В России грядут изменения в пенсионной системе

Моя первая работа в редакции районной газеты "Сельский труженик",
моё первое задание от редакции:

1. Принять участие (пассивное) в работе пресс-конференции, которая состоится 3 октября 2012 года, в режиме видеосвязи статс-секретаря, заместителя министра труда и социальной защиты РФ Андрея Николаевича Пудова и Председателя Правления ПФР Антона Викторовича Дроздова.

2. Осветить результаты её работы на страницах газеты.

Как-то так. Приняла. Осветила. Но если честно, ничего не поняла, кроме того, что будет новая пенсионная система. Сказали, что это для блага народа, ему будет лучше. Жизнь показала, на сколько лучше...

Кстати, некоторое время спустя проходила курсы по инфографике. Специалист анализируя мою статью, сказал, надо было всё это сделать в инфографике, тогда бы было всё понятно. Вот ведь! Оказывается всё дело в ней - ИНФОГРАФИКЕ.

Итак, статья.

Каждый человек обречен на старость, и к труду он способен определенное количество лет. Считается, что пожилые люди уже не могут выдержать полной трудовой нагрузки. Встает вопрос: а на что они тогда должны жить?
  Можно, конечно, посчитать, что это личное дело каждого: пусть человек сам копит деньги себе на старость. Но такая рациональность поведения присуща не всем людям, а есть хотят все старики. Для того чтобы у людей были средства к существованию в старости, большинство стран мира применяют систему пенсионного обеспечения. Она предполагает, что после достижения пенсионного возраста человек имеет право на получение трудовой пенсии.
   Последний раз пенсионная система в нашей стране реформировалась 10 лет назад. И вот опять грядут перемены.

  В связи с этим 3 октября 2012 года состоялась пресс- конференция в режиме видеосвязи статс-секретаря, заместителя министра труда и социальной защиты РФ Андрея Николаевича Пудова и Председателя Правления ПФР Антона Викторовича Дроздова.
 Тема пресс-конференции: «О Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года».
В данной пресс-конференции приняли участие начальники УПФР (Отделов ПФР) и ведущие журналисты районных СМИ в залах селекторных совещаний в УПФР (Отделов ПФР).
Ведущая пресс – конференции предоставила слово заместителю министра труда и социальной защиты РФ Андрею Николаевичу Пудову. Он рассказал о самом важном, содержащемся  в «Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. Назвал одну из главных причин проведения реформы – это поиск страховых источников для выплат пенсий.  В связи с тем, что численность наемных работников в нашей стране неуклонно уменьшается, численность получателей трудовой пенсии увеличивается и идет рост размеров пенсий возникает дефицит  Пенсионного фонда.
  А.Н. Пудов сказал:
 «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. Стратегия разрабатывалась Министерством труда России и Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с заинтересованными ведомствами в рамках рабочей группы при Минтруда России.
Положения проекта Стратегии широко обсуждались в средствах массовой информации, на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российском союзе промышленников и предпринимателей. Текст Стратегии опубликован на сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru).

Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых на постоянной основе и (или), при необходимости, с учетом анализа развития экономической ситуации. 
Первый этап - 2013-15 гг., второй этап - 2016-20 гг., третий - до 2030 года. Календарные сроки в увязке с предлагаемыми изменениями  представлены в Стратегии.

Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в Российской Федерации пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам.
В соответствии со Стратегией, основными задачами реформирования пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость  пенсионной системы.
При этом, необходимо обеспечить:

•   40%-ный коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости  (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
• обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
• адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей;
• обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
• повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели:
1-й уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%.
2-й уровень - корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще до 15% от утраченного заработка;
3-й уровень - частная пенсия. Формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.

Стратегия не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Основные направления реализации Стратегии:

- совершенствование тарифно-бюджетной политики. Ключевой принцип - обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне. Предлагается поэтапное приведение в соответствие с уровнем пенсионных выплат размера страхового взноса для самозанятого населения (индивидуальные преджприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и др).
Пример: сегодня их платеж в ПФР рассчитывается исходя из одного минимального размера труда и составляет 14,3 тыс руб. в год, тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тыс. в год. При этом пенсии обеих категорий граждан являются соразмерными.

- реформирование института досрочных пенсий. Стратегия предусматривает установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.
Пример: В настоящее время финансирование пенсий пенсионерам-досрочникам осуществляется не за счет дополнительных страховых взносов работодателей, а за счет общих доходов бюджета ПФР (т.е. из взносов за всех работающих граждан, в т.ч. и тех, кто на досрочную пенсию не пойдет). При этом, работодатели не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, потому что работники получают льготную пенсию, которая самим работодателям ничего не стоит. Кроме того, право на досрочную  пенсию получают и те граждане, вред здоровью которых за время работы не нанесен, но их профессия включена в Списки № 1 и № 2 (вредных и опасных производств).
К сведению: 75% пенсионеров-«досрочников» (2,4 миллиона человек)продолжают работать после назначения им пенсии.

В Стратегии предлагается экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны.
Дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 1, на 2013 год - 4%, на 2014 год - 6%, на 2015 год - 9%,  а в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 2 и в "малые списки", на 2013 год - 2%,  на 2014 год - 4%, на 2015 год - 6%.
При этом для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохраняются льготы и компенсации.
С учетом различий в приобретенных правах на досрочную трудовую пенсию предлагается выделить три категории лиц, в отношении которых следует использовать следующие подходы к реформированию досрочных пенсий.
1) Сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования для лиц, имеющих "полный" для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста стаж на соответствующих видах работ (далее - специальный стаж).
2) Лица, имеющие "неполный" специальный стаж и не сформировавшие права на досрочную трудовую пенсию, приобретают право на включение в специальный стаж периодов работы при уплате за них страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере, при этом они сохраняют право на назначение досрочных трудовых пенсий.
Предлагается также на основе положений, зафиксированных в коллективных договорах либо трудовых договорах, создать систему социальных гарантий в части, касающейся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения для формирования дополнительных пенсионных прав этих работников либо установления им надбавок к заработной плате, либо предоставления иных видов социальных гарантий и компенсаций. При реализации этого подхода работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.
3) В отношении лиц, не имеющих специального стажа, работодатели в рамках процедур социального партнерства могут предоставлять определенные социальные гарантии - право на корпоративную пенсию ("досрочную" и (или) дополнительную) или иные гарантии и компенсации, включая страхование на случай утраты заработка вследствие досрочной потери профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью работников в условиях с опасными и вредными производственными факторами.
В качестве дополнительной гарантии для работников, занятых на рабочих местах, включенных в Списки, предлагается продлить срок действия Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.
В условиях перехода на "эффективный контракт" в отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.

- реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы. Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений в России показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются  снижение пенсионных прав граждан, принудительно включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе и недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения объемов пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат;
Пример: при прочих равных условиях расчетный размер трудовой пенсии по старости у гражданина 1966 года рождения (не имеющего пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию) будет на 2 987 руб. (на 13,8) выше, чем у гражданина 1967 года (за которого работодатель отчислял страховые взносы на накопительную часть пенсии по ОПС).
Для восстановления пенсионных прав застрахованных лиц и снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы в среднесрочной перспективе Стратегия предлагает рассмотреть вопрос:
• об оптимизации до 2% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4% в солидарную часть пенсии;
• о предоставлении в последующем застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении 2% тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы;
• о поэтапном переводе накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения;
• о стимулировании работников к уплате дополнительных страховых взносов из их заработной платы в накопительную составляющую с учетом уровня их дохода и возраста.
При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке, а накопленные средства не изымаются.

- развитие системы корпоративного пенсионного обеспечения. Для реализации корпоративных пенсионных систем Стратегией предусматривается установление требований по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для финансирования пенсионных выплат. Корпоративное пенсионное обеспечение будет осуществляться на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте).
Такая система обеспечит большую защищенность пенсионных прав работника, гарантию доходности накоплений и контроль со стороны государства.
Главное основание для назначения досрочной пенсии в рамках корпоративных пенсионных систем – оценка рабочих мест по условиям труда.

- совершенствование системы формирования пенсионных прав. Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера, то есть размер пенсии будет зависеть от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы.
В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.
При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.
Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах при 40 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов).
В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предусмотреть ее установление в более высоком размере за счет введения льготного порядка перерасчета пенсионных прав.
В долгосрочной перспективе с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности  будет создан механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам исходя из уровня оплаты труда.

  Реализация Стратегии позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. В результате формируется понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию».

  После выступления заместителя министра труда и социальной защиты РФ Андрея Николаевича Пудова участники пресс-конференции перешли в режим вопросов и ответов. Журналисты из разных территорий: Колмыкии, Ивановской области Ставропольского края, Красноярского края, Хабаровска, и др. задавали вопросы по теме пресс- конференции. На поставленные ими вопросы, отвечали А.Н. Пудов и Анатолий Викторович Дроздов – Председатель Правления  ПФР.


 В данной пресс-конференции от нашего района в режиме видеосвязи  принимала участие исполняющая обязанности начальника отдела ПФР в Тасеевском районе Красноярского края Карпова Светлана Владимировна. Вот как она прокомментировала содержание нового документа: «Стратегия предлагает реформы, которые должны сохранить обязательства государства перед нынешними пенсионерами и избежать увеличения пенсионного возраста. Пенсионный возраст останется прежним – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин».

Ольга Богданова
08.10.2012г.

На фото участники пресс-конференции от Тасеевского района.(Фото из личного архива).


Рецензии
Доброго времени, Ольга.

"Жизнь никому не даёт шанс увидеть всех в лицо, зато каждому даёт шанс, чтобы его лицо увидели все." А.М. Кашпировский, врач высшей категории, почётный доктор психологических наук, действительный член Европейской и Международной академий естествознания, депутат РФ первого созыва, гражданин России.

С пониманием... Елена.

Елена Морозова 27   05.12.2025 08:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.