Золотой фонд милиции. Глава. 15 Мемуары

Фото из архива автора - майор милиции в отставке Трофименко Б.Г.

Глава. 15             Борис Трофименко. Штрихи к портрету.


Я могу многое вычислить как физик и математик, но градус человеческой жадности рассчитать невозможно.

Исаак Ньютон - английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики.


«Выставили за порог начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями Октябрьского района города  Екатеринбурга Бориса Григорьевича Трофименко.

Профессионал высочайшего класса, умница … Невзирая на чины и погоны, критиковал руководство УВД области за отступничество, за попустительство уголовникам» - газета – «Уральский рабочий» от 20 марта 1993 года.

Разгадывать, а также доказывать и расследовать самые хитроумные и тяжкие преступления могут только личности. Но даже среди таких Борис Трофименко выделялся особым талантом - разговаривать с людьми.
               
Борис Григорьевич Трофименко пришёл на службу в милицию по направлению трудового коллектива в 1970 году. Он поступил на работу в ОБХСС УВД г. Свердловска.

В этой службе проработал до выхода на пенсию в 1992 году. О начале своей службы Борис Григорьевич рассказывает так: «В жизни каждого человека, всегда имеется какой – то примечательный случай или встреча с человеком, которая сыграет важную роль в его судьбе.

Случайная встреча с Григорием Даниловичем Дуганом изменила мою жизнь на долгие годы. Именно после неё я сначала стал «внештатником» ОБХСС, а затем и действующим сотрудником». 

Далее Борис Григорьевич рассказывает:

«В последних числах мая 1970 года меня неожиданно вызвали в партком завода и сообщили, что на партбюро принято решение о направлении меня на работ в органы внутренних дел.

Как сейчас помню, особого восторга у меня это не вызвало. Причиной того явилось соотношение зарплаты, получаемой в милиции и на заводе. На предприятии в то время я зарабатывал  от 230 до 280 рублей в месяц, а милиции младшие офицеры получали 110 – 120 рублей.

Разница существенная. Я попытался возразить относительно перехода на работу в милицию, но мне дали понять, что это партийное поручение. И что за отказ можно поплатиться партийным билетом.

В партию я вступил в период службы в Советской Армии, где прослужил три с половиной года. Я горжусь, что начал эту «школу жизни» рядовым солдатиком, а закончил младшим лейтенантом.

Решение вступить в партию у меня возникло, когда меня поставили командиром отделения. Хотя льготу это давало одну – быть всегда первым, как во время Великой Отечественной войны.

Поплатиться партбилетом, которым я дорожил, меня не прельщало. Утвердить рекомендацию на перевод меня на службу в органы внутренних дел должно было общее собрание предприятия.

Это собрание провели открытым. Из-за того, что на заводе впервые решали вопрос о направлении работника предприятия в милицию, на собрание прибыло много беспартийных.

Неожиданно на него пришёл Владимир Александрович Струнин в форме подполковника милиции. В своём выступлении он попросил коллектив завода рекомендовать меня на службу в ОБХСС УВД г. Свердловска.

Затем выступило 8 заводчан, и все они поддержали рекомендацию. Особенно меня удивило выступление начальника сборочного цеха – Казакова П.С., с которым мы часто конфликтовали.

По организации работы в цехе. Он сказал:
- Если Трофименко не рекомендовать в органы милиции, то покажите мне в зале того, кого мы может туда порекомендовать.       

Прослужив в милиции 22 года, я всегда помнил эти слова и старался не уронить чести рабочего человека».

Борис Григорьевич был, наверное, лучшим специалистом в службе по борьбе со спекуляцией на рынках торгующих сельхозпродукцией.

Его авторитет на рынках был столь высок, что практически продавцы, даже не зная самого Трофименко, хорошо знали его фамилию.

Подтверждением чему является одна история, которая началась с того, что Трофименко как-то с удивлением узнал о себе, что оказывается он занимается поборами на рынке.

Одна женщина, торговавшая на Свердловском рынке цветами в 1978 году рассказала сотруднику БХСС города Сергею Воротилову, что когда она 05 марта прилетела в Свердловск с цветами из Краснодара, в аэропорте Кольцово её остановил сотрудник милиции, назвавший себя по фамилии «Трофименко», который потребовал с неё 100 рублей.               

Денег у неё не было, тогда он сказал, что он придёт за ними на колхозный рынок, где она торгует.

О дальнейшем развитии этой истории Борис Трофименко рассказывал так: « 07 марта 1978 года Воротилов проверял документы у женщины, и она рассказала ему о мнимом «Трофименко».

Воротилов позвонил мне и рассказал об обстоятельствах дела. Я сказал, что высылаю ему в помощь Румянцева, Селевцева и Шукшина.

И ещё сказал ему, чтобы он взял у женщины деньги, зашёл в мясо – контрольную лабораторию и в её присутствии пометил купюры словами - «БХСС, взятка», а потом положил деньги в конверт, чтобы женщина передала их мнимому Трофименко.

Я был уверен, что Воротилов сделает всё как надо. Лже – Трофименко появился ровно в 12 часов дня. Женщина передала ему на рынке деньги, после чего сотрудники ОБХСС его задержали и доставили в УВД города.      
               
Задержанным оказался капитан милиции Гаврилюк сотрудник Среднеуральского  Управления милиции на транспорте, работавший в аэропорту «Кольцово».

История для Гаврилюка закончилась тремя годами лишения свободы, а моя фамилия была очищена от грязи.

Борис Трофименко являлся в службе БХСС как сейчас бы сказали – «антикризисным менеджером».

Ели в каком-то районном отделении дела расстраивались до крайности, то выправление ситуации отправляли Бориса Григорьевича.

В этой связи он трижды становился начальником ОБХСС: в период с 1978 по 1980 годы руководил ОБХСС Орджоникидзевского РОВД, с 1980 по 1981 годы – ОБХСС Чкаловского РОВД и с 1989 по 1992 годы ОБХСС Октябрьского РОВД. 

Трофименко Б.Г. вышел на заслуженный отдых 22 мая 1992 года в звании майора милиции с выслугой 25 календарных лет.      

Продолжение следует …


Рецензии