Лесной дворец Эриклик в Крыму

Утраченный в 20-м веке дворец Эриклик близ Ялты наименее известное владение царской семьи в Крыму. Дворец был построен в 1872 году специально для императрицы Марии Александровны, супруги Александра II и находился в горном лесу в 2 км выше царской резиденции в имении Ливадия.
Жизнь Императрицы Марии Александровны (1824–1880), бабушки последнего Императора Николая II, была очень непростой и отмечена значительными испытаниями. Урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Гессенская родилась в Дармштадте и в 1841 г. вышла замуж за тогда ещё наследника русского престола Александра Николаевича, приняв православие и имя Марии Александровны, после восшествия супруга на престол в 1855 году- Императрица. Это был брак по любви и долгие годы ничто не омрачало царственный союз, у супругов родилось 8 детей. Однако Мария Александровна ещё с юного возраста отличалась крайне хрупким здоровьем, частые роды и тяжёлый петербургский климат лишь усугубляли ситуацию, Мария Александровна была больна туберкулёзом и ещё целым рядом болезней. По совету врачей Александр II в 1861 г. покупает у графа Потоцкого имение Ливадия в Крыму, которое становится летней резиденцией царской семьи, царь дарит это имение своей супруге, здесь здоровье Марии Александровны быстро идёт на поправку. Но статус и обязанности не позволяют царской семье жить в Крыму постоянно, снова и снова приходится возвращаться в столицу, где Марии Александровне снова становиться хуже, тяжёлым ударом для царицы становится  смерть двоих старших детей.
Лейб-медиком императорской семьи был знаменитый врач и учёный Сергей Петрович Боткин. Именно Боткин первым из врачей обратил внимание на целебные свойства климата Южного берега Крыма, где горный и морской воздух в сочетании с хвойной растительностью оказывают лечебное действие на заболевания лёгких. Боткин считал, что наиболее оптимальной местностью для лечения туберкулёза является район Верхней Ливадии и настойчиво рекомендовал царской семье построить там лесную дачу-санаторий для Марии Александровны. Для строительства был выбран участок земли выше Ливадийского дворца, на западном склоне горы Могаби, недалеко от водопада Учан-Су. Красивая местность с хвойными и реликтовыми деревьями носила название Эриклик, что в переводе с крымскотатарского означало “сливовый сад”. Из трёх архитектурных проектов дворца Мария Александровна остановилась на проекте А.И. Резанова,   ректора Императорской Академии художеств.Перед началом строительства императрица посетила Эриклик, по словам гофмейстера она а «... изволила проехать по вновь устроенной дороге, познакомилась с местностью на Эриклике и одобрила вторично план, который на самой местности был разбит рейками. По отъезде Ея Величества приступлено было к работе». 
Под руководством архитектора Резанова дом в Эриклике был построен в течение апреля-октября 1872 года и был готов для проживания. Переселение Марии Александровны из Ливадийского дворца в Эриклик имело и другую тайную причину, но эта тайна была известна всем: супружеские отношения Александра II и Марии Александровны находились в глубоком кризисе. После долгих счастливых лет брака царь утратил всякий интерес к своей супруге, ещё полный жизненных сил, статный и видный мужчина, Александр II больше не искал общества своей аскетичной, болезненной и глубоко религиозной жены. Взгляды супругов стали расходиться решительно во всём, будь то вопросы веры, истории или воспитания детей, пропасть между супругами увеличивалась всё больше. Мария Александровна закрывала глаза на многочисленных фавориток и внебрачных детей супруга, ни разу не бросив Александру слов упрёка. Но многолетний роман Александра II с юной княжной Екатериной Долгоруковой стал для неё последним ударом. Тень Долгоруковой постоянно преследовала Марию Александровну: в Петербурге княжна жила в Зимнем дворце этажом выше покоев Марии Александровны и царь проводил гораздо больше времени со своей второй семьёй, Екатерина Долгорукова родила от царя четверых детей. А вскоре княжна Долгорукова появилась и в Ялте во время нахождения царской четы в Ливадии. Александр II купил для княжны Долгоруковой имении Биюк-сарай в Ялте (теперь передняя часть Пионерского парка), где посещал свою любовницу каждую ночь, спускаясь верхом в город из Ливадии. И без того слабая здоровьем, Мария Александровна погрузилась в тяжёлую депрессию. Глубоко оскорблённая в своих чувствах, Мария Александровна не хотела оставаться под одной крышей с мужем-изменником и переезжает в новый дворец Эриклик.
Сам дворец Эриклик по внешнему виду и внутреннему убранству выглядел очень скромно, что вполне соответствовало характеру и образу жизни его хозяйки. Название “дворец” было скорее номинальным, большое одноэтажное деревяное здание выглядело скорее как усадьба или дача. Эриклик состоял из трёх ассиметричных корпусов, связанных друг с другом и органично вписанными в окружающий ландшафт. Самый большой корпус занимали покои Марии Александровны и комната для её дочери Марии, из окон этого корпуса открывались самые красивые виды на горы и море. Во втором смежном корпусе находилась парадная столовая, из которой можно было пройти в третий корпус-апартаменты императора, сам Александр II в Эриклике никогда не ночевал. Всего во дворце было 10 жилых комнат, помещения для прислуги и хозяйственные службы находились снаружи. Дом отапливался каминами, но в остальном был оборудован по последнему слову техники: здесь было электричество, 5 ванных комнат и 8 ватерклозетов. Простота архитектуры дворца была намеренной, во многом дом содержал идею, заимствованную из китайского искусства о изяществе и функциональности, а также максимального слияния с природным ландшафтом. Многочисленные галереи, веранды и балконы с ажурными деревяными решётками и карнизами также напоминали китайскую живопись. Внутренние покои Эриклика были оформлены в восточном вкусе, с коврами и драпировками на стенах.
С северо-западной стороны долина Эриклик была закрыта почти отвесной стеной скал. С южной же стороны территория была ограничена крутым обрывом. На площадке с южной стороны дворца был разбит небольшой парковый партер, окружённый высокими деревьями, в партере была своя система прогулочных дорожек и простой круглый фонтан. Край крутого склона на южной стороне был расчищен от растительности чтобы открыть вид на грандиозную панораму, открывавшуюся со стороны Эриклика: величественная, выше горизонта, гряда Крымских гор и Чёрное море у её подножия, где-то в глубине долины виднелись белые домике Ялты. Этот вид запечатлён на картине 1873 года художника Фёдора Васильева, великий князь Владимир (один из сыновей Александра II и Марии Александровны) заказал у знаменитого художника две картины с пейзажами Эриклика, одна из них хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. В парковом партере, ближе к южному склону, находилась и чайная беседка, построенная по проекту архитектора В.И. Сычугова. Ажурная беседка в китайском стиле была из дерева, Мария Александровна использовала её для чаепитий с ближайшим кругом приближённых. Деревяная беседка сгорела в советское время.
Мария Александровна очень любила Эриклик, лесной дворец стал для неё убежищем от неурядиц в семье, суеты придворной жизни и потрясений внешнего мира. Всё время в Крыму императрица проводит в Эриклике в окружении узкого круга лиц, её навещают лишь члены семьи и самые близкие друзья. Со временем Мария Александровна полностью оставляет придворную жизнь, не посещает больше светских мероприятий, состояния её здоровья не позволяет ей больше заниматься благотворительностью. Каждую осень и зиму императрица проводила в Крыму, но весной приходилось возвращаться в Петербург, где её здоровье резко ухудшалось, Мария Александровна угасала. 3 июня 1880 года императрица в возрасте 55 лет скончалась в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Перед  смертью она написала трогательное письмо мужу со словами благодарности за счастливые годы, прожитые вместе.
Несмотря на объявленный годичный траур, спустя всего 40 дней после кончины супруги Александр II ведёт под венец Екатерину Долгорукову, которой пожалован титул светлейшей княгини Юрьевской, их совместные дети узаконены. Этот поступок вызывает осуждение в обществе. В дальнейшие планы царя входило также провозглашении Юрьевской императрицей, а их детей объявить наследниками престола, но смерть Александра II не даёт осуществиться этим планам: 1 марта 1881 года император был убит террористами. Новый император Александр III ненавидел свою мачеху за страдания своей матери и сразу же после похорон отца приказал княгине Юрьевской и её детям незамедлительно покинуть Россию, несостоявшаяся императрица поселилась в Ницце. Годы спустя Екатерина Юрьевская (1847-1922), уже во время царствования Николая II, вновь появилась в Петербурге и её достаточно тепло принимают при дворе, Николай II даже называет её “дорогой бабушкой”. В годы гражданской войны княгиня Юрьевская вновь покидает Россию, уже навсегда.
После смерти Марии Александровны Эриклик опустел, в лесном дворце всё оставалось как при хозяйке, здесь поддерживали порядок, но здесь больше никто не жил.
Придворный художник Михай Зичи изобразил на своём рисунке-коллаже как Романовы использовали Эриклик: здесь останавливались во время конных прогулок по горам, сюда приезжали проводить спортивные игры и для фотографирования и в-основном здесь собирались для проведения пикников. Местность со временем стали называть Чаир-Эриклик. В свой последний приезд в Ялту Романовы часто посещали Чаир-Эриклик, а 19 мая 1914 года там был устроен большой великокняжеский пикник, на который собрались Романовы, их многочисленные родственники и свита. Вот что писал Николай II в своём дневнике: «собралось все общество из Харакса и Кичкине, и Ксения и Сандро с сыновьями. В 3 часа гости разъехались и мы пошли пешком в Ливадию». В Госархиве РФ сохранились фотографии того дня. Это было последние посещение Романовыми дачи императрицы Марии Александровны Чаир-Эриклик.
После гражданской войны дворец был полностью разграблен и стоял заброшенным, пока в начале 1920-х годов здесь была организована Первая Горно-климатическая станция, санаторий для больных туберкулёзом. Судя по сохранившимся фотографиям, небольшой дворец был густонаселён пациентами. В 1927 году в санатории сучился пожар, сильно повредивший здание дворца.
В середине 1950-х годов в Чаир-Эриклик вновь случился сильный пожар, который полностью уничтожил деревяный дворец. В 1960-е годы здесь были построены корпуса противотуберкулёзного санатория “Горная здравница”, руины дворца были снесены и на его месте построена клуб-столовая. Вокруг санатория возникло небольшое поселение под названием Горное, в нём до сих пор проживает около 150 человек. Название Чаир-Эриклик полностью вышло из обихода. Хотя санаторий “Горная здравница” был одним из лучших в своём профиле, он не пережил новых времён и в 2000-е годы был закрыт и заброшен и пребывает в таком состоянии до сих пор. Теперь в долине Эриклик можно видеть и руины заброшенного санатория, уникальное место с целебным воздухом осталось без применения.
От самого дворца Эриклик ничего не осталось, сохранились остатки подпорных стен и каменной лестнице недалеко от дома. Сохранился фонтан с головой льва, который раньше находился в закрытом парке с задней стороны дворца. Фонтан был переделан в 1970-е годы и сегодня выглядит в эстетике тех лет. Уцелел и двухэтажный домик для караульной службы и садовника недалеко от дворца, его почему-то называют “домиком С.П. Боткина”, хотя Боткин здесь никогда не жил, сейчас это жилой дом.
В сентябре 2024 года у звонницы Крестовоздвиженской церкви в Ливадии был открыт бронзовый бюст императрицы Марии Александровны Романовой работы скульптора Алексея Комова, этим был отмечен вклад Марии Александровны в дело развития народного образования, милосердия и благотворительности в России.





 


Рецензии