Победительница олимпиады
Мама её, учительница начальных классов в провинциальном городке, верующей, по её словам, не была, однако во время каждого тура Олимпиады убегала из гостиницы в ближайший храм "ставить свечку". Рассказывала, что дочь пришла к вере сама. И что настольная книга у неё - академик Лихачёв. Рассказывала, что живут они в частном доме, на окраине, что муж её рабочий, но всё свободное время либо читает, либо бродит по загородным тропинкам, выходя на них прямо из дома, и о чём-то думает. Что нравилась дочка соседу по парте, но однажды он обозвал её зубрилкой, после чего пересела она на другую парту и больше с ним не дружит.
Чтобы сохранить интригу, перед официальным объявлением результатов олимпиады сопровождающий нашу группу организатор сказала, что первого места, по её сведениям, не присудили никому. Помню, как в этот момент потемнело лицо той девушки - как небо, когда его закрывает туча, никогда раньше такого не видела и была уверена, что "потемневшее лицо" - только литературный образ. Но действительно, не мимика, а цвет лица меняется! Понятно, когда оно краснеет или бледнеет - в зависимости от того, приливает или отливает от него кровь, а вот темнеет от чего?..
В последний вечер перед отъездом для участников олимпиады организовали дискотеку - как обычная школьная. Победительница отказывалась туда идти, но под уговорами всё-таки согласилась. А уже на входе в полутёмный зал - световые вспышки, музыка гремит, тела извиваются - встала она и... расплакалась по-детски. Тут уж уговаривать её остаться не стали.
Победитель Всероссийской олимпиады имел право без экзаменов поступить в Московский Государственный университет. Какое-то время я звонила её маме, в тот городок, - она рассказывала, как дочка, живя в общежитии, справляется с бытом - готовит самое простое и полезное, что учится она по-прежнему на отлично, дополнительно посещает курсы греческого языка при посольстве, и что дома её ждут - ежевика в саду поспела...
Очень мало таких, пусть один в год на всю страну, но они всё-таки есть. Всегда.
2 декабря 2025г. Мемуары. С той поры прошло почти двадцать лет.
Свидетельство о публикации №225120200767