Письма Учителю. Арийцы и семиты

                "Не всякая жертва успевает поменяться  с палачом"
                Ван Ли-чжун, самых честных правил при дворе Фу Си.
                ***

                Порой, граф, Ваши обвинения в адрес священнослужителей подобны лезвию гильотины.

  Вот и десятого июля 1890 года в дневнике появляется весьма интригующая запись. Предшествует ей отзыв о новой статье Розанова:

 "...только трата бумаги и времени и накопление греха гордости"

 Речь о публикации Василия Васильевича "Место христианства в истории". 

 Весьма критическое отношение заставляет вновь перечитать. Тем более, что в введении Розанов ставит весьма амбициозную для каждого мыслящего человека задачу,"знание целей нашей собственной деятельности".

 Далее все просто. Два великих  племени занимают поприще всемирной истории:арии и семиты. У каждого свои особенности. Рискну интерпретировать характеристики, по Розанову, двумя словами-экстраверсия и интроверсия.

 Упрощает? Не могу судить. Но видится, подобное обобщение создает в будущем новые проблемы.

 Во второй главе Розанов оценивает религиозность ариев и семитов. Он задается главным вопросом: "Почему только одному дано Откровение?"

 И тут же образное сравнение двух дев. Кого Бог возьмет в невесты? Роскошную Брунгильду или скромную Сару? Ответ прост. Смиренную, с чистой целомудренной душой.

 Думаю, такая селекция весьма дискриминационна.  Но это субъективное мнение. Лучше посмотрим у Розанова далее.

 Новое откровение дано через Израиля, но не для него. Через Деву Марию происходит вочеловечение Сына Божия, не признанного  своим племенем, но принятого ариями.

 По Розанову светлый образ Христа оказался близким по духу ариям.

 "Да, это дух народов, которые, едва восприняв первые впечатления жизни, назвали себя сами "светлыми", "arioi". Совершенно чуждый ему по происхождению, он одинаков с ним по характеру, тяготеет сам к нему и взаимно притягивает его к себе. Небесная радость, которая слышится в Евангелии, склоняется к земной радости, которою проникнута арийская жизнь; она просветляет ее собой, но не отрицает уже"

 После этого  начинается духовный синтез двух мировоззрений.

 Признаюсь, Лев Николаевич, третья глава статьи Розанова оказалась для меня наиболее сложной. Думаю, он попытался создать некий гибрид.

 Увы, двадцатый век показал, что попытка не увенчалась успехов. Что покажет нынешний?

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 Думаю, причина Вашего поверхностного прочтения статьи В.В. Розанова кроется не только в борьбе за урожай, но и избытке гостей в поместье. И все же советую ещё раз перечитать "Место христианства в истории". Здесь не так упрощенно, чем Ваш идеализм"


Рецензии
Ого! Придется мне ознакомиться со статьей.Розанова, Евгений. Пока же - респект автору за глубокий анализ.

Владимир Пастернак   04.12.2025 08:47     Заявить о нарушении
Мне же интересна реакция Толстого. Сегодня обосную его ответ.

Миру-мир, без казней, в том числе и на площадях.

С признательностью,

Евгений Садков   04.12.2025 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.