Сургут - Столица Югры

1. Теоретическая база: критерии оптимального размещения административных центров в ресурсных регионах
В теории региональной экономики и государственного управления (работы У. Айзарда, Дж. Фридмана, М. Фуджиты, отечественных учёных В. Н. Лексина, А. Н. Швецова, Е. Г. Анимицы) эффективность размещения административного центра определяется следующими ключевыми факторами:
Минимизация транзакционных издержек управления (время и стоимость принятия и реализации решений).
Максимальная близость к центру экономической активности и основным источникам доходов бюджета.
Наличие развитой транспортной и коммуникационной инфраструктуры.
Достаточный кадровый и интеллектуальный потенциал.
Способность города выполнять функции «управленческой агломерации».
Для ресурсных регионов (нефтегазовая рентоориентированная экономика) особенно критично размещение столицы вблизи основных центров добычи и переработки, поскольку именно там формируется более 95 % налоговых доходов бюджета.
2. Фактическое несоответствие нынешнего размещения этим критериям
Ханты-Мансийск (население ; 107 тыс. чел. на 2025 г.) был выбран столицей в 1993–2000 гг. как компромиссный «этнокультурный центр», удобный для коренных народов Севера и символически подчёркивающий автономный статус. Однако он находится на периферии экономического ядра округа:
Удалённость от основных нефтегазовых месторождений Приобья: 600–900 км от крупнейших центров добычи (Сургутский, Нижневартовский, Нефтеюганский, Когалымский районы).
Удалённость от Сургута — 290 км по автодороге, 1 час лётом.
Удалённость от Нижневартовска — 580 км.
Более 75 % населения Югры (1,27 млн из 1,71 млн чел.) проживает в треугольнике Сургут — Нижневартовск — Нефтеюганск — Пыть-Ях — Лангепас.
Более 80 % объёма промышленного производства и более 90 % нефтедобычи сосредоточено в радиусе 200–250 км от Сургута.
В результате:
Губернатор, депутаты Думы, ключевые департаменты физически оторваны от основных экономических процессов.
Руководители крупнейших нефтегазовых компаний (Сургутнефтегаз, Роснефть-Югра, Газпромнефть-Хантос, ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь, Славнефть-Мегионнефтегаз) и подрядных организаций вынуждены летать в Ханты-Мансийск для согласования решений.
Среднее время реакции региональной власти на оперативные вопросы в отрасли — от 4 до 24 часов (перелёт + согласование).
3. Сургут как объективный центр экономической и демографической гравитации Югры
Показатели:
Ханты-Мансийск Население (2025) 107 тыс. с пригородами ~120 тыс., доля 6,3 %

Сургут — крупнейший город округа 396 тыс. (с пригородами и спутниками) Сургут + Нефтеюганск + Пыть-Ях + Лянтор + Фёдоровский > 750 тыс., доля 23,2 % (агломерация ; 44 %)

Сургут — крупнейший транспортный узел Урала и Западной Сибири после Екатеринбурга и Тюмени
Пассажиропоток аэропорта (2024) 2 220 534
Количество вузов и филиалов 49
Сургутский госуниверситет, филиалы ТюмГУ, ЮГУ и др.
Количество научных и проектных организаций1148
Сургут — единственный город округа, который обладает:
Резервами административных площадей (здания бывшего «Сургутгазпрома», пустующие корпуса на территории «ГРЭС-2», возможность строительства нового правительственного квартала в районе Восточного планировочного района).
Крупнейшим в округе аэропортом международного уровня (2 взлётные полосы, пропускная способность > 3 млн пасс./год после реконструкции 2026–2028 гг.).
Развитой системой высшего образования и научных центров, способных готовить кадры для аппарата управления.
4. Экономический эффект переноса (оценка)
По аналогии с перенесёнными столицами в других странах и регионах России (Астана 200 тонн экономии в год за счёт сокращения перелётов и логистики, перенос из Анадыря в Билибино — планируется):

Сокращение транспортных расходов аппарата и бизнеса — 4–6 млрд руб./год.
Сокращение временных затрат на принятие решений — в среднем на 40–60 %.
Ускорение реализации инвестпроектов в нефтегазовом секторе за счёт оперативного согласования.
Дополнительный приток высококвалифицированных кадров в Сургут (эффект «столичного статуса»).
Рост капитализации недвижимости и деловой активности в Сургутской агломерации — +12–18 % за 5–7 лет (опыт Астаны, Атырау, Нового Уренгоя).
5. Политические и символические аспекты
Ханты-Мансийск сохраняет статус этнокультурной столицы и центра коренных народов Севера (Березовский и Белоярский районы остаются удалёнными в любом случае). Возможна модель «двух столиц» по примеру Нидерландов (Амстердам — конституционная, Гаага — административная) или Казахстана (Астана — административная, Алматы — экономическая и культурная).
Вывод
Существующее размещение административной столицы в Ханты-Мансийске является историческим анахронизмом, не соответствующим современным экономико-географическим реалиям Югры. Перенос столицы в Сургут объективно необходим для:
радикального повышения эффективности регионального управления;
сокращения транзакционных издержек в ключевой для страны нефтегазовой отрасли;
выравнивания развития крупнейшей агломерации округа, где проживает почти половина населения и формируется основная часть ВРП.
Сургут обладает всеми необходимыми инфраструктурными, кадровыми и логистическими резервами для выполнения функций административного центра уже в горизонте 2027–2032 годов. Отказ от переноса равносилен сознательному сохранению системных управленческих издержек в размере десятков миллиардов рублей в год и снижению конкурентоспособности региона в условиях постнефтяной трансформации.


Рецензии