Не все курсанты становились лётчиками
На этапе медицинской комиссии и экзаменов, во время нахождения в «лагерных», не очень комфортных условиях, некоторые абитуриенты, со слабой, так сказать, мотивацией, бросают поступление и уезжают домой. И, наоборот, некоторые, как раз мотивированные, даже после получения двойки на экзамене, никуда не уезжают и ждут до «последнего». И вот такие иногда «награждаются» зачислением, это происходит, если в училище недобор, а у «двоечника» отличное здоровье.
Таким образом, в лётное училище поступают молодые люди во всех отношениях здоровые физически и психически. Сразу после зачисления в училище, теперь уже курсанты, одетые в военную форму и размещённые в казарме на закрытой территории училища, начинают «вхождение» в армейскую жизнь. Начинается месячный КМБ (Курс Молодого Бойца). Ранний подъём, физзарядка, изучение воинских Уставов, изнурительная строевая подготовка, разнообразные спортивные занятия, строгий распорядок дня, - всё это большую часть курсантов закаляет, а некоторых приводит в «сильное смятение», они пишут рапорт, бросают училище и уезжают домой «к мамочке».
После КМБ курсанты принимают присягу, становятся «настоящими» военнослужащими. И начинается теоретическое обучение, помимо прочих разных дисциплин, сразу же изучается «парашютное дело» и проводятся прыжки с парашютом, по результатам которых тоже отсеиваются некоторые курсанты, - кто-то отказался прыгать, а кто-то получил при приземлении травму и терял сознание. Таких было немного, но были.
Теоретическое обучение, это не просто учёба, она проходит в жёстких армейских условиях. Жизнь в казарме по строгому распорядку дня с ранним утренним подъёмом, с физзарядкой на свежем воздухе при любой погоде. Все перемещения только строем. Свой отпечаток накладывает и жизнь «за забором», выход в город только в редкие дни увольнения. Такие условия «становления лётчика» не всем нравятся, некоторые курсанты готовы бросить такую учёбу, но это уже не просто. Поскольку ты уже военнослужащий, принявший присягу, домой ты не поедешь, а будешь дослуживать два года солдатом, это останавливает. За время учёбы появляются неуспевающие в учёбе курсанты, их немного, но они есть, таких списывают по неуспеваемости, и они уезжают из училища дослуживать в ряды Советской Армии, как тогда говорилось.
Наконец, наступало время выезда в учебные полки на полёты. Вот здесь и происходил основной и самый «значимый» отсев курсантов. Курсанты до начала полётов прошли необходимое теоретическое обучение, даже «полетали» на тренажёрах, то есть теоретически были готовы к полётам. Но, как известно, критерием истины является практика. Курсанты приступали к практическому обучению управления самолётом, начинали учиться летать. В принципе, всем известно, что не все люди способны управлять самолётом, не все способны быть лётчиком. Но это нельзя определить, не начав летать на реальном самолёте. Лётчики-инструкторы обучали курсантов летать и изучали самих курсантов, их способности. Все курсанты по-разному воспринимали обучение, как и в любом деле, кто-то схватывал всё на лету, до кого-то доходило туго. Курсанты выполняли «вывозную» Программу, их «вывозили» на самолёте и инструктора определяли их способность летать. Трудности в освоении самолёта были разными, кому-то не хватало внимания на выполнение всех действий с органами управления и на восприятие показаний многочисленных приборов, на кого-то подавляюще действовали разнообразные звуки и вибрации, «давило» количество «жужжащего» оборудования и приборов, и он просто «терялся».
Но был главный элемент, который определял способность быть лётчиком. Есть такое понятие – «видеть землю» на посадке. В конце снижения по посадочной глиссаде при подходе к посадочной полосе лётчик должен подвести самолёт к земле, выдерживая нужную скорость планирования. Должен определить высоту, на которой надо начать выводить самолёт из снижения для посадки, это называется «выравнивание». Выводить самолёт из снижения он должен с таким темпом, чтобы вертикальную скорость снижения плавно уменьшить до нуля, создать самолёту посадочный угол, прибрать обороты двигателя и лететь, уменьшая скорость до посадочной. Этот этап называется «выдерживание». Когда самолёт достигнет посадочной скорости, он плавно приблизится к земле и колёса должны мягко коснуться посадочной полосы. Лётчик держит ручку управления, не отпускает её, самолёт бежит по земле на двух основных колёсах, продолжает терять скорость и опускает нос. Теперь самолёт бежит на всех трёх колёсах и дальше лётчик применяет тормоза. Дальше пробег по полосе и сруливание с неё.
Вот на выравнивании лётчик и должен научиться правильно определять высоту начала этого выравнивания. Потом, на выдерживании, по мере приближения самолёта к земле, нужно "подбирать" ручку, создавать самолёту посадочное положение с которым и коснуться земли. Всё это и есть – «видеть землю».
Если ты раньше начнёшь выравнивание, самолёт будет терять скорость высоко над землёй и, потеряв её, «стукнется» о землю, это «высокое выравнивание». Если на меньшей высоте начать выравнивание, самолёт с большой вертикальной скоростью «стукнется» о землю, это «низкое выравнивание». Кто-то быстро учится определять правильно высоту выравнивания, до кого-то это доходит не сразу, а кто-то не может это определить никак.
Тем, у кого проблемы с определением высоты выравнивания, инструктор добавляет вывозные полёты по кругу, кому-то это помогает, а кому-то нет. Такие тренируются, залезая на спортивной площадке на лестницу на высоту 4 – 5 метров и пытаются запомнить эту высоту выравнивания, летают дополнительные полёты, но не всегда это помогает. Таких курсантов в конце концов списывают «по нелётной». И никто в этом не виноват, это как музыкальный слух, он есть у человека или его нет. Списание «по нелётной» это в лётном обучении фактор неприятный, но неизбежный. Поэтому и начинают лётное обучение на первом курсе, чтобы как можно раньше выявить тех курсантов, которых «бесполезно» учить летать.
После второго курса «проявлялись» те курсанты, которые по разным причинам решили бросить училище, но ждали два года, чтобы не дослуживать солдатом. Они писали рапорт и их отпускали «на гражданку», хотя они могли бы быть лётчиками и на них затрачено было много «ресурсов». Они брали в учебном отделе «бумаги», по которым могли поступить в гражданский ВУЗ без экзаменов.
На третьем и четвёртом курсах курсанты осваивали второй, уже боевой самолёт, списание «по нелётной» было крайне редким случаем. По дисциплине или неуспеваемости тоже списание уже было «нехарактерным». Вот по причине болезни могло быть, но это тоже было редким случаем.
Таким образом, по разным причинам на протяжение всей учёбы отсеивались из училища курсанты. В итоге отсеивалась из училища после четырёх курсов обучения из общего числа поступивших курсантов в среднем одна треть. Так в моём выпуске из почти трёхсот поступивших курсантов выпустилось около двухсот лейтенантов – лётчиков.
- на фото: - прощальный снимок моей лётной группы на первом курсе. Нас покидает курсант, списанный «по нелётной» - Володя Ф. Он в центре снимка, уезжает дослуживать ещё год солдатом.
10.11.2025 – Севастополь.
Свидетельство о публикации №225120202056