Дрожать или право иметь?
Так из одного дрожащего покаянного суслика, наступившего на улиточку, возник самодовольный монстр, гоняющий по ночным трассам, в поисках одиноких собак и прохожих, и что, спрашивается, лучше, для его субъективной личности? Быть тварью дрожащею или право иметь? Он уверен, что преодолел свои страхи и получил мифические права, как тот, кто первый задался подобным вопросом. Однако, Раскольников остался тварью — его попытка не удалась. Совершив своё преступление, он не стал дрожать меньше.
И дело даже не в грядущем наказании.
Дело в том, как человек верит в себя, что ценит в себе, ради чего стремится и к какой цели?
Уверовав в силу подлости, взяв её за опору, он — благодаря или вопреки — будет монстром, так как прилагает для этого усилия. Человек сильный, с характером, станет диктатором или маньяком такого масштаба, что о нём будут снимать документальные фильмы, а человек слабый и трусливый превратиться в монстра мелкого пошиба — для своих — например, будет третировать домочадцев, или для посторонних, когда хороший семьянин швыряет стейк в официанта или гадит под ворота соседкой дачи. В любом случае, это — его выбор, и в нём очевидно проявление его способностей, совершенно нейтральных, таких, как упорство, хитрость, твёрдость, креативность, доходящая до изощрённости. Все эти таланты он мог бы применить в иной деятельности — драматургии или строительстве, но предпочёл реализовать себя в деструкции.
Виновен ли?
Конечно.
Какие бы ни были у него предрасположенности и травмы, он, являясь дееспособным, делает свой выбор. Неосознанный? Возможно. Но кто мешает осознать? Ты создаёшь инцидент, видишь последствия, делаешь выводы. Однако, поворотный выбор делается гораздо раньше — быть ли тварью дрожащею или право иметь? Даже, ещё раньше — от чего дрожать и каких прав мне не хватает? Или ещё раньше — кто я? Какой я? Чего я хочу?
Уверовав в то, что "я — трус, не способный защититься от агрессивного мира", человек решает, что дрожит он от окружающей агрессии, а не хватает ему власти над окружением, чего он и начинает добиваться хитростью, манипуляциями, скатываясь до откровенной подлости.
Решив, что он "царь и бог непризнанный", он стремится доказать свою значимость, подавляя окружающих всеми возможными способами, самоутверждаясь за счёт слабых, агрессируя, порой пассивно, на более сильных, опасаясь прямой конфронтации, но желая не остаться незамеченным, а с теми, кто способен его подавить, он чрезмерно вежлив и подобострастен.
Типажей много, стратегий ещё больше, но, если человек уверовал в свою безнаказанность, он дойдёт до крайности, каким бы милым и безобидным не казался со стороны. А тот, кто верит в свою благодетель, сумеет поддержать или не навредить. Верящий в свою силу, сумеет не применить её, ради самоутверждения — он и так твёрд и силён, этого достаточно. Кто поверил в собственную доброту, останется добрым, даже страдая от этого, признавая: я слишком добр, и негодяи этим пользуются! — но ничего не изменит в своём поведении. Потому что "право имеет" быть добрым и жить в ладах со своей совестью, со своими внутренними установками, а "дрожит" он от чёрствости и жестокости, которых избегает всеми силами.
И любой подлец, как и любой добряк, может вернуться к насущным вопросам и изменить своё отношение к себе. Найти моменты, когда трусость была побеждена, хотя бы в мелочах, пойти навстречу своим страхам, вырасти над собой, и измениться: стать тем, кто больше не боится окружающего мира, а может позволить себе доброту и силу. Но не имея потребности в подобных переменах, никто ничего не сделает. Добрый может, наконец, выставить определённые рамки и границы, когда люди, пользующиеся его безотказностью, доведут его до отчаяния. Трус, потерявший расположение всех своих близких, может пересмотреть свои идеалы. Но, в любом случае, пока новая версия себя вступает в права, старая будет требовать откатов. Чтобы измениться, нужна сила, но где её взять?
В вере. Поверить в новые свои качества так же сильно, как верил в прежние. Сместить внимание с "я им всем докажу, что я не слабак!" на "сегодня я проявил смелость в..." Это кропотливая работа, потому что в прежние установки верилось само по себе, человек пришёл к ним исподволь, а теперь сознательное размышление затормаживает все процессы. "Если у многоножки спросить, с какой ноги она начинает ход, она разучится ходить, обдумывая это" © Но другого пути нет.
Мы все верим во что-то, хотим мы того или нет: в карму, гороскопы, физику, химию, собственные слабости и глупость окружающих... Размышления на тему мыслей в своей голове, тормозят поток этих мыслей. Говорят, человек, не умеющий думать — раб системы, но весь мир — это набор систем. Наш организм — это отлаженная работа различнных систем, и если работа одной нарушается, то портится самочувствие всего организма. Фокус не в том, чтобы стать аутсайдером, покинув все возможные системы и ряды, а в умении взаимодействовать там, где тебе это нужно, чаще находится там, где тебе это нравится, находить комфорт там, где ты оказываешься по необходимости. Не противостоять в своём дрожании, а получить право выбора, свободы, радости. Да, с некоторыми людьми связь придётся оборвать. Да, возможно, придётся сменить род деятельности, место проживания, круг общения. И да, это долгий путь, ведущий в неизвестность, а это пугает. Что же ты обретаешь взамен?
Цель. Веру, которую можно выбирать. Прокачку своих лучших качеств. Новый уровень жизни, приносящий больше удовольствия, лёгкости и свободы. Развитие. Новые возможности. Новый уровень. Перемены.
Раскаявшийся суслик думает, что став монстром, он выходит на новый уровень и становится круче, чем был.
Субъективно — так оно и есть.
Но куда ведёт его этот новый уровень, что развивает в нём, какую цель преследует? Когда суслика, сбивающего на дорогах собак и людей поймают, он кардинально изменит круг общения, режим дня и питания, на ближайшие несколько лет. Если это и есть его цель — то он движется в верном направлении. А если его цель доказать всем, что он — безнаказанное мудло, то, рано или поздно, он будет разочарован.
В следующий раз, столкнувшись в дверях с неповоротливой бабулькой, спроси себя — какова твоя цель? Тварь ли дрожащая, которая хочет двинуть этой бабульке, чтоб не мешалась тебе под ногами, или ты право имеешь быть человеком с силой, совестью и стремишься к радости в своей собственной жизни?
Ведь толкнуть, нахамить, унизить — легче, чем проявить терпение и добродетель, но к чему это ведёт? Хочешь ли ты, в фоновом режиме, испытывать злобу, неприязнь и раздражение? Или твоя цель — хорошее расположение духа, когда всякие додики не бесят, а забавляют, а агрессоры тужатся, но не могут до тебя дотянуться?
Хочешь ли ты бесконечной борьбы и противостояния, или ты был бы рад вписаться в систему, которая будет приносить тебе удовольствие? В систему человеческих взаимоотношений, работы и досуга, прав и обязанностей?
Всё начинается с малого — с мысли о том, кто ты и какую цель преследуешь? Ради чего ты делаешь что-то прямо сейчас?
Задумайся, и всё изменится. *
Свидетельство о публикации №225120200466