Мы - из 41-го. Живые и Мертвые. История 41-го сбап
Глава 1. Ч.2.
Первые полеты. 93 «калининская» бомбардировочная авиационная бригада. 93 ШМАС - школы, которой…не было. Аэродром Мигалово. 1936-1937 год.
Начну летопись полка с того, что история формирования, строительства и начала боевого пути 41 скоростного бомбардировочного авиационного полка началась в 1936 году, когда по приказу НКО СССР от 8 января 1936 года № 001 началось формирование 1-й Армии особого назначения резерва Главного Командования (далее сокращенно - АОН-1 РГК). Это первое в мире крупное авиационное соединение, предназначенное для проведения самостоятельных воздушных операций, оперативной и тактической подготовки разных родов авиации РККА. В структуру нового соединения входили тяжело-бомбардировочные корпуса, в которые в свою очередь входили бомбардировочные и истребительные авиационные бригады.
В одном из первых и пока единственных источников, описывающих историю строительства и начало боевого пути 41 сбап в виде «Краткой истории полка», подготовленного офицерами управления и штаба 41 авиационного Воронежского Краснознаменного штурмового полка (далее сокращенно - 41 шап) в конце января 1945 года это событие изложено не верно, в таком изложении: «п.1. 41 авиационный полк преобразован 25 ноября 1936 года из войсковой части 4186 на основании приказа НКО СССР, вошедший в состав 93 авиабригады в городе Калинин». (Илл.).
Илл. Илл. Копия начального листа «Краткой истории 41 сбап-41 шап».
Но, это было не так. Это копия источника, а именно - представления командира 6-го штурмового авиационного Люблинского Краснознаменного корпуса генерал - майора авиации Б.К. Токарева командующему 16 Воздушной армии генерал-полковнику С.И. Руденко о присвоении 41 Воронежскому Краснознаменному штурмовому авиационному полку (41 шап) почетного наименования «гвардейский». Источник: Сайт «Память народа». ЦАМО. Документы частей. Отчеты о боевых действиях. Описывает период с 13.10.1941 по 14.01.1945 г. Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 29.01.1945 г. Фонд: 368, Опись: 0006480, Дело: 0069.
Далее следует пункт 2 документа: «Командир АП (прим. авиационного полка) Туровский Вячеслав Васильевич», соответствует сути представленной справки. Подполковник Туровский был шестым и последним по счету в хронологическом порядке смены на должности командира 41 сбап-41 шап, назначенным в полк только в 1944 году. При нем полк был расформирован в 1946 году. Все предыдущие командиры и их судьбы будут также изложены в этой летописи.
Предполагаю, что это представление в виде исторической справки составляли офицеры 41 шап - наследника и правоприемника 41 сбап, не имевшие возможность найти сведения или документы, подтверждающие факт того, что история полка начиналась действительно с января 1936 года, но с начала формирования, строительства и боевого пути 93-й авиационной бригады АОН-1. Тогда при составлении «Краткой истории....» 41 шап еще находился на фронте, уже на территории Польши или Германии, в составе ВВС Действующей армии и такие документы и сведения найти в оперативных архивах полка было бы вряд ли возможно. К тому времени почти все ветераны бывшей 93 авиабригады и 41 сбап уже погибли или находились в госпиталях или ушли на повышение в другие части. В дальнейшем, в ходе описания истории формирования и боевого пути 41 сбап-41 шап этот первоисточник будет представлен полностью в оригинале с комментариями. Возьму на себя ответственность опровергнуть это утверждение и сообщить читателям, что все было не совсем так и не в это время. Все начиналось именно с 93-й авиабригады.
При формировании Армий Особого Назначения Главным военным советом РККА только в апреле 1937 года была установлена единая организация для всех АОН, которая включала штатный состав из двух тяжёло - бомбардировочных, одной скоростной бомбардировочной и одной истребительной бригады. Позже в АОН-1 включили дальнебомбардировочные эскадрильи на дальних бомбардировщиках ДБ-3А. Всего армия должна была состоять из 250—260 самолетов. Позже, в 1939 году, численность соединений, частей и подразделений армии, их штатно - организационная структура и структура самой АОН-1 были существенно изменены, а количество самолетов в армии было увеличено втрое и составляло по штату 876 самолётов. Источник: АОН -1. Википедия. Русскоязычная версия. Вот с этой 93-й авиабригады и началась история 41 сбап.
По штату и организационной структуре авиационная бомбардировочная бригада (далее - сокращенно АБР) в мирное время должна была состоять из: управления бригады, экипажей командира и начальника штаба полка, 2-х «строевых» эскадрилий, авиационного парка и нескольких наземных обеспечивающих и вспомогательных технических подразделений. Всего-61-63 бомбардировщика. В военное время в составе бомбардировочной бригады должно быть 3 эскадрильи по 31 бомбардировщику. Всего 93 самолета. По типу вооружения они именовались: тяжело — бомбардировочными (тип вооружения - бомбардировщик ТБ-1 или ТБ -3) и скоростными (бомбардировщик СБ). Позднее в состав АОН вошли дальне - бомбардировочные авиаполки на дальних бомбардировщиках ДБ-3. (Илл.).
Илл. Штатно - организационная структура скоростной бомбардировочной бригады ВВС РККА военного времени (1936-1937 гг.). Источник: сайт «RKKA.RU» 2001-2011. Справочник частей и соединений РККА.
О существовании в г. Калинин 93-й авиабригады я узнал давно еще из материалов, изложенных на интернет - форумах в период с 2006 по 2021 годы, в том числе, данных авторитетного эксперта по истории РККА Е.Ф. Дриг. Но, каких-либо конкретных данных о ее формировании кроме дислокации управления в г. Калинин и нахождения в составе авиационных корпусов в 1936-1937 годах в этих источниках не было. Источники: 1. Дислокация частей и учреждений РККА на 1932 2. Форум RKKA.RU: vif2ne.org›rkka/forum/arhprint/21057.
Поэтому пришлось искать другие источники информации. Вскоре они нашлись. В виде данных учетно - послужных карточек некоторых летчиков и штурманов из первого «калининского» формирования 41-го авиаполка. Появились и другие источники - в виде статей российских исследователей, фотографий из семейных архивов, копий статей из газет того периода, копий указов Президиума Верховного Совета СССР о награждении и др.
Исходя из приведенных выше сведений и данных моих источников можно предположить, что до начала формирования в 1936 году 93-й авиабригады в г. Калинин никаких крупных подразделений или авиационных частей не было и, следовательно, никакой воинской части - предшественника в начале формирования авиабригады и 41-го полка не было.
Это означает, что формирование новой авиационной части началось с «нуля». Все началось с начала 1936 года, когда на юго-западной окраине Калинина на месте бывшего выгона для скота у деревни Мигалово началось строительство большого военного аэродрома и началось формирование 93-й скоростной авиабригады. Выбор места строительства было не случайным. Развитая сеть железных и шоссейных дорог и река Волга были прекрасными ориентирами в учебно - тренировочных полетах, а хорошая транспортная инфраструктура также обеспечивало подвоз боеприпасов, горючего и запчастей для новой авиационной части.
Поскольку аэродром Мигалово находился в 1936 году в стадии начала строительства, подразделения формирующейся авиа - бригады временно располагались как в самом городе, так и на окраинах Калинина на полевых аэродромах Мамулино, Палкино, Змеево, Васильевское, Каблуково и Лисицы. Сейчас названия этих бывших тверских деревень и хуторов и их связь с историей советской военной и гражданской авиации в современной Твери уже ничего не говорят. На месте бывших аэродромов сейчас стоят жилые массивы микрорайонов, дачные и коттеджные поселки.
Следует отметить одну важную особенность процесса формирования советских авиационных бригад в начале их строительства. Так как новых самолетов, серийно выпускаемых авиационными заводами, так же как и обученных и слаженных экипажей на эти самолеты было мало, то формирование частей шло по - этапно. Как правило, это были подразделения в виде звеньев и эскадрилий, которые имели свои плановые порядковые номера не совпадающие с номером новой будущей части. По мере освоения новой техники в бригаде появлялись следующие эскадрильи имеющие следующие номера того же порядка. Так, установлено, что в плане формирования 93-й авиабригады по штату мирного времени в ней должны быть 2 эскадрильи с номерами 17 и 18. Поскольку изначально эти эскадрильи должны были получить новые серийные бомбардировщики СБ (АНТ - 40) названные почему-то скоростными, в наименовании таких первых эскадрилий стали появляться дополнения в виде номера и аббревиатуры СБЭ - «скоростная бомбардировочная эскадрилья». Эти сведения, включая даты назначения на должности, стали вноситься в 1937-1939 годах кадровой службой авиабригады и старшими адъютантами эскадрилий в личные учено - послужные карточки всего личного состава 41 сбап «калининского» формирования и таким образом прояснять некоторые детали начала формирования. Но, не у всех был внесен номер воинской части по состоянию на начало 1937 года, а именно воинская часть 182. Именно под этим номером войсковой части по моим данным и была 93 скоростная авиабригада. Только позднее, начиная с 1937 года в карточки учета стали вносить номер воинской части, соответствующий 41 сбап - в/ч 4186.
В дальнейшем, это знание особенностей организационной структуры и ее документальное отражение в системе персонального учета личного состава ВВС Красной армии в Главном Управлении кадров и формирования Красной армии Народного Комиссариата Обороны СССР (далее, сокращенно - ГУК и Ф НКО) позволило немного разобраться в той сложной и запутанной системе нумерации всех эскадрилий и авиационных бригад ВВС РККА периода конца 20-х-начала 30-х годов прошлого века. Эти номера были внесенны в учетно - послужную картотеку большинства летного и технического состава 41 сбап и других авиаполков ВВС РККА. Эта сложная и запутанная нумерация и система ее формирования в 20-е-30-е годы прошлого века до сих пор полностью не изучена, не опубликована и является предметом исследования некоторых экспертов. Источник: Дриг Е.Ф. Форум RKKA.RU: 2006 . Библиография 2023.
Таким образом, по штату мирного времени в состав 93 –й авиабригады входили: управление и штаб бригады, политотдел, две авиационные эскадрильи скоростных бомбардировщиков СБ (АНТ-40) с номерами 17 и 18, по 31 бомбардировщику СБ в каждой эскадрилье, авиапарк, батальон связи и аэродромно - строительная рота. О том, что при 93-й авиабригаде уже, начиная с весны 1936 года была создана своя школа младших авиационных специалистов (93-я ШМАС) ни в одном из источников, кроме записей в учетно-послужных карточках выпускников этой школы данных не найдено. А вот номер самой войсковой части - 93-й авиабригады удалось установить - в/ч 182.
Первым командиром авиабригады стал комбриг, орденоносец А.Н. Соколов (1886-1952). Первым бригадным военным комиссаром стал батальонный комиссар М. А. Тарыгин (1908-24.02.1938)*.
*(Прим: Тарыгин Михаил Алексеевич как советский доброволец и комиссар первой добровольческой бомбардировочной эскадрильи в звании батальонных комиссар погиб в Китае в 1938 году при авиакатастрофе и захоронен там же. В 1938 году за Китай посмертно награждении орденом «Красное Знамя». О нем будет упомянуто в следующей главе «12 белых лучей»).
Командиром 17-й скоростной бомбардировочной эскадрильи стал энергичный и требовательный капитан Н.М. Кидалинский (06.05.1907-15.09.1952)*
(*прим. будущий заместитель командующего ВВС Северного флота в годы ВОВ и генерал - майор авиации). Он прибыл в Калинин в сентябре 1936 года с должности командира отдельного учебного авиаотряда Липецкой высшей летно-тактической школы. Найти сведения о первом командире 18 –й скоростной эскадрильи пока не удалось.
Поскольку, как отмечалось выше, на начальном этапе формирования и строительства 93 авиабригады собственных, местных «калининских» кадров летного и технического состава не было, то обеспечение кадрами производилось путем перевода старшего и среднего летного командного, технического и политического состава из других соединений и частей ВВС Московского и Белорусского военных округов.
Старший и средний командный состав новой авиабригады (заместители командира бригады, командиры эскадрилий, звеньев, старшие авиационные механики, начальники специальных технических служб и др. ), формировался из опытных летчиков, штурманов и технических специалистов соединений и частей Московского военного округа, прибывших в Калинин из 23-й «Монинской», 11-й «Воронежской» и 4-й «Ржевской» тяжело - бомбардировочных авиабригад. Эти авиабригады входили в состав 1-го и 2-го тяжело - бомбардировочного авиационного корпуса - основы для формирования АОН-1 и АОН-2. Все эти соединения уже были сформированы в конце 20- х начале 30-х годов, имели свои аэродромы постоянной дислокации с современной инфраструктурой и опыт освоения первых на то время советских цельнометаллических тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Экипажи этих авиабригад являлись участниками знаменитых авиационных парадов ВВС Красной армии в г. Москве в дни государственных праздников СССР. Это когда по историческим фотографиям или по советской кинохронике 1 мая и 7 ноября над Красной площадью пролетают десятки тяжелых бомбардировщиков и истребителей. Среди них, первыми начали осваивать новые серийные бомбардировщики СБ экипажи из «монинской» 23 тяжело-бомбардировочной авиабригады (23 тбабр).
Но, как оказалось, младший командный и технический состав новой 93-й бригады — так называемый летно-подъемный и технический состав «строевых» экипажей: старшие и младшие летчики - командиры экипажей, техники-мотористы, мастера по вооружению, воздушные стрелки-радисты и прочие младшие специалисты также набирался из этих же авиабригад.
Другая часть младшего летно-подъемного состава набиралась из выпускников военно - авиационных школ летчиков и летчиков-наблюдателей: 3-й Оренбургской военно-авиационной школы летчиков и летчиков-наблюдателей (3 ВАШЛ и ЛН), 9-й Харьковской военно-авиационной школы летчиков и летчиков-наблюдателей (9ВАШЛ и ЛН), 11-й Ворошиловградской ВАШЛ и др.. Это молодое поколение занимало должности младших летчиков - командиров экипажей, младших летчиков-наблюдателей, стрелков – бомбардиров.
Это было второе поколение советских летчиков, родившихся еще в Российской империи в период с 1904 по 1915 годы, прошедшее суровую школу свидетелей и современников Гражданской войны, послевоенной разрухи и голода начала 30-х годов. Первое поколение советских летчиков пришло в военную авиацию еще в первые годы после Октябрьской революции и были в большинстве бывшими младшими офицерами или унтер-офицерами армии Российской империи. Многие из первого поколения были репрессированы в 1937-1941 годах. Многие из них, уже из второго поколения пришли в авиацию по собственному желанию, пройдя действительную военную службу в звании красноармейца РККА в стрелковых, кавалерийских или артиллерийских «строевых» или так называемых «территориальных» полках. До демобилизации сознательно решили остаться в РККА. Добровольно. В зависимости от уровня начального образования, членства в ВЛКСМ или ВКП (б) командование того подразделения или воинской, где они завершали действительную воинскую службу части давало «добро» на дальнейшую жизнь в армии. Но, кроме этих кадров была огромная масса добровольно желающих быть летчиками. Непременно – летчиками. Таких желающих было тогда с избытком. Кого-то направили на обучение в военно-авиационные школы по так называемому «партийно-комсомольскому набору» начала 30-х годов. Но, как оказалось многие были именно ДОБРОВОЛЬЦАМИ.
Конец Главы 1 Ч.2.
Свидетельство о публикации №225120300293