Детские воспоминания. Мы с Тамарой ходим парой...

    В 1966 году я пошла в первый класс,в школу №7,восьмилетку. От моего дома она находилась в километре,нужно было перейти две дороги,где ездят машины.
    В первый день,первого сентября, меня свёл туда папа. А в последующие дни,должна была ходить в неё одна. Папа по дороге,когда шли в школу,учил меня,как правильно переходить дороги,куда смотреть сначала и потом,чтобы я не попала под машину. Училась во вторую смену,из-за того,что школа была 2-х этажная и всем ученикам не хватало места учиться в ней в одну смену. Город разрастался,строили новые многоэтажные дома,и детей прибавлялось год от года,всё больше и больше.
    Я уже не помню многие подробности своего детства,но некоторые моменты запомнились на всю жизнь и они часто снятся мне во снах.
    В нашем классе высоких девочек было две,я и Тамара,и нас,более мелкие ребятишки,дразнили второгодницами из-за нашего роста. И этот фактор нас сблизил и подружил,хотя мы и не являлись этими самыми второгодницами. Но ведь всем этого не объяснишь,да они всё равно бы нам не поверили.
    Мы сидели с ней за разными партами,в то время сажали детей мальчиков с девочками,по их росту,чем выше ребёнок,тем дальше он сидел от доски.
    Рассадили нас,высоких детей,меня и Тамару, на Камчатке на одном уровне,но в разных рядах. Я в среднем ряду,а она у стены,а у окна сидел второгодник Сашка Пушкин*. Именно так его и звали,на тот момент мы ещё не знали великого поэта,поэтому у нас,у детей,не возникало никаких ассоциаций с поэтом-классиком.
    Утром родители уходили на работу,младшую сестрёнку папа увозил на автобусе в ясли с ночёвкой,круглосуточные,были в то время такие,а мы с утра и до обеда были предоставлены сами-себе.
    Тогда по телевизору детских программ никаких не было,если только по радио шли и то не в каждый день,детские передачи,такие,как,"Коап" и сказки с рассказчиком-волшебником,который взмахивал мнимой волшебной палочкой и говорил волшебные слова,-"Крибле,крабле,пумс",- и сказка начиналась.
    И мы,такие наивные,верили в эти россказни этого чтеца,правда до определённого возраста. Кстати,когда я поняла это,что сказки это всё брехня,испытала такое разочарование,что это было первым моим шоком,перенесённым в моём раннем детстве,мир враз померк перед моими глазами. Как сейчас бы сказали,-"Удар ниже пояса или под дых".
    Программу передач по радио знали все дети и ждали их с нетерпением,особенно те,кто с утра был дома и ходил в школу во вторую смену. В эти дни мы с Тамарой не встречались,не ходили гулять,каждый болтался у себя во дворе.
    Почему болтался,да потому что детских площадок оборудованных: горками,лесенками,песочницами и прочими детскими конструкциями,такого в наших дворах не было вообще,в лучшем случае,стояло пара скамеек для старушек или мамаш с колясками,участки были голыми,не интересными. Мы,дети,развлекали себя чем могли и кто во что горазд. В основном играли в групповые игры,где собиралось много детей. Я,в одном из рассказов,упоминала,во что мы играли в своём детстве.
     Мы в классе договаривались,во сколько она,Тамара, за мной зайдёт домой и пойдём гулять вместе. Помните такое стихотворение из нашего детства,написала его
Агния Барто,-"Мы с Тамарой ходим парой,санитары мы с Тамарой...". Именно так нас и дразнили наши одноклассники. И мы уходили гулять там,где детям ходить запрещалось нашими родителями. Но они же об этом не знали,а мы им не докладывали,где мы ходим.
     А ходили мы далеко и времени до школы было предостаточно,примерно четыре часа. За это время мы обходили разные места,например,во двор соседнего завода,к мусорным ящикам,там находили разные интересные изделия,типа бумажных прямоугольных деталей с выдавленными в них дырочками,разных витых металлических,причудливых стружек. Домой я это всё не брала,чтобы мои родители не знали,куда я хожу с Тамарой гулять и не ругали потом меня. А она брала,потому что её родителям было всё равно,где гуляет их дочка. Отец у неё был военным,мать тоже из вольнонаёмных,работали в военкомате.
     Как-то раз она созвала меня к себе домой,чтобы погреться в тепле,и я,увидев,как живёт их семья,больше не хотела к ней заходить. Квартира тёмная,стены покрашены зелёной краской,мебель вся под номерами,казённая. Как сказала моя подруга,что они очень часто переезжают с места на место по гарнизонам,и у них почти нет личных вещей. Никакого уюта,кровати застелены,как в казарме или в пионерском лагере. В шкафу пусто,на полках тоже,нет никаких игрушек,ни цветов на подоконниках и вообще,не чувствуется женской руки в интерьере квартиры. Ей даже угостить меня было нечем,такое впечатление у меня создалось,что они голодают,им нечего есть. Тамара на мой вопрос ответила,что они питаются в столовой,дома ничего не готовят.
     Для меня это было странно и не привычно. Моя мама иногда,не часто,тоже звала меня в столовую при заводе,если не успевала приготовить вечером обед на завтра. Но это были очень редкие моменты,а тут семья так живёт изо дня в день,не понятно. А как же в выходные? На этот вопрос она мне так и не ответила. Посчитав его неуместным,какое моё дело,как они питаются в выходные. Тамара проучилась у нас не долго,потом её отца снова перевели служить в другое место. Так они кочевали,как цыгане,из одного места в другое,не имея никакого скарба,можно сказать,налегке,без пожитков.


С Сашкой Пушкиным* - была другая история в моём классе,где действующими лицами были он и я,только косвенно,об этой истории я расскажу позднее.



03.12.2025. 02:40-05:55
Е.Зарядова  /Моя проза/
   


Рецензии
Доброго вечера, Леночка!
Интересные воспоминания.
Хорошо ты написала, я с
удовольствием прочитала.
Благодарю.С теплом,

Эльвира Гусева   03.12.2025 19:32     Заявить о нарушении