Дар предчувствия

С тонущего корабля бегут крысы. Если так говорят о людях, то вкладывают немалую долю презрения. Но ведь существует такая примета, которая не могла родиться на пустом месте, а из практического опыта. Крысы чувствуют течь в корабле куда раньше, чем люди.

Есть на земле люди с даром предвидения. Таких, пророков, было валом.  И судьбы у них не всегда хорошие. Кассандра, Лаокоон. В Ветхом завете целая книга - «Пророки».  Чтобы преуспеть в этом деле желательно излагать свои пророчества как можно неопределеннее, туманнее. А если будешь излагать свои мыски конкретно, то рискуешь обмишуриться. Ну, например, «мы придем к победе коммунизма», или «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Ни коммунизма нет, ни советских людей. Только нынешнее поколение людей перманентно проживает.   

Но есть и самые обыкновенные люди, которые были наделены чутьем. Интуицией. «Триумфальную арку» Ремарка я читал так давно, что сходу найти даже при помощи Интернета это место не могу.  Воспроизведу по памяти, возможно, не точно.  Если кто-то помнит Ремарка лучше и поправит.  В Париже два эмигранта – приятеля живут в соседних в съемных номерах. Один из них русский.

 - Пора уезжать, - говорит один

- Почему?  - удивлен другой.

- Ты ведь знаешь такого-то. Он живет в нашем доме. (он называет фамилию). У него такая история: он за неделю до аншлюса уехал из Австрии. Потом буквально перед вводом немецких войск в Чехословакию уехал из Праги. Потом за неделю до войны уехал из Польши. Приехал сюда. А теперь он уезжает.
 
Иногда по заявлениям в прессе. По постепенному изменению обстановки, включив простую логику, предчувствуешь, что произойдет. Но иногда перелом в политикой обстановке случается неожиданно.
 
К примеру Первая Мировая война вроде бы разразилась совершенно неожиданно.  После нежданного выстрела Гаврилы Принципа. Хотя конечно, время назрело, все европейские империи были готовы к переделу мира. 

Великая Отечественная война началась внезапно, с коварного нападения фашистов. Не ждали не гадали. Вроде бы мирный договор Молотова- Риббентропа у СССР с Германией был подписан.  Хотя…  Книгу «Майн кампф» никто не отменял. В Испании уже СССР схлестнулся с Германией.  Знали, с кем имеем дело. Антифашисты, эмигранты из Германии жили в СССР. Сталину докладывали о сообщениях разведчиков.  То есть понимали, что война возможна. Но Сталин думал, что Гитлер не решится воевать на два фронта. И ошибся.
 
Также же ошибались американцы, не ожидая японской атаки на Перл-Харбор.

Ну понятно, что большие державы, в самоуверенности могут забыться в упоении от своего величия и проморгать удар.

 Но вот Израиль, который постоянно в войнах, тоже проморгал нападение из Газы. Хотя сейчас при разборе полетов выясняется, что очень многое на подготовку к нападению указывало.

А ведь у евреев, как у постоянно гонимой нации должно выработаться генетическое предчувствие, что по отношению к ним со стороны какого бы то ни было чужого государства лучше не будет. Нет, не выработалось. Живут они уже в том своем государстве, о котором мечтали, а часто войны вспыхивают внезапно

 В средневековой в Испании внезапный королевский указ об изгнании богатую еврейскую общину их разорил в одночасье подчистую.  Вывозить с собой почти ничего не разрешили. А свои дома они были вынуждены продавать за копейки. А до этого жили спокойно, преуспевали. Не чувствовали, что грядет? Но ведь могли предчувствовать.  Как только правительство решается на большие проекты. Большие расходы, королевскому двору крайне нужны деньги. А они имели исторический опыт того, как прежде решали такие проблемы другие королевские дворы.  Были изгнания из Франции, Англии, были поборы и просто грабежи прямо на территории Франции, Бургундии, Германских земель, во время крестовых походов. Были изгнания и   истребления.
 
Испанские евреи понятное дело, ничего не слышали о Черномырдине и его знаменитой фразе: «не было такого никогда и вот опять». Но ведь постоянно именно это и происходило. Мало того, что их изгоняли, мало какое европейское государство соглашалось их принять. Никому не нужен был наплыв бездомных нищих иноверцев. А если соглашались под очень тяжелые условия. Чаще всего местная еврейская община шла на расходы.
 
И вот в конце 19 века сионисты предложили, не дожидаясь очередного «и вот опять» заранее переселиться на бывшую родную землю. Основание резонное. Все-таки там они когда-то жили. Даже ходила такая присказка-пожелание: «в следующем году в Иерусалиме».   И по всем понятиям они имеют моральное право вернуться на свою землю. Попытки сионистов организовать переезд поселенцев из Европы в Палестину сталкивались с серьезными сложностями: политическими, финансовыми, организационными. Но чего ради сионисты так старались? Какая выгода? Они, кстати, вкладывали в это движение свои личные деньги.  В конце 19- начале 20 веков не то, чтобы предчувствовали надвигающуюся трагедию 20 века. Но они, анализируя историю прошлых столетий и современный им европейский антисемитизм, в частности знаменитое дело Дрейфуса и отношение к нему французского общества, считали, что в Европе вероятность осложнения положения евреев вполне обоснована. Они агитировали европейских евреев основывать колонии в Палестине.  Не просто было убедить прижившихся людей подняться и уехать неведомо куда. Тем более, что было уже известно, что земля там пустынная, не плодородна и пребывает в полном запустении.  Многие и антисемиты, и евреи, и просто независимые экономисты относились к планам сионистов с большим предубеждением.

 Ниже приведу две цитаты из двух разных книг о том. с чем столкнулись призывы сионистов со стороны европейских евреев. Цитаты касаются не экономики, а еврейского предчувствия беды.  Но сначала, любопытства ради, я набрал в интернете фразу «еврейское предчувствие трагедии» и получил следующий ответ

«Еврейское предчувствие трагедии» - это не одно понятие, а комбинация исторической памяти о трагедиях и религиозно-культурных представлений, связанных с ними. Исторически это ощущается в страхе перед антисемитизмом, который всегда был присущ еврейской истории»


А теперь цитаты.  Первая цитата из внушительного американского   исследования под названием «История Израиля от подъема сионизма до нашего времени».  (Книга на английском поэтому прошу простить за шершавость перевода).

«Ассоциация раввинов Германии считает нужным сделать следующие разъяснения
1. Усилия так называемых сионистов организовать еврейское национальное государство в Палестине противоречит мессианским пророчествам иудаизма содержащимся в Святом Писании и последующих религиозных трактатах.
2. Иудаизм обязывает своих последователей служить с преданностью отечеству (в оригинале Фатерланду) к которому они принадлежат и следовать его (отечества) национальным интересам всем своим сердцем и всей силой.
 
Как религия, так и патриотизм накладывают на нас обязанность требовать от всех, кто придерживается иудаизма держаться в стороне от так называемых сионистов и особенно от так называемого Конгресса сионистов, проведение которого все же планируется несмотря на все наши предупреждения против него»
 
Так о своей преданности отечеству писали немецкие раввины в самом конце 19 века. А спустя уже пару десятилетий Гитлер написал совсем другое.  То есть, мудрые раввины не имели политического чутья.

А вот цитата этой же книги, в которой приводятся слова Стефана Цвейга по поводу распространявшегося в те же годы среди евреев Австрии памфлета сионистов. Поясню заранее, что центральная фигура сионистского движения Теодор Герцль был известным, преуспевающим венским журналистом, выходцем из довольно привилегированной ассимилированной не религиозной еврейской венской семьи. Знаменитый писатель Стефан Цвейг по происхождению австрийский еврей. 

«я был еще гимназистом, когда появился этот короткий памфлет. Но я до сих пор помню большое удивление и раздражение в среднем классе евреев Вены.  Что случилось с этим интеллигентным умным и цивильным журналистом, удивлялись они? Какую глупость он написал? Почему нам нужно ехать в Палестину? Наш язык немецкий, а не еврейский, и прекрасная Австрия наш родной дом. Разве мы не живем нормальной жизнью и наше положение не защищено? Зачем же он, который считает, что говорит от имени евреев и хочет помочь иудаизму, дает аргументы в руки наших врагов, и пытается разделить нас, в то время как каждый день приближает нас все плотнее к германскому миру»
 
История показала, что такие патриотические настроения и желания не спасли австрийских евреев.   В эти же годы рядом, в Австрии подрастал мальчик по имени Адольф и, как многие другие мальчики, ставшие его соратниками, впитывал совсем иной дух, который носился по австрийским улицам.

 Вторая цитата о тех же событиях из книги шотландского историка Малколма Хея «Европа и евреи»
 

 «Ассимилированные евреи германии боялись, что, показывая симпатии к сионизму, они могут быть обвинены в нелояльности к стране, где они жили столетиями. «Евреи Германии. - писал один из таких оптимистов в 1905 году -  могут смотреть как на свою родину только на Германию. Любое желание организовать совместно со своими единоверцами национальное образование вне Германии — это неправомерная неблагодарность по отношению к нации среди которой мы живем.»

Несколькими годами позже в 1913 году влиятельная германская еврейская ассоциация                - Центральное Общество Немецких Граждан Еврейской Веры – одобрило резко антисионистскую резолюцию. Они декларировали:

«На земле немецкого Фатерланда мы как немцы желаем соединиться с германской цивилизацией и оставаться верными партнерству, которое подразумевает религию и историю. Мы должны держаться дальше от сионистов, которые отрицают немецкие национальные чувства чувствует себя гостем среди непохожих на них людей и чувствует себя только ка еврей»

От тринадцатого года до тридцать третьего оставалось немного. Вот вам и дар предчувствия. Все-таки. Лучше полагаться на политический анализ.


Рецензии
Разбор полётов.
Любезный Леонид, кто тебя надоумил на эту ***ню?

Ты как эдакий "мудрец" предстал перед читателем во всей красе, рассуждаешь о даре предвидения, о "чуйке" и об уроках истории.
Однако за твоими "оригинальными" рассуждениями скрывается глупая попытка запутать "честной народ".
Щас распутаем твой клубок "мудрёных" умозаключений. Усаживайтесь удобнее, граждане...

1.Подмена первая: Чутьё или расчёт?

Колос начинает свой рассказ с крыс и пророков, говоря о неком мистическом "предчувствии". А затем ловко перескакивает на сионистов, которые предвидели грядущую беду. Но позвольте, разве сионисты действовали по наитию, как крысы, бегущие с корабля? Думаю что нет! Это те еще "мудрецы", умеют нос поветру держать..

Их выводы были основаны на холодном анализе политики, истории и общества. Это был трезвый расчёт, а не мистика. Колос наверно хотел себя показать умнее мудрецов этого "движения", он намеренно смешивает эти понятия, чтобы его рассуждения казались глубже, чем они есть на самом деле.

2.Подмена вторая: Вижу то, что хочу видеть.

Он сетует, что у целого народа "не выработалось генетическое предчувствие", и в пример приводит трагедию еврейского народа в Испании. Но тут же, противореча себе, он пишет о сионистах, которые как раз всё предвидели!
Так было предчувствие или нет? Колос, кажется, видит лишь те факты, что укладываются в его теорию, а остальные попросту игнорирует. Это не анализ, а подгонка ответа под заранее известный результат. "Черт путаный".

3.Подмена третья: Сравнение несравнимого.

Он ставит в один ряд внезапное военное нападение (как Перл-Харбор) и многовековое, системное угнетение народа. Какой демагог! Одно дело — военная ошибка разведки, и совсем другое — историческая трагедия, предпосылки которой зрели столетиями. Смешивая эти события в его любимый коктейл "два в одном", он лишь вносит сумятицу в умы добропорядочных граждан.

4.Подмена четвёртая: Насмешка над трагедией.

Приводя в пример немецких раввинов, которые верили в страну проживания, Колос глумится над их "отсутствием чутья". Но он умалчивает о главном: эти люди верили в закон и цивилизованный мир, и именно эта вера их и погубила. Это не глупость, а трагедия обманутого доверия. Насмехаться над этим — по меньшей мере низко.

Что же в итоге?

Вся статья господина Колоса — это не глубокий анализ, а набор манипуляций. Он искусно жонглирует фактами, чтобы подвести читателя к одной простой, но лживой мысли: жертвы сами виноваты в своей беде. А это самый удобный способ обелить их палачей. Вот и вся премудрость.
Так чей же заказ выполнил этот автор по фамилии Колос, проживающий в Израиле, и говорящий что он не еврей. Подозрительный и мутный тип!
Может он специально такой огород нагородил? Хотел по максимуму запутать читателей, запутав свой сюжет?
Поди-ка разгадай его литературный "квест"! Так наплел, что и сам запутался.
Скажи спасибо своему персональному критику, он вытянул тебя чудака-бедолагу, из твоего же лабиринта несуразных мыслей и предположений.

А может все проще? Просто автор в момент сотворения шедевра находился в состоянии прострации и был не в состоянии внятно выражать свои мысли...

Видете ли "раввины Германии были у него слишком доверчивые"... Вот чудак-человек!
Нашел раввинов как самую доверчивую группу евреев.

Его статья — это не попытка размышления, а какой-то эмоциональный всплеск. Похоже, автор потерял связь с реальностью и нуждается в медицинской помощи.

Вы ведёте себя как маститый литератор с философским уклоном. Не думали попробовать себя в роли прорицателя?

Дорогие близкие, пожалуйста, заберите у него планшет. Хватит ему позориться!
Напомню сова профессора к поэту Ивану Бездомному: "Дайте ему коротенький карандаш и листок бумаги".
Пусть пишет, а вы читайте, или сразу в корзину. Не хотите читать - отправляйте его перлы в "Иерусалимском Альманахе", где он числится почётным членом.
Редколлегия, вероятно, оценит его творчество.

Вдогонку: от персонального критика.

Пытаясь выглядеть пророком,
Ты, Колос, сеешь только ложь.
На мудреца ты вышел боком,
А вот на шулера — похож.

В своих статьях мудрёный Колос
Нам подаёт обманчивый свой голос.
Но в этом гласе, полном фальши,
Мы слышим правду: "Что же дальше?"

Ха-ха!

Тихон Чикамасов   04.12.2025 07:38     Заявить о нарушении