К 5. Гл 30 Вост. Средиземноморье. Начало истории

На протяжении всей долгой и пестрой истории вряд ли было такое время, когда на территории Восточного Средиземноморья во всей полноте появлялись независимые суверенные государства под властью своих местных правителей. Появлявшиеся объединения всегда осуществлялись по воле внешних сил. Как правило, они либо входили в большее целое, либо были разделены между местными и (или) иноземными государствами. Названия стран, сейчас расположенных на этой территории — Сирия, Ливан, Израиль, Палестина и Иордания. Что же из этих названий является историческим? Я бы даже спросил, самым древним?

Название «Сирия» по форме греческое. В угаритской литературе ее упоминания имеют вид SHRYN, под чем понималась только территория Антиливана. Слово «Ливан» семитское и встречается в клинописных записях Шумера и Аккада. Вавилонянам район северного Евфрата был известен как SU-RI. В греческие и послегреческие времена значение этого термина расширилось и стало уже охватывать территорию между Тавром и Синаем, Средиземным морем и Иракской пустыней. «Палестина» для Геродота, и не только, была частью Сирии, а ее жители — палестинскими сирийцами. Само слово «Палестина» происходит из греческого языка, хотя изначально это была «Филистия» — в этом имени увековечено название индоевропейцев-филистимлян, которые занимали приморский регион во второй половине XIII века до н.э., примерно в то же время, когда израильтяне из Египта пытались занять внутренние районы этой территории. У римлян слово Syrus означало любого говорящего на сирийском языке человека, а римская провинция Сирия простиралась от Евфрата до Египта. Первое в истории упоминание слова «Израиль» обнаружено на стеле Мернептаха на территории Древнего Египта (конец XIII века до н.э.) и относится к народу, а не к стране. Возникновение государства Израильского, позже переименованного в Иудейское царство, датируется X веком до н.э. Название «Иордания» дано одноимённому государству в 1949 году в честь правящей династии (Хашимитов). До этого в мировой истории государства с таким названием не существовало.

Из вышеизложенного делаю вывод — правильнее и я бы даже сказал исторически правильно весь описываемый регион называть Сирия. Тем более что физическая цельность этого региона соответствует его культурной цельности, хотя никак не этнической или политической. Этот регион представляет собой более-менее единообразную область цивилизации, причём резко отличающуюся от прилегающих областей.

В истории Сирии (так теперь будем называть эту территорию) и ее народа можно выделить три ключевых фактора. Во-первых, это географическое разнообразие, которое отразилось в смешанном населении. Изрезанный ландшафт не позволял создать сильное и всеобъемлющее государство. Во-вторых, стратегическое положение Сирии как связующего звена между тремя историческими частями света делало ее уязвимой для военных вторжений. В-третьих, близость к древнейшим культурным очагам — шумеро-вавилонскому на востоке и египетскому на юге — определила ее историческое развитие. В последующие эпохи Сирия стала открыта для индоевропейских влияний через морские маршруты и для индоиранских — через сухопутные пути.

Будучи расположенной в таком «удачном» месте, через территорию Сирии проходило непрерывное (в историческом плане) движение народов, а затем и товаров. Эту великую международную артерию можно проследить от самых ее зачатков в дельте Нила, откуда она идет вдоль побережья Синайского полуострова, а оттуда одна ветвь отходит на юг к медным и бирюзовым копям полуострова, другая устремляется немного дальше на восток — в благоуханные земли Южной Аравии, а третья поворачивает на север вдоль палестинского побережья в сторону горы Кармель.
 

Здесь она снова раздваивается: одна часть огибает побережье, следуя через города Тир, Сидон, Библ и другие сирийские порты, а другая поворачивает вглубь страны через долину Мегиддо, через Иордан в его северном течении, а затем прямо на север, в Дамаск. Здесь эта ветвь пересекает Сирийскую пустыню, связывая центр Сирии с центром Месопотамии. Из Дамаска главная магистраль поворачивает на запад, пересекает Антиливан в ущелье Забадани и направляется на север, следуя за Оронтом (совр. Эл-Аси) через Кадеш в Северную Сирию. По пути в Кадеш от нее отходит ветвь, которая соединяется со Средиземноморьем через ущелье Нахр-аль-Кабир. После того как одно ответвление уходит в Северную Сирию через Сирийские ворота Аманоса к морю, а другое — на северо-запад через Киликийские ворота Тавра в Малую Азию, главная дорога далее движется на восток через Сирийскую седловину до Евфрата, а затем до Тигра и на юг до Персидского залива.

Начиная с доисторических времён по этой международной артерии шло переселение народов из Африки. Это были различные виды гоминид, а затем и homo sapiens, которые сменяли друг друга несколькими волнами. Затем потекли товары: вьюки со слоновой костью и золотом из Африки, миррой, ладаном и пряностями из Индии и Южной Аравии, янтарем и шелком из Средней Азии и Китая, пшеницей и древесиной с сирийских гор и равнин. Но караваны везли помимо этого еще и невидимый груз идей. Пшеницу съедали. Янтарь шел на удовлетворение мимолетного каприза какой-нибудь девицы. Но идеи не исчезали бесследно. Одни дали ростки в умах сирийцев и внесли свой вклад в формирование этой сложной культуры, которую мы будем называть сирийской, и которая представляла собой слияние местных элементов с другими из окружающих культур.

Ещё одним фактором, влияющим на протяжении всей своей истории на Сирию, особенно у ее восточных и южных границ, было то, что эта территория представляла собой арену непрекращающейся борьбы между кочевниками и оседлыми земледельцами. Это фактор постоянно повторяющихся набегов бедуинов, жаждавших более полной (сытной) жизни, которую вело городское население прилегающих земель. Эти неугомонные, полуголодные соседи всегда пытались занять плодородные пахотные земли каким угодно путем, мирным или насильственным, для выпаса своего скота. Не обремененные имуществом, обладая большей мобильностью и выносливостью, жители палаток в столкновениях имели преимущество перед жителями домов.

Древнейшие следы человеческой деятельности на территории Сирии датируются не менее чем 1 миллионом лет назад. К этому времени относятся погребения Кафзех и Схул — одни из самых древних в мире. Погребённых относят к древнейшим представителям Homo sapiens за пределами Африки. Однако одновременно и даже позднее в регионе жили неандертальцы с сапиентными чертами (находки в Табуне и Кебаре). По более поздним находкам из Кебары выделяют кебарийскую культуру поздней части раннего палеолита — эпипалеолита.

Одно из самых известных мест археологических находок в Сирии находится вблизи города Джебейль, который стоит на земле древнего Библа. Сегодня доказано, что там постоянно существовали первобытные поселения рыбаков каменного века. Люди жили в известковых пещерах, изготавливали примитивные изделия из камня и кости, что соответствует ашельской археологической культуре. Эти стоянки считаются старейшими на планете.

К XI–X тысячелетиям до нашей эры относится натуфийская культура, названная так по сухому руслу Натуф в Палестине. Некоторые исследователи считают её созданной первыми носителями афразийских языков. Натуфийцы жили в полуземлянках из глины, песка и камня. Они жали дикие злаки деревянными серпами с кремнёвыми зубьями и, возможно, начали приручать мелкий скот. Позднее они уже строили кирпичные дома. Среди этих построек есть крупные с богатыми интерьерами (возможно культовые), ко¬то¬рые, как и некоторые погребения, например, девочки со щенком в Эйнане (Айн-Маллаха), свидетельствуют об усложнении социальной структуры.

   

Украшенные черепа, найденные в Телль-Асвада, неподалеку от Дамаска и костяное изделие с гравированным орнаментом и изображением головы коровы. Натуфийская культура

В VIII тысячелетии до нашей эры в Иерихоне (Палестина), так же как в Чатал-Хююке (Малая Азия) и некоторых других пунктах Сирии уже существовали процветающие земледельческие посёлки, иногда обнесённые каменными стенами. Раскопки в Иерихоне датируются 6850 годом до нашей эры. Примерно в 7 тысячелетии до нашей эры с территории Северной Африки на территорию Сирии началось расселение кочевых прасемитов. В 6 тысячелетии до нашей эры Ливан стал периферией египетской цивилизации. В Библе, первом известном постоянном протогородском поселении с сильным влиянием Египта, найдены следы первой в Сирии керамики и металлургии. В целом все памятники эпипалеолита, мезолита и протонеолита свидетельствуют о прочной оседлости и важной роли собирательства.

В энеолите регион входил в зону гхасульской культуры (около 4300–3300 годов до нашей эры), центром которой было поселение Гхассул на территории Иордании. К региональным культовым центрам относится храм в оазисе Эйн-Геди (Эн-Геди), связанный с уникальным кладом в Нахаль-Мишмар. О важности металлических изделий в этот период свидетельствуют находки в Нахаль-Кана. Около 4-й четверти IV тысячелетия до нашей эры произошёл распад гхасульской общности и ряд миграций, продолжавшихся и позднее.

В раннем бронзовом веке (около 3300–2300 годов до нашей эры, делится на 3 фазы) ситуация стабилизировалась, продолжала развиваться металлургия, связанная с основными центрами на Синайском полуострове. Возросла плотность оседлого населения, контактировавшего со скотоводами. Появились настоящие города: Мегиддо, Телль-эль-Фара, Ай (Гай), Иерихон, Иерусалим, Лахиш, Телль-эль-Хеси и другие. Фиксируется миграция с Кавказа; например, кирбет-керакскую культуру связывают с переселением носителей куро-араксской культуры. В целом регион оставался периферийным на фоне центров цивилизаций Месопотамии и Египта. Финал раннего бронзового века отмечен опустением ряда городских центров, что объясняют как внутренними неурядицами, так и вторжениями.


Рецензии