он говорил правду

                Он говорил правду

Имя Анатолия Борисовича Баюканского я узнал с десяток лет назад. Причина банальна: однажды, собирая книги для коллекции нашего музея, мне попалась зачитанная книжка технического содержания начала 70-х годов прошлого века написанная для юношеского возраста. Вроде бы обычная книга для знакомства школьников с азами техники. Очень интересная, мне такие нравились в школьные годы. В ней доступным и грамотным языком рассказывалось, как работают станки, машины, механизмы. Я полистал, почитал, и сложилось впечатление, что книжку эту, с большим знанием дела, написал грамотный инженер, конструктор. Удивлению моему не было предела, когда я от сына автора книги, Валентина Анатольевича узнал, что его отец, журналист и писатель, не имеет никакого технического образования!
Уже потом, когда я сам втянулся вплотную в занятие литературным творчеством, это стало мне хорошей подсказкой: прежде о чём-либо писать, изучи досконально материал. Так, как сделал в своё время, и как узнал я потом, делал всегда, этот, тогда мне совсем неизвестный писатель. И уже тогда эта книжка заложила в мою голову мысль– захотелось побольше узнать об этом человеке. Ну а познакомиться – было б пределом моей мечты. И эта мечта моя потом сбылась, как сбываются они все, если быть старательным и очень упорно добиваться этого.
Подстегнуло моё упорство ещё более плотное знакомство с биографическими трудами мастера, с его жизнью. Позднее его сыном мне была подарена книга отца с довольно длинным названием «И восславил бог народы и страны, реки, моря и океаны» из серии» «Хочу всё знать». Но внимательному читателю сразу же станет ясно – это книга-энциклопедия, книга, видимо, настолько откровенная, что другое название к ней бы просто не подошло. Прочитав книгу в один заход, прежде всего меня ошеломила сила духа человека, умение пережить увиденное при всей трагичности, другого слова вместо «героизм» сюда не подберёшь. Жить, когда тебя из полуразрушенного войной дома в 14 лет забрали с постели от матери, потому, что ты оказался легче её, а она осталась там… умирать. И всю дальнейшую жизнь эту боль носить с собой. Спасли тебя – пожертвовав матерью. Это фрагмент из истории ленинградской блокады, в которой кроме матери Анатолий потерял всех родственников. А потом видеть и описывать чужую боль, как свою!
 Вот это и есть мастерство– вывернуть наизнанку свою душу, заставить читателя увидеть этот случай в реальности и заставить «заболеть» им его самого. Потом, писать так открыто и просто о таких сложных вещах, от которых волосы встают дыбом. У меня не возникло другой мысли – я б вот так же хотел писать! Ярко и правдиво, писать душой. И ещё больше потянуло познакомиться с этим Великим человеком! Было б удивительно не захотеть этого – жить в одно время с ним, ходить по улицам, по которым ходил он, видеть мир, удивляясь, как видел он и читать ещё и ещё его труды. Книги жизни Человека необыкновенной и удивительной судьбы.
Как рассказать о рыболовецком крохотном судёнышке, которое океанская волна растреплет в хлам, превратит ни во что, о тебе успеют сочинить некролог, а ты, который плыл на нем полчаса назад, останешься жить, словно это было во сне! Или встать на лыжи и обойти впервые в истории по периметру остров Сахалин – это вам не пройтись вразвалочку от одной автобусной остановки до другой. Но, потом, рассказать об этом в газете, как об очередной увлекательной командировке журналиста. Анатолий Борисович не просто это умел – ему это было необходимо.
Вот так же ярко он рассказывал о знаменитой женщине-капитане корабля китобоя, по приказу которой матросы могли броситься за борт, не рассуждая, зачем и кому это нужно. Представить такого властного и одновременно привлекательного командира в обыкновенной жизни невозможно. Потому они живут в жизнях необыкновенных. Когда взрослому, сильному мужику нужен командир, капитан, просто друг, в котором ты и он – одно целое! И совершенно неважно, кто он – вот такая женщина или мальчишка, умеющий понять и сказать, словно топором секануть! Ответить за сказанное. Стать наставником и отцом взрослому человеку. А эта женщина безоговорочно была матерью всему экипажу. И, потому, такому рассказу, словам автора, веришь, как себе. С его слов ты всё увидел в реальности и всё понял.
Ещё одна страница в биографии писателя и человека А. Б. Баюканского – война. Он не бросался под танки на Курской дуге, не форсировал Днепр. Но он и без того узнал почём фунт лиха, своими глазами увидел её страшное и злое лицо! Поэтому, понял, что донести правду современникам о проявленном героизме так необходимо. Сумел ухватить ниточку и размотать забытый клубок истории, листая страницы последних героических дней комиссара и писателя Александра Вермишева, спасателя-сестричку, не спасшейся от фашистского зверства Ксении Константиновой. Раскрыть секрет героя, затерявшегося в глубинке «легендарного пулемётчика Володьки». Он это делал, потому что по- другому не мог, не по совету друзей, а, скорее, вопреки.
Многие читатели областных газет помнят о том, как часто публиковались материалы о промышленных достижениях нашей области, выходившие из- под пера журналиста Анатолия Баюканского. Однако не все, к сожалению, знают о том, что он много лет работал пресс- секретарём у директора Новолипецкого комбината (тогда завода). Но, каждому понятно, что на эту должность могут взять человека, прекрасно знающего и технологию производства выпускаемой продукции, и работающий в нём коллектив от простого рабочего, до служащих ИТР, и историю предприятия, и перспективные направления его дальнейшего развития. Всем этим условиям журналист Баюканский удовлетворил директора Франценюка. Но какой ценой Анатолию Борисовичу достались те знания? А для этого он на несколько лет взял и уволился с прежней работы корреспондента областной газеты и был принят на Новолипецкий завод на должность простого рабочего. Конечно, он терял в зарплате, но нашёл знания, которых ему на тот момент не хватало. Этот факт из его биографии говорит о том, как важна была  для него правда жизни, правда печатного слова.
И когда я многое узнал из книг о творческой жизни этого, для меня великого человека и писателя, и из рассказов его сына, тоже писателя, Валентина  Анатольевича, встреча с ним состоялась. Считаю, что это был бесценный подарок в моей творческой судьбе: бери сейчас, завтра будет поздно. Сорок необыкновенных минут я слышал исповедь этого человека. Для меня он был в тот момент – вся литература, живой её представитель. Я получал напутствие и эстафету: делай так! Вскоре его не стало. Но его слова, его мысли, остались при мне.
Я не могу теперь вспомнить дословно, что он говорил эти сорок минут, но я знал и верил – да, это так! Я верил каждому его слову, кажется, я знал, каким будет следующее – мы в эти минуты были единомышленники. Его слова – были моим зарядом. И важнее их для меня уже быть ничего не могло. Получалось, именно их я и ждал! И в те минуты я ощущал вес его необыкновенных слов – берите, теперь мной накопленное за всю мою непростую жизнь – ваше. И я верил не просто словам, а всей его жизни, потому, что он жил, отдавая. Отдавал читателям нашей области, да и всей России.
У меня на полке стоят всего несколько книг писателя Анатолия Борисовича Баюканского, хотя их у него более сотни, исторические, религиозные, просто, о жизни. Две цифры – более 100 книг почти за 100 лет. Представить сложно, но это так. Как напутствие нашим современникам – так надо работать. Когда я в каких-то запутанных житейских вопросах ищу ответа – открываю книги Анатолия Борисовича. Потому что я верю, – он говорил правду.
Колесник А. В.                13. 10. 202


Рецензии