Гнев по Ведам. Всесторонний разбор и анализ

Кродха – демон гнева и ненависти: всесторонний ведический анализ.
Введение: природа кродхи и ее место в ведической традиции.

BLAGOMIR;
https://t.me/blagomir_grinkov

Я начинаю эту статью с глубокого разбора самого термина кродха (санскр. krodha), означающего гнев, ярость или глубокую раздражительность. В ведической литературе кродха рассматривается как один из фундаментальных пороков человеческой натуры – настолько опасный, что его нередко называют «внутренним врагом» или даже олицетворяют демоном гнева. Древние мудрецы перечисляли гнев среди шести главных врагов ума (которым посвящена данная книга) – ари-шадварг или шадрипу (санскр. ari-;a;-varga, «шесть врагов»): в эту группу входят кама (вожделение, неконтролируемое желание), кродха (гнев), лобха (жадность), моха (заблуждение, иллюзия), mada (гордыня, высокомерие) и матсарья (зависть). Эти шесть внутренних врагов считаются порождениями невежества (авидьи) и главными препятствиями на пути духовного развития . Гнев (кродха) тесно переплетен с другими пороками: так, из неудовлетворённого вожделения рождается гнев, а из неудовлетворённого гнева может возникнуть глубокая ненависть. На санскрите для понятия ненависти часто используется слово дваеша (dve;a – отвращение, злоба). В йогической философии рага (привязанность, «хочу») и дваеша («ненавижу», отрицание) – это две стороны одной дуальной иллюзии, вовлекающей живое существо в цикл бесконечного страдания.
Согласно шастрам, кродха- это разрушительная сила, которая может поработить разум и привести человека к падению. Уже в «Бхагавад-гите» (одном из ключевых писаний ведической традиции) Господь Шри Кришна называет вожделение и гнев порождениями гуны страсти (раджа-гуны) и «грешными, все-пожирающими врагами в этом мире». Далее Бхагавад-гита объясняет, как гнев возникает и чем он опасен. Вторая глава Гиты учит: когда человек сосредоточивает свой ум на объектах чувств, у него рождается привязанность, из привязанности возникает желание (кама), а из неудовлетворённого желания рождается гнев (кродха). Гнев же, вспыхивая, омрачает разум и приводит к утрате рассудка, памяти и способности различать добро и зло. В «Бхагавад-гите» подробно описан этот нисходящий процесс: «Из гнева возникает помрачение сознания, из помрачения- потеря памяти, из потери памяти- гибель разума, а с гибелью разума человек полностью погибает». Таким образом, уже на ранних ступенях ведического учения гнев назван разрушителем духовной мудрости и врагом на пути к праведности.
Важно отметить, что ведическая традиция различает кратковременный гнев (вспышку ярости) и устойчивую ненависть. Если гнев вспыхивает как реакция на препятствие желанию, то ненависть (дваеша) – это укоренившееся чувство враждебности, долго тлеющий огонь обиды и злобы. Ненависть часто рассматривается как более глубокая форма гнева, связанная с невежеством и тьмой в сердце. В Йога-сутрах Патанджали дваеша упомянута как одна из пяти клеш (корней страдания) – слепое отвращение, порожденное болью прошлого. Гнев же описывается как – динамичная эмоция, вспыхивающая мгновенно, но именно он чаще всего служит источником длительной ненависти, если его не обуздать вовремя.
Итак, почему гнев называют демоном? В пуранических историях гнев нередко персонифицируется как демон, овладевающий человеком. Подобно демону, гнев способен хитростью проникнуть в наше сердце, захватить его и побудить нас совершать поступки, о которых позже мы будем горько сожалеть. Этот «демон гнева» питается нашим эго и страхами, он маскируется под наше чувство правоты, под желание защитить себя или других, и тем самым может казаться оправданным, пока не натворит бед. Цель этой главы – раскрыть суть кродхи (гнева и ненависти) с точки зрения Вед и шастр, проследить все его тонкости и проявления от самых грубых до самых тонких и замаскированных и предложить читателю детальный алгоритм исцеления от этого порока. Мы с вами проанализируем гнев в разных гунах материальной природы, рассмотрим примеры из Пуран и Итихас (эпосов) о том, как гнев проявляется даже у святых и йогов, и как его побеждать. Также я поделюсь некоторыми современными психопрактиками (по методу Neo PSY), которые можно использовать для самостоятельной работы по преодолению гнева.

BLAGOMIR;
https://t.me/blagomir_grinkov

Корни гнева: природа кродхи согласно шастрам.
Чтобы эффективно побеждать врага, нужно знать его природу. Что же на самом деле порождает гнев? Как уже отмечалось ранее, веды утверждают: кродха рождается из неудовлетворённого желания. В «Бхагавад-гите» Господь Шри Кришна говорит Арджуне: «Это лишь вожделение, рожденное из соприкосновения с гуной страсти, а впоследствии преобразующееся в гнев. Знай, что в этом мире оно – всепожирающий греховный враг» . Эта краткая строфа содержит глубокую психологическую истину. Желание (кама), будучи неутолённым или встречая препятствие на пути своей реализации, трансформируется в гнев. Проще говоря, мы гневаемся, когда реальность не соответствует нашим ожиданиям и привязанностям. Маленький ребенок падает в истерику, не получив желанную игрушку; взрослый раздражается, когда кто-то или что-то мешает осуществлению его планов. Гнев – это оборотная сторона желания, порождение нашего эго.
Однако у гнева есть и другой корень- это страх и боль. Если проанализировать свою злость, часто под ее горячей поверхностью мы обнаружим испуг, уязвленное самолюбие или душевную боль. Когда нас что-то ранит, часть психики пытается защититься через агрессию. Таким образом, кродха выступает как защитная реакция эго: вместо того чтобы признать страх или обиду, человек бессознательно выбирает нападение. Веды называют такую реакцию проявлением невежества, ибо она уводит от истинного понимания ситуации и замутняет разум. Как пишет мудрец Вьяса, «гнев есть иллюзия, возникающая из невежества». Гневаясь, мы зачастую теряем способность различать правильное и ошибочное. В таком состоянии легко совершить поступки, о которых позднее придется сожалеть.

МУДРОСТЬ ВЕД;
https://t.me/vedabali

Классические тексты подробно описывают разрушительные эффекты гнева на человека. Продолжая анализ Бхагавад-гиты, Кришна учит, что гнев приводит к помрачению ума. Когда ум затуманен гневом, человек утрачивает смрити – память о своих принципах, о том, что благо и что зло. Вне памяти о дхарме гибнет буддхи – интеллектуальная способность к правильному суждению, и тогда, как говорится, «буддхи-нашат пранашьяти» – гибнет и сам человек. Конечно, речь идет прежде всего о духовной гибели: человек во власти гнева способен «потерять себя», совершить грех, разрушить отношения и наделать дел, которые опустошат его жизнь. Не случайно Гита называет вожделение, гнев и жадность тремя вратами ада, ведущими душу к погибели. Эти три порока «терзают ум и питают все прочие демонические качества». Таким образом, в священных шастрах гнев однозначно осуждается как сила демоническая, ведущая человека вниз по пути адхармы. Тем не менее, ведическая традиция признает и любопытный факт: энергия гнева сама по себе нейтральна, она может быть превращена либо во зло, либо в благо. В Махабхарате (кн.5, Шанти-парва) говорится:

;Прочесть полную версию этой статьи вы можете в ведической online школе Dharma108; https://t.me/grinkovbot

Книга «САКРАЛЬНАЯ НУМЕРОЛОГИЯ»
https://amo.si/K/UIOQ1H/UGEMZ9

Тлг. МУДРОСТЬ ВЕД;
https://t.me/vedabali

КУРСЫ и ОБУЧЕНИЕ
https://t.me/vedabali/14567

ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ BLAGOMIR
https://t.me/blagomir_grinkov

С уважением, Благомир.


Рецензии