Шуба для субмарины

                «ШУБА»   ДЛЯ   СУБМАРИНЫ

Военный  инженер  2  ранга  А. Дубравин, совершивший  не  одну  экспедицию  по  Северному  Ледовитому  океану, знал  суровый  нрав  Арктики, тяжелые  условия  плавания  судов  по  Северному  морскому  пути. Нередко  корабли  просто  вмерзали  в  лёд, либо  были  раздавлены  льдинами. А  сейчас  встала  задача  обеспечить  безопасное  плавание  подводных  лодок  в  арктических  условиях. Обычный  корпус  субмарины  не  выдерживал  её  переход  во  льдах, поэтому  необходимо  было  как – то  усилить  его.
Решением  опытного  корабельного  инженера  А. Дубравина  в  1934  году  стало  использование  специальной  «шубы», одеваемой  на  корпус  подводной  лодки. «Шуба»  имела  два  деревянных  слоя, а  поверх  них  ещё  железную  обшивку, прикрывая  от  возможных  повреждений, прежде  всего  ото  льда, борта  и  штевни. Проект  одобрили, и  первую  субмарину, одетую  в  «шубу»  планировалось  отправить  в  арктический  поход  в  1935  году. Однако, только  в  1940  году  такое  переоборудование  удалось  осуществить  в  Мурманске  при  полной  секретности. В  связи  с  обострившейся  военной  обстановкой  на  Тихом  океане, угрозой  со  стороны  Японии. Решено  было  отправить  подводную  лодку  типи  «Щ»  Северного  флота  из  Полярного  во  Владивосток, на  Тихоокеанский  флот. Выбор  пал  на  «Щуку»  не  случайно: эти  лодки  обладали  хорошей  маневренностью, а  так  как  экипаж  «Щ – 423»  имел  большой  опыт  плавания  в  Баренцевом  море, то  именно  эту  субмарину  одели  в  «шубу». Помимо  усиления  корпуса,  переоборудовали, сделав  съёмными  кормовые  рули, изменили  вертикальный  руль. На  места  волнорезов  торпедных  аппаратов  установили  специальные  щиты, бронзовые  винты  поменяли  на  стальные  со  съёмными  лопастями.
Проведённые  испытания  показали, что  подготовленная  таким  образом  для  арктического  перехода  «Щ – 423»  могла  погружаться  и  идти  под  водой, хотя  ей  предстояло  двигаться  в  надводном  положении. Командиром  этой  подводной  лодки  был  назначен  опытный  подводник, капитан  3  ранга  И. Зайдулин.

5  августа  1940  года  лодка  Северного  флота  в  составе  Экспедиции  Особого  Назначения  ( ЭОН – 10 ), куда  входили  суда  сопровождения, отправилась  из  Полярного  во  Владивосток. Переход  оказался  тяжёлым  испытанием  для  всего  экипажа: ледовая  обстановка  составляла  9 – 10  баллов  плюс  сильные  заполярные  морозы. В  отсеках  стоял  непрерывный  туман, командному  составу  лодки  приходилось  постоянно  находиться  на  обледенелом  мостике и  отслеживать  ледовую  обстановку. Порой  на  отдельных  особо  трудных  участках  ледоколы  тащили  лодку  на  тросах.
Однако, всё  преодолев  без  аварий  и  поломок, «Щ – 423»  17  октября  1940  года  прибыла  во  Владивосток, преодолев  по  Северному  морскому  пути  восемь  морей  и  два  океана. Командование  флота  объявило  благодарность  всем  участникам  похода, наградив  их  знаком  «Отличник  РК  ВМФ», инженеру  экспедиции  А. Дубравину  были  вручены  золотые  именные  часы, а  командиру  лодки  И. Зайдулину  вскоре  присвоили  звание  капитана 2  ранга.

Так  благодаря  смелому  инженерному  решению  и  мужеству  подводников  свершился  уникальный  переход  подводного  корабля, положивший  началу  арктической  навигации  по  Северному  морскому  пути. Позднее, во  время  Великой  Отечественной  войны, используя  «ледовые  шубы», с  Тихого  океана  на  север  прошла  бригада  эсминцев  вместе  с  лидером  «Баку»  в  составе  ЭОН – 18. Ответственным  за  этот  поход  был  А. Дубравин.
Сейчас  российские  атомные  подводные  лодки  успешно  покоряют  Арктику, совершая  беспримерные  походы  подо  льдом  к  полюсу.

Примечания:  Андрей  Иванович  Дубравин  ( 1898 – 1988 ) – инженер – капитан 1  ранга, полярник, судостроитель и  автор  ряда  книг  по  освоению  Арктики.
                Штевни – части  корпуса  судна  в  носовой  и  кормовой  оконечностях, основа  для  крепления  наружной  обшивки  и  других  продольных  частей.
                Зайдулин  Измаил  Матигулович  ( 1905 – 1944 ) – герой – подводник, капитан 1 ранга, командовал торпедными  катерами и  подводными  лодками.
                «Щуки» - до  войны  самые  многочисленные  подводные  лодки  советской  постройки  (1935 – 1945), входили  в  состав  всех  флотов  Советского  Союза. Пять  «щук»  стали  гвардейскими, двенадцать – краснознамёнными. Все  они  создавались  в  коллективе  под  руководством  Б. Малинина.
 
 На  коллаже – картина  «Переход»  Г. Гавреленкова, слева – И. Зайдулин, справа – А. Дубравин.

1  декабря  2025  г.                Вячеслав  Прытков


Рецензии