Варфоломеев е п культурные ценности творчество евг

ВАРФОЛОМЕЕВ Е П КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ
ТВОРЧЕСТВО ЕВГЕНИЯ ПАВЛОВИЧА ВАРФОЛОМЕЕВА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ САМОБЫТНОЕ ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, ГДЕ ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ПОЛУЧАЮТ НОВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ.
КЛЮЧЕВЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ КОНСТАНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Е. П. ВАРФОЛОМЕЕВА
1. ОПОРА НА ТРАДИЦИОННУЮ НАРОДНУЮ КУЛЬТУРУ
АВТОР АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЕТ:
o РЕЧЕВЫЕ АФОРИЗМЫ;
o УСТОЙЧИВЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ;
o ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ;
o ЛАКОНИЧНЫЕ АВТОРСКИЕ ФОРМУЛИРОВКИ, СТИЛИСТИЧЕСКИ БЛИЗКИЕ К НАРОДНОЙ МУДРОСТИ.
2. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ НАРОДНОСТИ
В ТЕКСТАХ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ:
o РИТМИЗАЦИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЙ (БЛИЗОСТЬ К УСТНОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ);
o ВНУТРЕННЯЯ РИФМА;
o ПРЕДЕЛЬНАЯ ЛАКОНИЧНОСТЬ ФОРМУЛИРОВОК;
o МНОГОПЛАНОВОСТЬ СМЫСЛОВ;
o ФИЛОСОФСКАЯ ГЛУБИНА ПРИ ПРОСТОТЕ ФОРМЫ.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ СВЯЗАНЫ С ВЕЧНЫМИ КУЛЬТУРНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ:
o ОСМЫСЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ;
o ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ЛИЧНОСТИ;
o ЭТИКА И МОРАЛЬ;
o ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА;
o ФИЛОСОФСКОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЖИЗНИ И СМЕРТИ.
4. УНИКАЛЬНЫЙ ЖАНР — ПРОЗАИЗМЫ
ВАРФОЛОМЕЕВ СОЗДАЛ ОСОБЫЙ ЖАНР ПРОЗАИЧЕСКИХ МИНИАТЮР, ГДЕ:
o КАЖДОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ОБЛАДАЕТ МЕТКОСТЬЮ И ЗАКОНЧЕННОСТЬЮ;
o ТЕКСТЫ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ;
o ДОСТИГАЕТСЯ СИНТЕЗ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ И АВТОРСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АВТОРА ЯРКО ПРОЯВЛЯЮТСЯ ТРАДИЦИОННЫЕ МОТИВЫ:
• «ЖИЗНЬ БРЕННА — ДУША САМОЦЕННА» — ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ, АКЦЕНТ НА ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЯХ.
• «СОВЕСТИ ВЯЗЬ — ОБРАТНАЯ С БОГОМ СВЯЗЬ» — СВЯЗЬ С НАРОДНОЙ ЭТИКОЙ И РЕЛИГИОЗНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ.
• «ОБЩИННЫЙ СТОГ — ВЫЖИВАНИЯ ЗАЛОГ» — ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ КОЛЛЕКТИВИЗМА И ВЗАИМОПОМОЩИ, КЛЮЧЕВОЙ ДЛЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
ТВОРЧЕСТВО Е. П. ВАРФОЛОМЕЕВА ДЕМОНСТРИРУЕТ:
• КАК КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ФОРМИРУЮТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ АВТОРСКИЙ СТИЛЬ;
• ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА МЕЖДУ НАРОДНОЙ МУДРОСТЬЮ И СОВРЕМЕННЫМ ФИЛОСОФСКИМ ОСМЫСЛЕНИЕМ;
• СПОСОБНОСТЬ ЛАКОНИЧНОЙ ФОРМЫ ПЕРЕДАВАТЬ ГЛУБОКИЕ СМЫСЛОВЫЕ ПЛАСТЫ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВАРФОЛОМЕЕВА ВЫСТУПАЮТ МОСТОМ МЕЖДУ ТРАДИЦИОННЫМ КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ И АКТУАЛЬНЫМИ ВОПРОСАМИ СОВРЕМЕННОСТИ, СОХРАНЯЯ ПРИ ЭТОМ НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ДУХОВНУЮ ГЛУБИНУ.
ВАРФОЛОМЕЕВ Е П ЭССЕ КУЛЬТУРА , БРАТЦЫ -КОМПАС ЦИВИЛИЗАЦИИ.
МЫСЛИТЕЛЬ! ВОТ В ИЗВЕСТНОМ СМЫСЛЕ УРОД.
Фраза «Мыслитель! Вот в известном смысле урод» имеет несколько возможных контекстов и трактовок.
1. Философский подтекст
В философской традиции образ «мыслителя урода» может отражать:
• Инаковость интеллектуального пути. Мыслитель часто воспринимается как «чужой» в обыденном мире: его ценности, способы мышления и приоритеты отличаются от среднестатистических.
• Трагедию отчуждения. Глубокое мышление нередко ведёт к осознанию разрыва между внутренним миром и внешней реальностью, что порождает чувство одиночества.
• Антиконформизм. Мыслитель отказывается от шаблонных решений и социальных ролей, что может казаться «уродством» с точки зрения консервативного окружения.
2. Литературно поэтический контекст
Подобная формулировка встречается в поэтических текстах (например, у Евгения Варфоломеева):
«И волчок внимает умственный толчок.
Мыслитель вот — в известном смысле урод».
Здесь «урод» — не оскорбление, а метафора:
• исключительности призвания;
• выхода за границы обыденного;
• парадоксальной красоты иного способа бытия.
3. Социально психологический аспект
В быту фраза может выражать:
• Зависть или непонимание. Окружающие нередко воспринимают нестандартное мышление как «дефект», если оно не вписывается в привычные рамки.
• Самоиронию мыслителя. Иногда так говорят о себе, подчёркивая собственную «неприспособленность» к рутинной жизни.
• Критику системы. Фраза может быть вызовом обществу, которое клеймит инакомыслие.
4. Семантика слова «урод»
Исторически «урод» означало не только «некрасивый», но и:
• «тот, кто стоит у рода» (хранитель традиций);
• «не такой, как все» (в нейтральном смысле).
В этом ключе «мыслитель урод» — человек, чья необычность становится источником силы, а не слабости.
Вывод
Фраза носит амбивалентный характер:
• С одной стороны — констатация отчуждения мыслителя от нормы.
• С другой — возвышение его инаковости как признака глубины и подлинности.
Её смысл зависит от интонации и контекста: это может быть и горькая самохарактеристика, и гордый манифест независимости мышления.




Рецензии