Чем мне близка лирика Маяковского
Владимир Владимирович Маяковский – это выдающийся поэт революции, певец социалистической Отчизны, который весь свой талант, «всю свою звонкую силу поэта» отдавал народу, пролетариату планеты, борьбе за его светлое будущее. И не случайно, поэзия великого пролетарского поэта, неразрывно связанная с жизнью страны, с борьбой народа за победу революции и укрепление Советской связи, с большими и малыми делами своего времени, привлекает нас своей неиссякаемой энергии, энтузиазмом и непоколебимой верой в победу коммунизма.
Лирика Маяковского близка нам, советским людям, так как проблемы, которые ставит поэт в процессе своего творческого труда, остаются актуальными и в наше время. Как и в эпоху Маяковского, так и в наше время сохраняются такие негативные явления, как взяточничество, подхалимство, заискивание перед высшим начальством, бюрократизм и мещанство. Все эти пороки человеческого общества поэт беспощадно разил оружием сатиры. Так, например, в стихотворении «Внимательное отношение к взяточникам» Маяковский с презрительной иронией обращается к взяточникам:
«Неужели о взятках писать поэтам!
Дорогие, нам некогда. Нельзя так.
Вы, которые взяточники,
хотя бы поэтому,
не надо, не берите взяток».
С присущей ему едкой сатирой поэт предлагает взяточникам грабить людей не постепенно и поодиночке, а сразу и всех; не тайком, а открыто:
«Взломайте шкапы, сундуки и ларчики,
берите деньги и драгоценности мамашины,
чтоб последний мальчонка в потненьком кулачике
зажал сбереженный рубль бумажный.
Костюмы соберите. Чтоб не было рваных.
Мамаша! Вытряхивайтесь из шубы беличьей!
У старых брюк обшарьте карманы –
в карманах копеек на сорок мелочи».
И потом поэт рисует такую картину:
«От холода не попадая зубом на зуб,
Станем голые под голые небеса.
Берите, милые! Но только сразу,
Чтоб об этом больше не писать».
В стихотворении «Подлиза» Маяковский обличает подхалимов, заискивающих перед начальством. Все «подлизы» живут по принципу: для того, чтобы добраться до власти, до спокойной жизни в «тепленьком» местечке не обязательно быть умным и трудолюбивым. Достаточно одного:
«… Уважать,
уважать
начальство
надо».
Как же «уважают» начальство подхалимы?
«Клад его –
его талант:
нежный
способ
обхожденья.
Лижет ногу,
лижет руку,
лижет в пояс,
лижет ниже, –
как кутенок
лижет
суку,
как котенок
кошку лижет…
… Все похвалит,
впавши
в раж,
что фантазия позволит –
ваш катар,
и чин,
и стаж,
вашу доблесть
и мозоли.
И ему
пошли
чины,
на него
в быту
равненье».
Подхалимы и «подлизы» мешают общему делу, но не менее вредными элементами являются те начальники, которые потворствуют им. Поэтому Маяковский выступает за то, чтобы
«вся шваброй
верхом,
низом,
сместь бы
всех,
кто поддались,
всех,
радеющих подлизам,
всех
радетельских подлиз».
Лирика Маяковского близка нам еще и потому, что поэт утвердил ею принципы партийного искусства, открыто связанного с борьбой за коммунизм. Великий пролетарский поэт, опираясь на марксистско-ленинское учение, провозглашает активную роль искусства. Поэт, как утверждал Маяковский, это труженик, чернорабочий. Поэт – это боец за коммунизм, оружием которого является поэтическое слово. Долг поэта – «реветь медногорлой сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипеньи».
«… Рифма поэта –
- ласка,
и лозунг,
и штык,
и кнут».
Это разящее оружие Маяковский отдает народу, пролетариату планеты:
«Я
всю свою
звонкую силу поэта
тебе отдаю,
атакующий класс».
Поэт защищает интересы рабочего класса и борется за его освобождение:
«Рабочего
громады класса враг –
он враг и мой,
отъявленный и давний».
Высшей наградой для себя певец революции считает «построенный в боях социализм».
Маяковский, как никто другой из поэтов, его современников, чувствовал пульс своего времени, энергию устремленности в будущее. Этого он требовал и от других советских поэтов, когда писал полные новаторской энергии строки: «У нас поэт событья берет – опишет вчерашний гул, а надо рваться в завтра, вперед, чтоб брюки трещали в шагу».
Эта устремленность в будущее, вперед меня особенно привлекает в лирике этого замечательного поэта. Поэзия Маяковского доносит до нас грохот революционной бури, кровавых битв со старым миром, четкую поступь красногвардейских отрядов. Мы участвуем в укреплении молодого Советского государства, в развитии промышленности, решаем вместе с поэтом великие, большие и малые проблемы того времени. Поэзия Маяковского – это живая история нашего государства, отражающая различные стороны его жизни в то бурное время. Поэтическое слово великого поэта доносит до нас живую разговорную речь, образы живых людей, особый колорит той кипучей эпохи.
Читая стихи Маяковского, я не перестаю удивляться его энергии, непоколебимой вере в победу коммунизма, его энтузиазму, тонкому юмору, жизненной силе.
Все творчество поэта революции проникнуто мечтой о коммунизме. Мечта о светлом будущем всего народа лежит в основе его сатирических стихотворений, проникнутых верой в то, что при коммунизме не будет ни взяточников, ни подхалимов, ни «подлиз», ни бюрократов, а будет всеобщее братство, равенство, свобода и счастье; гражданской лирике, в которой поэт дает эстетическую программу будущей литературы, призванной защищать интересы рабочего класса; стихов о загранице и любовной лирике.
Нам особенно дорога и близка бессмертная поэзия Маяковского не только потому, что он прославляет Отечество, «которое есть», но и Отечество, «которое будет»: «Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет!»
Автор Буханько Светлана, ученица 10 Б класса средней школы № 23 г. Ярославля.
1984 г.
Свидетельство о публикации №225120201844