Понятия о прекрасном. Запись в дневнике 3. 12. 25

Хоть и погода сегодня мрачная и хотелось бы не вставать, а проспать сутки, но всё же в моей жизни произошли события, которые можно отнести к разряду общения с людьми. На Ю-тубе у меня прибавилось одним подписчиком, и моё видео ни в кои веки прокомментировали. Правда, комментатор не был многословным и красноречивым. Комментарий гласил, что он двойник Бэбэя. Мне пришлось сначала долго думать о том, кто двойник и после размышлений я предположил, что это комментатор ко мне обратился в третьем лице. А потом пришлось искать на просторах интернета, кто такой Бэбэй. И оказалось, что это африканский футболист! Не знаю, что общего у меня может быть с футболистом. Но там был ещё один вариант, оказалось, что есть ещё один Бэбэй, и это скульптор, художник и писатель из Камеруна. С этим у меня может быть что-то общее, потому что я постоянно печатаю, ранее рисовал, а ещё тот Бэбэй, в силу того, что его родной язык французский, наверняка тоже картавит. Но эти сходства далеко не значат, что мы можем быть двойниками. И тогда я узнал про Бэбэя номер три, это уже был рэпер афроамериканец, с которым у меня совсем мало общего, ибо я, как ни пытался, так и не смог хоть немого приблизиться к пониманию этого жанра музыки. Это несоответствие вынудило меня продолжить поиски, и оказалось, что есть ещё Бэбэй из России, в которой я никогда не был, разве что русский язык я знаю лучше других языков. И последний является блогером, который обсуждает старые видеоигры, в которые я никогда не играл, разве что в раннем детстве пытался, но не затягивало совершенно. В общем, ляпнул некто бездумно, а я узнал так много нового.

Вчерашний день был полон мелких неприятностей и метаний. Очевидно, что неприятности были следствием моих метаний и беспокойства, ведь если человек никуда не спешит, то он всюду успевает, скорее всего потому, что многое просто отменяет. Я же вчера хотел успеть слишком многое и в результате слишком много энергии затратил впустую, хотя к этой напрасной трате энергии можно отнестись, как к тренировке, чтобы локти не были искусанными. Да и не стоит забывать, что всё, что с нами происходит — это опыт, который нам предоставляет окружающий мир, и этот опыт нам, скорее всего, для чего-то пригодиться в дальнейшем. В общем, я получил ценный опыт, каким образом не следует планировать свои действия, чтобы не устраивать себе излишние тренировки для нервов и ног, и этот опыт я могу использовать сегодня, для того, чтобы свои действия спланировать немого лучше. Казалось бы, всё ужасно просто понять, что сначала нужно долго думать, и потом можно действовать быстро, но большая часть людей, и я в их числе, сначала действуют бездумно, но поспешно, потом медленно исправляют то, что натворили, а потом долго думают о том, как можно было бы всё сделать разумно. Культ прогресса, желание сделать всё лучше, чем было, ещё не означает того, что всё получится не так, как получается всегда.

Тему сегодняшнего рассуждения мне навязали в одной не очень приятной социальной сети, в которой большинство людей, как раз не имеют терпения воспринимать объёмные тексты, и их текстовые реакции на мои публикации там, как правило неосознанные, импульсивные, не представляющие для меня интереса. Однако, даже на таком ресурсе, даже совершенно бездумный человек может напечатать короткий комментарий, который можно развить в весьма захватывающую интересную тему для обсуждения. Черт меня дёрнул написать одной мадмуазель о том, что не стоит переживать по поводу своей внешности, потому что к внешности люди склонны быстро привыкать, и на неё обращают внимание только при знакомстве, а потом значение имеет только содержание черепной коробки. Тут деятель культуры мне шутливо возразил, что в человеке всё должно быть прекрасно и потому низко оценил напечатанное мной предположение, заметив между прочим, что женщины тоже люди, потому им тоже следует быть прекрасными во всём без исключения. Мне осталось только заметить, что перед тем, как принуждать людей быть прекрасными во всём, следует чётко определить стандарты прекрасного, что возможным не представляется.

Тему о том, что делает человека прекрасным или напротив, ужасным, я жевал и мусолил множество раз, и она для меня уже не представляла интереса. Я несколько лет назад, что, конечно, поздновато, осознал, что такое красота, что это не какие-то определённые внешние данные, даже не знания человека, а его действия, хотя знания определяют действия человека, но бывает так, что то, что человек знает не особенно отражается на его действиях, в силу того, что действия эти неосознанны и импульсивны. К примеру, человек, вроде бы и знает, что курить табак вредно, что лишь поначалу от курения ему было хорошо, а потом уже хорошо от курения не становится, а курит от только для того, чтобы ему без табака плохо не стало. Человек может много чего знать о табаке, но продолжать курить, и даже, от всей души желая избавиться от этой зависимости. В общем, человека делают прекрасным его действия.

Но тут я в этом усомнился, вспомнив о том, как один мой бывший коллега судил о различных актрисах определённого жанра. Он критиковал одну молодую, миловидную, за то, что она хоть и занимается сексом перед камерой, но делает это так, что смотреть противно, совсем без энтузиазма, без огонька, так сказать, что было видно по выражению её милого личика, по её монотонным движениям. Коллега говорил, что она же актриса, и она должна изображать, как ей хорошо, как ей нравится её партнёр, как нравится заниматься с ним сексом, а она будто швея, которая чуть не плачет у швейной машинки, в ожидании, когда же её норма будет выполнена и рабочий день будет окончен. В той социальной сети из-за ограничений в объёме публикаций я об этом, не упоминал, только напечатал, что человека делает прекрасным ни сколько то, чем он занимается, сколько то, как он это делает. И всё на этом практически закончилось. Вроде бы всё стало относительно ясно.   Ведь действительно, если человек где-то учился в художественной академии, взялся за краски и кисти и постоянно что-то изображает на холсте, то этого определённо мало для того, чтобы он стал прекрасным. Он может писать картины из-под палки, может испытывать отвращение к этому занятию и к его результатам, которые из-за этого будут чудовищными. Но ясно это стало далеко не всем, да и мне тоже ясно стало только относительно.

Внезапно появился комментатор, который в комбинации из нескольких не особенно ёмких и художественных слов зарекомендовал себя, как прокурора, судью и психиатра на добровольных началах и для полного комплекта ему не хватало только ещё получить возможности приводить свои приговоры в исполнение. В общем это нечто в достаточно хамской манере выдвинуло достаточно интересное возражение изложенному мной выше предположению. И я бы не отправлял этого комментатора туда, где он будет избавлен от восприятия моего контента, а согласился на дискуссию с ним, если бы он не был столь категоричен в силу убеждённости в неограниченности своих умственных способностей. От него требовался только намёк на то, что он может допустить то, что он далеко не всё знает и хоть в чём-то сомневается, но это было выше его возможностей.

А возражение этого примитивного грубияна заключалось в том, что некий человек, может делать плохие вещи, но с энтузиазмом, с самоотдачей, осознанно, получая от этого удовольствие. И конечно, он не преминул привести пример маньяка, убивающего свою жертву, предварительно страшно пытая её. Можно было бы и привести пример солдата, который, расширения империи ради, участвует в агрессивной войне и с удовольствием убивает вражеских солдат и мирное население заодно. И на первый взгляд, возражение серьёзное, способное обрушить всё моё логическое построение. Но тут, как это обычно со мной случается, я задумался, и возражение начало потихоньку рассыпаться.

Первым делом следует рассмотреть кто такие маньяки. Это люди прежде всего больные, нездоровые психически, и большая их часть стала нездоровыми в силу того, что они сами в раннем возрасте были жертвами насилия. Но главное во всём этом то, что действуют они в большинстве своём неосознанно, повинуясь импульсам, которые являются проявлениями их болезни. Многие из них понимают, что если их поймают, то ничего приятного их не ждёт. Некоторые успокаивают себя  тем, что их не поймают, некоторые убеждают себя в том, что это было в последний раз. Мало кто из них не осознаёт то, что они больны, что их следует изолировать от других людей. Бывают даже случаи, когда эти люди хотят, чтобы их побыстрее поймали и дают полиции некие подсказки.

Однако, я вполне допускаю, что есть всё-таки маньяки, которые хоть и осознают, что они нездоровы, но всё же сумели как-то полюбить то дело, которое они делают под воздействием своей болезни, и стараются делать это всё профессионально, эстетично. И допускаю это не только я, но и множество авторов художественных произведений о маньяках, которые принимают себя такими, какие они есть и любят себя такими. И, надо сказать, в этом и секрет популярности подобных произведений. И эти герои, как правило, выбирают себе жертв из плохих по их понятиям, и понятиям большинства, что делает их практически санитарами леса. Но дело в том, что все эти произведения — это лишь коммерция, попытка заработать денег. В реальности история не знает подобных маньяков. Некоторые из них пытаются быть похожими на искусственных героев произведений о маньяках, но это только игра, и она плохого качества. Есть небольшой процент маньяков, которые неадекватны настолько, что даже не осознают своей неадекватности и их не заботит вопиющее расхождение их персональных норм и законов общества. Но такие люди обнаруживают свою неадекватность в детстве, и изолируются от общества раньше, чем успевают что-то натворить.

Что же касается людей военных, то после войны большая их часть мучается от посттравматического синдрома. Да, в пылу боя они могут испытать приятные ощущения, когда убивают врага или заставляют его страдать, но потом им всё-таки становится плохо, потому что они понимают, что сделали что-то не то, не смотря на то, что действовали по законам своего государства и за это их не ждёт наказание, а только почести и уважение со стороны соотечественников. И их не утешает даже осознание того, что, если бы они не убили врагов, то враги бы убили их. В общем, уничтожение себе подобных, не может быть приятным, даже если это палач убивает преступников, которые опасны для других людей, это воспринимается, как неприятная но очень нужная работа.

То же самое можно перенести и на другие плохие дела, вроде воровства и мошенничества. Многие вымышленные герои в искусстве вроде как бравируют тем, что грабят в своё удовольствие потому что делают это искусно, осознанно, следуя своим понятиям о справедливости, которое расходится с законами того общества, в котором они живут, но в реальности такие прототипы Робина Гуда вечно путают берега, откусывают лишку по ошибке, потому что за ними нет никакого контроля, а их понятия о справедливости — штука непостоянная, которую можно и отменить на время. И они прекрасно понимают, что цель не может оправдать средство, что нельзя идти в рабство ради свободы, потому что цель — это абстрактное понятие, которое не существует в реальности, которое всегда отодвигается вдаль, как линия горизонта, а средство, это то, в чём мы живём, то, как мы живём. Потому, если в обществе имеет место быть какая-то несправедливость, то надо менять устройство этого общество, и даже не законы этого общества, а технологии, которые выделили людей из мира животных, без которых не было бы ни законов, ни морали, без которых у людей не появилось возможности мыслить.


Рецензии