Палец вниз и Общение поэтов

ПРЕДИСЛОВИЕ


В некоторых социальных сетях и мессенджерах встречается и такое, что под какой-нибудь публикацией (вовсе и не идеологической, где разногласия были бы понятны) кто-нибудь ставит оценочный значок «палец вниз». Однажды я с этим столкнулась и поговорила с автором такого значка.

На удивление, это была девушка. Впрочем, она вращалась в той среде, где отрицательные высказывания в сторону авторов – если не поощрялись, то не запрещались. И были такие товарищи, которые любили позлословить и над кем-нибудь поизмываться. И это был мужчина, и упражнялся в злословии он над женщинами-поэтессами; и он искал себе союзников, таких же «гопников» в этой травле, для чего разводил сплетни, то есть негативно высказывался о ком-либо из дам закулисно, но «при всех».

Такой буллинг (термин пришел из-за рубежа, как и само явление такого негатива в общественных отношениях) поначалу распространился среди детей и школьников (молодежь быстрее подхватывает новшества). Но чтобы он пролез как инфекция в пространства взрослых людей (если не сказать, людей пожилых, поживших), да еще собирающихся на встречи по поводу культуры?! – Это было для меня неприятным открытием в современной социальной жизни.

В моих мировоззренческих планах было не только не потворствовать нравственному разложению и падению человечества (русских людей вокруг меня, коллег), но и препятствовать этому, тянуть людей вверх, из ямы, в которую они тут неожиданно упали (или их столкнули). В руководимом мною Литклубе уже два с лишним года как действовали Правила Клуба, в которых была прописана и нравственная, и поведенческая сторона.

Один из компонентов был: не писать плохих отзывов (а тем более, полуцензурных вскриков или гадких намеков) на произведения коллег. «Найди лучшее, опиши его, подчеркни, выдели», - начиная с этого тезиса мои Литклубовцы учились писать отзывы и делали это лучше и лучше. Культура возрастала, сердца и умы просветлялись, люди объединялись в пространстве доброты, а не в пространствах сплетни и вражды.

И вот я сталкиваюсь с производимым в другом подобном поэтическом коллективе буллингом. Понимаю, чтобы сопротивляться негативу, должна быть мировоззренческая (идеологическая) позиция. Если ее нет – на одном желании (не иметь в коллективе зла в чьих-то сердцах и «ругани» в оценочных суждениях) руководителю (и остальным, осознающим себя личностям коллектива) «далеко не уедешь». Потому такую базу этой статьей я стараюсь дать.

Это предисловие. А сама статья была написана «на одном выдохе», спонтанно, в виде аудио, которое я сейчас перевожу в текст. Все это аудио было адресовано автору значка «палец вниз» (без объяснений) на произведение коллеги. Я спросила о таковых объяснениях. Получен был ответ, что «осуждаемому» автору «надо побольше работать над своим текстом».

Вот такие голословные абстрактные «обоснования». Да сама эта фраза уже является буллингом, а не мнением, если без обоснований и конкретики применяется. Но поставить «палец вниз» - еще быстрее и еще безответственнее, чем писать комментирующие слова. И с этого момента я начала свои объяснения, начала рассказывать свое мнение по такой ситуации. Ниже текст моей речи, записанной с аудио, приводится без изменений.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


Конечно, если ставится значок «палец вниз», то он привлекает внимание отрицательной оценкой без объяснений. «Объяснения» формального типа: «Работайте над текстом тщательнее! У вас что-то не так» - думаете: автору они нужны? Вы знаете, сколько людей, у которых «что-то не так»?! – И кривые бока, и оспины на лице… И то же самое в поэзии – как и в любом творчестве. Я никогда не ставлю «палец вниз» никаким поэтам слабее меня, если вижу несовершенства.

Мы же с Вами не сидим на боях гладиаторов и не представляем из себя того дурного императора, который показывает палец вниз, что означает: «казнить». Правильно? Правда, же? Мы же с Вами, скорее, милосердные, как женщины и как поэтессы? А не вот эти вот, с зарвавшимся нравом: «не нравится - казнить!» «Палец вниз» - он по аналогии, понимаете?

Лучше ничего не поставить, чем привлечь к себе негативное внимание своей негативной оценкой. Если на душе плохо – лучше промолчать. Советы «у вас что-то не так» нужно давать тем, кто спрашивает это мнение и советы. Я повторяю: я руковожу Литературным Клубом, и у нас принято никого не ругать, а ставить положительные оценки.

Есть такой значок с открытым ртом: «Ой!» Вы спросите: "Если негативное мнение – то что, не выражать?" Тогда нужно ставить значок «Ой!» Допустим, так, или ничего не ставить. А самое честное – это писать ответ своими словами. Это называется отклик или отзыв. У нас принято писать отклик и отзыв, чтобы не было равнодушия поэта к поэту.

Вы замечаете, что беда: каждый «я-кает» (и люди в целом, но поэты – особенно), каждый презентует себя и со своим творением лезет вперед, чтобы быть первым!? И получается конкуренция. Вы замечали, что у детей, подрастающего поколения вместо дружбы сейчас конкуренция?

А у выросших из этих детей взрослых вместо сотрудничества – соперничество? Вы, наверно, согласны, что это не только неприятно эмоционально, а что это для страны губительно. Поэтому, если где и у кого когда-либо не совпадает рифма – то можно об этом конкретно сказать. Тогда человек сможет это исправить.

Но Вы же не это сказали. Вы сказали, что Вам что-то эмоционально не нравится! И – общие слова. А кому они нужны?! Ну, идите, покритикуйте соседку в подъезде! – У Вас улучшатся с ней отношения? Я-то, как пример, допустим, Вас прощу, я психолог. Так? А вот Вы дальше по жизни пойдете с Вашим – так скажем – «оценочным прищуром» - кому это поможет? Вы мне скажите. У Вас же ухудшатся отношения! К Вам же придет отрицательная карма, Вы посеяли отрицательное – и к Вам вернется отрицательное. Понимаете?


ЧАСТЬ ВТОРАЯ


Критика – это оружие соперничающих личностей, каких-то соперничающих агентов. Это оружие!!! С оружием идти на коллег?! Вы понимаете, что Ваши все коллеги – кто-то лучше Вас, кто-то хуже. А главное, каждый имеет право иметь свое мнение, а на страницах чатов литературных имеет право реализовывать свое мнение. У Вас другое мнение на ту же тему? – Пишите другого содержания стих! Пишите, высказывайте свое мнение. И будьте лояльны к мнениям других. Это называется: поступать взаимоуважительно.

А то, что Вы сделали, это же просто неуважительно. С «какого такого перца» идти с войной на коллегу с неуважением?! У Вас другое мнение – или промолчите, или выразите удивление (если отрицательная эмоция прет. Вообще-то, она не должна из человека идти. Но – бывает!), тогда используется мем «Ой!», где человечек говорит: «удивлен». Или «Ой!» - это может быть и «возмущен». Но это не «казнить» - «палец вниз».

Это слишком дерзкое и грубое проявление. Для тонкой поэтессы, для культурного человека, московского интеллигента – такое грубое проявление? Только на врага можно с таким настроем идти. Это называется: «Закопаю и умерщвлю» - вот что такое «палец вниз». Это не тот мем, который можно употреблять. Это недостойно.

Не согласны с содержанием чужого стихотворения - пишИте свое мнение, где Вы представляете Любовь «так…как». А голословные «осуждения» - это же не конкретика, они пользы не принесут, только вред. Я поясню, что такое «конкретика». Вы говорите: «Лучше заменить это слово на другое». - Это совет, Вам скажут: «Спасибо». «У Вас длина строк не совпадает». – Вам скажут: «Спасибо». Это конкретика. Голословное – сейчас я скажу некрасивое слово, но так и получается – указание на общие несовершенства – это называется «обсирание». Это – топить коллегу! Тогда он у Вас уже не коллега, а конкурент. Разве так можно?!!

Это совершенно не зависит от того, на скольких площадках поэт выступает; он себя позорит, если он неуважителен к коллегам. Понимаете? Значит, он видит не коллег, а конкурентов! Это говорит уже о низкопробности личности. Вы понимаете? Вы за то, чтобы поэты были Личностями, или «так…»? «Рифмы слагаю, а в душе – гадость, потому что я позволяю себе на других злиться, «спускать своих собак»- отрицательные эмоции, считать других «недорослями, несовершенными...» Представляете, какая гадость в душе?! И «палец вниз» показывает, что кто это поставил – так у него в душе и мыслях и есть.

Я учу своих Литклубовцев – просто делюсь своим опытом – об этом о самом. Вы зовете меня на Ваше выступление, которое состоится вот-вот. Но чтобы Вам аплодировали, «палец вверх» держали, Вы должны быть столь же лояльны. Иначе как Вы собираетесь: «посеять зло и собрать добро», собрать всходы благодарности и доброты? Поэтому делюсь опытом.

Литклубовцев своих я обучаю – не только стихи писать, но и относиться по-человечески друг к другу. По-человечески. Я им говорю – на примере и на практике – «Ставим положительные лайки. Как говорится, кроме «пальца вниз» выбирай любой значок, чтобы выразить свои чувства. И главное – что мы пишем отзывы словами. Мы же не бессловесные твари, которые могут поставить только значок!?

Ну, если совсем – лень, то это значок. А вообще-то, отзыв словами пишется, особенно, если есть несогласие. Несогласие нужно выражать словами. Не такими, как: «Вы несовершенны!» Ну, получите в ответ от судьбы, что «Вы несовершенны в десять раз больше!» Вам-то зачем сеять мороки и грязь на своем пути?!


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ


А если Вы скажете доброе слово - после доброго слова можно сказать и свою критику. «Спасибо автору за то-то, сё-то. Это понравилось. А вот на это – я имею другое мнение». И выразить своё мнение. Вот это нормальный отклик. А если не хочется, лень писать – то тогда лучше промолчать, в конце концов, чтобы не затевать склоки и драки.

Я постаралась объяснить Вам, как культурным людям культурнее действовать в общем пространстве чата. А Вам – успехов! Я уверена, что у Вас будет яркое, красивое, хорошее выступление. Вы – молодец. Только научитесь людей хвалить. Вот я Вас похвалила: «Вы – молодец». А почему я должна Вас ругать? – Нет. Мы должны друг друга п о д д е р ж и в а т ь, говоря хорошие слова. Поэтому я Вам даю доброе напутствие, что Вы – молодец, выступление будет отличное.

Ну, а как пример – как выражать свое мнение – Вам сейчас станет понятнее на примере отзыва Владимира Барцевича. Я его научила Поэтической Переписке. И он сейчас ее применяет. Он применял ее в чате, отвечая на стихотворение девушек. У меня даже есть теория (то есть, описание словами), что такое Поэтическая Переписка.

Это не любой отклик, и не отзыв. Я ему подсказала, как не просто свои прежние стихи слать для публикации по теме предыдущего стихотворения. (Это тоже отлично!) Но как сочинять новое свое, прямо опираясь на стих предыдущий, другого поэта. Он это сделал. Я помогла ему напечатать.

Я пошлю в чат этот ответ. Он наглядный. Именно на это стихотворение - куда Вы пристроили свой «палец вниз» - есть хорошие отзывы. Потому что люди должны быть хорошими, а не «собачиться собаками»! Понимаете? Не гавкать друг на друга, а «гладить по шерсти». А если хочется улучшить чье-то произведение – то помогать. Только помогать надо – когда просят.

А в остальном других людей - принимать, какие они есть. С их недостатками, если прямо «в глаз собственный лезут чужие недостатки»! А я думаю, что нужно развивать сердце и доброту эмоциональной сферы. Хотя при этом можно иметь свое мнение, но без сарказма. С юмором, с добротой, но без сарказма.

Если дойдет до Вас ответ Барцевича, то я его одобряю. Над его откликами смеюсь, потому что там есть юмор. Там есть и острота – он такой Борец, Барцевич! Это есть в его текстах. И это качество особенно появляется в Поэтической Переписке.
(Упоминаемый первоначальный текст и ответ на него расположены по ссылке:  proza.ru/2025/11/08... )



Ирина Мирдар – пост о статье для Литклубовцев:

Дорогие Литклубовцы! В нашем Клубе установлены достойные Правила его работы, основанные на принципах ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, культурного и взаимоуважительного отношения клубовцев друг к другу и к творчеству коллег. Мы так к этому привыкли, что и не замечаем.  Однако, в других ЛИТО встречается и обратное: встречается открытый буллинг. Что это такое и как с этим быть? Я написала об этом статью – для всех остальных людей и клубов. В ней наш Клуб упоминается несколько раз как положительный пример, раз в нем  полезное правило заведено и функционирует.
Эта статья позволяет поделиться нашим положительным опытом с другим миром. Статья написана живым эмоциональным языком, ибо напечатана с экспромтного аудиооригинала. Это тоже интересный и первый мой такой опыт «собирания материала в текст». Словом, читайте (или слушайте в аудио в ВК под картинкой и отдельно в комментариях – пронумерована последовательность частей).



Обсуждение статьи в откликах читателей:

Светлана Абравитова:
Добрый день, Ирина! Прочитала Вашу статью на морально -нравственную тему, а также прослушала. Какую же важную тему Вы затронули! Подписываюсь под каждым Вашим словом! И благодарю за положительный отзыв о нашем Клубе. Я на себе ощущаю человеческое отношение между участниками, теплоту и душевность. Спасибо!


Ольга Попова – руководитель коллегиального Литклуба «Диалог»:
Ирина, добрый день! Начала читать. Замечательный материал! Буду свободна, продолжу. Спасибо, что послала мне его. Прочту своим, посоветуемся по поводу отзывов.


Владимир Барцевич:
*   *   *
Ты, словно белка в колесе,
И хочешь, чтоб такими стали все!

Чтоб над собой они всегда росли,
А ни какую-то посредственность несли!

Но не для всех в "чАстописании" резон!
У каждого в сознаньи свой сезон!

Один стихи строчит как пулемёт!
Другой годами вдохновенья ждёт!

Критиковать их лучше не спеши!
Все ценны те, кто пишет от души!
/Начало стихотворного отклика и авторское исполнение доступно в комментариях по ссылке: https://vk.com/wall193595056_12436/


Ирина Мирдар - Владимиру Барцевичу:
Мне нравятся Ваши отклики. Вы просто Омар Хайам!!!





Прослушать прочтение статьи автором можно по ссылке:  https://vk.com/wall193595056_12436. Там же – изначальная оригинальная аудиозапись экспромта.


Рецензии
Я согласна с предыдущими отзывами, ЛитКлубовцы - вы молодцы!!!
Сама я пишу положительные отзывы. Но вижу и другого сорта отзывы в "ВКонтакте" и других соцсетях, где (по неизвестным причинам) порой стараются заклеймить автора, навешать ярлыков.

Но все мы, литераторы, пишем по-разному. Уж коль даёшь ответ на чье-либо произведение, то будь добр: критикуй обоснованно. Недостатки? - А у кого их нет!? Пиши прямо, если ты такой грамотей и оценивать готов всякого!

Мы в ЛитКлубе стараемся и рассматривать полновесно стихотворение: и его содержание, и то, как автор доносит написанное им!
Да, мы все разные люди, но мы относимся друг к другу по-доброму, внимаем советам нашего руководителя, учимся!!! Относимся с уважением и пониманием к каждому участнику!

Я рада, что Ирина подняла эту тему, так как она больше общается с авторами других Клубов, их руководителями. И у нее есть в том опыт, в том числе, умело давать отпор и вести диалог с такими "ценителями-оценщиками". И она поделилась с нами таким нужным опытом.

Нам всем я желаю творческого вдохновения и по-доброму относиться друг к другу!!!

Рязаночка   03.12.2025 14:49     Заявить о нарушении