Авторитет не завоевывают, его заслуживают

Как могло бы отразиться то ЧП, на его дальнейшей судьбе, сложно сказать. Как руководитель – стал бы крайним: сняли с работы и судили. Вы скажете, и правильно, куда смотрел, почему допустил такое, и так далее, и тому подобное. Но самому «виновнику», Юрию Ивановичу Попову, в момент той произошедшей ситуации на газопроводе, об этом и не думалось, голова болела другим: в каком состоянии находится машинист утонувшего экскаватора.

Виктора Черномора он знал хорошо, специалист высокого класса, опыт за его плечами огромный, в каких только условиях не работал: в болотах, на кромках берега рек, на сопках. Свою машину он воспринимает как живой организм, свое второе «Я». Гусеницы – ноги, стрела – рука, ковш – ладонь, клык – палец. А он, машинист, его мозг. Если этого не осознаешь, то, значит, на газопроводе работать тебе еще рано.
Магистральный газопровод лежит не на земле, а под землей, на глубине двух метров. Его сначала нужно вскрыть – не повредив ковшом поверхности, аккуратно убрать землю с обеих сторон, создать удобный участок для работы на нем людей и так далее. Длина трубы, которую нужно вскрыть, имеет разную величину: десятки, а то и сотни метров. 

По рации передали, что Черномор не пострадал, успел вылезти из кабины, через верхний люк экскаватора. А саму машину даже ее вытянутый ковш не спас, ушла с ним: глубина болота значительная.

Юрия Ивановича, как главного инженера предприятия, эксплуатирующего этот магистральный газопровод, в той ситуации можно было упрекнуть только в одном случае, какое-то звено допустило нарушение условий безопасности, на участке ремонтных работ. Но, как позже выяснилось, она не подтверждена членами комиссий, проводивших там расследование. Ширина монтажной зоны наморожена в соответствии требований для проведения таких работ на заболоченной местности, толщина льда соответствует нормам для нахождения на ней многотонной техники. Машинист экскаватора имеет допуски,  к выполнению этих работ, в том числе и по здоровью.
Выявлено, что причиной этой аварийной ситуации стала ошибка водителя тягача плетевоза подрядной организации, поставляющей на место ремонта газопровода новую трубу. Он растерялся, вместо того, чтобы остановиться и пропустить экскаватор, продолжил движение.

Заметив это, чтобы предотвратить аварию, Виктор успел остановить экскаватор и сдать назад. И слой льда, не выдержав его тяжесть, лопнул и начал проваливаться... И машинист, ухватившись за поручень, через верхний люк, выбрался с кабины, и спасся.

На мой вопрос, готов ли был Юрий Иванович к такому испытанию, ответил: «Я не раз себе задаю другой вопрос, правильно ли я сделал, что стал руководителем?»
Вырос он в деревне, хотел, как все его сверстники, получить какую-то профессию, чтобы остаться в селе. Ему нравилась работа в ремонтной мастерской слесаря широкого профиля, чтобы знать и кузнечное дело, и сварочное, и электрика. Но помешало этому, прочитанное им в газете объявление Семилукского профессионально-технического училища о наборе студентов на курсы по подготовке машинистов для работы на компрессорных станциях «Газпрома». Некоторые его одноклассники «заболели» желаем стать газовиками, как и он.

В 1986 году перед выпуском, он был направлен на стажировку на Крайний Север, в Таежное ЛПУ крупнейшего в мире газотранспортного предприятия «Тюментрансгаз» (ныне ООО «Газпром трансгаз Югорск»). 

«Я устроился работать на компрессорный цех, расположенный на газопроводе «Уренгой-Ужгород», – вспоминает Ю.И. Попов. – Что меня тогда поразило, в ЛПУ работало много моих сверстников. Руководил цехом Виктор Викторович Седов, старше меня всего на несколько лет.

Я старался не оплошать, изучал оборудование, внимательно слушал наставников, вел наблюдение за состоянием элементов трубопроводной системы и систем подключения, работы узлов маслоснабжения и теплообменников охлаждения, при пуске и остановке агрегатов, выполнял работы под наблюдением наставника, а также при техническом обслуживании компрессоров и дополнительных устройств. 

Я влюбился в эту работу, и старался больше узнать, аккуратно. Не допуская нарушений выполнять все задания. Через полгода сдавая в ЛПУ выпускной экзамен, я получил пятый разряд. Экзамен принимала общая комиссия: из Семилукского училища и инженеров Таежного ЛПУМГ.

Мне нужно было рассказать о турбодетандере. Это турбинный агрегат лопаточного типа, работающий на перепадах давления, позволяя получать механическую и электрическую энергию. Ответил на все вопросы членов комиссии, выполнил практические задания. И к своей неожиданности получил пятый разряд. Мои однокурсники, как и некоторые машинисты ТК, приняли это известие с удивлением. А мне после этого ничего не оставалось, как доказать не только им, а и себе, что могу справиться с профессиональными требованиям к этому разряду.

В то время специалистов у нас в цехах не хватало, каждый год сдавались в эксплуатацию новые компрессорные станции, поэтому часто приходилось оставаться в смене одному и успевать выполнять все задачи, возложенные на машиниста. С работой справлялся, от этого росло и доверие ко мне руководства цеха. Позже, они поддержали мое желание, поступить заочно в технический вуз. Эта мотивация доверия мне придавала уверенность в себе, в то, что я самостоятельно могу управлять работой агрегатов, просчитывая в оперативном порядке, все необходимые операции, если произойдет какой-то сбой. И получалось в таких случаях не допускать остановов агрегатов, перерасхода масла, газа, электроэнергии».    

«Вам приходилось справляться с обязанностями сменного инженера при его отсутствии?» – спрашиваю у Юрия Ивановича.

«Конечно, – соглашается он. – Если посмотреть мою трудовую книжку, то увидите, что мой профессиональный рост, прошел через ступени – исполняющий обязанности. Еще не закончив учебу в Университете, был назначен ИО сменного инженера, потом – ИО инженера по ремонту, начальника компрессорного цеха, начальника газокомпрессорной службы, главного инженера Таежного ЛПУМГ, с последующим переводом на эти должности. И при этом не давали мне задержаться на них более двух-трех лет.

Проработав три года в должности главного инженера, в 2006 году меня назначают начальником Лялинского ЛПУМГ, дав на раздумье всего полчаса. Конечно, согласился.
На промплощадке этого Управления эксплуатировалось шесть компрессорных цехов. Самому «молодому» из них было 20 лет. Здесь был уже сформировавшийся коллектив, со своими традициями. Но времени, для того, чтобы аккуратно влиться в него, нет. Проблем, связанных с понижением надежности работы газоперекачивающего оборудования предостаточно. И сказать, что во всем этом был виноват коллектив, не берусь.

Хотя не обходилось и без таких ситуаций или из-за нехватки квалификации специалистов, отвечающих за свое направление деятельности, или из-за нарушения технологической дисциплины. В этом плане проводил жесткие разборки, наказывал.
Но основная проблема, все, же складывалась из-за того, что нам не давалось времени – 2-3 месяца, для определения первопричины аварийного останова ГПА. Влиял на это, аварийный останов другого агрегата, поэтому, чтобы избежать останова КС, мы, не теряя времени, устраняли возникшую проблему и выводили агрегат в систему готовности к оперативному запуску.

Но руки после этого не складывали, пошли по пути разделения происхождение аварийных остановов по направлениям: автоматизации и метрологического обеспечения, механического и энерговодоснабжения.

Для примера, возьмем оборудование по контрольно-измерительным приборам и автоматизации. Определили, что часть аварийных остановов происходит из-за ложных срабатываний приборов. Чтобы докопаться до истины, нужно ответить на десять вопросов почему. Почему это произошло? Потому, что отказал датчик. Почему он отказал? Потому что блок нормализации не качественный. Почему он некачественный? Потому что…

Вот когда до конца развяжешь этот узелок, то тогда и определишь коренную причину аварийного останова. Такой подход позволил нам поправить ситуацию и повысить надежность работы газоперекачивающего оборудования».

В 2010 году руководством газотранспортной компании было принято решение Лялинское ЛПУМГ объединить с соседней Нижнетуринской компрессорной станцией. Это было связано с тем, что на ее территории три компрессорных цеха с устаревшими шестерочными агрегатами выводились из эксплуатации. Их должен заменить один цех с современным оборудованием – ГПА-16 «Арлан» и вспомогательными для его работы объектами.

Юрий Иванович Попов, возглавил Нижнетуринское ЛПУМГ. С 2012 по 2015 год новый цех был введен в эксплуатацию, через год, были на его оборудовании устранены все традиционные «детские болезни» – неисправности, вызывающие аварийные остановы агрегатов и другого оборудования. В результате этого компрессорный цех работает надежно.

«Я сторонник того, что нам все подвластно. Профессионализм, опыт, стремление привести все к значимому результату – это и есть главный критерий, влияющий на дальнейшее развитие предприятия, – говорит Юрий Иванович. – Это аксиома, не требующая доказательства».

Но, после этого, Юрию Ивановичу не удалось, как говорится, вздохнуть полной грудью, пользуясь достижениями, которых добился он со своим коллективом. В 2018 году его назначают начальником формирующегося в Югорске управления аварийно-восстановительных работ. Задачи перед этим филиалом стоят серьезные: обеспечить безаварийную и бесперебойную работу магистральных газопроводов, в двух регионах Общества, на которых расположены 30 магистральных газопроводов, длиною, в однониточном исполнении, более 11500 км.

Опыт их ремонта у коллектива данного управления, формировался многие годы на базе аварийно-восстановительного поезда Комсомольского ЛПУМГ, занимавшегося ликвидацией аварийных ситуаций на магистральных газопроводах Югорской газотранспортной компании. Теперь это подразделение стало костяком, формирующегося УАВР, в задачи которого входит капитальный ремонт многокилометровых участков МГ, с полной заменой трубы. Для этого на каждом из 10 ЛПУМГ, нужно создать свои участки, обеспеченные техникой и специалистами.

Понимание, как выполняется эта работа, начиная с администрирования, обеспечения необходимыми ресурсами, организации производства у Юрия Ивановича есть. Этот опыт формировался с периода, когда он был начальником компрессорного цеха Таежного ЛПУМГ, отвечавшего не только за газоперекачивающее оборудование, а и за эксплуатацию трубопроводов, находящихся в зоне компрессорной станции. Далее, став начальником ЛПУМГ, объем этих работ увеличился во много крат: эксплуатация 100 километрового участка газопроводов, на которых находятся его компрессорные станции. Там занимаются этим направлением производственные службы: линейно-эксплуатационная и по защите от коррозии. Так что, в выборе кандидатуры Ю.И. Попова на эту должность, администрация Общества «Газпром трансгаз Югорска» учло это. В том числе и его стиль работы, как руководителя, принципиальность, умение выстраивать отношения с подчиненными, начиная с рабочего, заканчивая своими заместителями, коллегами, включая подрядчиков.

За 7 лет работы Юрия Ивановича в этой должности, производственные мощности УАВР значительно возросли. Коллектив филиала увеличился в 4,5 раза – с 260 человек, до 1200, в составе которых сварщики, монтажники, диагносты, линейные трубопроводчики, механизаторы и т.д.

В каждом отделении закреплены 228 единиц дорожно-строительной техники – краны-трубоукладчики, экскаваторы, передвижные сварочные агрегаты, колесная техника.
Кроме этого, большой объем работ по ремонту труб и их изоляции, производится на стационарной базе Югорского УАВР. И так далее.

Опора Юрия Ивановича – это высококвалифицированные специалисты. Его авторитет в коллективе высокий, и не только как руководителя, отвечающего за организацию и безопасность труда, быт, а и человека, который  служит примером. И – в спорте.
В 2024 году, к примеру, он стал серебряным призером в городских соревнованиях по силовому  многоборью, участвуя в трех номинациях. В стритлифтинге – подтягивание на турнике с гирей 16 кг и отжиманием на брусьях с гирей 24 кг. По поднятию гири на бицепс, и по армейскому рывку – 20 кг гирю поднял 36 раз, проиграв одно очко мастеру спорта по гиревому спорту, чемпиону мира. 

Спорт это его хобби, в который входят не только силовые упражнения, а и лыжные гонки, плавание, шахматы, дартс и т.д.

«Когда меня перевели в Лялинское ЛПУМГ, – вспоминает он, – я собрал сподвижников, с которыми активно занимались спортом. И три раза подряд с 2002 по 2005 годы наш филиал становился лучшим по развитию культуры и спорта в Обществе. Хорошие результаты наши команды показывали в спартакиадах Общества среди аппаратов управлений, работников и их детей».

Спортом Юрий занимается с детства, выступал в школьных соревнованиях, защищал спортивную честь своего поселка в Воронежской области.

«Я, будучи взрослым, попал в областную больницу с переломом ноги, и в одной палате со мною находился мастер спорта международного класса по прыжкам в воду с трамплина.  Он мой ровесник, – рассказывает Юрий Иванович. -– Мы с ним выходили в больничный парк, в котором между двух сосен была установлена перекладина. Он  запрыгнул на этот турник и, под аплодисменты собравшихся там людей, подтянулся 36 раз, а потом спрашивает меня, мол, смогу ли хоть 10 раз подтянуться. Я это сделал 39 раз».

И он в управлении такой не один. Соперников, желающих побить его рекорд, предостаточно.

И на чем еще хотелось бы остановиться, это на его сердобольности к людям. У каждого из работников, разные судьбы, это естественно, как и то, что все мы попадаем и в достаточно сложные ситуации, которые могут в отрицательном порядке отразиться на личной жизни, как и общественной. И он этим людям дает шанс, выйти из этого состояния. И такой подход им помогает.

Остается, пожать ему руку, соглашаясь с тем, что авторитет не завоевывают, его заслуживают.


Рецензии
Добрый вечер, уважаемый Иван! Впервые познакомилась с Вашим документальным творчеством. Отличный очерк, сразу чувствуется рука очень опытного журналиста. В таких крупнейших объединениях, в котором работает Ваш герой, возможно,издаются до сих пор ведомственные газеты и журнал. Вспоминаю далекие советские годы, когда каждый очерк о беззаветных тружениках полей, известных животноводах и механизаторах, учителях и медработниках, доблестных матерях-героинях и известных руководителях в районной газете, служил самым лучшим отличительным "значком" для признания наших скромных героев производства. Сейчас, к величайшему сожалению, все печатные издания переведены на электронные варианты, и такой действенный способ поддержки известных людей потерян. За шесть лет на Проза.ру только один раз напечатала здесь эссе про местного художника - самоучку ( на конкурс), но особого интереса трагическая судьба неизвестного человека не вызвала.Всем своим знакомым даю ссылку выхода на свою страницу через Яндекс, и очень надеюсь, что именно они составляют большинство "неизвестных читателей", а не местные Авторы сайта.С глубочайшим уважением и пожеланием новых заинтересованных читателей, Татьяна Чебатуркина.

Татьяна Чебатуркина   03.12.2025 21:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.