Зарубежная литература Американский романтизм
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(лекции в СПбГУКИ)
Американский романтизм
Американские романтики считаются создателями национальной литературы в США. В конце XVIII века складываются американская нация и государство (в период освоения и заселения территорий Северной Америки).
Переселенцы – представители третьего сословия, буржуазии. Складывается единство всех европейских переселенцев: общие интересы в экономике, политике.
Освоение начинается с северо-востока Америки (колония Британии). На северо-западе стараются жить по своим правилам.
Но со стороны метрополии принят ряд жёстких мер. Колонисты начинают открытую борьбу за независимость (американская революция 1775-1783). Колонисты победили и заявили независимость, об установлении буржуазной Республики, принята Конституция (принцип равенства всех граждан, свободы слова, вероисповедания). Внешняя политика направлена на расширение территорий (захват чужих земель: у испанцев – Западную Флориду, у мексиканцев – Техас, территории индейцев, куплены за бесценок – Луизиана у Франции, Аляска – у России).
Вся история развития запечатлена в романтической литературе. Американские романтики называли себя последователями американской революции. Их мировосприятие связано с разочарованием в ней. Поиски идеала (человека, мира) – за пределами видимого в повседнейвной действительности. Большое влияние на них оказал европейский романтизм. Хронологические рамки отличаются от европейских: 20-е-30-е годы XIX века – это довольно поздно, если сравнивать с европейскими школами. В Европе романтизм уже шёл на спад. В Америке романтизм сохраняет господствующее положение до 60-х годов XIX века.
Романтики считали своей задачей отразить этапы становления государства. Патриотизм очень силён в Америке. В своей новой родине видели полную противоположность Европе – это своя, свободная земля, ещё один шанс вернуться к природе, уйти от европейской цивилизации. Это альтернатива буржуазной цивилизации.
Наряду с идеализацией – и критические тенденции. Это связано с социальными и политическими вопросами (рабство на Юге, уничтожение и вытеснение индейцев). Ощущение несовершенства мира – здесь не построили, значит, нигде нельзя построить совершенное. Настроение тоски и мистицизма, склонность к фантазированию вытесняют остальное (Эдгар По). Не было единой программы: писатели несхожи по своему мировосприятию, философии, эстетике. Школы и кружки были очень различны.
Джеймс Фенимор Купер – ранний американский романтик (1789-1851). Родился в семье крупного американского землевладельца. Он всегда оставался сторонником крестьянского земледелия и сельского уклада жизни. Никогда особенно не любил города. После учёбы отправляется в странствия, становится моряком, о писательстве не помышляет. Первый роман – «Предосторожность» (1820), Купер говорил, что написал его на спор, это эксперимент. Ему понравился писательский процесс, а не результат, и в 1821 году он написал роман «Шпион», принёсший быструю и громкую славу. Написан интересно, живо, с комплексом идей, актуальных для тех дней. Роман напоминает произведения Вальтера Скотта, хотя Фенимор Купер и не ориентировался на него: человек тихий и неприметный попадает в исторические события. Противостояние англичан и колонистов. Главный герой – Гарви Бёрч, шпион американской армии. Он выдаёт себя за торговца, действует на территории обеих армий близ Нью-Йорка. Для маскировки распространяет слух, что он агент английской разведки. Это оборачивается тем, что ему грозят и те, и другие, не доверяют ему. Даже простые жители начинают его подозревать. Он ни с кем не может поделиться своими чувствами и раскрыть тайну. Он жертвует всем (личной жизнью, честным именем – до конца своих дней прослывёт врагом). Он настоящий патриот по мысли Ф. Купера. В память о своей деятельности Гарви уносит только бумагу с подписью Джорджа Вашингтона, даже от денег отказывается. Герой участвовал в войне между Югом и Севером. Служит родине так, как он это понимает.
Этот роман считается первым историческим американским романом. Тема – любовь к родине. Люди недалёкого прошлого и история поэтизированы. Автор представил те качества, которые считал умирающими, утраченными американцами.
Купер написал 32 романа на разные темы. Самые известные – романы об одном герое («Пионер», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой»). Героев пять (Натаниэль Бампо – Соколиный Глаз, Кожаный Чулок, Зверобой; Чингачгук; судья Мармадью Темпл; Ункас; Томас Хаттер).
Романы построены по одной схеме. В них – вся судьба героя и часть американской истории. Процесс завоевания земель. Главный герой всегда избегает больших городов, любитель сельской природы. Живёт на границе земель американцев и индейцев. Переселенцы, идущие на запад. Бампо едет с ними. Помогает положительным героям, становится свидетелем многих судеб красных и белых. Всё время замешан в авантюрную историю. Когда проблемы разрешаются, он уходит, потому что одиночка (неотъемлемая черта романтической литературы).
С конца 30-х годов XIX века важную роль начинает играть объединение трансценденталистов (литературно-философское течение). Начиналось объединение с людей, интересующихся философией Канта (вещь в себе этот мир, до конца человеку не известен, может только приоткрываться, это и есть трансцендентальные вещи – за пределами человеческого опыта). Эти вещи могут открываться в минуты озарения. Их нельзя рационально понять, они интуитивны. Публицист Ральф Эмерсон (лидер), Генри Торо, Джон Рипли. Религиозно-философское объединение возникло в Бостоне, официально оформлено в 60-х годах XIX века. Спасение от нравственной деградации связано с возвращением к природе. В целом их философия оптимистична, поскольку они считали, что во Вселенной действуют законы гармонии. Их идеи легли в основу нескольких социальных экспериментов. Создана коммуна.
В России Ральф Эмерсон оказал сильное влияние на Льва Толстого.
Генри Торо поселился в лесу на берегу озера Уолден и два года жил в одиночестве. Чтобы доказать свободу человека от буржуазной системы. Своеобразным отчётом стала книга «Уолден, или Жизнь в лесу» (1851). В ней описана жизнь Торо (своеобразное автобиографическое и философское эссе). Состоит из 18 глав, достаточно самостоятельных. Общественные законы человека порабощают, в них слишком много надуманного, нужно отказаться от части материальных благ, довольствоваться только необходимым минимумом, который человек может сам себе обеспечить. Это не вполне художественное произведение. Оно о пользе физического труда и жизни на природе. Даны описания природы, которая наделена душой и разумом, – созерцание этого уже есть благо. Автор желает доказать, что он не просто чудак и мечтатель. Он общался с фермерами. Стремится в своей книге заставить задуматься о предназначении человека.
Генри Торо продолжает традиции ещё XVIII века (Вольтер, Руссо, «естественный человек»). С другой стороны это романтическая утопия, такого в массовом масштабе не будет никогда.
У поздних романтиков усиливаются ощущения катастрофичности бытия вообще, пессимистичности.
Свидетельство о публикации №225120201755