Глава 20

  В один из дней вызывает меня к себе начальник управления уголовного розыска Михаил Иванович, предложил сесть и протягивает бумагу: «Читай». Смотрю, в углу «совершенно секретно», донесение. Из одной колонии сообщают, что через несколько месяцев, по отбытии срока наказание освобождается Сергей Иванович Кусков, который высказывал намерение вернуться в Ленинград и расправиться с судьей, которая его приговорила к максимальному сроку. В Ленинграде по адресу Казначейская дом 15 проживает его тетя Наталья Ивановна Кускова, с которой он вел переписку.
  «Прочитал, - спрашивает Михаил Иванович, - я лично не помню, чтобы у нас судьи пострадали. Имей в виду дело чрезвычайной важности и на контроле в министерстве. Тебе поручается принять все необходимые меры по обеспечению безопасности судьи и предотвращения преступления. Все понял?» «Так точно», - отвечаю. «Иди и действуй». С этим я и пошел.
  Вызвал к себе старшего оперуполномоченного Михаила Пустового, рассказал, что нам предстоит и объяснил, что этим будет заниматься его группа. Вначале надо послать кого-нибудь в суд и ознакомится подробно с уголовным делом Кускова, запросить справку о судимости и уточнить время освобождения, продумать план оперативных мероприятий и представить мне для утверждения у руководства. Ежедневный доклад о результатах. Теперь уже Пустовой пошел выполнять.
  На следующий день собрались у меня в кабинете и опер Коновалов доложил, что изучил уголовное дело Кускова, из которого следовало, что тот ранее трижды судимый, будучи в пьяном виде, поздно вечером, перед закрытием продовольственного магазина ворвался в зал, стал угрожать ножом и требовать кассу. К счастью, в это время в магазин зашли патрульные, купить      себе поесть на ночь, и они обезвредили Кускова. На суде он вел себя очень нагло, прерывал постоянно судью и насмехался. Исходя из его поведения судья Тихвинская и влепила ему на полную катушку, 10 лет и признала особо опасным рецидивистом. Когда его выводили, он кричал, что после освобождения вернется и разберется с судьей. Видно не забыл про свое обещание.
 После чего я велел изучить всю подноготную Кускова, начиная с детского возраста, чтобы понять, на что он способен. Через пару дней опять же Коновалов доложил, что Кусков воспитывался тетей, так как мать фактически сыном не занималась. С малолетства он стал совершать кражи и поэтому, как только ему исполнилось 14 лет был направлен спецПТУ, для исправления. Но там фактически только превратился в настоящего преступника и был переведен по достижению 18-летнего возраста во взрослую колонию. Характеризуется как жестокий и мстительный, способен на любое преступление и действительно представляет собой особую опасность.
  Исходя их полученных данных нам следовало принять все меры по предотвращению нападения на судью.
  Учитывая характеризующие данные Кускова, мы приняли решение, что придется встречать его при освобождении и негласно сопровождать в Ленинград. Если по дороге он совершит преступление, то там и брать, если нет, то надо в городе организовать наблюдение.  На это время необходимо для безопасности судьи отправить ее куда-нибудь отдыхать. Брать Кускова необходимо прямо в суде, при попытке совершения преступления.
  В общем, план был разработан, только бы не упустить бандита. Учитывая биографию фигуранта решили, что устанавливать наблюдение за ним с момента освобождения не следует, может сразу же вычислить. Необходимо искать кто может помочь нам в ближайшем окружении. Сходили к тете под видом сотрудников Собеса. Она очень обрадовалась, что поговорить есть с кем, а то сидит себе одна целый день. Так мы узнали, что бывший друг Кускова проживает в соседнем доме, иногда заходит и интересуется, как дела у племянника, ждет его освобождения. Зовут его Николай Петухов. Так мы узнали кто нам нужен.
 Стали заниматься Петуховым и выяснили, что он также ранее судим за кражу, проживает вместе с матерью, действительно в соседнем доме. В настоящее время работает слесарем в автомастерской. Характеризуется положительно, никаких друзей с криминальным прошлым не имеет и связи ни с кем не поддерживает. Решили, что надо его завербовать.
 Нам было понятно, что так просто Петухов не станет нам помогать и необходимо провести небольшую комбинацию.
  Михаил Пустовой на автомашине приятеля подъехал к станции, где работал Николай и попросил его отремонтировать двигатель, который действительно начал стучать. Вначале Петухов сказал, что надо обратиться к директору, но немного подумал и предложил за меньшую сумму он сам может все восстановить. Именно это мы от него и ждали. Как только получили отремонтированный автомобиль, по нашей просьбе зашли уже сотрудники ОБХСС и попросили предъявить документы по ремонту автомобиля. Их, конечно, не было и Петухова они привезли к себе в отдел, где уже подключились мы. Разговор между нами получился сложный, но Николай дорожил своим местом работы и был готов оказать помощь, лишь бы это событие не имело никаких последствий. А когда я рассказал ему какую помощь мы ждем от него, Николай только и сказал: «Вот дурак! Столько отсидел, так и ничего не понял».
  Как только Кусков освободился из колонии, нам сообщили, и мы уже ждали его на вокзале. Выбрали наиболее опытную команду для наблюдения и предупредили, чтобы очень аккуратно вели его. Сергей действительно был бдительным и несколько раз проверялся, нет ли за ним слежки. С поезда поехал он прямо к тетке. В этот же день с ним встретился Николай. Так стали мы со всех сторон вести за ним наблюдение. Через некоторое время Николай сообщил, что Кусков попросил его достать пистолет с патронами, так как у него все связи потеряны. Вначале мы хотели предоставить пистолет со спиленным бойком, но подумали, что он может проверить и решили не рисковать. Передали мы пистолет, но удвоили наблюдение. Кусков действительно поехал за город, где пристреливал оружие. Теперь мы уже ждали его в суде. Охраны в суде не было, и никто не проверял кто заходит и для чего. Поэтому по нашей просьбе судье Тихвинской срочно предоставили путевку в санаторий, а вместо нее находилась наш сотрудник, я же еще с одним оперативником играли роль народных заседателей. Мы полагали, что Кусков вряд ли помнит, как выглядит судья Тихвинская. И в этом мы не ошиблись. Буквально на следующий день раздался звонок в кабинете судьи и меня предупредили, что Кусков направляется в нашу сторону.
  Через некоторое время раздался стук в дверь и просунулась физиономия Сергея Кускова: «А вы не подскажете, где мне найти судью Тихвинскую?» - спросил он. «Она сейчас подойдет, - ответил я, - а вы по какому вопросу, может я смогу вам помочь?»  Я поднялся и направился к нему. «Нет, нет, я подожду ее в коридоре», - повернулся и направился к дверям. Но выйти не успел, в комнату вошли двое оперативников, и я подскочил. Вытащить пистолет мы ему не дали. Все обошлось без шума и пыли. Судья была благодарна нам, не столько за задержание Кускова, сколько за отлично проведенный отдых.


Рецензии