Три святых Тихона
Имя Тихон происходит от греческого слова ... означает «счастливый », «удачливый». Это имя приобрело особое значение благодаря святителю Тихону Задонскому и святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси, ставшему первым патриархом после восстановления Патриаршества в 1701 году. (С 1920-х годов оно часто используется при пострижении в монашество.)
Здесь приведены краткие жития этих знаменитых святых и духовника преподобного Паисия Святогорца (1924–1994) старца Тихона, чья святая жизнь хорошо известна на Афоне. Многие его почитатели с нетерпением ждут дня его прославления.
Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и иеромонах Тихон (Голенков) в монашестве приняли имя Тихон в честь святителя Тихона Задонского.
Каждый из них был счастливым избранником Божиим; за свою благочестивую жизнь они удостоились Даров Святого Духа. По Промыслу Божию в юности Ангел спас святителя Тихона Задонского от падения со старой колокольни: когда обрушилась деревянная перегородка у окна, он был откинут назад, но не упал вниз. Святитель Тихон, Патриарх Московский, пережил покушение, а старец Тихон был спасён от искушений в миру. Господь хранил его в недоступных местах Святой Горы, где он подвизался.
Святые угодники много страдали в земной жизни, но всё переносили со смирением, непрестанно за всё благодаря и прославляя Господа. Их милосердие и сострадание к ближним является достойным примером праведной жизни. Дивен Бог во святых Своих. Слава Богу за всё!
Святитель Тихон Задонский — Помощник в печали
«Умножились скорби сердца моего…» (Пс. 23:17)
«Отсутствие скорбей есть знак богооставленности». – Святитель Тихон Задонский
Многие верующие обращаются к святителю Тихону с молитвенной просьбой о помощи в преодолении уныния, отчаяния и обретении душевного покоя в сложных жизненных ситуациях.
Святитель Тихон (Соколов), Задонский чудотворец (1724–1783)
Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в селе Короцк Новгородской епархии в бедной многодетной семье дьячка Савелия Кириллова. Все дети были воспитаны в любви к Богу. Отец Тимофея рано умер, оставив жену Яковину с шестью детьми на руках. Часто единственной пищей в доме вдовы был чёрный хлеб. Она хотела, чтобы Тимофея воспитывал сосед, кучер, так как иначе прокормить семью было невозможно, но брат Тимофея, Петр, не позволил этого. Чтобы помочь матери, Тимофей нанялся к богатым соседям вскапывать огороды за еду.
Тринадцатилетним мальчиком он был отдан в духовное училище при резиденции архиепископа Новгородского. В 1740 году он был принят на казённое пособие в Новгородскую духовную семинарию. Юноша преуспел в учёбе. Окончив семинарию в 1754 году, он стал там учителем: сначала греческого языка, а затем риторики и философии. В 1758 году Тимофей принял постриг с именем Тихон. В том же году он был назначен префектом семинарии. (В семинарии он получил вторую фамилию – Соколов.) В 1759 году он был переведён в Тверь и возведён в сан архимандрита Желтикова монастыря. Позже он был назначен ректором Тверской духовной семинарии и одновременно настоятелем Отрочь монастыря. Его избрание епископом было для него неожиданным. В день Пасхи в Петербурге архимандрит Тихон был одним из восьми кандидатов на должность викария Новгородского епископа, имя внесли в списки в последний момент по Промыслу Божиему. Митрополит Димитрий, председательствующий в Святейшем Синоде, счёл его слишком молодым для этой должности, но согласился представить его кандидатуру. Жребий трижды падал на архимандрита Тихона. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского (то есть викария Новгородской епархии).
В 1763 году святитель Тихон был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управления Воронежской епархией владыка постоянно помогал верующим людям многочисленными пастырскими советами и душеполезными книгами. Он также подготовил книги для священников. В его епархии церковные здания находились в поразительном состоянии обветшалости. Архипастырю пришлось осмотреть более восьмисот церквей. Он испытывал глубокую тревогу за вверенную ему паству. Добросовестное исполнение обязанностей привело его к нервному срыву. Он был практически не в состоянии служить из-за головокружения, дрожания рук и обмороков. Монашеские подвиги и борьба с многочисленными трудностями подорвали здоровье святителя. Кроме того, он все больше стремился к уединенной жизни. Он несколько раз подавал прошение начальству об освобождении от управления епархией. Наконец, в 1767 году его просьба была удовлетворена. Он удалился в Толшевский монастырь, недалеко от Воронежа.
В 1769 году епископ Тихон был переведен в Богородицкий монастырь в городе Задонске.
Он посещал церковные службы, регулярно молился в своей келье. Владыка Тихон жил в очень скромных условиях: Он спал на соломе, укрывшись тулупом. Он даже сам рубил дрова, когда позволяло здоровье, и говорил, что физический труд необходим в борьбе с унынием.
Его смирение было настолько велико, что он не обращал внимания на рабочих, которые смеялись над ним, когда он ходил по монастырю, делая вид, что не слышит их. Он говорил: «Богу угодно, чтобы и монастырские рабочие издевались надо мной, и я заслужил это по грехам своим».
«Прощаем ли мы ближним согрешения их? И Бог прощает нас по Своему милосердию. Откажемся ли мы простить? И Бог откажется простить нас». — Святитель Тихон Задонский. Он часто говорил: «Прощение лучше мщения». Он знал Псалтирь наизусть и обычно читал или пел её в своих путешествиях. Епископ Тихон часто сокрушался, что так мало служит в алтаре, но позже признался, что из-за болезни ему было трудно даже носить архиерейское облачение. Тем не менее, он не переставал служить ближним, уча их смирению и любви собственным примером: делился духовными сокровищами из книг, помогал бедным, ходатайствовал за обездоленных и даже посещал тюрьмы в простой одежде. Он часто подходил к людям, переодевшись обычным монахом, желая узнать об их трудностях, а затем оказывал им материальную помощь.
Многие, обращавшиеся к нему за молитвенной помощью и духовным советом, свидетельствовали об улучшении своего здоровья и жизненных обстоятельств. В то же время те, кто пытался обмануть его или проявить неуважение, впоследствии приходили просить прощения, получив серьёзный жизненный урок – вразумление от Господа. В 1778 году ему было видение: на облаках стояла Божия Матерь, а рядом с Ней – апостолы Пётр и Павел. Преклонив колени, святитель молился Пречистой Деве о мире во всём мире. Апостол Павел громко воскликнул: «Когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фессалоникийцам 5:3).
За святость жизни Бог наградил Своего угодника даром прозрения. Он предсказал наводнение 1777 года в Санкт-Петербурге. Это сентябрьское наводнение было одним из самых разрушительных в те годы. Святитель Тихон предсказал победу России над французами в 1812 году. Не раз его последователи видели его в состоянии духовного восторга, с преображенным и сияющим лицом, но он запретил им говорить об этом. Святитель Тихон задолго узнал о его приближающейся кончине. Во время своей последней болезни он часто причащался Святых Таин. Скончался Владыка, как ему было открыто, в воскресенье 13 августа 1783 года в возрасте пятидесяти девяти лет. Первое обретение его мощей произошло 14 мая 1846 года. Прославление святителя Тихона состоялось в воскресенье 13 августа 1861 года. (13 августа объявлено днём памяти святителя Тихона. Мощи находятся в Задонском Богородицком монастыре Липецкой области.)
По сей день православные христиане получают духовную помощь от святителя Тихона, читая его многочисленные творения. Он также рассуждал в своих трудах о печали, зная по собственному опыту, что чтение Псалтири, труд, смирение и упование на милосердие Божие могут помочь в скорбные времена. «Мы видим в мире, что люди плачут», – пишет он в своем сборнике духовных записок «Духовное сокровище, собранное от мира».
Святитель Тихон Задонский советует бороться с унынием через действие и обращение к Богу: нужно понуждать себя к труду, молитве, чтению и духовным размышлениям. В унынии важно не отчаиваться в милосердии Божием, а укреплять веру и призывать имя Иисуса Христа; напоминать себе о смерти и Страшном Суде.
«Кто будет усердно размышлять о вечности, тот возжелает услышать слово Божие, наставления ко спасению, более, чем повседневную пищу; он не захочет украшать себя тленной красотой, и даже горькая пища покажется ему сладкой» – святитель Тихон Задонский.
Молитва святителю Тихону Задонскому
О, святи;телю, о;тче наш Ти;хоне! Услы;ши нас и потщи;ся благоприя;тным твои;м хода;тайством умоли;ти Го;спода, да проба;вит Своя; вели;кия и бога;тыя ми;лости на нас, гре;шных и недосто;йных рабе;х Свои;х (имена), да уврачу;ет Свое;ю благода;тию неисце;льныя я;звы и стру;пы растле;нных душ и теле;с на;ших, да раствори;т окамене;лая сердца; на;ша слеза;ми умиле;ния и сокруше;ния о премно;гих согреше;ниях на;ших и да изба;вит ны от ве;чных мук и огня; гее;нскаго, да да;рует в ны;нешнем ве;це мир и тишину;, здра;вие и спасе;ние, да та;ко сподо;бимся, со А;нгелы и со все;ми святы;ми, сла;вити и воспева;ти всесвято;е и;мя Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, во ве;ки веко;в. Ами;нь.
Святитель Тихон (Беллавин) (1865—1925) — Патриарх Московский, Апостол Америки.
«Да научит Бог каждого из нас стремиться к Его истине и благу
Святой Церкви, а не к чему-то ради себя». Святитель Тихон
Святитель Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии. Детство и юность его прошли в деревне. Когда Василий был ещё мальчиком, отцу было откровение: Василий станет великим человеком, пророчеству суждено было сбыться. С 1878 по 1883 год Василий учился в Псковской духовной семинарии. Однокурсники любили и уважали его за благочестие, успехи в учёбе, часто обращались к нему за разъяснениями на уроках. Одноклассники называли Василия «епископом» и «патриархом». В 1888 году Василий окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и вернулся в Псковскую духовную семинарию преподавателем нравственно-догматического богословия. Он вёл строгий и целомудренный образ жизни, а в 1891 году, когда ему исполнилось 26 лет, принял монашеский постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского. В 1892 году он был переведён из Псковской духовной семинарии в Холмскую духовную семинарию и возведён в сан архимандрита. 19 октября 1897 года архимандрит Тихон был рукоположен во епископа Люблинского и вернулся в Холм на год викарием Холмской епархии. 14 сентября 1898 года епископ Тихон был возведён в сан епископа Алеутского и Аляскинского. Возглавляя Православную Церковь в Америке, епископ Алеутский и Североамериканский Тихон трудился над строительством церквей, переводом богослужебных текстов на английский язык и основанием православных приходов для иммигрантов и новообращённых по всей территории США.
В 1900 году «Алеутская и Аляскинская епархия» была преобразована в «Алеутскую и
Североамериканскую епархию». Духовенство и миряне любили своего Архипастыря.
22 мая 1901 года он освятил краеугольный камень Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке, а также участвовал в строительстве других церквей. 9 ноября 1902 года он освятил церковь Святителя Николая в Бруклине для сирийских православных иммигрантов. Две недели спустя он освятил Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке. Он много сделал для распространения Православия и благоустройства своей обширной епархии. В 1905 году Американская миссия была преобразована в архиепископию, а святитель Тихон был возведён в сан архиепископа.
В 1907 году он вернулся в Россию и был назначен на служение в Ярославль. По свидетельству современников, он разговаривал с подчиненными просто, никогда не прибегая к властному или повелительному тону. Когда ему приходилось делать кому-то выговор, он делал это добродушно, иногда с шуткой, что побуждало человека исправить свои ошибки.
После перевода в Вильнюс (Литва) в 22 декабря 1913 года, он много делал для материальной поддержки различных благотворительных учреждений. Летом 1915 года немецкие войска начали наступление в Литве. В конце августа 1915 Архиепископ Тихон был вынужден покинуть свою епархию.
После Февральской революции и образования нового Синода святитель Тихон стал одним из его членов. 21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал его своим правящим архиереем. 15 августа 1917 года в Москве открылся Поместный собор, на котором Архиепископ Тихон был возведён в сан Митрополита, а затем избран председателем собора. Целью собора было восстановление жизни Русской Православной Церкви на строго канонических началах, а его главной заботой было восстановление Патриаршества. Все члены собора выбирали трёх кандидатов, а затем жребий открывал волю Божию. Члены собора выбирали трёх кандидатов... Жребий с именем Патриарха Тихона вытянул старец Алексий (иеромонах Алексий Соловьёв (1846–1928)) из Зосимовой пустыни.) Это произошло 18 ноября 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе в Храме Христа Спасителя, после тайного голосования и молебна перед Владимирской иконой Божией Матери. (Должность Патриарха была восстановлена в 1917 году после 200-летнего упразднения.) Святитель Тихон не изменился, став Предстоятелем Русской Православной Церкви.
Все, кто встречался со святителем Тихоном, удивлялись его доступности, простоте и скромности. Он нес очень тяжкий крест. Ситуация в стране осложнялась внешними обстоятельствами: сменой государственного строя, приходом к власти безбожной власти, голодом и гражданской войной. Это было время, когда церковное имущество конфисковывалось, духовенство подвергалось судебным процессам и гонениям, а Церковь Христова терпела притеснения.
В своих посланиях Патриарх Тихон призывал людей к исполнению заповедей Христовых и духовному возрождению через покаяние. Его безупречная жизнь была примером для всех.
12 июля 1919 года (по новому стилю) на Патриарха Тихона было совершено покушение. Когда он выходил из Храма Христа Спасителя, женщина (позднее появились слухи, что под женской одеждой прятался мужчина) нанесла святому удар ножом в бок. Патриарха спас кожаный пояс на рясе, смягчивший удар. 25 сентября 1919 года, в разгар гражданской войны, Патриарх Тихон обратился к духовенству с посланием, призывая их воздержаться от участия в политической борьбе.
Летом 1921 года в Поволжье разразился сильный голод. В августе Патриарх Тихон обратился с посланием к русскому народу и ко всему миру, призывая их помочь голодающим. Он благословил добровольные пожертвования церковных ценностей, которые не использовались непосредственно в богослужении. Однако 23 февраля 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет издал указ, подлежащий изъятию всех ценностей. Согласно 73-му Апостольскому правилу, подобные действия считались святотатством, и Патриарх не мог одобрить полную конфискацию; послание Патриарха было расценено как саботаж, за что он находился в заключении с апреля 1922 года по июнь 1923 года.
Забота об устройстве и спокойствии церковной жизни, нападки врагов, постоянная критика, – все это подрывало его силы и здоровье. Патриарх Тихон, по словам современников, несмотря на скорби, старался других поддерживать добрым словом. Ольга Подобедова, которая тогда была сестричкой церкви Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, вспоминала: «Патриарх-исповедник Тихон любил посещать церковь на Лазаревском кладбище. Он довольно часто служил там в 1920-е годы. Резиденция Святейшего находилась неподалёку, на Троицкой горе, где находилось подворье Троице-Сергиевой лавры. Святейший очень любил детей… Когда собиралось достаточное количество людей, он снимал свою панагию и благословлял каждого, давая им яблоки, или карамельки, завёрнутые в бумагу, или освящённый хлеб, и раздавал каждому ребёнку скромные подарки, улыбаясь самой доброй своей улыбкой. Это были трудные времена, начало 1924 года. Кого-то он гладил по голове, кому-то серьёзно клал руку на голову и держал её долго, а кому-то рассказывал весёлую шутку...»
6 мая на Троицком подворье, где находилась резиденция Патриарха, появилась вооружённая охрана. Патриарху Тихону сообщили о домашнем аресте. 19 мая его под конвоем доставили в Донской монастырь и поместили под арест в небольшом двухэтажном доме рядом с надвратной церковью Тихвинской иконы Божией Матери.
В своем последнем слове Патриарх Тихон сказал: «Чады мои! Все православные русские! Все христиане! Только на камне исцеления зла добром созиждется несокрушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и Святое Имя Ее и чистота дел ее чад и служителей будут неуловимы даже для врагов Ее. Идите за Христом! Не предайте Его. Не поддавайтесь искушениям, не губите души свои в крови мщения. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»
С весны 1923 года шла подготовка к суду над Патриархом Тихоном. Уже был составлен обвинительный акт, требовавший приговорить Патриарха к расстрелу за вымышленную «контрреволюционную деятельность». В эти дни, в мае 1923 года, Патриарх Тихон был возвращён из внутренней тюрьмы ГПУ в Донской монастырь. 27 июня 1923 года Патриарх Тихон был наконец освобождён из-под стражи. В 1924 году он начал чувствовать себя плохо.
Он лег в больницу, но по воскресеньям и праздникам покидал её для совершения богослужений. В воскресенье, 5 апреля 1925 года, Патриарх Тихон отслужил свою последнюю литургию и скончался два дня спустя. Проститься с Патриархом пришло почти миллион человек. Святитель Тихон, одиннадцатый Патриарх Московский, был Предстоятелем Русской Церкви семь с половиной лет. 26 сентября/9 октября 1989 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил Патриарха Тихона и причислил его к лику святых. Почти семьдесят лет мощи святителя Тихона считались утерянными, но в феврале 1992 года они были обнаружены в тайнике Донского монастыря.
В мае 1991 года в Донском монастыре возобновилась монашеская жизнь. В 1992 году, после пожара в Малом соборе Донского монастыря, при проведении раскопок под полом храма во время реставрационных работ в склепе был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Тихона. 22 февраля Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен у гроба святого, а 5 апреля 1992 года святые мощи были торжественно перенесены в Большой собор Донского монастыря. (Дни памяти: 9 февраля — день обретения мощей; 25 марта — день кончины; 26 сентября — день прославления; 5 ноября — день избрания на Патриарший престол; Патриарх Тихон причислен к Собору Московских святых, Московских и Санкт-Петербургских святых, Новомучеников и исповедников Церкви Русской).
Молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси
О, добрый пастырь наш, святый и великий Патриарх Тихон... Веруем, что ты, предстоящий Престолу Пресвятой Троицы, имеешь великое дерзновение в молитвах твоих ко Господу. Призри и ныне на нас, грешных и недостойных чад твоих, ибо к тебе, имеющему великое дерзновение к Творцу всяческих, мы ныне припадаем и усердно молимся: моли Господа, да дарует нам решимость стяжать отеческое благочестие, которое ты стяжал от юности твоей. Ты был ревностным защитником и хранителем истинной веры в жизни твоей, помози и нам хранить веру православную непоколебимо... Аминь.
Старец Тихон (Голенков) (1884-1968)
Духовник преподобного Паисия – старец Тихон Святогорец; он был примером святости, равным самым почитаемым старцам нашего времени.
Старец Тихон наставлял своего ученика, старца Паисия: «Час работы и час молитвы. Ни один монах не должен посвящать слишком много времени труду. Он должен посвящать молитве по крайней мере столько же времени, сколько и труду. Когда монах работает больше, чем молится, он перестает быть монахом. Особенно когда монах становится отшельником, молитва должна стать его главным занятием. Орёл может расти среди кур, но в какой-то момент ему придётся покинуть курятник или стать похожим на курицу, которая не умеет летать».
Иеромонах Тихон родился в 1884 году в благочестивой семье Павла Голенкова в русском селе Новая Михайловка, тогда находившемся на территории современной Волгоградской области. В детстве он был крещён с именем Тимофей. С детства он любил посещать монастыри. Научившись грамоте, он вскоре стал замечательным певцом, увлечённым псалмопением и церковным пением. Он постоянно посещал церковь и пел в хоре, а затем стал регентом. Зная о стремлении сына к монашеской жизни, но желая, чтобы он сначала окреп духовно и был готов к такому серьёзному решению, они посоветовали ему сначала посетить святые места. С благословения родителей юноша отправился в путь вместе с другими паломниками. (Он посетил около 200 русских монастырей, посетил Синай и Палестину, а в 1908 году, в возрасте 24 лет, прибыл на Афон.)
В семнадцать лет он отправился в паломничество по разным монастырям России. Его путешествие длилось три года, во время которого ему было видение Божией Матери. Однажды, возвращаясь из одного монастыря, страдая от сильного голода, он зашёл к пекарю, чтобы попросить белого хлеба, который ел дома, но пекарь отказал ему. (В местности, где странствовал подвижник, люди никогда не ели белого хлеба, так как там выращивали только рожь) Старец взмолился Божией Матери: «О Пресвятая Богородица, помоги мне! Неужели Ты позволишь мне умереть с голоду и никогда не стать монахом?» Вскоре после этого он увидел Прекрасную Деву, которая подала ему тёплый белый хлеб. Лишь спустя много лет он узнал в образе Владимирской Богоматери Ту, Которая дала ему хлеб.
В 1908 году Тимофей был принят в русское братство Белозерского скита. Главным занятием братии была иконопись. Тимофей досконально овладел искусством иконописи. Прожив в скиту пять лет, он покинул его в поисках более высоких иноческих подвигов.
После многолетних странствий по России он несколько месяцев подвизался в самых суровых и отдалённых уголках Синайской горы. Затем он испытывал свои силы в Иорданской пустыне, соблюдая строгий пост, претерпевая сильный зной и закаляя душу многочасовой молитвой. Побывав на Святой Земле, отправился на святую гору Афон.В 1908 году Тимофей вступил в братство кельи святителя Николая Буразери Хиландарского монастыря, через год после вступления в братство кельи, принял монашество с именем Тихон в честь святого Тихона Задонского.
Одним из биографов старца Тихона является иеромонах Агафангел Калафатис, бывший монах Иверского монастыря, впоследствии ставший известным старцем из кельи Святого Креста монастыря Симонопетра. Отец Агафангел вспоминает доброту и любовь старца Тихона к людям, его горячую молитву о тысячах живых и усопших, его постоянные слезы, приносящие радость, и его удивительный подвиг. Его оружием были крест и четки, но больше всего он любил Божественную литургию и Священное Писание.
Приведем отрывки из жития старца Тихона, написанного старцем Агафангелом: «Совершив паломничество в Святую Землю, он вернулся на Святую Гору и присоединился к братии Буразери на Афоне. Через год он был пострижен в монахи. Любовь к безмолвию и жажда подвижничества побудили отца Тихона оставить благожелательную братию скита и поселиться в самом суровом месте Святой Горы – в Карулиях (одно из самых суровых мест на Афоне. Пещера находилась в уединенном месте). Там он прожил около пятнадцати лет. Его подвиг был суровым и неустанным. Он совершал более шестисот земных поклонов за ночь, ел раз в три дня, а часто и раз в неделю. Каждую субботу он ходил причащаться в Свято-Георгиевский скит и сразу же возвращался в свою пещеру, которая находилась у подножия Свято-Георгиевского скита и сохранилась до наших дней. В то время в скиту святого Георгия жил старец, мудрый и в жизни, и в Боге, которого он называл своим учителем. Этот старец, его учитель, каждый месяц давал ему отеческую книгу…»
Однажды, рассказывая о другом подвижнике, старец Тихон скромно заметил отцу Агафангелу о себе: «И я, чадо моё, когда сплю, сердце моё читает молитву... Когда ты читаешь молитву, — сказал он мне, — твоё сердце должно прилипать к молитве сверху», и он изобразил это пальцем на стене, — «как клей прилипает».
Старец жил в крайней бедности, он не брал в руки денег, считая это нарушением обетов монашества. «Деньги — кровь бедных», — говорил он. Отец Тихон писал иконы и обменивал их на хлеб и швейные принадлежности. Ел он очень мало; ложки супа ему хватало на день. Две доски служили ему кроватью. У него был лишь один табурет, ел он из старых консервных банок, носил заплатанный подрясник и изношенную скуфью. Матрацем ему служила рваная одежда. Тело его привыкало к неудобствам. Он делился с дикими зверями своей скудной пищей, мало обращал внимания на укусы комаров и блох.
Из воспоминаний старца Паисия: «Каждое Рождество старец приобретал селедку, чтобы провести все радостные дни Святок, имея разрешение есть рыбу. Однако скелет он не выбрасывал, а вешал на верёвочку. Когда наступал праздник Господень или Богородицы, и рыба разрешалась, он кипятил немного воды в пустой консервной банке, обмакивал селедочный скелет в воду два-три раза, пока вода не начинала слегка пахнуть, а затем бросал туда рис… Затем он снова вешал скелет на гвоздь до следующего праздника, варил его до тех пор, пока он не становился белым, и только тогда выбрасывал».
Пятнадцать лет спустя отец Тихон перебрался в одну из келий Ставроникитского монастыря в Капсале и стал жить там. Здесь он жил в послушании у старца, о котором заботился. Следуя его наставлениям, монах Тихон стал священником и духовником.
Но у иеромонаха Тихона не было денег на строительство небольшой церкви. Возложив всю свою надежду на Бога, он отправился в столицу Афона, Карею.
Из воспоминаний старца Паисия: «Он помолился и отправился в Карею, веря, что Бог пошлёт ему необходимые деньги на строительство церкви. Отец Тихон ещё не добрался до Кареи, когда настоятель русского скита Ильи Пророка (ныне часть монастыря Вседержителя) заметил его издалека и подозвал. Когда тот подошёл ближе, то сказал ему: «Мне один добрый христианин из Америки прислал несколько долларов, чтобы я отдал их тому, у кого их нет, на строительство церкви. У тебя нет церкви, так возьми эти деньги себе». Старец Тихон плакал от умиления и благодарности Богу, и благодарил… и говорил: «Да помилует его Господь», то есть человека Божия, ниспославшего ему это благословение. Благой Господь, как Сердцеведец, позаботился о Своём храме ещё до того, как старец попросил Его об этом, так что, когда он попросит денег, он уже будет готов…»
Старец нанял двух монахов-строителей. Они трудились с непрестанной молитвой и быстро завершили строительство храма. Это был единственный храм на Афоне, посвящённый Честному Животворящему Кресту Господню.
Однажды во время ночной молитвы старцу было видение: небо разверзлось, и в проёме явился Воскресший Господь, окружённый светом горы Фавор. Старец служил литургию в пустом храме: он не хотел, чтобы кто-то присутствовал. Его ученик, будущий старец Паисий Святогорец, пел за стеной и не мог видеть, что происходит в храме. Но пока старец Тихон молился, небо разверзлось, и снизошло великое небесное воинство. Радость и слёзы переполнили его, лишив дара речи. Иногда ученику приходилось петь песнь Херивимскую много раз, прежде чем старец мог продолжить литургию.
Заветной мечтой старца было вечно совершать литургию в Царствии Небесном. К концу жизни он был уверен в её реальности, так как Сам Бог открыл её ему. «Возлюбленный ученик мой, скоро буду совершать литургию на Небесах», – сказал старец Тихон духовному сыну Паисию незадолго до своего отшествия к Богу. Духовный сын был единственным человеком, которому он мог сказать с полной уверенностью: «Здесь стояли Херувимы, а там Серафимы, а там Ангел Хранитель».
Когда старец Тихон жил один, старец Геронтий служил ему литургию. Он рассказал, как однажды во время литургии увидел, как старец Тихон вознёсся на воздух. «Я не видел более великого святого на всей Святой Горе», — сказал старец Геронтий.
Сохранилось несколько свидетельств о даре прозрения, дарованном старцу. Он предупредил одного из своих посетителей о надвигающейся опасности и, уходя, долго крестил его. По молитве старца он остался жив, хотя в ту ночь его жизнь была в опасности.
Феодор Талеас был одним из духовных чад старца Тихона. Он рассказывал, что однажды, когда он пришёл к старцу на исповедь, один из его прежних посетителей рассказал ему, как отец Тихон предсказал, что Феодор придёт после него и принесёт то-то и то-то, что и произошло.
Старец очень любил покаяние; он проливал обильные слёзы и был исполнен великого умиления. И когда отец Тихон исповедовал кого-то, он испытывал умиление, плач и сострадание к духовнику.
Приводим ещё один отрывок из воспоминаний отца Агафангела: «Во время Божественной литургии старец входил в возвышенное духовное состояние, так что, начав утреннюю службу, не замечал, как наступил вечер. С великим благоговением он читал молитвы Божественной литургии, которые знал наизусть. Он читал их не про себя, не вслух, а так, чтобы их было слышно. Во время Херувимской песни и Евхаристического канона он пел песнь на небе с Ангелами, затем духовным зрением видел, что происходит на Святом Престоле, и заканчивал Литургию… Когда он состарился и уже не мог служить, я приходил к нему, совершал Литургию и оставлял Святые Дары, которые он разрезал на части и принимал ежедневно. Он требовал, чтобы пекущие просфоры делали это с молитвой и благоговением, ибо просфора становится Телом Христовым. Он показал мне, как прокалывать просфорное тесто в пяти местах, чтобы не было воздушных карманов. Вино должно быть одинаково хорошо. С великой простотой он рассказал мне, что ангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, монахи, бессребреники и все святые присутствуют, когда мы поминаем их на проскомидии, и также приходят на помощь всем, за кого вынимаются частицы.
Духовные советы отца Тихона были каплей его сердечного опыта. «Чтобы найти хорошего духовника, — сказал он мне, — нужно молиться три дня, а потом, по мере того, как Бог тебя просветит, нужно молиться. И по пути, по пути к духовнику, нужно молиться, чтобы Господь просветил его и дал тебе доброе руководство».
«Всегда молись перед началом любого дела. Говори: „Боже мой, дай мне силы и просвети“, а затем начинай дело; а в конце скажи: „Слава Богу“».
Старец Тихон Афонский скончался 10/23 сентября 1968 года в келье Святого Креста. В этой келье отец Тихон в последние годы своей жизни принимал монахов со всей Святой Горы, включая будущего старца Паисия Святогорца. Умирая, старец Тихон завещал свою келью отцу Паисию, обещая ему «приходить к нему».
Перед отшествием ко Господу ему было даровано видение Пресвятой Богородицы вместе со святыми Сергием Радонежским и Серафимом Саровским. Он получил известие, что после праздника Рождества Богородицы они заберут его к себе. Рядом с отцом Тихоном находился его послушник, старец Паисий.
Однажды отец Тихон наказал монахам не вскрывать его могилу после смерти. Один из них подумал: «Выкопаю его из земли и скажу: „Благослови меня!“» Отец Тихон прочитал его мысли и сказал: «На это нет благословения!»
Приводим ещё один отрывок из книги «О старце Тихоне Русском, из жития преподобного Паисия Святогорца», изданной сёстрами монастыря Суроти (Преподобный Паисий Святогорец был причислен к лику святых в 2015 году): «Первую декаду сентября 1968 года отец Паисий… ухаживал за отцом Тихоном, который болел с середины августа, не вставал с постели и совсем ничего не ел, только немного воды. Старец Тихон не хотел, чтобы кто-то находился рядом с ним: он боялся, что посторонний помощник помешает его непрестанной молитве. Однако, понимая приближение своего последнего дня, старец согласился, чтобы отец Паисий постоянно находился рядом с ним.
Накануне своей кончины, 9 сентября, старец Тихон сказал отцу Паисию: «Завтра я умру. Прошу тебя не спать сегодня ночью, чтобы я мог тебя благословить». После этого старец возложил свои святые руки на голову отца Паисия и, несмотря на убывающие силы, держал их там три часа. Он благословил отца Паисия и со слезами поцеловал его.
«Мой дорогой Паисий!» — повторил он. «Мы с тобой будем иметь эту драгоценную любовь во веки веков. Теперь я буду служить литургию в раю. А ты молись отсюда. Я буду приезжать к тебе каждый год. Если ты останешься жить в этой келье, я буду очень рад. Но да будет так, сын мой, как будет угодно Господу».
10 сентября старец Тихон отошел ко Господу. На следующий день его похоронили в могиле, которую он давно сам выкопал во дворе своей кельи. Перед смертью отец Тихон просил не тревожить его останки и хранить их в гробнице до Второго Пришествия.
Через три года после блаженной кончины подвижника, 10 сентября 1971 года, отец Паисий, творя Иисусову молитву, вдруг увидел старца Тихона, входящего в его келью. (Это был день памяти подвижника.) Из воспоминаний преподобного Паисия: «Я упал к его ногам, обнял их и стал благоговейно целовать. Однако он каким-то непостижимым для меня образом освободился от моих объятий. Я видел только, как он вошел в церковь и исчез». (День памяти старца Тихона: 10/23 сентября)
Господи, упокой душу старца Тихона и святыми его молитвами помилуй нас, грешных.
Изречения старца Тихона
«Чтобы найти хорошего духовника, нужно молиться три дня, а потом, по мере того, как Бог тебя просветит, нужно молиться. И по пути, по пути к духовнику, нужно молиться, чтобы Господь просветил его и дал тебе доброе руководство».
«Лучше три поклона со смирением, чем тысячи с высокоумием. Только смирение спасёт нас! Истинно смиренных людей очень мало. Их нужно искать огнём!»
«Всегда молись перед началом любого дела. Говори: „Боже мой, дай мне силы и просвети“, а затем начинай дело; а в конце скажи: „Слава Богу“».
«Добрые привычки – добродетели, а дурные привычки – страсти».
«Молитва „Господи Иисусе Христе, помилуй мя“ – чистая пшеница».
«Хороший послушник сможет стяжать Иисусову молитву».
Житие святителя Тихона Задонского. Издательство Задонского Рождество-Богородицкого монастыря. 2000.
https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/
wonderworker-of-zadonsk-and-all
https://docs.google.com/document/u/0/d/1g-
zOpWsR0gDJ6Irz8PxyRrMV3W8r6rrZClxnUTtHYek/mobilebasic?pli=1
https://sttikhonsmonastery.org/st_tikhon_moscow_life
https://azbyka.ru/
Uncovering of the relics of Saint Tikhon, Patriarch of Moscow and All Rus'.
https://www.akathists.com/saint-tikhon-of-moscow/akathist/
Reverend Alexy Zosimovsky (Soloviev) https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-zosimovskij-solovev
Наставник прп. Паисия Святогорца - русский афонский старец Тихон (Голенков). День памяти - 23 сентября https://afonit.info › biblioteka › starets-tikhon-golenkov
Старец Тихон на Афоне. Составитель архимандрит Иоанн (Коган), Сергиев Посад. 2012.
Пустынник отец Тихон. Иеромонах Евфимий Святогорец. https://pravoslavie.ru/115878.html
Старец Тихон, великий забытый подвижник. Elder Tikhon, a Great Forgotten Ascetic Posted on July 2, 2022 | by Archpriest Igor Ryabko. Elder Tikhon, spiritual father of St. Paisios the Athonite, proposed for canonization / OrthoChristian.Com https://share.google/RGZsALz4Jf2A7e3ur
Elder Tikhon of Athos – spiritual mentor of Saint Paisios the Athonite Hieromonk Athanasius (Ivanov) https://pravoslavie.ru/93561.html
Life of St. Paisios the Athonite. Suroti 2015. http://www.isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2542
http://kalugads.ru/wp-content/uploads/2019/08/ZO2019-Suslin.pdf
Свидетельство о публикации №225120301638