Грушенька из Слова о полку
В ПОИСКАХ КОВЧЕГА ТМУТАРАКАНИИ
В повести Слово о полку вооружённые формирования русских и половцев упоминаются Автором в разных эпизодах: рати, полки, войско, дружины, а «солдаты» в них - вои, сыны русские, дрУжино. Специально так или ради красного словца, хочу проследить по тексту. Значение и происхождение слова полк мы выясняли-выяснили и устали, с чего собственно и начинали исследование Слова о полку циклом статей, отвечая на простой себе вопрос, а были ли полки у кочевников половцев? Оказывается, полки у половцев были, но и половцы эти - люди особенные и жить в степи не привыкли, они «вернулись» в историю Московского царства и России благодаря русскому языку, вопреки науке лингвистике. И живут себе припеваючи на берегах рек Полата, Западная Двина, Сож, Ипуть, Десна - везде. Половцы от слова Полоцк, нам более знакомого из истории и географии, но корневая основа иная - "полова/пол" от которой поле, в т.ч. ополье - «снаружи» (серб.). И это красивое древнерусское слово: «Сна ружи» не оставляет сомнения в том, что ружа-роза-руса и есть то самое загадочное слово, уложенное в "стружие" и название рек: Туросна, Десна, Снов, Сейм, Руса и даже Гобейка с Овстуженкой и Снежетью. Русса Старая на реке Порусья (и Полисти бассейна Волхов) не всегда была старой, следовало бы думать так, а родилась она молодой - дитём в своём волховском язычестве. Но случилось так, что город новый - Великий - Новгород расположился по соседству на берегу одного озера Ильмерь, в результате Роуса стала старой. Теологические особенности бытия из жития городищ. И по вероисповеданию и по возрасту, стало быть - старше.
Когда нигде-нигде на земле не было русских, так пишут немецкие историки русским школьникам, то явился на эту землю обильную - князь могущественный Рюрик с родом русь в лице трёх братьев. До этого князей тут не видели. И называется это чудо «призванием варягов», которые ушли затем «в греки», да не вернулись. Но иногда, лет через сто или меньше, они из своей Тмутаракани-Европы снаряжают отряды-команды на восток. Таким образом изображал «тороватых» немцев граф А.К. Толстой (имение Красный Рог на Брянщине - половец по определению языковеда Фасмера), хорошо описал событие, называя команды - «шваль». В дополнение к Истории сочинил сказку Колобок. Из местных сказаний - о Словене и Русе известно, что сестра их Ильмерь. Меряне воевали с новым порядком и сохранили за собой право называться рушане (жители Руссы).
Призванные однажды варяги (союзом кривичей, словен, чудь, весь), те до сих пор не могут отказаться от наведения порядка на земле обильной. Меряне их изгоняли-изгоняли, так и продолжают этим заниматься. Если читать летописи внимательно, племя меря не принимало участия в призвании 862 года, но подписалось в 859, видимо, пару лет им хватило, чтобы разобраться в немецком порядке и что смена власти означала бы смену веры за их же деньги - иго начиналось так. В повести охвачены времена с 9 по конец 12 века, предшествующие явлению «монголов». История разрывается в учебниках, но в повести она цельная и последовательно изложенная. Совершенно нет противоречий, только читай. Беда в том - мы язык русский забыли. Немцы «с венедцами, греками и моравой» отмечаются Автором на заднем плане событий, они то ликуют, то кают князя Игоря. Во-первых, это хоть и косвенно, но отмечает влияние разрозненной «западной таракании», как физически - слабое, но многочисленное явление. Это не татары в монолите и не монголы. Они за кулисами, они не в состоянии повлиять на ход истории 10-12 веков. Есть только одна сила в мире - русская и сила эта подрывается изнутри княжескими распрями, навлекая погибель «снаружи». Откуда могли явиться мон-голы, то уму непостижимо нашим историкам, продолжающим исследовать статую Темучина в степи. Только вот не понимающим, что имя ей - от сына. А моголы - голь перекатная - Великая и есть рыцари за идею ковчега, но сейчас они её забросили на Арарат, который Масис у турков. Ордера от папы - католики стали заниматься попросту грабежами, прикрываясь высокой идеей, разорили Царьград, раскололи единую церковь, рухнул Константинополь. Кто-то сегодня по телеку хоть раз вспомнил про ковчег? Улыбнитесь.
Времена перекочевали в Троицу и идея опиума утратила актуальность обмана, сейчас они идут по старой памяти той же Смоленской и Брянской - Свинской дорогой, ну чисто навести порядок демократический. Так шли норики-шведы, французы и немцы с переменным успехом тысячу лет. Глядя в телевизор сегодня, меняя имена героев, понимаешь, во-вторых и третьих, чем сцены театра украшены и какова мораль постановок. Классику не узнать. Ружьё на заднике ни разу ещё не пальнуло ни у одного режиссёра. Тмутаракань ищем не там, кто такой спаситель Москвы товарищ Минин, мы не знаем, Миндовга (основателя ВКЛ) сдали Литве с потрохами, Руссу Старую забросили на произвол. Что происходит в российской культуре? Политики не понимают русскую литературу, они читают Чехова и Достоевского, но даже детям своим не смогут объяснить, почему тот не чех, а этот пишет про Грушеньку. Филолог не знает слово бяшеть, медиевистов нет от слова совсем. Уточни у отца святого за слово аминь (в бесконечных проповедях), ни бе, ни ме... Но это не мешает громить любого врага. Прав Тютчев, хоть и аршин общий утерян, не найти.
ОТ ЗАЧИНА ДО АМИНЬ - ВОИ, РАТИ, ПОЛКИ, ДРУЖИНЫ
Итак: плък - палка, плакать, толпа (с оружием) буквальные переводы, от меняющегося корня в основе - лак/лок/лик/лук. Такого слова как команда, отряд или тумен - в повести нет.
В зачине: наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую! - первое упоминание слова полк. Через строку этот полк в форме - «лук» Автор переносит в изменённой форме - луце, обращаясь к воинам-воям как братьям и дрУжине:
Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты, и рече Игорь къ дружине своей: братiе и дружино! луце жъ бы потяту быти... - Уже дружина через ударение на второй слог -ине.
Вот откуда наше слово "лучше" - от лука/луга. Внедрённое в пословицу, дескать, "лучшее - враг хорошего", а почему? Да просто красиво. Отчего же, если это любовь? Второй раз полки воспеты с певцом: «О Бояне, соловiю стараго времени! абы ты сiа плъкы ущекоталъ, скача славiю по мыслену древу...», обращаю внимание на «щекоть». «Ущекотати — воспеть в переносном смысле» так образно сообщает словарь (Слова о полку) и приводит в пример словарь Даля: «соловей щекочет в дубраве, кур. поет, свищет, трелит». Если образно, то да, пусть соловей с Бояном трелят. Как было в советское время, когда секретарша числилась стропальщицей для поднятия престижа начальнику. Когда проверяющий в годы перестройки спросил её, чем занимаетесь в рабочее время, девушка, она искренне ответила - я строполю. Сегодня по дорогам России с времён СССР мы видим автокраны двух марок: Клинцы и Галичанин. У них один механизм и задача одна - подъём груза, но «клИнцы» - дети - славянских языков и белорусского в том числе, а лик второго запасован в термин прозвище, кривым крюком до неузнаваемости. Кроме одноименной дивизии ни каких ассоциаций, хотя "галицы" (с приставкой га), были обозначены прямыми врагами русских полков-и-дружин в отличие от немцев, которые подпевали сзади. Да и предводитель их Тмутараканский - Осмомысл Ярослав Галицкий служит королю Венгрии в интересах папы католика.
УЩЕКОТАТЬ, ОКОНИ, КЛЮКИ, СТРУЖИЕ
Эти слова почти в одном предложении, перевести которое так слёту не получится. Что называется, умом понимаю, объяснять долго. Тот случай, когда самому хотелось бы разобраться в подноготной каждого, несмотря на явный «брянский говор», но клюки - не совсем сплетни и палка, а то, что дало ходу - им. Щекотка тем более. Не знаю, дойду ли до понимания "ущекотати" в этой статье, хотя на поверку, ну что тут такого?
УЩЕКОТАТЬ. Слово - «ущекоталъ» глагольной формы- «ущекотати» может предполагать контакт руки и подмышки, например: у ще контакти (дословно). Не мудрствуя лукаво, замечаю сходство терминов существительных: щекоть - щепоть, то есть троеперстие (креститься). Термин: ще котать (болг.) = «будет кормить», будзе катаць (белор.) - че мачкати (серб.ће мачкати). Слитно можно углядеть щека-чека-цека-сека с далеко идущими выводами, все коммунисты целомудренные картёжники, а женщины простые как ручная граната... Но в целом: щекотать переводится: голицање (серб.) или казытаць (белор.). А разделить термин (щеко тать), получим: украсці шчаку (белор.) - украсти образ (серб.) - украсть щеку. Тать предстал в образе вора, а щека - образом девицы?
ОКОНИ. Русский язык ставит в тупик. Равносильно подмышка - подоконник - підвіконня (укр.) - antepecho (исп.) - передняя часть груди (дословно), или грудь, выступ одним словом, но не совсем то, что выступает из-под коня. Совершенно очаровательно, когда набор звуков из підвіконня превращается: віконня = окошка. Казалось бы, окно или кошка, одно из трёх возможных: віконце (с ударением на о) неминуемо заканчивается в иконке или конце. Поясное изображение? Образ навеял то самое слово «окони», вот оно и есть, когда князь Полоцкий Вещий: «На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребiй о девицю себе любу. Тъй клюками подпръся окони и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружiемъ злата стола Кiевскаго...» и так далее. Именно что «окони», сказать проще - принял веру в Богородицу (на западе культ Марии). Мы сейчас просто знакомимся со словами на скорую руку, так получилось, что четыре подряд в предложении это много, это на страницы выяснений...
КЛЮКИ. Третье здесь слово - клюками - совершенно однозначно объясняет пьянство и второстепенно клюку (кривую палку у старухи), в третьих - сплетни, слухи, кривотолки. Вмести три образа - плётка (белор.), не посох, не ягода-клюква, а коса - плеть. Та самая, которой обуха не перешибёшь. Обух - тупая часть железяки (как старый против молодого), как правило - топора. Беларусь до сих пор находится в географическом положении, как между молотом и наковальней. В итальянских песнях часто слышим - "пиано", они конченные алкоголики и не стесняются этому. "Пьяно" (piano) с итальянского переводится как "тихо", "потихоньку", или "медленно", но в зависимости от контекста может иметь и другие значения, такие как "этаж", "план", "плоскость", или в музыкальном контексте — "тихо" (динамический оттенок). Это слово часто используется как "piano-piano" в значении "не торопясь". На самом деле - пол, подложка, подземелье, недра.
Мой как напьётся, ну себя не помнит, хам!
Невыносимый, перестань, да хоть тверёзый.
Бывает пьяный - в зюзю, стельку или хлам.
А мой вчера пришёл домой, как цветик розы...
Потому что "цвярозы" (в трезвом виде, трезвый так и переводится - "цветок розы" в отличие от пьяного. Слово хам - мах наоборот, вот и весь секрет "скорости света". Нам не нужен иврит с гречью, чтобы разобраться в себе. А на этом корне мах/мох/мог, да прибавить розу-ружу можно весь язык выстроить хоть по вертикали, хоть вширь - узко. Не стой под грузом! - под стрелой - висел плакат у нас в Союзе, сегодня плакать нам о той (как Хрущ гулял по кукурузе и как всё рухнуло в застой). Кстати, фамилия - производное грух/груз/грус - рус/руж - ру.
СТРУЖИЕ. Не менее интересное слово - стружiемъ, ради чего и статья. Что примечательно сразу в глаза пала - ружа - корневое с началом святости (st) звука и окончанием - i - иметь. Точнее - есть/кушать - «емъ». Не стоит сомневаться, что - это - образ «блондинки» в смысле богини, но пожилой. За умственные способности которой сомневаться не стоит. Молодая была не молода - из области теологии, потому изображение брюнетки нам привычнее. Ср. стружие - струга, струна, стрибожие, строго - снять стружку. Зачастую - ироничное выражение, означающее «ругать» или «отчитывать» - бранить. Корень руг/рог, если о происхождении термина, даже -ру-, на которое как на рог насаживаются пироги и пироги, розы и ружья (руж/рус/руз). При этом «длина стружки — показатель качества», как дерева, так и инструмента, при особенной роли мастера. Руки у которого должны расти из определённого места, а по квалификации - плотник, столяр, краснодеревщик.
Итак, стружие — древко копья, копьё (словарь). Насколько между ними возможен знак равенства? И кто кому отец. Ни одной похожей буквы, ни одного звука одинакового нет у этих предметов. Нам дают похожую вещь и говорят, вот. Можете поглазеть в музее и погладить. Спроси откуда слово копейка - тоже отсюда. Даже словарь Даля не подскажет, куда ставить ударение в слове копейка? Копите деньги в сберкассе, как сказал один вор. На самом деле: кОпить, скОпье, скопом. Толпой? Вооружённое формирование - палкой - под названием полк. А если стружием - дружина? Логично.
ПОЛОВЦЫ И СЕКС, ЧТО ОБЩЕГО?
В одном из упражнений, анализируя слово «копьё» (копiя поют на Дунае) пришёл к выводу, что слово близко со значением пить, ср. копить. Отсюда и слово петь, так дошёл до того, что «деды поют на Дунае». Опешил поначалу, но потом понял - свершил очередное открытие для россиян в языке русском. Слово о полку - кладезь, могила. Ведь в финале читаем обратное тому значение, вместо дедушек, уже молодёжь подхватила эстафету. Когда князь Игорь новгородский стал не удельным князьком и сынком грозных киевских (по тексту повести - в подчинении), а «...Игорь Князь въ Руской земли», а это повышение солидное, согласитесь, то. «Девици поютъ на Дунаи, вьются голоси чрезъ море до Кiева», о смене вероисповедания. Запад это устроило в полной мере, те немцы с венедцами и греками с моравой (понятно о ком речь), которые раньше проклинали Игоря за поражение (1183), теперь в восторге. Тем не менее хочется узнать мнение светил и чуть ли не очевидцев.
„Символика, связанная в древней Руси с «копьем», придает особый оттенок выражению «Слова» «дотчеся стружиемъ злата стола киевьскаго». Всеслав Полоцкий не взял Киев «копием» — он только «доткнулся» его, всего семь месяцев пробыв киевским князем в 1068 г. Он взял его не военной силой, но и не мирным путем, придя к власти через восстание киевлян. Он «доткнулся» золотого киевского стола «стружием» — древком копья; сейчас бы мы сказали «прикладом»“. В. П. Адрианова-Перетц („Сл. о п. Иг.“ и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968, с. 85): „Слово «стружие» оказалось непонятым следующими переписчиками «Хождения» (речь идет о цитате из Хождения игумена Даниила, приведенной выше, — В. В.), и они по созвучию, но не к месту по смыслу, заменили его через «стражие». ... В данном контексте Даниил — и не случайно — употребил «стружие» именно как название «копья». Продолжая описывать «распятие», Даниил, как всегда, вспомнил евангельский рассказ, связанный с этим местом: он указал на «разселину на камени», куда «сниде кровь и вода из ребр владычень», когда один из воинов копьем пробил ребра умершего Христа. Держа в памяти этот рассказ и напоминая о нем цитатой читателю, Даниил этим копьем, которое он назвал более привычным ему именем «стружие», измерил высоту камня под распятием“.
Исходя «из контекста» - Даниил - употребил копьё? Нет, там «стружие» - ему более привычное. И вот эта манера подмена понятий свойственна не только жене еврея Перетц. Вперив мне, «именно как название - копья - стружие», она продолжает рассуждать как о копье. Зачем? Это мнение уважаемой в науке киевлянки (Варвары Перетц по мужу), уже никем не контролируется за спиной авторитетов. Она их воспитала. Один из воспитанников - академик Д.С. Лихачёв, который уже не в силу свернуть с протоптанной тропы «науки». Адрианова-Перетц начинает просто «заводить рака за камень», проще говоря, не давая пояснение термину, а предлагает читателю углубиться в «Хождение». Было ли то - не было, у нас даже «аршина» общего не найти на Россию, а разбирать мысли Даниила по аннотациям академиков - дело последнее. Итак, что тут о копье, заело:
«Иосифъ же наполни м;х половы, собра и повеси и, ид; же влечаху овна, то на то м;сто влечаху м;хы. И не бысть пакости ст;нам, возбраняющи овну м;хы. Римляне же, привязывающе серпы къ стружиемъ, отр;зываху м;хы. Там же, 303. Есть же распятие господне къ востоку лиць, есть же на камени высоко было, яко стружия выше. Камень же тыи былъ круголъ, яко горка мала». Хож. Дан. игум., 19 (1496 г. ~ 1107 г.).
Если мы сейчас углубимся в изучение, чем и куда тот наполнил, то поймём что полова - плева, ср. «плевела и зёрна», а стоит ли чистить дальше? Овны - стадо, половы = пљева (серб.), цельная, она же - мякіны (белор.). Если половы (белор.) = секс/seks (буквально). Половы - это сексуально, знал бы соломки подстелил. Вот они зачем девок там гоняли - в тот пяток. А сами продулись как дети малые.
Спасибо той Варваре затворнице. То есть «Иосифъ же наполни м;х половы», одухотворил типа? В одной соседней церкви спросил попа, почему нет русского перевода писаниям и всё у вас на старославянском языке? Тот ответил прямо - мат сплошной, а так - для уха приятно. На татарском это - ;енси м;н;с;б;т - половой акт - «сексуальный и красивый» (дословно), что следует из термина. Слово - ;ен си - сербский оригинал и означает: красивый. Поэтому и слово русский у татарина вызывает тот же вопрос, «ты красивый», или констатацию. Но что-то женское в том есть. На мякине не проведёшь. Слово мякіны - мягкое на ощупь и товарищ Мякин-Якин может быть: кінь - лошадь или конь в зависимости, с каким знаком и ударением произнесёшь. А тюркский кінъ (кирг.) - грех, грэх, peccatum. Латынь уточняет: грех+кот (pec+catum). Кино и немцы, ещё и кинуть - подкидыш. Слово грех/pec (пек) - сербское и звучит - греф (свято место пусто не бывает, кто бы ещё в России контролировал банку?), ага. Отсюда пекло (pec) и родившиеся во грехе, уже - до зачатия - грешники. Так понятно? Религия - это маразм пословиц, которые надо понимать. Поэтому у нас печенье мучное изделие, а на Дунае - шашлык (печёное мясо), у нас мУка - у испанца мука Арина. Сначала надо народ расколоть в языке, а потом печенеги исчезнут сами и внуки их, проживающие в славном Будапеште, даже не узнают, что они потомки тех кочевников. А что касается сексуальных половцев, то они положили начало имени - Россия, их потомки прусы исчезли, настал черёд ухода в небытие всего русскоговорящего сообщества. Я не пророк как Достоевский, но в романе вся семейка Карамазовых кончила плохо (даже слуга повесился), а Грушеньке хоть бы хны. Поляки, ляхи - производное названии той полове, они тоже красивые, но отличаются от литвина как литовец от русского. К вопросу о целомудренности и родстве по Нестору, таки всё зло от баб. Религиозно-политическое общество ВКЛ и Речь Посполитая почти родня, но литвины считались язычниками и делопроизводство вели на языке русском.
Потому и Радзивиловскую летопись, читай русскую и белую, обозвали - временной - ставьте ударение сами. И кочуйте. Кому мешало название? и, вроде никто не переименовывал, но случилось так, как в Библии - наложили и сшили. Киевляне тоже не «чёрные» от слова чернь - Чернигов - красный, чуть вишнёвый. Грань тончайшая, кого ты больше любишь, маму или папу? ПВЛ (Повесть временных лет) - это древнейшая летопись Руси, составленная, как полагают, монахом Нестором (и игуменом Сильвестром в конце XI - начале XII века). «Радзивиловская летопись - из Кенигсберга доставил Пётр в 1715 году в Петербург - это древнейший иллюстрированный список общерусской летописи, которая начинается «Повестью временных лет» и доводит события до 1205 года». Очень похоже на то, о чём сообщается в повести - о войне идеологий. И исторические сведения: Буй-тур погиб в 1196, а вскоре всё семейство Игоря будет низведено под корень - галичанами. Побеждает Киев (с англосаксами) и на сегодняшний день в плане просвещения молодёжи. Название «летопись» происходит от слова «лето» (не год) и «пись» (не письмо - писАло). Сексуальненько. Чем дальше мы от русского языка, тем ближе в рабство психологии. На сей счёт есть мнение, что в аду гораздо комфортнее. Потому есть страны - ОПЕК, а пирожник без сапог. Куда ни плюнь - знаки, масоны, деньги...
Что запомнить, так "половы" - половый, то есть - сексуальный и красивый от слова... поло? Это народный автомобиль концерна, название которому дал древний-древний русский, ещё в пору изобретения колеса. Могло произойти и от слова половник - большая ложка или "черпак" - молодой солдат. Ну и, ещё сотня возможных производных, в числе которых - поляки, полочки, половицы...
ПЬЯНЫЙ ПОЛ
Мы уже забыли с чего начали - стружие. Да, а что такое -м;х, м;хы? Не клин да мох и плотник бы сдох. Не путать со смехом, мешкой (для свиней) и мешком подарков, мухами и мужем. Также мех с ять (серб. м;хы) - мха, мга, мега, меч, мяч, мяха, мясо и даже улыбка. Первая ассоциация - шуба, мягкая на ощупь, шерсть, волосы, тёплая как печь, пекло? Грешно смеяться над больным человеком... Слово "мехови" проясняет глагол ховать, прятать и ещё одно существительное в повелительном наклонении - прячь/суй. Может, это мех - волосяной покров млекопитающих? Так советует ИИ, этот товарищ ещё нам задаст жару для веселья, это лишь начало его работы. Устройство для нагнетания воздуха, состоящее из складчатого кожуха (например, кузнечные мехи). Похвально, или почему не бурдюк: старинный сосуд из шкуры животного для перевозки жидкостей, например, вина или пива. Длинновато. Где только русские не проигрывали! Вспомнить реку Пьянь и как было пьяно - тем 5 тысячам дружинников, которых княгиня Ольга пригласила вслед за сватами, да опоив, вырезала. Не сама, но такая легенда от людей знающих. Тихим сапом, как сказал бы дед.
"Пьяно" (piano) с итальянского переводится (от ИИ) как "тихо", "потихоньку", или "медленно", но в зависимости от контекста может иметь и другие значения. А какие? такие как "этаж", "план", "плоскость". Надо же, пьянь ведёт себя тихо и плоско медленно ползёт на этаж или что? Или в музыкальном контексте — "тихо" (динамический оттенок). Это слово часто используется как "piano-piano" в значении "не торопясь". Надо же! Ещё и поёт, и играет. Но тихо, незаметно. Как Тишайший царь со смены династии буйного и Грозного. На самом деле переводится - piano (итал.) - пол, падлога, подложка, подземелье, недра. Таким образом формируется слово: пол-овцы. Сексуально и невзрачно, прикрывая щели половиц рогожками.
Здесь в значении - лаги под пол чистовой, а овцы - агнецы - этажом выше (язычников). Ещё выше - матка/матица - главная балка перекрытия, так было. Потом на неё били черепные бруски по которым устраивали настил. Подмена в понятиях (строительства и мозгах вообще) начиналась с замены балки на ригель (нем.). Немцы таким образом переименовали окончание Преголь, взялись учить русских строить.
А если человек не пьёт, то в трезвом виде: трезвый - цвярозы - цветок розы (дословный перевод). Ага, а алкоголик, это у кого: ал-кого-лик? Что-то, что-то не до смеха (поёт Ю.Антонов)
Что-то, что-то не до смеха,
Я не раз его встречал,
Он похож на человека,
Человеком он не стал, ха-ха-ха! Три раза и длинный рок в проигрыше...
Проигрыш, надо же было придумать такое... В слове влечаху можно узнать чагу и чашу (лечащих), как на символе медицины и «красного креста» - змею. То самое место, что пусто не бывает, это ножны и меч, «то м;сто влечаху м;хы», они? Место, где я ношу волосы. Есть такое - голова и покровитель Велес.
Полова - образ целостности и одухотворённости - одновременно? Сложный вопрос, тут как в слове литва/лить/литера слово формирует -ли (огонь), так и в поле/полу/пол в свою очередь -ол. Популярный испанский соус алиоли из этих звуков (alioli) включает в себя два основных ингредиента - чеснок и масло взбитых, соус подают с хлебом, намазываешь - ешь и ждёшь, пока принесут обед. На русский это переводится - был (ali-oli), я так, для себя. Просто - был «масла для крыльев» (дословно), у нас сохранилось маслать (от мослов - костей), где мосол/масёл, это выпирающая из кожи кость, а маслать - нажимать что-то этой костью. В смысле работать, образ жизни маслать (чинить машину), прослеживается -лать. А возможные сближения: латынь, полати, Полата (белор.) - Полота по-русски, половцы. Приставка по, это - последовательность, ср. Порусия (страна) и Порусья (река). Руса/роуса - русая (блондинка), а река Нерусса = «не блондинка» буквально с языка болгарского. Собственно, то и получается: по земле раннего средневековья - граница Руси Белой и Червлёной - от Порусьи до Неруссы. Река Нерусса (Неруса, Неруза) - река в России, протекающая по территории Орловской и Брянской областей. Является левым притоком Десны, в которую впадает напротив города Трубчевска. Можно сказать, граница с Украиной.
Конечно же, как и любой реке есть несколько этимологических версий от уважаемых знатоков. «По мнению лингвиста Макса Фасмера, название реки — от не и русло. Лингвист А. И. Соболевский сближал название с названием Руса (первоначальным названием города Старая Русса). Фасмер высказывал сомнение в этой этимологии. Также, по мнению Фасмера, для данного района невероятна балтская этимология, о которой писал историк М. П. Погодин, а также предположение о связи с этнонимом меря...», коснёмся ещё темы. Когда язык говорит сам за себя, но есть сомнения, стоит ли их кушать? Слова руса/ружа - роза в стружие?
Не могу обойти ещё одно интересное словцо из письма Даниила: «Камень же тыи былъ круголъ, яко горка мала». Слово круглый писалось и говорилось тогда очень доходчиво: круголъ = круг+олъ = кру+голъ = кр+уголъ. Как не крути, но всё слышится: голь, круг, руги и угол - клин. В кругу - важнейшая цель, круглы гол, округли гол, кръгъл гол (дословно). Одно из напоминаний - Преголь - река, название, доставшееся от русских временно прусам, немцам и вернулось с Калининградом. На территории России полно топонимики «голяди», шлейфом расселения кривичей с северо-запада за Урал. Да что тут говорить, на том и стоим: мо-гол, угол и футбол. Бог любит троицу. По нитке с мира, кому рубаха?
Есть ещё один такой исследователь старины, Норов, тот не стал менять стружие на копьё (как Перетц-Андрианова), а упершись в краеугольный камень, заменил букву. Снял стружку - получил стражку. Сообщает Д. Прозоровский (Новый опыт объясний изложения „Сл. о п. Иг.“. СПб., 1882, с. 235): „А. С. Норов, издавая Паломник Даниила, считал слово «стружие» непонятным и заменял его словом «стражие», согласно другим спискам памятника ... А между тем Даниил весьма ярко определил высоту камня, прибавляя, что «камень тотъ яко горка мала», высота же этой горки повыше «стружия». Д. С. Лихачев просто поясняет: «стружием» называлась некоторого рода жердь определенной длины, род жезла, трости, посоха“. Внедряя - «некоторого рода» - жердь. Сидит царь, допустим, у него в руке жердь. Иван Василич, у вас какого рода палка? Не смешно. Несомненно, стружие досталось по наследству, это боевое оружие, отличается от жердины и оглобли - остриём. На медведя ходили - с рогатиной, на ворога - палкой с наконечником. И вот уже наконечник определяет, чем отличаться обычной палке от посоха. Не так ли?
Один из монастырей в Армении носит название «Наконечник копья», а сам он (кованый жёлтого цвета типа золота) хранится в музее второй столицы Аястана - городе Эчмиадзине. Монастырь Гехард находится в горах недалеко от Еревана. Его название и переводится как "наконечник копья". Это название «связано с реликвией — наконечником копья, которым, по преданию, был пронзен Иисус Христос во время распятия. Реликвия хранилась в этом монастыре, прежде чем была перенесена в Эчмиадзинский монастырь». Внизу, перед входом в комплекс, продают сладкие армянские пироги и сувениры. Купил там изделие с чёрным крестом и бусами (автомобильный оберег), продавец объясняет - Гагат камень! - и палец вверх. Спрашиваю, что значит, гагат? - Ничего не значит, камень такой. Храм поражает мастерством, трудолюбием и идеологией строительства - внутри горы выбрано лишнее, как скульптор отсекает с глыбы лишнее, там это сделано внутри. Массивные колонны, резьба, купольный свод с солнечными часами (наверху отверстие для солнца-света и вентиляции, ну как в юрте). В левом углу от входа небольшой зал-помещение, из которого вытекает ручей и убегает в сторону главного входа. Вход замаскирован так, что не сразу и поймёшь, что войдя в неказистую на вид арочную дверцу, ты попадаешь в столь внушительное великолепие. Омыть водой считается что излечиться.
ОДИН МАХ И СМЕХ И ГРЕХ
Из серии и смех и грех (без запятой, графоманы), есть серия анекдотов, в основном они про священников-католиков, скрипачей, девушек или работу. "Если ты сильная, смелая, ловкая, и очень ceксуальная... Иди домой... Ты пьяная..." - вот здесь можно смеяться. Или вот: "Я пришёл на работу работать. А не на глупые вопросы отвечать — почему я пьяный здесь сплю". И здесь можно - философские вещи. Пример нового анекдота, но уже не из Византии, а из телефона - МАХ. Так назвали российское (защищённое) сообщество в пику американским мессенджерам. Знатоки говорят, что происхождение слова - еврейское. Прежде чем, а, где смеяться, объясните мне причину смеха. Это философский вопрос. До одних это доходит долго, другие продолжают ждать конца... А есть группа "Амакс", специализирующаяся на санаториях и здоровье, которая так и представляется: Я Макс. Так что же такое смех? Грех не рассказать. Во-первых, это когда весело, на латыни: risus - смех. Есть грех уныния. Есть грех прелюбодеяния. Но самый страшный грех - унылое прелюбодеяние (vse-shutochki.ru/anekdot). Оно мне напоминает нашу науку, если так можно - филологию с теологией, которые заигрывают с историей и литературой.
Чревоугодие - не обжорство, как трактуют отцы, а угодить, сообщаю им и вам, угодить не животу или женщине - другой религии, потому смертный грех №1, за который и убить не грех. Тут не до смеха, типа купил доху я на меху я...
Другой додумался - наружу
всё (кроме смеха) извернуть,
напялив шубу, обнаружил,
наружу мехом - кожей внутрь?
Напялить шубу - человеку,
чем провинился человек?
чтоб вышел обрус... евро-грека.
Снимает стружку скоро век.
Русский смех - risus (лат.) - буквально "с мехом", корня мех/мах/мох (не клин да мох - плотник бы сдох). Смеётся тот, кто последний смеётся. Мах - слово русское, врут лингвисты, махаться завсегда было наше - звук и скорость. Полова и секс? А хоть и так. Акт (половой) и полова - сексуальные, красивые - озвучил впервые, но верьте пока на слово. Вся тайна в корне, в слове мах.
Гоги-магоги, мох болотный, который сушат и конопатят избу в пазы и чашки, хоть куда. А раз ты смог, то ты и маг-чародей. Отсюда махаться (напр. веером); см. Бернекера и Фасмера, там же, махаться и обмахиваться в знач. "ухаживать", которое Мельников (2, 266) пытался истолковать как кальку из франц. sevеntеr. Тюрки запомнили: «семь событий», «организатор событий», «вечер», но почему не драться-махаться-браниться от первоисточника? После драки кулаками не машут. Махнуть на край света, податься куда-нибудь. Махнуть "часы на трусы", обменяться товаром.
Термин «махати» (и подобные) употребляется в древнерусской литературе с XI века, в религиозных, исторических произведениях, письмах, актах. Слово оформилось в Восточной Европе в "славянских" языках, должно быть, читая наоборот языческое - "хам", перешедшее в измерение звука, не сколь громкости, но скорости. В западных европейских языках используют другие термины, но ведь и лингвисты неустанно выводят все русские слова, откуда угодно лишь бы не из Руси. Все лингвистические построения о преемственности языков, по схеме: праславянский - славянский - русский, только гипотеза, не имеющая под собой логического основания, по мне - так всё было наоборот. Русский язык некогда был единый, а корни хранит - белорусский язык в основном (пока ещё), благодаря тому, что задержался в язычестве на 500 лет дольше нашего российского. Письменность утрачена, но много устных доказательств. Версию, что русский язык самый молодой, её - невозможно доказать и обосновать тем более, поэтому она принимается на веру. Прежде, чем рассматривать слово в связи с терминологией иврита и библейскими образами, целесообразно было бы объяснить слово иврит, откуда оно, и что такое, термин?
Иврит - говорит, что "И в ри", а идишь - идёт. Термин - "мина плюс земля", но это совершенно молодые образы, начиная от купания в реке (ри) до "моего Иисуса" (солдата св.Мины). Что касается славян, "восхваляющих женщину", то этому термину лет ещё меньше, их явление известно с 6 века. Язык евреев Европы - идиш с XIII в., так кому верить? Летоисчислению старообрядцев 8 тысяч лет. Можно махать и хлопать сколь угодно ладошками и руками, но в акте подмахивает слабый пол, сильный - машет. И бьёт. Удар - дар божий с "клином" во главе, как и успех - пихать. Проверочное слово, иврит - невпихуем. Что за язык без мата? И смех и грех. Евреи и лжефилологи ссылаются на Библию, что в значении «удар» - термин МЕХИ - применяется в книгах (на свою голову ссылаются), в таком случае на Даниила, но там, "кто мешает, того бьют". Секут себя сами. Страшно представить себе древнего русского, который к возделыванию детей призывал на помощь иудея по-гречески, перед чашей со змеёй. Многоязычие какое-то получается, и всеми владел?
Там где нет "меха", там всё лысо, но ять букву изымают для удобства лгать. «И смех и грех», таким образом, «славянский» термин МАХ (удар, взмах) изобретать из лексикона иврита. Удар = у+дар; дар = д+ар. Читаем обратно: рад, радость, радуница. Чисто языческие "европонятия" покатать яйцо на могилке и назвать себе бога - Радим, если учесть, что бог со смеху (латыни) Иисус переводится... с-мех. Пусть с латиницы, но кто что запомнил. Макси и мини, Отцы и дети.
Прелюбодейство - это грех,
и грех уныния (не в радость),
какой, скажите, в этом смех?
Чревоугодие и гадость.
Пора бы сделать это былью!
На всех достаточно прорех.
Прелюбодействовать - уныло,
Считаю, самый тяжкий грех.
Что касается Грушеньки, то тема открыта, ещё не раз обратимся к руш/руж/руз, о чём с удовольствием прочтут и грузины, как у села Грузино св. Андрей оставил посох, это совсем неподалёку от того места, гле она проживала, сохранился даже дом Аграфены, и, где писал роман Достоевский о житие великого грешника...
02.12.2025, Санкт-Петербург
Проза ру настолько уважает русский язык, что не пропускает даже кириллицу, а читать "выбеленные" (отточенные" слова) без ять, согласитесь, несколько ущербно для россиянина. Когда уже это кончится? Вопрос к адМИНу и культуре РФ вообще, куда мы смотрим:)
Свидетельство о публикации №225120200959