Ахматова Эссе

Петроград – Ленинград в жизни и судьбе Анны Ахматовой
Эссе
Трудно представить себе историю Петербурга без жизни и творчества в нем великой поэтессы России Анны Ахматовой. Вся жизнь Анны Андреевны Ахматовой была неразрывно связана с Санкт-Петербургом. Это был её город, и она принадлежала ему. «Разлучение наше мнимо/Я с тобою неразлучима» - напишет она в трагические для себя и города дни. За тот век, что был отпущен Ахматовой, произошли грандиозные перемены во всех сферах жизни; многое из того, что было ей дорого, ушло бесследно; многое изменилось почти до неузнаваемости. Её слова о том, что она была свидетелем событий, которым нет равных, наполнены особым смыслом. Её время охватило период от рубежа XIX-XX вв. до середины 60-ых гг. XX в., вобрав в себя Серебряный век русской культуры и последующие десятилетия. Это был один из самых сложных и драматических периодов отечественной истории, когда рушились веками сложившиеся устои общества. За этот небывалый исторический эксперимент народ заплатил огромную цену, и если пострадали все слои населения, то в Петербурге больше всего пострадала интеллигенция, особенно творческая и гуманитарная: именно к этому слою принадлежала Ахматова. Она знала Петроград, Ленинград (до возвращения городу исторического названия она не дожила) с высылками, расстрелами, арестами. Каким видела этот город Ахматова? Каким предстаёт он в её стихах и прозе? Как жилось ей в нём, каково было её окружение? В прозе и поэзии Ахматовой, в её многотрудной жизни город присутствует всегда. Это был не просто её город, но горячо ею любимый город. Он был и действующим лицом, и свидетелем, и фоном её жизни. Фоном своей жизни она называет «петербургские ужасы», считая ими такие события, как смерть Петра Великого, раннюю смерть Прасковьи Жемчуговой, дуэдь Пушкина, наводнение 1924 г., тюремные очереди в 1937 г. и , наконец, блокаду. Ахматовский Петербург – это сгусток исторических и литературных реминисценций, на которые накладывается её личная судьба: «Был блаженной моей колыбелью/ Тёмный город у грозной реки».[1] Этот город был свидетелем её жизни: «Мимо окон, где мы когда-то/Танцевали, пили вино/Мимо белых колонн Сената/И туда, где темно-темно». Этот город был городом её любви: «Двадцать первое. Ночь. Понедельник/Очертанья столицы во мгле/Сочинил же какой-то бездельник/Что бывает любовь на земле». Мы узнаём конкретные городские пейзажи: «В последний раз мы встретились тогда/На набережной, где всегда встречались/Была в Неве высокая вода/И наводненья в городе боялись». А в другом стихотворении: «Сердце бьётся ровно, мерно/Что нам долгие года/Ведь под аркой на Галерной/Наши тени навсегда». Биография Ахматовой, ее творческий путь: "От бедных стихов пустейшей девочки", - как она говорила о своем первом сборнике "Вечер", вышедшем в свет в Петербурге, когда ей было 22 года, - до последних стихов 1965 года, написанных в Комарово, связаны с этим городом, как бы он ни менял свои названия. Её первое стихотворение Любовь:
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
1911 г.
 
 Большинство ее книг впервые увидели свет при ее жизни в Петербурге, Петрограде и Ленинграде, и петербуржцы-ленинградцы были первыми их читателями. [5] 1921 год потрясений и утраты мужа Николая Гумилева стал плодотворным для поэтического творчества Ахматовой. В апреле 1921 года вышел сборник стихов «Подорожник», а в октябре — книга «Anno Domini MCMXXI» (в переводе с латинского — «В лето господне 1921-го»). С середины 20-х годов новые стихи Ахматовой перестали печатать, а старые не переиздавали. В то время поэтесса начала увлекаться архитектурой старого Петербурга и творчеством Пушкина.
Как писала Ахматова, «такой судьбы не было еще ни у одного поколения». В 30-е годы был арестован Николай Пунин, дважды арестован Лев Гумилев. В 1938 году его приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. О чувствах жен и матерей «врагов народа» — жертв репрессий 1930-х годов — Ахматова позже написала одно из своих знаменитых произведений — автобиографическую поэму «Реквием».
В 1939 году поэтессу приняли в Союз советских писателей. Перед войной вышел шестой сборник Ахматовой — «Из шести книг». «Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде», — писала поэтесса в воспоминаниях. Ахматову эвакуировали сначала в Москву, затем в Ташкент — там она выступала в госпиталях, читала стихи раненым солдатам и «жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте». В Северную столицу поэтесса смогла вернуться лишь в 1944 году.
В 1946 году было вынесено специальное Постановление оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» — за «предоставление литературной трибуны» для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Оно касалось двух советских писателей — Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Их обоих исключили из Союза писателей. [8] В 1951 году поэтессу восстановили в Союзе писателей. Никогда не имевшая собственного жилья, в 1955 году Ахматова получила от Литературного фонда дачный домик в поселке Комарово.
В 1962 году поэтесса завершила работу над «Поэмой без героя», которую писала в течение 22 лет. Как заметил поэт и мемуарист Анатолий Найман, «Поэма без героя»
 написана Ахматовой поздней об Ахматовой ранней — она вспоминала и размышляла об эпохе, которую застала.
В 1960-е годы творчество Ахматовой получило широкое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почетного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошел вечер, посвященный 75-летию поэтессы. На следующий год вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм — «Бег времени»:
…А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым кленом,
Озерным водам отдал лик,
Внимает шорохам зеленым.
И моют светлые дожди
Его запекшуюся рану…
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.
1965 г.
 
Она, как и мы, новое поколение почитателей её творчества, конечно, верим в бессмертие глубокомыслие всего её литературного наследия. Бывая в Павловском парке постоянно вспоминаю её любовь к этим местам:
 
Всё мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.
Как в ворота чугунные въедешь,
Тронет тело блаженная дрожь,
Не живешь, а ликуешь и бредишь
Иль совсем по-иному живешь.
Поздней осенью свежий и колкий
Бродит ветер, безлюдию рад.
В белом инее черные елки
На подтаявшем снеге стоят.
И, исполненный жгучего бреда,
Милый голос как песня звучит,
И на медном плече Кифареда
Красногрудая птичка сидит.
1915 г.
Наступил 1966 год. Болезнь заставила Анну Ахматову в феврале 1966 года переехать в подмосковный кардиологический санаторий. 5 марта она ушла из жизни. Поэтессу отпели в Никольском морском соборе Ленинграда и похоронили на Комаровском кладбище.
Профессор-славист Никита Струве писал: «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, — с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».
01.11.2025    Игорь Назаров  / Игорь Сибиряк


Рецензии
Я еще понимаю, когда женщины копаются в ее помоечных стихах, тут ничего не поделаешь, им это близко, тем более, что женщины от природы лишены чувства художественности. Но когда Ахматовой восторгаются мужчины, здесь налицо явные признаки недоразвитости.

Валентин Великий   03.12.2025 19:31     Заявить о нарушении