Гений

«Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений». (Глинка Ф.Н.)


             Листая альбом, увидела своё фото возле памятника великому путешественнику, учёному, военному разведчику - Пржевальскому Николаю Михайловичу.
               Вспомнился санаторий, расположенный на побережье красивейшего, высокогорного озера Иссык-Куль в Киргизии, в котором мне посчастливилось отдыхать дважды. Его протяжённость с запада на восток составляет 182 км, глубина – 702 м. На противоположном берегу, до которого 60 км, виднеются величественные горы Тянь-Шаня.

               Однажды нас повезли на экскурсию в город Пржевальск (ныне Каракол), где первооткрыватель скончался от тифа на пути в своё пятое путешествие.
               Экскурсовод рассказал, что первопроходец был похоронен на восточном обрывистом берегу озера Иссык-Куль, в 12 км к северо-западу от города Каракол.
               Рядом с захоронением находится памятник высотой более 8 м и шириной 2,5 м. Монумент впечатлил своим необычным видом, он представлен в виде скалы, сложенной из больших глыб тянь-шаньского гранита.
На вершине возвышается большой бронзовый орёл – символ ума, силы и бесстрашия (размах крыльев – 2,5м).
В клюве он держит оливковую ветвь – эмблему мирных завоеваний науки. Под когтями - полу развёрнутая бронзовая карта Центральной Азии с нанесёнными маршрутами путешествий исследователя.
На лицевой стороне скалы укреплён восьмиконечный православный крест. Под крестом - большой бронзовый медальон с барельефом путешественника - увеличенная копия именной золотой медали Императорской Академии Наук, отчеканенной в 1886 году в знак признания заслуг Пржевальского перед наукой.
От основания, к полированной поверхности с надписью, ведут одиннадцать ступеней.


«Здесь в чаше озерной – снегов отраженье,
В округе – суровый Тянь-Шань
И смелых орлов над горами круженье
И памятник – светлая дань!» (В. Кулаев)

               По словам экскурсовода, монумент был построен в 1893 году по проекту генерала А.А. Бильдерлинга и открыт 26 июня 1894 года при большом стечении народа. Разве могли представить родители, что их сынок найдёт упокоение на чужой сторонушке, вдали от родного дома?

               Великий русский путешественник, военный разведчик, географ и натуралист, родился 12 апреля 1839 года в маленьком селе Кимборово близ Смоленска, в семье отставного поручика Михаила Пржевальского и его жены Елены (в девичестве Каретниковой). Кроме него, родители воспитывали еще двух сыновей: Владимир впоследствии стал известным московским адвокатом, присяжным поверенным в Московской судебной палате, а Евгений – известным математиком.
               Отец умер рано, когда Николаю исполнилось семь лет, поэтому учиться в университете смог только его старший брат Владимир, а ему пришлось надеть военный мундир юнкера, затем армейского офицера и только потом поступить в Академию Генштаба — единственную дверь в науку для офицера российской армии.
 
               Будучи студентом второго курса, написал отличную курсовую работу, на тему:«Природа Амурского края». Курсовая вызвала неподдельный интерес, и его приняли в Русское императорское географическое общество, которое возглавлял великий князь Константин, младший брат императора Александра II.
               Красивый офицер, с блестящими карьерными перспективами, отмеченный братом императора, был завидным женихом, но ни одной варшавской или петербургской красавице не удалось найти путь к его сердцу. Его влекли неизведанные дороги.

               Чтобы досрочно окончить академию, без экзамена и двухлетней полевой практики, он добровольцем отправился на подавление польского восстания 1863 года и получил медаль «За усмирение Польского мятежа», причем ту ее разновидность из светлой бронзы, которую давали участникам непосредственных боевых действий (тыловики получили медали из темной бронзы).
               После усмирения Польши, Пржевальский ещё некоторое время жил осёдло, преподавал историю и географию в Варшавском юнкерском училище, изучал историю африканских открытий и составил учебник по географии.
 
               Вскоре, для несения военной службы, его направили в Сибирь. Там, заручившись поддержкой Петра Семенова-Тян-Шанского и еще нескольких коллег, он начал проводить географические исследования.
 
               Наука наукой, но прежде всего начальство ожидало от офицера Генштаба точной топографии Центрально-Азиатского театра боевых действий и оценки военно-политической обстановки в регионе, чем также активно интересовалась Британия. Его подробные отчеты о каждой проведенной экспедиции заслушивались на заседаниях учёного совета Генерального штаба, и лишь потом исследователь писал научные статьи и книги, выступал на заседаниях Русского географического общества.

               Надо отметить, что среди членов научных экспедиций, никогда не было штатских, а только военные люди, которые по завершении экспедиции награждались медалями и орденами, получали повышение в чине и денежные премии. Сам Пржевальский Н.М. дослужился до звания генерал-майора и был назначен членом военного учёного комитета Генерального штаба, ему была назначена пожизненная пенсия и ежегодное содержание за все время пребывания в этой должности.

               За свою жизнь, он прошёл больше 30 000 километров, открыл множество видов животных и птиц (лошадь Пржевальского – самая известная, но далеко не единственная), описал сотни растений, собрал крупнейшие коллекции. Его считают одним из самых значительных в истории специалистов по климату, ботанике, географии, зоологии.

               Будучи талантливым литератором, оставил после себя несколько книг: «Путешествие в Уссурийском крае», «Путешествия в Центральной Азии», «Монголия и страна тангутов» и другие. Его лекции в Петербурге и Москве всегда собирали аншлаги. Настоящий герой своего времени, хотя на публике появлялся нечасто: дорога манила сильнее славы.

               Семьёй красавец - мужчина так и не обзавёлся. «Моя профессия не позволяет мне жениться. Я уйду в экспедицию, а жена будет плакать: брать же с собою бабьё я не могу. Когда кончу последнюю экспедицию – буду жить в деревне, охотиться, ловить рыбу и разрабатывать мои коллекции. Со мною будут жить мои старые солдаты, которые мне преданы не менее, чем была бы законная жена», - говорил он.

                Землепроходец принадлежит к тем гениям, которые рождаются раз в сто лет. Именно им принадлежит первенство в открытии новых земель и форм жизни, это они перекраивают карты и наносят на них только что исследованные озера, реки, горные хребты и вершины.

               Жаль, но он не успел воплотить в жизнь все свои намеченные планы, умер ещё молодым, не дожив до пятидесяти лет.

«Когда же Смерть, грустя немного:
Скользя по роковой меже:
Войдет и станет у порога, —
Мы скажем смерти: «Как, уже?» (Н. Гумилёв)


Рецензии