Андрей вознесенский часть вторая

http://proza.ru/2025/11/28/409

Андрей Вознесенский не стал поступать учиться в литературный институт по совету Бориса Пастернака, который считал, что учёба в литературном институте может на корню загубить редкий дар молодого человека.

Кроме того, Пастернак опасался, что в эпоху жёсткой цензуры и партийной идеологии учёба в институте может сломать поэту судьбу.
 
В результате Вознесенский поступил в архитектурный институт.
Отпечаток архитектурного образования, по мнению Александра Кабанова,  украинского русскоязычного поэта, редактора, отразился в «архитектуре» поэзии Вознесенского, где органично сплелись мысль, форма, объём и пространство.

Этот акцент прослеживается в названиях некоторых сборников поэта: «Мозаика», «Парабола», «Треугольная груша».

В 1957 году Вознесенский получил диплом о высшем образовании. При этом сам Вознесенский, получив диплом архитектора, ни дня не работал по специальности.
 
Творческая биография Андрея Вознесенского развивалась стремительно. В 1958 году впервые были опубликованы его стихи. Они оказались яркими, насыщенными метафорами, звуковыми эффектами и усложненной ритмической системой. В каждой строчке сквозил подтекст, что было непривычным и новым для того времени. Влияние на поэзию Андрея Андреевича оказал не только Борис Пастернак, но и творчество Владимира Маяковского и футуриста Семена Кирсанова. Однокурсники поэта вспоминали, что в гостях у Пастернака он встречался и с Анной Ахматовой.

Дебютный сборник поэзии Вознесенского увидел свет в 1960-м, он получил название «Мозаика». За критику власти и советского строя поэт оказался в опале уже в молодости. Его произведения были поставлены в один ряд с такими же «неформатными» стихами шестидесятников Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной. Редактор, позволивший издать сборник Вознесенского, был с треском выгнан с должности, а тираж едва удалось сберечь от уничтожения.

Однако все неприятные обстоятельства, сопутствовавшие выходу первой книги, не испугали Вознесенского. Спустя несколько месяцев вышел второй сборник, названный «Парабола». Он тут же превратился в библиографическую редкость, хотя был издан огромным тиражом. Андрея Андреевича приглашали на закрытые вечера, где свои произведения читали такие же опальные коллеги.

Белла была замужем за Евгением Евтушенко, с которым Андрей Андреевич дружил, но и часто вступал в конфронтацию, споря о политике и творчестве. Соперничество зашло предельно далеко, когда между Ахмадулиной и Вознесенским вспыхнули взаимные чувства. И вот уже поэтесса ушла от Евтушенко, ну а ее новый возлюбленный выпустил сборник «Треугольная груша», словно намекавший на всю эту историю, это был год 1962.

«Нас мало, нас может быть четверо», - написал поэт, имея в виду себя, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и Беллу Ахмадулину:
Жми, Белка, божественный кореш!
И пусть не собрать нам костей.
Да здравствует певчая скорость,
убийственнейшая из скоростей!
Что нам впереди предначертано?
Нас мало. Нас может быть четверо.
Мы мчимся - а ты божество!
И все-таки нас большинство.

Надолго Вознесенский и Ахмадулина вместе не задержались. И хотя после разрыва поэты остались друзьями, стихи Беллы сквозили обидой. «Ремесло наши души свело, заклеймило звездой голубою. Я любила значенье свое лишь в связи и в соседстве с тобою», - писала литератор.

Об этом трио, осыпавшем друг друга стихами, злобно судачили, дескать, лавры Маяковского, Лили Брик и Осипа Брика им спать не дают.

Невероятно женственная актриса Татьяна Лаврова, ставшая в 1961 году благодаря фильму «Девять дней одного года» в одночасье знаменитой, была супругой актера Евгения Урбанского, исполнителя главной роли в фильме «Коммунист». Евтушенко о нем писал: «Урбанский Женька, черт зубастый, меня ручищами сграбастай...» Этот могучий, талантливый.

Когда они познакомились, он был женат. Но наивная девушка с тонкой талией и крутыми бедрами, прибежавшая после первого с ним поцелуя к бабушке с вопросом: «Я что, теперь забеременею?» - запала ему в душу. Он ушел из семьи и женился на Татьяне, однако они быстро расстались: Лаврова не простила ему мимолетной измены, ушла. Когда Урбанский в ноябре 1965-го погиб на съемках, Татьяна уже месяц как была замужем за Олегом Далем. Но тоже недолго - полгода, которые Даль сильно пил, пристрастив к выпивке и Таню. В конце концов она Олега бросила.

Андрей Вознесенский был страстно влюблен в эту роковую женщину, которую боготворили многие знаменитости. Их тайный роман тянулся несколько лет. О нем узнали, когда Лаврова приехала с Вознесенским в Симферополь и во время его выступления выкрикнула из зала: «Андрей, зипер застегни!»

Поэт был не столь губаст и могуч, как Урбанский, а ухажеров вокруг Татьяны хватало. К тому времени она уже с мужчинами особенно не церемонилась и редко к кому относилась трепетно.

Говорят, когда появился хит «Миллион алых роз», она в гримерке сказала, что Андрей давно ей рассказывал историю этого грузинского художника, продавшего дом и осыпавшего цветами двор перед окнами любимой. Отсюда и пошел слух, что они посвящены Лавровой. Однако после смерти актрисы на вечере ее памяти близкая подруга открыла преданным театральным поклонницам Лавровой, что Татьяне посвящено самое знаменитое стихотворение «Ты меня на рассвете разбудишь», ставшее сердцем рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось». В тот день, когда Андрей и Татьяна решили окончательно расстаться, они будто бы так и попрощались.
- Я тебя никогда не увижу? - спросил Вознесенский.
- Я тебя никогда не забуду! - ответила Лаврова.

Как же мы любим, чтобы все в жизни было  "чин-чином", все, как у людей, а желательно еще и как у знаменитых людей, звезд, небожителей - ведь у них-то точно - дом - полная чаша, все идеально и счастье льется через край.

На автора ополчился Никита Хрущев. Он вознамерился выгнать неудобного литератора из страны, но после личной просьбы Джона Кеннеди генсек оставил поэта в покое.
 
Джон Кеннеди защищал Андрея Вознесенского из симпатии к поэту. 
Кроме того, Кеннеди написал предисловие к одной из книг стихов Вознесенского, изданной в США, в котором выразил надежду на то, что появление нового сборника стихов поэта поможет построить мосты дружбы и сотрудничества между народами Соединённых Штатов и Советского Союза.
 
Среди поклонников Вознесенского был Роберт Кеннеди.

В Америке Вознесенский познакомился с коллегой Алленом Гинзбергом, знаменитым драматургом Артуром Миллером и голливудской кинодивой Мэрилин Монро, которой затем посвятил стихотворение.
 
Это произведение — и исповедь, и посвящение, в котором описываются любовь, одиночество, боль и переживания героини. «Монолог Мерлин Монро» —написанное в 1963 году. Андрей Вознесенский представляет героиню как символ красоты и трагедии, женскую икону, жизнь которой полна страданий. Заявление «Я героиня самоубийства и героина» указывает на борьбу героини с зависимостями. Стихотворение вызвало у меня   чувства безысходности, беспомощности и неотвратимости.
 
Это связано с тем, что произведение затрагивает темы страданий, давления славы и отношений с окружающими, что отражает  ее внутренние переживания, живущая под давлением общественных ожиданий.

Стихотворение написано свободным стихом, что придаёт ему динамичную и эмоциональную окраску.
 
Побывал поэт во многих странах Европы, где его талант почитали, а стихи любили.
Андрей Андреевич говорил по-английски, как подчеркивали американцы, с акцентом Оксфордского университета. Владение языком и помогало ему заводить друзей за границей. Одной из них стала Жаклин Кеннеди, которая, по словам жены автора, всегда старалась приехать на чтения Вознесенского, где бы они ни проходили, в США или Европе, и сидела в первом ряду. Позднее эксперты подчеркнули, что отношения знаменитостей были исключительно интеллектуально-платоническими.

Поэт работал не покладая рук. Каждый год Вознесенский радовал почитателей новым сборником великолепной поэзии. Он воспевал чувства в стихах «Не возвращайтесь к былым возлюбленным», «Сон», «Романс», «Вальс при свечах». Каждый раз эмоции, рождающиеся в строках его романтических произведений, словно маятник стремились то к полюсу вселенской любви, то к полюсу всеобъемлющего трагизма.


Рецензии