Ведите себя прилично. Хроники... Кончаловского

Выход на экраны «Хроник русской революции» Андрея Кончаловского, как мне кажется, вызвал в социальных сетях неподдельный всплеск интереса к нашей недавней истории, насыщенной непростыми трагическими событиями, и конечно, к основным его персоналиям. И это радует. Прежде всего тем, что в сеть уже не просто просачиваются, ещё некоторое время назад, редкие нелицеприятные исторические факты и авторские «крамольные» трактовки ушедших времён, но они уже льются нескончаемым потоком, вызывая даже у простых людей сложные чувства от удивления, и восторга до глухого, враждебного неприятия несогласных. Нетрудно догадаться, что самой «раздражительной» персоной всех сетевых разборок является противоречивая фигура Владимира Ульянова. Любое, совсем порой незначительное негативное высказывание в его адрес, вызывает болезненно-агрессивное, а порой и злобное отторжение у ленинских сторонников. И самое интересное при этом, что поклонники дворянско-пролетарского вождя в подавляющем большинстве случаев не утруждают себя достойным опровержением оппонентов через факты и собственное видение ситуации. Они пользуются либо с порога заготовленным отрицанием, мол, всё сказанное ложь, либо в качестве аргументов начинают приводить лозунги-мантры, характерные для периода «развитого социализма». Вот последний из них. «Что до "Хроник..", то никакие это не хроники, а фэнтези-заказуха… Знал бы Ильич, кому он в итоге дал образование, вот ведь какая ирония судьбы». Это типичный образчик многочисленных писаний. Вот чего здесь больше: глупости, незнания, неспособности анализировать факты? Часто пишут, что это Владимир Ульянов построил школы, институты, один известный писатель продекларировал, что история России началась только с 1917 года и, вишенка на торте, все мы появились на свет благодаря пролетарскому вождю. Ну, бог же.
Но зададимся простым вопросом: как Ильич строил и вообще имел ли он понятие о строительстве? По образованию он был юристом и всю свою жизнь посвятил социал-демократическому движению. Значительную часть своей сознательной жизни прожил за границей. К трудовой деятельности почти не имел никакого отношения. Как явствует из «Хроник…» даже в великах плохо разбирался. Брёвна ещё таскал в Кремле. И если беспристрастно посчитать годы его реального правления, убрав ранения в голову от рук Каплан и дальнейших три инсульта – это 3-3.5 года. Опыта управленца у него не было в отличие от Государя Николая Александровича, и такая работа «наощупь» привела страну к тяжким последствиям. Единственное, что он реально создал был Коминтерн. Но лучше бы он его не создавал.
А давайте зададимся вопросом: а кто «дал» жизнь, кому он обязан происхождением, и кто дал образование самому Ильичу, и нет ли здесь иронии?
Когда будущему большевицкому лидеру было 12 лет, Илья Ульянов, его отец, получил потомственное дворянство после того, как его наградили орденом святого Владимира III степени. И его дети были внесены в дворянскую родословную книгу Симбирской губернии в 1886 году. Так что к пролетарской среде Ильич не имеет никакого отношения.
Илья был русским педагогом, просветителем и директором народных училищ и потому его сын учился в престижной гимназии, получив блестящее образование. Его брат, Александр, кстати тоже. Или в дремучей царской России это было нонсенсом?
Потом Казанский университет, из которого молодого Владимира попёрли за революционную деятельность. По логике он должен был стать лишенцем, ограниченным по всем правам, но странным образом царь смилостивился и позволил будущему застрельщику убийства святейших особ получить высшее образование. Правда заочное, несколько второсортное, но корочку выдали.
Потом ещё была ссылка в Шушенское, где будущий революционный жрец жил с женой, ходил на охоту, ел от пуза и от того поправился. Хороша ссылочка, сытая. А как же дремучая голодная Россия? И опять его вело милостивое око русского царя. Мол, Володя, хватит, успокойся, образумься, займись делом, видишь я не держу зла, помогай нам строить Великую Россию. Нет ответил Володя, «мы пойдём другим путём» и укатил за бугор. И даже это царь ему разрешил сделать.
За бугром вождь мирового пролетариата, кстати, тоже ощущал царскую опеку. По разным источникам он не очень страдал от безденежья. У семьи было два имения в Кокушкине и Алакаевке, мать сыну постоянно помогала, слала за бугор денежные переводы. В имениях работали крестьяне и Ильич, видимо, не очень горел желанием передать им землю, хотя, я быть может, просто этого не знаю. И никто у него ничего не отбирал, не конфисковывал. Вот таким был реакционный царизм, такой была «немытая» Россия. И вот такая ирония судьбы и чёрная неблагодарность.
Я понимаю, что подобная интерпретация известных со школы фактов не всех устроит, но слов из песни не выкинешь. Лично меня покоробливает, когда Владимира Ульянова подают в слащаво-совковом соусе, типа «прошла зима, настало лето, спасибо Ильичу за это». Это ему же вредит и рождает несерьёзное отношению. Человеком он был, конечно, незаурядным, но гомо сапиенсом без нимба и крыльев. И, как всякий человек, со своими слабостями, достоинствами и скелетами в шкафу, велики чинил.
Надеюсь, что дискуссия будет взаимно вежливой, без обзываний, желчи, нелепых выводов, ругани и прочей площадной брани. Только возражения по существу. Мы же будем себя вести прилично, да?


Рецензии