Приключения пчёлок-разведчиц
В ШКОЛЕ РАЗВЕДЧИЦ
Три молодые пчёлки Стрелка, Зорянка и Нектаринка сегодня днём официально были приняты в школу разведчиц. Они были счастливы. После собрания они вылетели из улья, приземлились на крышу и, взявшись за руки, стали танцевать.
– Ура! Ура! Ура-а-а-а! Мы скоро будем разведчицами! – пели они.
Между собой они решили, что будут учиться только на одни пятёрки и станут самыми лучшими разведчицами в своём пчелином доме.
Из всей троицы Стрелка была большой придумщицей на всякие интересные дела и игры. Зорянка и Нектаринка уважали её за смелость, умение отлично летать и признавали её за командира. Все три пчёлки хорошо играли на скрипках, но Зорянка играла лучше всех. Скрипки им сделал знакомый кузнечик, который жил недалеко под большим лопухом.
Зорянка вставала раньше всех, собирала капельки росы с травинок, умывалась и сочиняла красивую музыку. Все пчёлы в их домике любили слушать, как Зорянка играет на скрипке. В своих мелодиях она рассказывала, как красиво восходит солнце и все вокруг начинают радоваться его тёплым лучам, как красиво плывут по голубому небу белые пушистые облака и с какой радостью раскрываются цветы навстречу тёплым лучам нашего любимого солнышка.
Зорянка часто играла по вечерам, когда все пчёлки после трудового дня возвращались с лугов и лесных полян в свой уютный домик. Крылатые труженицы отдыхали и слушали нежные мелодии Зорянки.
У Нектаринки было самое лучшее обоняние во всём домике. Она различала множество запахов, знала, как пахнут разные цветы, чувствовала эти запахи на большом расстоянии и знала, куда надо лететь за сладким и ароматным нектаром.
Потанцевав в волю на крыше, юные разведчицы опустились на прилётную доску перед входом в улей и вошли внутрь, чтобы пообедать. После обеда Стрелка со своими подружками полетели к кузнечику и попросили его сделать красивые ремни с пряжками. На каждой пряжке кузнечик отковал букву, с которой начиналось имя пчелы. Стрелка получила ремень и пряжку с буквой «С». Зорянка получила ремень и пряжку с буквой «З». А у Нектаринки на пряжке была буква «Н». Они сразу надели свои ремни и несколько минут важно ходили друг перед другом. По просьбе Нектаринки кузнечик сделал ей значок с изображением иван-чая – главной медоносной травы, которую пчёлы очень любят. Тепло поблагодарив кузнечика, пчёлки полетели гулять.
Сначала они играли в догонялки. Носились с большой скоростью над лугом, взлетали на высоту, оттуда пикировали к самой земле и вновь взмывали вверх. Иногда они садились на ветку берёзы и весело смеялись.
– Как тепло светит ласковое солнце! Как красиво цветут цветы на лугу! Как здорово, что мы живём в таком замечательном месте! Как хорошо, что мы молодые и дружные пчёлки!
Потом они стали играть в прятки. Они встали в круг, и Стрелка начала считалочку:
– Раз, два, три, четыре, пять,
Любят пчёлки полетать.
Тёмный лес, зелёный луг –
Отыщи своих подруг.
Последнее слово пришлось на Зорянку.
– Тебе водить, – сказала Стрелка. – Садись на ветку берёзы, закрой глазки и жди. Как только кто-то из нас крикнет «Ищи», можешь начинать поиски.
Нектаринка нашла большой цветок, села внутрь, взяла лепестки за краешки и прикрылась ими, как покрывалом. Стрелка полетела в ближайший сад и спряталась в листьях яблони.
– Ищи! – крикнула Стрелка.
Зорянка открыла глаза, посмотрела вокруг и подумала: «Нектаринка больше всего любит луговые цветы, её и надо там искать. А Стрелка часто посещает деревенские сады. Сначала полечу на луг, а потом буду осматривать ближние сады».
Так они играли до позднего вечера. Когда солнце стало опускаться за лес, все обитатели пчелиного домика вернулись домой, поужинали и легли спать. Завтра у пчёлок начиналась учёба.
Наступила ночь, все спали, и только охрана на входе бдительно несла службу. Стражи стояли у входа в домик, тихонько переговаривались между собой и смотрели на звёздное небо. Небо было тёмно-синим, на нём горело множество крупных звёзд, а вокруг было тихо-тихо, ветра совсем нет. Сколько же звёзд на небе? Наверное, их никто не сможет сосчитать.
Утром рано вся семья проснулась, и все пчёлки занялись своими делами: кормилицы стали кормить малых деток, пчёлки-строители начали строить новые соты, сборщицы нектара чистили крылышки и готовились лететь за нектаром. Они обсуждали между собой, какие цветы расцвели на ближнем и дальнем лугу и где вкуснее и слаще нектар.
Для наших молодых пчёлок начиналась другая жизнь – теперь они будут учиться в школе разведчиц. Пчёлки-разведчицы – это почётная и уважаемая профессия. Наши подружки даже поважничали друг перед другом, совсем чуть-чуть. Но потом сказали друг другу: «Всё, хватит, никакого зазнайства, мы ещё только будем учиться, нам предстоит многое узнать, а преподавать нам будут действительно опытные разведчицы – вот кого по-настоящему все уважают!»
Учёба предстояла напряжённая. Предметов для изучения было несколько:
– ориентирование на местности по солнцу;
– ботаника, чтобы знать сроки цветения всех медоносных растений в их местности;
– приёмы рукопашного боя, чтобы отражать нападение ос и пчёл-воровок;
– приёмы маскировки и наблюдения за противником.
Будущие разведчицы сидели в классе и весело переговаривались между собой. В назначенное время вошла преподавательница географии и начала урок. Она повесила на стену большой лист плотной бумаги, на котором были нарисованы речка Медведица, деревня со всеми домами, в которых жили люди, близлежащие луга, за ними лес, лесная дорога.
Этот большой лист бумаги пчела-учительница назвала картой местности. На этой карте были нарисованы все ульи и даже их домик, в котором пчёлки сидели и слушали свою учительницу. Это было очень интересно. Теперь будущие разведчицы знали, в какую сторону надо лететь, чтобы попасть на речку или на земляничную поляну и куда надо лететь, чтобы вернуться в свой тёплый и уютный улей. Очень им понравилась наука география, потому что теперь они никогда не заблудятся и не потеряются.
В конце урока молодые пчёлки поблагодарили свою учительницу географии и спросили, а что они будут изучать завтра.
– Завтра мы вылетим из нашего домика и посмотрим сверху на ближние луга, на деревню, на речку, на лес, на всё, что нарисовано на карте. Поэтому завтра утром очень хорошо покушайте, чтобы вам хватило сил на весь длительный полёт. Но мы будем иногда отдыхать, так что всё должно быть хорошо, – ответила учительница.
На следующий день после плотного завтрака молодые пчёлки с нетерпением ждали свою учительницу. Ведь теперь им предстоит увидеть наяву всё то, про что она говорила вчера в классе. Когда преподавательница географии вошла в класс, поздоровалась и спросила: «Все собрались?», пчёлки дружно ответили: «Да-а-а-а!».
– Я вылетаю первой, вы – за мной, и все приземляемся на крышу нашего улика. Там мы построимся в ровные ряды и все вместе полетим на ближний луг, который находится справа от нашего домика. Во время полёта смотрите внимательно по сторонам и вниз и вспоминайте карту, сравнивайте, что нарисовано на карте и как это выглядит наяву. Во время полёта за маленькими букашками не гоняться, не обижать и не пугать их.
Так они и сделали. Вместе с учительницей они облетели ближние и дальние луга, на которых цвели разные травы. Потом слетали на речку и напились водички.
Затем они полетели над дорогой, которая шла в лес, пролетели по этой дороге весь лес и увидели, что за лесом тоже находятся луга и поля, а за ними расположена другая деревня. Пчёлки с учительницей отдохнули на ветках большой сосны и после обеда вернулись в свой домик.
Все немного устали, но были очень довольны. Они видели цветущие луга, похожие на разноцветный красивый ковёр, сотканный из разных цветов и трав. Каждый луг был не похож на другой и имел свой узор, а главное, он имел свой неповторимый запах. Всё было очень красиво. Пчёлки летели и восхищались, как замечательно устроена природа и как здорово, что они живут в таком прекрасном месте!
Учительница объявила, что на сегодня уроки окончены, а завтра придёт другая учительница, с которой пчёлки будут изучать ботанику.
На следующее утро молодые разведчицы сидели в классе и оживлённо переговаривались между собой. Что означает это странное слово «ботаника»? Когда в класс вошла новая учительница, все дружно встали и сказали: «Здравствуйте». Учительница поздоровалась в ответ и начала урок.
– Мы с вами начинаем изучать важную и интересную науку ботанику. Ботаника изучает растения, которые растут вокруг нас.
– Ах, вот что это за наука, – заговорили молодые пчёлки. – Понятно, понятно теперь. Это очень хорошая наука, красивая и вкусная. Когда мы летали, мы видели на лугах много замечательных цветов, в которых есть сладкий нектар. Мы с большим удовольствием будем изучать ботанику, весело загалдели пчёлки.
Учительница широко улыбнулась и стала развешивать на доске картинки, где были нарисованы разные растения.
– Вначале мы с вами будем изучать травы, затем кустарники, потом деревья. Многие из них дают нам полезный и сладкий нектар и пыльцу. Пыльца – это мелкие-мелкие зёрнышки, которые созревают в цветках. Когда мы садимся на цветок, они прилипают к нашим волоскам на теле, и мы переносим их на другие цветки. Это называется опылением растений. Все цветки очень ждут нас в гости и рады, когда мы переносим пыльцу с цветка на цветок. Когда пыльца попадает на другой цветок, в нём образуются семена и вкусные плоды, которые любят животные и люди. Когда семена созревают, они падают на землю и из них вырастают такие же растения.
Начнём мы изучать травы с такого замечательного растения, как иван-чай. Иногда его называют кипрей. Это высокое и красивое растение даёт очень много нектара и пыльцы. Растёт густыми сплошными зарослями.
Если рядом растёт наш любимый иван-чай, то семья пчёл всегда соберёт большие запасы мёда на зиму и будет благополучно зимовать. У этого растения красивое конусовидное соцветие, в котором много цветков. Цветки окрашены в розово-фиолетовый цвет, и цветут они долго. В каждом отдельном цветке есть нектар. Вот рисунок, на котором изображён иван-чай.
– Мы видели эти цветки, мы видели, – загалдели пчёлки. – Он растёт на лугу у леса, его там много. Мы любим попить нектар из его в цветков.
– Правильно, молодцы, – сказала учительница. – Запомните, когда он цветёт. В нашей местности он зацветает со второй половины лета и цветёт один-два месяца в зависимости от погоды. Пчёлы нашей семьи знают, когда зацветает этот замечательный медонос, и к этому времени строят новые соты, чтобы туда можно было складывать нектар с иван-чая. Вот для чего нужно знать сроки цветения разных трав. Запомнили, как выглядит иван-чай?
– Да-а-а-а, – дружно ответили пчёлки.
После иван-чая пчёлки изучили мать-и-мачеху, ветреницу, медуницу, дягиль, мышиный горошек, валериану, сныть, купырь, клевер красный и белый, лопух войлочный, дикую мяту, душицу, пустырник, бодяк, василёк.
– Чем с большего числа растений мы собираем нектар, тем вкуснее и полезнее получается мёд, так как каждое растение привносит в мёд свой неповторимый аромат и свои полезные вещества, – дополнила свой рассказ учительница.
После трав пчёлки изучили медоносные кустарники, и прежде всего малину. Кто же не знает малину? У неё самые вкусные ягоды и замечательный нектар.
Учительница рассказала ещё о вереске:
– Это интересное растение является вечнозелёным карликовым кустарничком. На отдельном растении бывает до семидесяти пяти тысяч цветков. Цвет лепестков от белого до розового и фиолетового. На одном месте живёт до пятидесяти лет. Мёдопродуктивность у вереска средняя, цветёт вереск с конца лета до осени, что для нас, пчёл, очень ценно, так как в это время большинство медоносов отцветает. Мёд с вереска хорошего качества.
Потом учительница ботаники рассказала пчёлкам о деревьях-медоносах и пыльценосах:
– Ранней весной нам очень хорошо помогает ива. Это дерево выделяет много нектара и пыльцы. Мы очень любим иву!
Кроме ивы нектар мы собираем с клёна остролистного и клёна полевого. Но особенно ценным деревом для нас является липа! У липы волшебный медовый аромат! Дерево это высокое и большое, и нектара с него можно собрать много. Мы все очень радуемся, когда цветут липовые деревья и пчёлки-сборщицы летают без устали между липами и своими домиками, чтобы принести как можно больше нектара с этих замечательных деревьев.
Главное, чтобы во время цветения липы не было продолжительных западных и северных ветров. Они высушивают нектарники в цветках, и тогда нам нечего собирать. На липовом мёде пчёлки растут сильными и красивыми.
Уроков ботаники было больше всего, потому что растений-медоносов много и про каждое надо знать: как оно выглядит, как называется и когда цветёт. Учительница сообщила пчёлкам, что нектар в цветке находится в нектарнике, и на рисунке показала, где его искать.
После ботаники пчёлки стали изучать приёмы рукопашного боя как в воздухе, так и на прилётной доске.
Сражаясь в воздухе, нужно уметь атаковать с разных направлений неожиданно и быстро. Противник ждёт нападения с одной стороны, а пчела-разведчица делает крутой поворот и ударяет с другой стороны.
Кроме этого пчёлки изучали приёмы боя с использованием пики.
Пика – это грозное оружие, оно отлично помогает, если семья защищает вход улья от нападения целой стаи ос.
После боя на пиках пчёлки-разведчицы изучили приёмы маскировки в листве деревьев и в густой траве. Хорошо замаскировавшись, разведчицы могут подслушать планы противника и вовремя предупредить свою семью о нападении.
Наконец вся учёба была закончена. На торжественном собрании начальница школы всех поздравила с окончанием и сказала, что самыми лучшими ученицами стали Стрелка, Зорянка и Нектаринка. Каждая пчела после окончания учёбы на собрании получала настоящий кинжал. По этому кинжалу все видели и понимали, что это не просто пчела,а пчела-разведчица. Все громко аплодировали и поздравляли друг друга. Для них наступала новая жизнь – жизнь настоящих разведчиц!
По случаю окончания учёбы после собрания Зорянка вместе с другими пчёлами дала большой праздничный концерт. А потом они собрались на крыше большого пустого улья, пригласили шмелей и устроили весёлые танцы до самого позднего вечера! Было очень весело!
Как пчёлки помогли доброй бабушке
Три пчелы-разведчицы стремительно летели к себе домой в свой улей. Это были Стрелка, Зорянка и Нектаринка. Они только что узнали важную новость.
Сделав крутой вираж, они приземлились на прилётную доску улья. Пчёлки-охранники спросили, что нового они узнали и почему так взволнованны?
– Скоро всё узнаете, – ответила Стрелка и быстрым шагом пошла на доклад к начальнику разведки, которую звали Лада – быстрое крыло.
– Мой командир, – обратилась Стрелка к Ладе, – только что мы были на речке, сидели на ветке молодой ивы и подслушали разговор троих деревенских мальчишек. Они говорили о том, что завтра вечером полезут в сад к бабушке Наталье воровать клубнику. Через три дня в субботу к ней приедет её внучка Аня, и бабушка для неё специально вырастила вкусную клубнику. Так вот, мальчишки-воришки хотят опередить их и все ягоды съесть.
Бабушка Наталья, её дедушка Андрей и их внучка Аня – хорошие и добрые люди. У них большой сад. Мы собираем в этом саду много сладкого нектара. Они любят нас, пчёлок, и всегда радуются, когда мы прилетаем к ним в сад. Надо помочь бабушке Наталье.
– Ты знаешь этих мальчишек? – спросила Лада.
– Знаю, это Петька, Колька и Серёжка. Заводила у них Петька, он и предложил воровать клубнику.
– И что ты предлагаешь?
– Я посоветовалась с Зорянкой и Нектаринкой, и мы решили их наказать.
– Каким образом? – спросила Лада – быстрое крыло.
– Раз или два ужалим и полетаем вокруг с угрожающим видом, чтобы напугать, – ответила Стрелка.
– Хорошо, припугните их, только в лицо не жальте, а то щёки распухнут, глаза заплывут, родители испугаются и будут на пчёл сильно ругаться, – сказала Лада. – Каждого можно ужалить один или два раза, не больше, всё-таки они ещё дети. От большего числа укусов они могут сильно заболеть.
– Так и сделаем, – ответила Стрелка. – Дайте нам, пожалуйста, ещё триста пчёл для создания видимости, что огород и сад защищает большая семья. Они будут летать над воришками и жужжать с грозным видом, чтобы посильнее их припугнуть.
– Хорошо, – согласилась Лада – быстрое крыло.
На следующее утро Нектаринка предложила слетать на дальний луг посмотреть, какие травы там расцвели. Ветер приносил оттуда новые приятные запахи. Действительно, там начали расцветать луговой василёк и другие медоносы. Стрелка, Зорянка и Нектаринка попробовали нектар с этих цветков и остались очень довольны. Они вернулись в обед, рассказали пчёлам-сборщицам, что через два дня можно лететь за нектаром на дальний луг, поели и пошли отдыхать.
В четыре часа дня разведчицы и отряд из трёхсот пчёл стояли ровными рядами на крыше улья. К ним обратилась Стрелка.
– Наша задача не дать мальчишкам своровать клубнику. Для этого их надо напугать. Я, Зорянка и Нектаринка ужалим несильно каждого из мальчишек, а вам надо летать с грозным видом над ними, громче жужжать и делать вид, что вы их сейчас сильно искусаете.
Рис ХХ Стрелка инструктирует пчёл перед полётом.
Все пчёлы делятся на три отряда, по сто в каждом. Первым отрядом командую я, вторым – Зорянка, третьим – Нектаринка. Всем всё ясно?
– Ясно, – ответили пчёлы.
–Тогда вперёд за мной, – скомандовала Стрелка и круто взмыла вверх.
За ней взлетели все пчёлы и направились к дому бабушки Натальи. Там они спрятались в листве яблонь и стали ждать.
Наступил вечер. Бабушка Наталья с дедом Андреем ушли в дом. Не прошло и двадцати минут, как со стороны луга появились трое ребят. Они шли, оглядываясь по сторонам и явно не хотели, чтобы их кто-то заметил. Подойдя к невысокому забору бабушки Натальи, они стали прислушиваться, но кругом было тихо.
Тёплый вечер окутал деревню. Все вокруг: и люди, и собаки, и кошки – разомлели и отдыхали от жаркого дня. Была удивительная тишина.
– Тихо вроде, – сказал Петька, – полезли.
Мальчишки не спеша перелезли через жерди забора и пошли мимо яблонь к грядкам клубники.
– Вперёд, атакуем, – скомандовала Стрелка и первой ужалила Серёгу в ногу.
– А-а-а-й! – закричал он.
– Тихо ты, – зашипел на него Петька, но тут и его ужалили в руку. – Ой, пчёлы! – вскрикнул Петька.
Нектаринка ужалила Кольку в шею. После этого все пчёлы стали кружить вокруг незадачливых воришек, громко жужжать и делать вид, что всех их сейчас искусают. Троица сильно испугалась.
– Бежим отсюда! – закричал Колька. – Тут много пчёл, они нас всех перекусают.
Ребята стали махать руками, чтобы отогнать пчёл, и быстро подбежали к забору. Когда Серёжка перелезал через жерди, он впопыхах задел за гвоздь в заборе и разодрал себе штанину. Тут его в другую ногу ещё раз ужалила одна из пчёл.
– А-а-а-а! – завопил Серёжка и что есть мочи побежал прочь.
Колька с разбегу забрался на забор и оттолкнувшись от верхней жердины прыгнул на землю. При этом ладонь он немного оцарапал о небольшой сучок. Шустрее всех оказался Петька. Он ловко перемахнул через забор и бежал впереди всей троицы.
Разведчицы не отставали и громко жужжали. Пчёлы грозно проносились над самой головой мальчишек, кружились вокруг лица и создавали такое мелькание и путаницу, что у горе-воришек глаза разбегались в разные стороны. Они бестолково махали руками, били себя по лбу, думая прихлопнуть пчелу, но всё было напрасно. Пчёлы быстро уворачивались от ударов и только больше нагоняли страху на всю троицу. Это была весёлая картина. Пчёлы не могли уже делать грозный вид и смеялись в полный голос.
Они летали вокруг ребят, чтобы отогнать их подальше от огорода. Когда ребята добежали до края деревни, Стрелка скомандовала отбой и возвращение в улей.
Видя, что пчёлы улетели, ребята пошли шагом к своему месту у речки.
Они сидели на бревне и потирали места укусов.
– Всё из-за тебя, – ворчал Серёжка на Петьку. – Мне теперь попадёт за разодранную штанину. Бабка будет допытываться, где это я разодрал штаны. – Откуда я знал, что у них в саду живут пчёлы? – оправдывался Петька. – Ульи там не стоят. Может, они под крышей сарая соорудили себе гнездо? У моей бабушки в сарае у задней стены осы такое здоровенное гнездо построили, как небольшой арбуз.
– Да-а-а-а, покушали клубники, – с ехидцей сказал Колька, потирая укус на шее.
– Пошли по домам, – сказал Петька, – поздно уже. Только никому ни слова о том, что было.
– Ладно, – ответили Серёжка и Колька.
Мальчишки встали и пошли в деревню.
Все пчёлы вернулись в улей и со смехом рассказывали, как они прогнали мальчишек-воришек из огорода бабушки. Вся семья живо обсуждала это весёлое происшествие. Когда все понемногу успокоились, Зорянка взяла свою любимую скрипку и сыграла для подруг новые мелодии. Они рождались сами собой от хорошего настроения. Пчёлки слушали с большим удовольствием игру Зорянки и, когда она окончила свой небольшой концерт, тепло её благодарили и обнимали.
Рассказ о том, как пчёлы спасли большой дуб
На краю леса рос большой старый дуб. Свои ветки он раскинул во все стороны. Дуб был похож на большого великана, который охранял вход в лес. Тёмно-зелёные листья покрывали всё дерево, поэтому летом под дубом была тень и можно было в жаркий день хорошо отдохнуть, как под большим шатром. На ветках дуба любили отдыхать разные птички.
Перед лесом был луг, на котором росли красивые цветы. Здесь всегда был приятный аромат. Недалеко протекала речка Медведица. Она петляла змейкой и скрывалась за поворотом у дальнего леса. В речке водилось много всякой рыбы: щуки, окуни, плотва, краснопёрки, лещи. В солнечный день мальки подплывали близко к берегу, и их было отлично видно. Они весело носились стайкой туда-сюда у самой кромки воды.
Дуб был примечателен тем, что в его стволе было дупло и в нём жили дикие пчёлы. Они собирали нектар с цветков, которые росли на лугу и переделывали его в мёд. Этот мёд они складывали в соты, которые построили в большом количестве внутри дупла.
Жили себе жили эти пчёлки-дуплянки, и вдруг пришла беда. Рядом застучали топоры и загудели пилы. Вечером стали приезжать какие-то люди. Они спиливали сосны и берёзы, обрубали ветки, а стволы поздно вечером увозили в соседнюю деревню. Это были чёрные лесорубы – так называют людей, которые рубят лес незаконно, там, где не положено, и без разрешения лесника.
На третий день люди подошли к дубу и стали ходить вокруг него.
– Большой дуб, – сказал один.
– Да-а-а-а, – подтвердил другой.
– Из него можно много досок сделать, а дубовая доска дорого стоит, – сказал третий.
– Это точно, – подтвердил первый.
– Но если узнают, то за дуб большой штраф выпишут, – сказал первый.
– Если вечером быстро спилить, обрубить ветки и быстро увезти, то никто и не узнает, кто спилил, – сказал второй человек с топором в руках.
– Да, здесь нужна быстрота, тогда всё получится, – подытожил третий.
– Когда за дуб примемся? – спросил первый.
– Надо послезавтра, в пятницу вечером, – сказал второй человек. – После рабочей недели в деревне все будут отдыхать, телевизор смотреть, в лес никто не поедет, вот тогда и срубим.
– Смотрите, а на дубе дупло есть, и там пчёлы живут, – сказал третий. – Как бы они нам не помешали.
– Не помешают, – ответил первый. – Возьмём с собой дымарь и прогоним пчёл, срубим дуб и ещё мёду в сотах добудем.
– А что, мёд в сотах я люблю, особенно с чаем, – сказал второй. – Только надо на голову шапки вязанные надеть и лицевые сетки для защиты лица и глаз.
После этого они забрались в прицеп, тракторист завёл трактор, и они уехали.
Пчёлки-дуплянки заволновались.
– Где нам жить, если эти лесорубы спилят дуб? Ведь найти большое дерево с дуплом очень непросто и построенные соты с собой не заберёшь. А в сотах у нас, кроме мёда, маленькие деточки растут, – тревожно жужжали пчёлки-кормилицы между собой. – Как мы их спасать будем?
Вся семья пчёл была встревожена. Надо было что-то придумать, чтобы прогнать чёрных лесорубов, но никто не знал, что делать.
Пчёлы собрали большой совет семьи. Надо было срочно решать, как спасти дуб. Дупло было удобным и тёплым и расставаться с таким хорошим домом они не хотели. Они переговаривались между собой, но никак не могли придумать, что делать. Если лесорубы принесут с собой дымарь, то это грозное оружие.
– Дым горячий, мы можем обжечь крылышки. К тому же в дыму мы задыхаемся, – тревожно переговаривались пчёлки между собой. – Что делать? Что делать? Что делать?
В дупле стоял сплошной гул.
– Дайте мне сказать, – заговорила старая пчела и встала со своего места.
Это была очень мудрая пчела, она много повидала на своём веку, её все уважали и, когда надо было решить сложный вопрос, все обращались к ней за помощью.
– Тихо, тихо, – тут же раздались голоса. – Говори, бабушка-пчела, мы тебя внимательно слушаем.
Когда установилась тишина, бабушка-пчела обвела всех внимательным взглядом и заговорила.
– Нам одним тяжело будет защитить наш дуб. Лесорубов будет трое, да ещё с дымарём. Надо лететь за подмогой. Вы все знаете, что на краю деревни есть ульи и там живут пятнадцать семей пчёл. Командир разведки в крайнем голубом улье – Лада-быстрое крыло, а её заместителя зовут Стрелка. Надо направить к ним делегацию, объяснить, в чём дело, и попросить помощи. Я знаю Ладу. Это умная и опытная разведчица, и я думаю, что они нам помогут. Если к нам на помощь придут целых пятнадцать семей пчёл, то мы сможем прогнать не только трёх, а даже десять таких лесорубов.
Все пчёлы сразу зажужжали и заулыбались.
– Ура-а-а-а! Правильно, правильно, точно! Как мы раньше сами не догадались? – слышались возгласы со всех сторон. – Какая ты у нас умная, бабушка-пчела. С такой подмогой мы можем прогнать кого угодно.
На радостях пчёлки стали обнимать друг друга и весело шевелить своими усиками-антенками.
Когда пчёлы немного успокоились, бабушка-пчела опять заговорила.
– Завтра утром мы пошлём делегацию в деревню, и пусть они расскажут Ладе о нашей беде. Скажите ей, что бабушка-пчела просит прислать для защиты дуба большой отряд пчёл.
На следующее утро делегация пчёл-дуплянок прилетела на пасеку в деревню и попросила Ладу-быстрое крыло прислать побольше пчёл в помощь для защиты от чёрных лесорубов.
Лада-быстрое крыло сказала, что тоже заметила этих лесорубов.
– Сегодня вечером, после медосбора, мы соберёмся большим Советом. Я предложу, чтобы каждая семья выделила по пятьсот пчёл вам в помощь. Такой силой мы прогоним губителей леса и здорово их проучим. В каждой семье пчёл есть свой командир, а самым главным командиром будет Стрелка. Её заместителями будут Зорянка и Нектаринка. Прилетят они в три часа дня.
На этом и порешили.
В обед тысячи пчёл поднялись в воздух над деревенской пасекой и полетели к большому дубу.
Они спрятались на ветках дуба и соседних деревьев и стали ждать общей команды. Командиры всех отрядов во главе со Стрелкой договорились с дуплянками, как будут действовать и по какой команде начнётся общая атака.
Стрелка подлетела к командиру разведки пчёл-дуплянок – её звали Рада-зоркий глаз – и они стали договариваться, как лучше наказать порубщиков леса.
– Их надо ужалить в лицо, – сказала Стрелка. – Появится отёк, лицо распухнет, и глаза заплывут. Тогда они уже не смогут рубить деревья. Ещё надо ужалить в руки, чтобы они не смогли держать топоры.
– Согласна, – сказала Рада. – Но нельзя жалить в лицо и в руки тракториста. Иначе он будет плохо видеть дорогу и не сможет увезти всех лесорубов назад в деревню.
– Вы располагайтесь на восточной стороне дуба, а мы – на западной. Как только порубщики слезут с прицепа, возьмут в руки топоры и пилы и подойдут к нашему дубу, сразу атакуем. Надо дать понять им, что дуб охраняется и его нельзя рубить, – сказала Рада.
План операции по защите дуба был составлен, и пчёлы затаились в листве.
Через некоторое время послышалось урчание мотора. Звук становился всё сильнее и сильнее, и вот к деревьям подъехал трактор с прицепом. Чёрные лесорубы спрыгнули на землю, достали топоры и пилы и подошли к дубу, а один из них стал разжигать дымарь.
– Принеси лицевые сетки, – попросил другой тракториста.
– Вперёд! В атаку! – скомандовали Стрелка и Рада-зоркий глаз.
Пчёлы вылетели из засады и набросились на губителей деревьев. Кто-то жалил в лицо, кто-то – в шею, кто-то – в руки. Лесорубы побросали топоры и пилы, стали махать руками, пытаясь прихлопнуть отважных защитниц леса. Они бегали вокруг прицепа и дуба и ругались на пчёл.
Но не тут-то было. Пчёлы умелые и быстрые лётчицы, ловко уворачивались от ударов и хлопков лесорубов.
– Пчёлы! Пчёлы! Пчёлы! Почему их так много? – слышались возгласы людей. – Надо быстро уезжать, а то они нас закусают до смерти! Мишка, заводи быстрее трактор, поехали, поехали отсюда!
Это было интересное зрелище. Мужики бегали рядом с трактором, махали смешно руками, ругались и торопили тракториста. Кто-то успел забросить на телегу свой инструмент, а кто-то не смог в траве найти брошенный топор. Наконец все залезли в прицеп, и трактор помчался прочь от леса в сторону деревни. Прицеп высоко подпрыгивал на ямах и лесорубы с трудом держались за стенки прицепа. Пчёлы для ещё большего испуга полетали над людьми и вернулись назад к дубу.
Все были возбуждены и веселы. Они со смехом пересказывали друг другу, как непрошеные гости нелепо махали руками, пытаясь отогнать их, крутили головой и бегали туда-сюда, пытаясь спастись от укусов. Да-а-а, это была полная победа! Теперь порубщики надолго запомнят, что у деревьев есть надёжные защитники и рубить незаконно лес тут больше не получится.
Наконец пчёлки успокоились, поздравили друг друга с полной победой, пожелали всем хорошего медосбора. Стрелка подняла весь отряд в воздух, и они полетели к себе домой. Вот так пчёлы защитили большой дуб с пчёлами-дуплянками от гибели. Вечером Зорянка играла на скрипке для своих подруг свои любимые мелодии.
Лето выдалось солнечным и тёплым, и растения дали много вкусного нектара. Пчёлы-дуплянки и семьи в ульях заготовили много вкусного мёда и хорошо подготовились к зиме. В свои права вступала осень.
ОГЛАВЛЕНИЕ
В школе разведчиц
Как пчёлки помогли доброй бабушке
Рассказ о том, как пчёлы спасли большой дуб
02.12.25 г Леонид Кульматов
Свидетельство о публикации №225120200204