.-2023 г.
В.В. --- 02.12.2025 г.
Свидетельство о публикации №225120200168