Queen. 11. The Works. I want to break free

Проект: "3-я большая попытка полюбить великую рок-группу "Queen" (Великобритания, Англия, Лондон, 1970 - по наши дни, но главные годы: 1970-1991, 1995 - последний студийный альбом). Или! По крайней мере, найти новые, сильные песни, такие, на которые раньше не обращал никакого внимания".

Красивое и стильное возвращение "Королевы" на пьедестал почёта, после неудачи с экспериментальным, танцевальным, юбилейным, десятым альбомом ("Hot Space", 1982), небольшой паузы и работы над сольными проектами некоторых участников данного коллектива (барабанщика Роджера Тэйлора и гитариста Брайана Мэя. Фредди же Меркьюри свой собственный проект ещё пока не закончил); а также выпуск 11-го диска группы, под названием "The Works" ("Труды", 1984).

"I don't want my freedom!
Я не хочу себе свободы! –
There's no reason for living!.. With a broken heart...
Нет смысла жить!.. С разбитым сердцем…".

"Queen": "It's a hard life" ("Это трудная/тяжёлая жизнь", отрывок).

Сайт: Лингво-лаборатория "Амальгама". Перевод: Surfer.

"...Смейся, паяц! Над разбитой любовью!..".

Отрывок из арии «Смейся, паяц!» от главного героя Канио из оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы».

"Пропала Мальвина - невеста моя,
Она убежала в чужие края...".

"Приключения Буратино" (СССР, 1959, мультфильм, песня Пьерро, отрывок).

Хо-хо! Ладно, не будем издеваться. Это мы уже прошли в прошлый раз. Идём дальше...

Рок-группа "Queen" (1970-1991, а точнее, с Диконом, то есть, в классическом составе, то 1971-1991):

Фредди Меркьюри — фронтмен, вокал, фортепиано, клавишные, гитара (лишь пока в одной песне "Crazy little thing called love"). На 1980-й ему: 34 года.

Брайан Мэй — гитары, вокал, бэк-вокал, клавишные. На 1980-й: 33 года.

Джон Дикон — бас-гитара, гитары, клавишные, бэк-вокал. Ему в 1980-ом: 29 лет.

Роджер Тэйлор — ударные, вокал, бэк-вокал, перкуссия, гитары, клавишные. И ему в 1980-ом: 31 год. 

Сейчас уже 1984-й год. А это значит, что ребята на 4 года старше. И чем занимались во время паузы и психологической перезагрузки (1982-1984) трое из них, нам понятно. Но что же делал бас-гитарист Джон Дикон? Ведь это ему принадлежит следующий, великий, значимый, мировой, нетленный хит "Queen" на века - "I want to break free" ("Я хочу вырваться на свободу"), в котором все четверо музыкантов оделись женщинами (идея Роджера Тэйлора), пародируя, тем самым, один известный в Великобритании сериал тех лет "Coronation Street", но был запрещён за океаном, так как они больше любят "Друзей"...

Хо-хо! Шутка. Какие "Друзья" в 1984-ом? Они начнутся лишь десять лет спустя - в 1994. Неее, американцы запретили клип у себя, так как увидели тут некую, э-э, неподобающую вещь, которая не совсем подходит обычным, серьёзным, взрослым мужчинам. Забыв о том, что это сочинил тихий басист, а идею придумал весёлый барабанщик, а вовсе не своеобразный фронтмен Фредди. И этот факт, если честно, и меня сильно удивляет... Как говорится: "В тихом омуте...".

Джон Ричард Дикон. Самый младший участник "Queen". Самый непоющий из них (лишь немного подпевающий), но, судя по всему, самый верный и преданный в составе коллектива, который не просто принимает участие, как басист, но и болеет за группу всей душой и сердцем...

Сочиняют песни главные участники? Джон учится от них не отставать. В клипах показывают, что они поют? Джон находится рядом, не стоит в стороне. Ведь он, как часть этого большого, сложного, музыкального механизма, без которого всё не будет работать так, как надо...

И песни, что он сочинил для группы -  особенные. То добрые, то лирические, то вдохновляющие и жизнеутверждающие... 

"Spread your wings and fly away!
Расправь свои крылья и улетай!
Fly away, far away!
Улетай, далеко!

Spread your little wings and fly away!
Расправь свои крылышки и улетай!
Fly away, far away!
Улетай, далеко!

Pull yourself together,
Возьми себя в руки.
'Cause you know you should do better,
Ты же знаешь, ты должен стараться,
That's because you're a free man!
Ведь ты — свободный человек!".

"Queen", "Spread your wings" (отрывок).
"Расправь свои крылья".
Сайт: Лингво-лаборатория "Амальгама". Перевод: Elvensmile из Самары.

Класс! Обожаю эту песню! Сколько чувств. И открытой души... Да-а-а...

То зажигательные. Такие, как "Another one bites the dust"...

"Ooh, let's go!
О-о, вперёд!

Steve walks warily down the street
Стив с опаской идёт по улице,
With the brim pulled way down low
Низко на лоб натянув шляпу.
Ain't no sound but the sound of his feet
В тишине слышны лишь его шаги,
Machine guns ready to go
Револьверы заряжены и готовы стрелять.

Are you ready, hey, are you ready for this
Так ты готов, эй, ты готов к этому?
Are you hangin' on the edge of your seat
Ну что, ты весь в ожидании?
Out of the doorway the bullets rip
Прямо за дверью взрываются пули
To the sound of the beat — yeah
И слышен грохот — да.

Another one bites the dust
Ещё один свалился замертво. 
Another one bites the dust
Ещё один свалился замертво...".

"Queen", "Another one bites the dust" (отрывок).
"Ещё один свалился замертво".
Сайт: Лингво-лаборатория "Амальгама". Перевод: Юлия J из Николаева.

А я бы сказал, что "Ещё один кусает пыль" или "Ещё один стёрт в пыль", а может, и "Ещё один стёрт в порошок", хотя там слово "пыль", а не "порошок", хо-хо! Неважно, главное, что сама вещь - великая.

И всё это Джон Дикон...

Лестер, графство Лестершир, Великобритания. Затем Одби (что всего в 6,4 км к юго-востоку от Лестера). Население: 23,8 тысяч жителей (на 2011)...

Школа, гимназия, колледж... Увлечение электроникой... Различные технические эксперименты ("...модифицировал катушечный магнитофон для записи проигрываемых на радио песен..." - "Википедия").

Обучение в Лондоне ("в техническом колледже Челси. Сейчас он является составляющей частью Лондонского Имперского колледжа - "Википедия").

И, наконец, музыка... "Электрический разряд током" от "The Beatles" в детстве,  сумасшествие, желание играть также, причём, на разных инструментах и... пошло-поехало...

Попытка создать свой коллектив, неудача...  Поиск вакантных мест с помощью газеты "Melody Maker", интерес к местным музыкальным тусовкам и долгожданный  "Queen" ("Дикон стал седьмым и последним из всех претендентов на место бас-гитариста" - "Википедия").

7 - цифра Госпожи Удачи. Талантливый бас-гитарист, одарённый сочинитель. А ещё...

"В качестве квалифицированного инженера в области электроники, Джон часто был ответственным за оборудование для своей команды. Использовавшийся Диконом и впоследствии Брайаном Мэйем самодельный усилитель Дикона до сих пор носит персональное имя музыканта и, отчасти, изобретателя — "Deacy Amp" - "Википедия".

Ого, крут. Но и это не всё!

У Джона есть жена Вероника и шестеро детей!!!

"Сын Роберт Дикон (род. 18 июля 1975).
Сын Майкл Дикон (род. 3 февраля 1978)
Дочь Лора Дикон (род. 25 июня 1979)
Сын Джошуа Дикон (род. 13 декабря 1983)
Сын Люк Дикон (род. 5 декабря 1992)
Сын Кэмерон Дикон (род. 7 ноября 1993)" - "Википедия".

Пятеро мальчишек и одна лапочка дочка! Молодчик! Мало того, что одна жена - на всю жизнь, так ещё и шестеро детей!!! Мужик!!!

Вы думаете, что это всё? Нет! Наш тихоня ещё и...

Кит Мур, бухгалтер "Queen":

"Джон был и внутренним контроллером, и администратором, и бухгалтером… Я очень доволен, что он принял на себя эти роли. Иногда я имел с ним встречи, которые длились по пять часов, и после того, как мы заканчивали обсуждение всех вопросов, он уходил и рассказывал остальным, о чем мы говорили. Затем они принимали совместное решение. Джон возвращался, чтобы сообщить его мне" - "Википедия".

Ого-го! Вот теперь мозаика сложилась полностью!!!! Я понял, почему он ушёл после смерти Фредди из музыкального бизнеса, вообще!!!

Смотрите. "The Beatles" вдохновили его на то, чтобы взять в руки музыкальные инструменты. А Фредди Меркьюри - на то, чтобы поработать в одной группе. Поэтому Джон и отблагодарил всех, кто его вдохновил на всё это. Но заниматься музыкой без Фредди, басист "Queen" уже не видел для себя необходимым. Ну придёт какой-то новый вокалист Вася, Коля, Питер... И что? Он, Джон, уже мировая сложившаяся звезда, с нетленными хитами, прожитыми в группе годами, да и ещё и повидавший весь мир... За что ему теперь благодарить нового певца? А? Вот именно, что не за что! А раз не за что, то и делать тут ему больше нечего. Пусть на басу будет теперь тот, кто чего-то ещё хочет достичь в "Queen". А ему, Дикону, тут уже неинтересно...

Ура!!!! Этот проект мне нравится всё больше и больше!!! И третья попытка показывает, что надо давать хорошим группам шанс. Один, второй... А если не до конца всё понятно, то и ТРЕТИЙ!!!! Ведь именно сейчас я стал больше ПОНИМАТЬ о том, что же происходило в "Queen". Понимать и представлять себе... А это -  немало... Идём дальше...

Итак, Джон всей душой болел за группу и был в ней: басистом, почти мульти-инструменталистом,  квалифицированным инженером, администратором, бухгалтером, внутренним контроллером.

А ещё он сочинял песни, подстраивая их под вокал Фредди. Ведь сам же Дикон не исполнял свои произведения. Значит, когда писал, то представлял себе, как именно их будет петь Меркьюри. И это и направляло Джона, а также помогало, зная голос, манеру, повадки своего фронтмена, сочинять, отмечая паузы, переходы, куплеты, бриджи, припевы... Отход от основной темы и плавное к ней возвращение... Талантливый инженер...

Так как песни Джона есть на каждом альбоме, начиная с третьего, то, конечно же, и 11-й "The Works" не стал исключением. Однако тот факт, что вышел этот диск после паузы и многочисленных проблем группы, не означал, что Дикон выдаст шедевр 80-х. А он выдал...

11-й альбом группы "Queen", под названием "The Works" ("Труды"), или взлёт всех участников коллектива, сумевших золотыми буквами вписать свои имена в историю развития всемирной рок-музыки, сочинив нетленные хиты на века.

"The Works" (выпуск: 27 февраля 1984, запись: август 1983 — январь 1984, 37 минут и 13 секунд).

"1. «Radio Ga Ga» (Тэйлор) - 5:44. ***
2. «Tear It Up» (Мэй) - 3:28.
3. «It's a Hard Life» (Меркьюри) - 4:08. ***
4. «Man on the Prowl» (Меркьюри) - 3:28.
5. «Machines (Or 'Back to Humans')» (Мэй, Тэйлор) - 5:10.
6. «I Want to Break Free» (Дикон) - 3:22. ***
7. «Keep Passing the Open Windows» (Меркьюри) - 5:21.
8. «Hammer to Fall» (Мэй) - 4:28. ***
9. «Is This the World We Created...?» (Меркьюри, Мэй) - 2:13.

Часть 1. Четыре великих, нетленных,  мировых хита на века (отмеченные ***).

Третий хит с этого альбома - "I want to break free" ("Я хочу вырваться на свободу"). Автор: Джон Дикон.

"I want to break free
Я хочу освободиться,
I want to break free,
Я хочу освободиться,
I want to break free from your lies,
Я хочу освободиться от твоей лжи.
You're so self satisfied, I don't need you
Ты так удовлетворена собой, ты не нужна мне,
I've got to break free
Я должен освободиться.
God knows, god knows I want to break free
Бог знает, Бог знает, как я хочу освободиться.


I've fallen in love
Я влюбился,
I've fallen in love for the first time,
Я влюбился впервые в жизни,
And this time I know it's for real
И я знаю, что на этот раз это по-настоящему.
I've fallen in love
Я влюбился.
God knows, god knows I've fallen in love
Бог знает, Бог знает, как я влюбился.


It's strange but it's true,
Это странно, но это правда,
Yeah!
Да!
I can't get over the way you love me like you do
Я не могу свыкнуться с тем, как ты меня любишь,
But I have to be sure, when I walk out that door
Но я хочу быть уверен, когда уйду через ту дверь.
Oh, how I want to be free, baby
О, как же я хочу быть свободным, детка.
Oh, how I want to be free
О, как же я хочу быть свободным.
Oh, how I want to break free
О, как же я хочу освободиться.


But life still goes on
Но жизнь все же продолжается.
I can't get used to living without,
Я не могу привыкнуть к жизни без,
Living without, living without you, by my side
К жизни без, жизни без тебя рядом со мной.
I don't want to live alone, hey
Я не хочу прожить в одиночестве, эй,
God knows, got to make it on my own
Бог знает, я должен был сделать это по-своему.
So baby can't you see?
Так, детка, разве ты не видишь?
I've got to break free
Я должен освободиться.


I've got to break free
Я должен освободиться,
I want to break free
Я хочу освободиться,
I want, I want, I want, I want to break free
Я хочу, я хочу, я хочу, я хочу освободиться".

Сайт: Лингво-лаборатория "Амальгама". Перевод: Евгения.

1. Так как у Джона с личной жизнью всё в порядке, и даже в год написания песни родился четвёртый ребёнок (сын Джошуа, в декабре 1983), то басист мог подобное написать, как некий протест или шутку.
"Песню написал Джон Дикон в 1983 году, под впечатлением от мужских взглядов на женское либеральное движение" - "Википедия".

А, ясно. Значит, протест.

2. Тем более, что он чётко знал, что исполнять её будет Фредди, у которого в личной жизни, как бы это сказать-то помягче... Всё сложно, во. Всё сложно и неопределённо...

3. Но именно подурачиться предложил барабанщик Роджер Тэйлор.

"Тэйлор: "Группа снимала серьёзные, эпические клипы до этого, и теперь они хотели немного пошутить и показать, что могут смеяться над собой» - "Википедия".

Ну умение посмеяться над собой - дорогого стоит. Это хорошая психология, которая показывает, что и у серьёзных музыкантов есть чувство юмора. Но, как мне видится, немного переборщили. Особенно с костюмом Фредди. А так да, первая половина 80-х, MTV, клип с переодеванием... Декорации дома, сериал. Весело.

4. Клип. Режиссёр: Дэвид Мэллет.

Четыре участника группы - четыре "женщины" разного возраста и характера изображают героинь сериала "Coronation Street". Мол, домохозяйки и школьницы. Извечное противостояние взрослых и детей. По мне, так самая красивая здесь - это школьница, старшеклассница, то есть, барабанщик Роджер Тэйлор. Хо-хо! У него красивое лицо и школьная форма. Самый нелепый - это, конечно же, Фредди (студентка или молодая женщина). Усы, короткая юбка, колготки, накладная грудь, бррр! Перебор! У Тэйлора тоже колготки, но средней длины школьная юбка всё хорошо прикрывает, как и положено. Самый же  смешной тут - это Брайан Мэй (взрослая женщина). Бигуди, ночнушка до пола, в которой он ходит по всему дому. И самый строгий, серьёзный - автор хита Джон Дикон (женщина среднего или уже старшего поколения, в пальто, в шляпе). Он смотрит на всё и всех строго и готов отчитывать за любую провинность или непослушание. В целом, мило, но с детства костюм Фредди для меня - это, э-э, лёгкое отвращение... Честно.
И неважно, какой сериал музыканты изображают. Я, как современный зритель, могу представить разные ситкомы. А уж переодевание в женщину - знакомо ещё со времён Шекспира. Не говоря уже про различные комедии разных лет. Даже эпохи немого кино. Однако костюмы... Меру знать надо. Пылесос одобряю, декорации тоже, шутку оценил, а вот внешний вид Фредди - нет.

5. Но "Queen" не были бы просто "Queen", если бы клип состоял бы только из одной пародии на женщин. О, это далеко не так. Он разделён на несколько частей. И вторую часть показывают уже, как некий ответ группы на всё то, что обрушилось на них в последние годы. И в стиле культовой "Стены" "Пинк Флойд"...

Изображение огромной тёмной улицы (ею явно был большой, просторный концертный зал, но без стульев), с такими же фигурами тёмного цвета, на головах которых - тёмные каски с фонариком. И в самой середине этих безликих одинаковых людей стоят ромбом обычные участники "Queen". Без масок, скрытых лиц, в разной одежде (Фредди, вообще, показывает, что качается, мол, ходит в зал и тренируется, так как он тут лишь в стильных штанах, но без майки или рубашки)... Короче, ребята такие же, какими они были в 1984-ом году. И им кажется, что эта серая, безликая масса их давит. Тонко. Грамотно подметили своё состояние в годы своих проблем.

6. А вот третья часть клипа - это дань искусству. Если первая - это пародия, комедия, второе - а-ля "Пинк Флойд" и психология, то третья - это демонстрация того, что Фредди Меркьюри - человек искусства.

Вместе с Лондонским Королевским балетом, Фредди (именно он и никто больше из группы) замахивается на...

"Шекспира?".

Неее, это не просто театр. Это уже балетная хореография. Замахивается на то, чтобы показать отрывок из "Послеполуденного отдыха фавна" самого балетмейстера Вацлава Нижинского!!!.. 

"Кого?".

Тут больше подойдёт слово не "кого?", а "какого?". 5

"Вацлав Фомич Нижинский (28 февраля [12 марта] 1890, Киев, Российская империя — 8 или 11 апреля 1950, Лондон, Великобритания, 60 лет жизни) — русский танцовщик и хореограф польского происхождения, новатор танца. Один из ведущих участников Русского балета Дягилева. Брат танцовщицы Брониславы Нижинской. Хореограф балетов «Весна священная», «Послеполуденный отдых фавна», «Игры» и «Тиль Уленшпигель». В 1909—1913 годах ведущий танцовщик и балетмейстер труппы Русский балет Дягилева" - "Википедия".

Ёкарный ты ж бабай!!! Да-а-а... Парс Фаррух Булсара никогда не видел себя лишь простым рок-музыкантом с псевдонимом Фредди Меркьюри. Он также не хотел быть просто актёром в кино. И ждал, когда же появится такой канал, как MTV, чтобы можно было показывать всему миру свои многочисленные способности. Но только... Что же ты так лопухнулся, Фредди? Изменил бы костюм молодой женщины и тогда бы тебя смотрели бы и в Америке. А ты что натворил? Такой труд не сразу оценил весь мир. Да и теперь, на YouTube, у этого клипа не миллиард просмотров, а 574 миллиона. Это неплохо, но на такой стильный хит могло бы и быть больше. Ошибочка в просчётах... Однако, как есть, так есть...

7. "Существует три версии песни: альбомная, сингловая и удлинённая" - "Википедия".
И все три я знаю. Альбомную слушал на диске, сингловую - на радио, на работе, а удлинённой (она: 7 минут и 16 секунд) - наслаждался, когда катался в тёплое время года на велосипеде. Всем зачёт и высший балл!!!

8.

Джон Дикон — бас-гитара "Fender", электрогитары "Fender Telecaster" и "Fender Stratocaster", акустическая гитара "Gibson" и синтезаторы "Kurzweil" модели K250 и "Oberheim" модели OB8, бэк-вокал.

Брайан Мэй — электрогитара "Red Special", бэк-вокал.

Роджер Тэйлор — ударные "Ludwig", бэк-вокал.

Фредди Меркьюри — основной вокал, синтезатор "Oberheim" модели OBX-a.


Фред Мандел — синтезатор "Roland_ модели "Jupiter 8".

Кроме того, в песне использовалась деревянная коробочка" - "Википедия".

Деревянная коробочка? Хм... Что это?

"Вуд-блок - представляет собой деревянный брусок (как правило, из клёна) с щелевидной резонаторной полостью внутри. Звук извлекают ударом деревянных палочек. В оркестре используется несколько коробочек разных размеров. Звучание небольших коробочек резкое и сухое, напоминает цоканье копыт или стук каблуков в танце. Коробочек побольше — глубокое и звонкое" - "Википедия".

А, точно, видел такие вещи. И да, звук у них приятный. Не всегда же под рукой лошади, танцоры на каблуках или звукоиммитаторы. А коробочку приобрести несложно.

Что меня ещё тут удивило, так это наличие приглашённого клавишника и, соответственно, его соло во время этой электронной рок-песни. Я думал, что "Queen" такие простые вещи играют сами. Ну ладно, там, турне, концерты, это дело ясное. Но в студии, на записи. Могли и сами. Ндааа, дела... Идём дальше.

9. "Сюжет песни о «жажде вырваться на свободу» позволил ей стать гимном Африканского Национального Конгресса в конце 1980-х годов, когда Нельсон Мандела был ещё в тюрьме, а апартеид ещё присутствовал в ЮАР" - "Википедия ".

Ну раз сама Африка его оценила и сделала гимном, то мы и подавно...

"Не хотите ли чаю?".
"Нет, спасибо".
"Ах, чудесный сорт. Привозят из Лондона".
"Знаю, что англичанам хорошо удаются только два блюда: двуличие и лицемерие".
"Надеюсь, к африканскому народу вы более расположены?".
"Африка в любви - яростна, как тигрица,
Те, кто её плохо знают - рискуют ошибиться,
Или вовсе пропасть".
"О, это слова истинного друга. Они пронизаны глубокой мудростью".

"Агент 117. Из Африки с любовью" (Франция, 2021).


И напоследок... КВН. Команда "Союз" (Россия, Тюмень).

"Социальная рок-опера!".  Под "I want to break free".

Команда: "Дороги в стране,
Как машины в стране,
Как и футбол, ЖКХ, зарплаты,
И, конечно, кино -

"Queen": "God knows!"

10 из 10.

И на этой весёлой ноте мы на сегодня и закончим.

Продолжение следует.


Благодарю всех за внимание!

С вами был Алекс Джей Лайт.

Журналист-любитель, который сейчас пойдёт заниматься спортом под удлинённую версию весёлой, ритмичной, зажигательной песни под названием "I want to break free".


Рецензии