Ахматова Эссе
Эссе
Трудно представить себе историю Петербурга без жизни и творчества в нем великой поэтессы России Анны Ахматовой. Вся жизнь Анны Андреевны Ахматовой была неразрывно связана с Санкт-Петербургом. Это был её город, и она принадлежала ему. «Разлучение наше мнимо/Я с тобою неразлучима» - напишет она в трагические для себя и города дни. За тот век, что был отпущен Ахматовой, произошли грандиозные перемены во всех сферах жизни; многое из того, что было ей дорого, ушло бесследно; многое изменилось почти до неузнаваемости. Её слова о том, что она была свидетелем событий, которым нет равных, наполнены особым смыслом. Её время охватило период от рубежа XIX-XX вв. до середины 60-ых гг. XX в., вобрав в себя Серебряный век русской культуры и последующие десятилетия. Это был один из самых сложных и драматических периодов отечественной истории, когда рушились веками сложившиеся устои общества. За этот небывалый исторический эксперимент народ заплатил огромную цену, и если пострадали все слои населения, то в Петербурге больше всего пострадала интеллигенция, особенно творческая и гуманитарная: именно к этому слою принадлежала Ахматова. Она знала Петроград, Ленинград (до возвращения городу исторического названия она не дожила) с высылками, расстрелами, арестами. Каким видела этот город Ахматова? Каким предстаёт он в её стихах и прозе? Как жилось ей в нём, каково было её окружение? В прозе и поэзии Ахматовой, в её многотрудной жизни город присутствует всегда. Это был не просто её город, но горячо ею любимый город. Он был и действующим лицом, и свидетелем, и фоном её жизни. Фоном своей жизни она называет «петербургские ужасы», считая ими такие события, как смерть Петра Великого, раннюю смерть Прасковьи Жемчуговой, дуэдь Пушкина, наводнение 1924 г., тюремные очереди в 1937 г. и , наконец, блокаду. Ахматовский Петербург – это сгусток исторических и литературных реминисценций, на которые накладывается её личная судьба: «Был блаженной моей колыбелью/ Тёмный город у грозной реки».[1] Этот город был свидетелем её жизни: «Мимо окон, где мы когда-то/Танцевали, пили вино/Мимо белых колонн Сената/И туда, где темно-темно». Этот город был городом её любви: «Двадцать первое. Ночь. Понедельник/Очертанья столицы во мгле/Сочинил же какой-то бездельник/Что бывает любовь на земле». Мы узнаём конкретные городские пейзажи: «В последний раз мы встретились тогда/На набережной, где всегда встречались/Была в Неве высокая вода/И наводненья в городе боялись». А в другом стихотворении: «Сердце бьётся ровно, мерно/Что нам долгие года/Ведь под аркой на Галерной/Наши тени навсегда». Биография Ахматовой, ее творческий путь: "От бедных стихов пустейшей девочки", - как она говорила о своем первом сборнике "Вечер", вышедшем в свет в Петербурге, когда ей было 22 года, - до последних стихов 1965 года, написанных в Комарово, связаны с этим городом, как бы он ни менял свои названия. Её первое стихотворение Любовь:
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
1911 г.
Большинство ее книг впервые увидели свет при ее жизни в Петербурге, Петрограде и Ленинграде, и петербуржцы-ленинградцы были первыми их читателями. [5] 1921 год потрясений и утраты мужа Николая Гумилева стал плодотворным для поэтического творчества Ахматовой. В апреле 1921 года вышел сборник стихов «Подорожник», а в октябре — книга «Anno Domini MCMXXI» (в переводе с латинского — «В лето господне 1921-го»). С середины 20-х годов новые стихи Ахматовой перестали печатать, а старые не переиздавали. В то время поэтесса начала увлекаться архитектурой старого Петербурга и творчеством Пушкина.
Как писала Ахматова, «такой судьбы не было еще ни у одного поколения». В 30-е годы был арестован Николай Пунин, дважды арестован Лев Гумилев. В 1938 году его приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. О чувствах жен и матерей «врагов народа» — жертв репрессий 1930-х годов — Ахматова позже написала одно из своих знаменитых произведений — автобиографическую поэму «Реквием».
В 1939 году поэтессу приняли в Союз советских писателей. Перед войной вышел шестой сборник Ахматовой — «Из шести книг». «Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде», — писала поэтесса в воспоминаниях. Ахматову эвакуировали сначала в Москву, затем в Ташкент — там она выступала в госпиталях, читала стихи раненым солдатам и «жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте». В Северную столицу поэтесса смогла вернуться лишь в 1944 году.
В 1946 году было вынесено специальное Постановление оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» — за «предоставление литературной трибуны» для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Оно касалось двух советских писателей — Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Их обоих исключили из Союза писателей. [8] В 1951 году поэтессу восстановили в Союзе писателей. Никогда не имевшая собственного жилья, в 1955 году Ахматова получила от Литературного фонда дачный домик в поселке Комарово.
В 1962 году поэтесса завершила работу над «Поэмой без героя», которую писала в течение 22 лет. Как заметил поэт и мемуарист Анатолий Найман, «Поэма без героя»
написана Ахматовой поздней об Ахматовой ранней — она вспоминала и размышляла об эпохе, которую застала.
В 1960-е годы творчество Ахматовой получило широкое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почетного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошел вечер, посвященный 75-летию поэтессы. На следующий год вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм — «Бег времени»:
…А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым кленом,
Озерным водам отдал лик,
Внимает шорохам зеленым.
И моют светлые дожди
Его запекшуюся рану…
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.
1965 г.
Она, как и мы, новое поколение почитателей её творчества, конечно, верим в бессмертие глубокомыслие всего её литературного наследия. Бывая в Павловском парке постоянно вспоминаю её любовь к этим местам:
Всё мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.
Как в ворота чугунные въедешь,
Тронет тело блаженная дрожь,
Не живешь, а ликуешь и бредишь
Иль совсем по-иному живешь.
Поздней осенью свежий и колкий
Бродит ветер, безлюдию рад.
В белом инее черные елки
На подтаявшем снеге стоят.
И, исполненный жгучего бреда,
Милый голос как песня звучит,
И на медном плече Кифареда
Красногрудая птичка сидит.
1915 г.
Наступил 1966 год. Болезнь заставила Анну Ахматову в феврале 1966 года переехать в подмосковный кардиологический санаторий. 5 марта она ушла из жизни. Поэтессу отпели в Никольском морском соборе Ленинграда и похоронили на Комаровском кладбище.
Профессор-славист Никита Струве писал: «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, — с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».
01.11.2025 Игорь Назаров / Игорь Сибиряк
Свидетельство о публикации №225120301579
Валентин Великий 03.12.2025 19:31 Заявить о нарушении