16. 19 Мотив власти и личность
Чем обуславливается этот мотив? Врождённый он или возник в результате воспитания?
«Г. Маррей дал такое определение этому мотиву: МОТИВ ВЛАСТИ – это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т.п. ; побуждение других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями; добиваться их расположения, сотрудничества; доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения; влиять, направлять, организовывать, руководить, надзирать, править, подчинять, властвовать, диктовать условия; судить, устанавливать законы, определять нормы и правила поведения; принимать за других решения, обязывающие их поступать определённым образом; уговаривать, отговаривать, наказывать; очаровывать, привлекать к себе внимание, иметь последователей.
Другой исследователь мотивации власти Д. Верофф психологически уточнил определение данного явления следующим образом: под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми».
Какие чувства испытывает человек при этом?
«Эмпирическими признаками наличия у человека мотива, или мотивации, власти являются следующие: постоянные и достаточно отчётливо выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другими; удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности или огорчение по поводу неудачи; нежелание подчиняться другим людям, активное стремление к независимости; склонность управлять, доминировать над людьми в разнообразных ситуациях общениях и взаимодействия с ними. «Мотив власти направлен на приобретение и сохранение её источников либо ради связанного с ними престижа и ощущения власти, либо ради влияния … на поведение и переживание других людей, которые, будучи предоставленными сами себе, не поступили бы желательным для субъекта образом».
К явлениям, изучаемым в психологии в связи с мотивацией власти, относятся лидерство, влияние людей друг на друга, руководство и подчинение. А также многие феномены, связанные с воздействием индивида на группу и группу на индивида… В отличие от других наук, изучающих феномен власти, психология акцентирует внимание на личных мотивах властвования, а также на психологических аспектах использования человеком данной ему власти над людьми. О психологических аспектах власти говорят тогда, когда один человек вынуждает другого что-то делать против его воли. Считается, что люди, стремящиеся к власти над другими людьми, обладают особо выраженным мотивом власти. По своему происхождению он, вероятно, связан со стремлением человека к превосходству над другими людьми».
В чём причина такого стремления? Наличие отдельности друг от друга с одной стороны (личное Эго), а с другой стороны закон эволюции, требующий постоянного развития. Так ли это?
«Впервые данный мотив привлёк к себе внимание в исследованиях неофрейдистов. Он был объявлен одним из главных мотивов человеческого социального поведения. А. Адлер, ученик З. Фрейда, считал, что стремление к превосходству, совершенству и социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности. Аналогичной точки зрения, но теоретически разрабатываемой в ином контексте, придерживался другой представитель неофрейдизма – Э. Фромм».
Испытывал бы человек комплекс неполноценности, если бы жил один без общения с другими? То есть вообще не знал, что существуют другие.
«Было установлено, что психологически власть одного человека над другими людьми подкрепляется несколькими способами: возможностью награждать и наказывать людей; способностью принуждать их к совершению определённых действий; системой правовых и моральных норм, дающих одним право управлять, а другим вменяющих в обязанность подчиняться и безпрекословно следовать распоряжениям власти имущих; авторитетом, которым один человек обладает в глазах другого, являясь для него образцом для подражания, знатоком, в общем чем-то таким, что этому человеку крайне необходимо.
Следуя этим определениям, можно считать, что некоторой психологической властью над другими людьми располагает каждый человек, если в данный момент времени он выступает в качестве монопольного обладателя каких-либо жизненно значимых для этих людей ценностей».
Если бы все люди составляли единое целое, то есть имели только общие желания, возник ли мотив власти друг над другом?
«Замечено, что индивидуальные различия в склонности к обладанию властью над другими людьми проявляются в следующих личностных качествах: умение получать доступ и распоряжаться источниками власти, способности менять психологию другого человека в нужном направлении, оказывать влияние на его поведение, в предпочтении тех или иных средств психологического воздействия. Такие различия обнаруживаются и в целях, ради которых человек стремится получить власть над другими людьми.
Проявление властных тенденций оказалось связанным не только с мотивом власти как специфической личностной диспозицией, но также и с особенностями складывающейся ситуации. Показано, что в тех случаях, когда образующаяся ситуация способствует таким проявлениям, интенсивность и количество действий, связанных с мотивацией власти и свидетельствующих о стремлении иметь власть, увеличивается.
С теоретической точки зрения явления, связанные с мотивацией власти, представляются гораздо более сложными для понимания, предсказания и объяснения, чем феномены, относящиеся к аффилиации и мотивации достижения успехов. В стремление человека казаться более сильным и влиятельным, оказывать воздействие на людей и происходящие события могут быть включены многие различные мотивы помимо собственно мотива власти, поэтому чётко представить себе структуру и иерархию всевозможных мотивов, побуждающих к проявлению власти, не всегда представляется возможным.
Аффилиация - потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных: дружеских, товарищеских, приятельских - отношений с окружающими людьми.
Люди с развитым мотивом власти более других склонны обращать на себя внимание других, выделяться привлекать сторонников, сравнительно легко поддающихся влиянию, приобретать и накапливать престижные, пользующиеся модой вещи. У них, как правило, более высокий уровень социальной активности, проявляющейся в стремлении занимать руководящие посты, включаться в соревнование, организовывать работу других людей. Они малоконформны, неважно себя чувствуют в групповых видах деятельности, когда вынуждены строго следовать одинаковым для всех правилам поведения и подчиняться другим. Считается, что люди с высокоразвитым мотивом власти обладают способностью с выгодой для себя использовать представляемые ситуацией возможности для проявления соответствующего мотива. Обнаружено также, что учащиеся с высоким мотивом власти показывают лучшие результаты в учёбе, если преподаватель не доминирует над ними, не задаёт жесткие правила поведения в учебной ситуации и представляет им свободу действий.
Интересные данные о поведение людей с разновыраженными мотивами достижения аффилиации и власти получены в эксперименте, проведенном К. Терюном с использованием игры. Называемой «дилемма узника» В этой игре участвуют два человека, от их поведения в отношении друг друга прямо зависят выигрыш и проигрыш каждого из них в отдельности и обоих вместе. Если оба участника не идут на сотрудничество друг с другом, то оба проигрывают, однако в этом случае выигрыш каждого оказывается меньше, чем он мог быть в случае, если один из партнёров шёл на сотрудничество, а другой обманывал его.
Выяснилось, что люди с сильно развитым мотивом достижения успехов, как правило, оба идут на конфронтацию; люди с развитым мотивом аффилиации чаще предпочитают сотрудничество; люди с преобладающим мотивом власти нередко, склоняя своего партнёра на сотрудничество, сами обманывают его и стараются извлечь максимальную пользу из игры только для себя. Однако при увеличении размера ожидаемого выигрыша и, соответственно, проигрыша эти различия во взаимном поведении сглаживаются, и почти все индивиды независимо от характера их мотивации начинают проявлять склонность к соперничеству.
В другом исследовании было обнаружено, что сочетание высокого мотива власти со слабо выраженным мотивом аффилиации способствует проявлению людьми (в данном случае изучались руководители) ответственности, хороших организаторских способностей, стремления к сплочённости. Оказалось, что оптимальным для руководителей является следующие сочетания различных мотивов: высоких мотивов достижения и власти и сравнительно низкого мотива аффилиации, причём из этих трёх мотивов менее значимой оказалась величина мотива власти. Наиболее благоприятное для успешного руководства людьми сочетание данных мотивов образуется при среднем, а не сильно выраженном мотиве власти».
Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 420).
Свидетельство о публикации №225120200431