Федотовы - отец и сын
После демобилизации поступил работать в Читинские художественные мастерские и одновременно преподавал в детской изостудии. В 1948–1952 гг. работал в областном краеведческом музее Читы. Тогда же он женился и в 1948 году у Алексея Матвеевича родился первый сын, которого назвали в честь отца. В 1958 году семья, имея уже двоих сыновей, переехала в Хабаровск. (Всего у Алексея Матвеевича было три сына: Алексей, Лев, Матвей). С 1950г. Алексей Матвеевич участвовал во всех республиканских, а с 1956г. во всех всесоюзных художественных выставках. В местной и центральной печати имел только положительные отзывы. Награждался дипломами Министерства культуры РСФСР, и в 1962 году был принят в члены Союза художников РСФСР. Картины А.М. Федотова находились почти во всех республиканских, краевых и областных музеях СССР. Он участвовал в выставках в Японии, Монголии, ГДР, его картины были постоянным подарочным фондом, ими одаривали гостей города и края. (Скончался А. М. Федотов в 1985 году)
А. М. Федотов не писал тематических картин, портретов – он писал пейзажи. Федотов, избрав пейзажную живопись, не изменял своему призванию до конца. Известный в крае искусствовед, большой друг А.М. Федотова В.Г. Старикова пишет: –«Пейзажи Федотова, это не только пейзажи нашей Дальневосточной природы. В них запечатлелась наша история, дух, трагедия его современников. Это ярость! Федотов любил бурные разливы Амура, когда он тёмный лижет утёсы, Саянские хребты, горы Охотска. Во всём этом Федотов видел созвучие собственных чувств. Он изображал неукротимую природу…» Так возникло понятие– «федотовский пейзаж» – это ощущение силы и могущества природы Сибири и Дальнего Востока О нем писали, что «это пейзажист эпического размаха».
Алексей Матвеевич всем складом своего характера, своей биографией был призван показать родную землю окраины России, и делал он это с громадной любовью и высоким профессиональным мастерством. Его работы можно увидеть в клубах, Домах культуры, в библиотеках края. Алексей Матвеевич дарил свои работы знакомым, друзьям. В 1964 году он создал триптих «Амур-батюшка» – большое полотно, передающее мощную энергию суровой реки нашего края. Его полотна несли могучий жизнеутверждающий заряд. Такой темперамент в работе – это от характера, он терпеть не мог несправедливости, недосказанности.
Валентина Гавриловна Старикова писала об Алексее Матвеевиче: –«О том каким человеком был Федотов, однозначно не, скажешь. Открытый всем ветрам и настроениям, он, подчас, не задумывался над последовательностью и последствиями ни своих слов, ни поступков, что немало вредило художнику. А между тем, в душе его горел святой огонь жажды добра и справедливости. Мягкий и податливый Алексей Матвеевич там, где дело касалось его совести, его отношения к творчеству, обнаруживал редкое упорство и стойкость… Федотов пришёл в мир носителем светлого начала, отвага и целенаправленность сочетались у него с чуткостью и душевной ранимостью, чистота с верой и оптимизмом.»
Рассказывали такой эпизод из его жизни: когда-то Дальний Восток посетила тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева, и её привели в мастерскую Алексея Матвеевича. Она осматривала мастерскую, новые работы, задавала вопросы. И, вдруг, Федотов сам задал вопрос: – «Почему такие маленькие ставки у художников?» Мы, мол, прославляем нашу землю, людей этой земли, их труд; наши картины. по всему миру, а сами мы еле сводим концы с концами. Сопровождающим чиновникам стало очень не по себе…
Два раза выдвигался Алексей Матвеевич на звание «Заслуженный художник России», но по причине дисциплинарных нарушений, иногда касающихся неуважительного отношения к руководству на местах, художник так и не получил звания.
Но, учитывая большие заслуги А.М. Федотова в создании художественного образа Дальнего Востока, с согласия художников и общественности края в 1993 году выставочный зал был переименован в «Галерею имени А. М. Федотова». Его именем названа не только галерея, но и краевой конкурс юных художников. В 2019 году к 100-летию Алексея Матвеевича была выпущена почтовая карточка, на открытке изображена репродукция его картины «Осенний пейзаж». А поэт Виталий Нефедьев посветил художнику поэму «Вечный путь».
На посмертную выставку художника собрали более трёхсот картин и этюдов. Несколько вещей были привезены даже из охотничьего посёлка Чумикан. Спустя два года после смерти А.М. Федотова в Москве была выпущена книжка воспоминаний о нашем великом земляке «Грани большого таланта». Автор В. Г. Старикова. И она писала: - «перед картинами Федотова чувствуешь себя человеком иного большего масштаба».
Я не искусствовед и не могу, да и не имею права описывать, анализировать художественные полотна Алексея Матвеевича. Но хочу, чтобы читатели узнали больше о нашем выдающемся земляке.
Хабаровская поэтесса, заслуженный работник культуры РСФСР и друг семьи Федотовых Л.И. Миланич, написала в 2009 году «Памяти А.М. Федотова»:
И сегодня нам стоит
Побродить не спеша
По дорогам истории,
Где осталась душа…
Поведёт нас, художник,
И любовь к той земле,
Где живем мы сегодня,
Понесёт на крыле
Красоты неповторной,
Той, что только у нас
И душа твоя, вторя,
Сил возьмёт про запас.
А вот, что старший сын Алексея Матвеевича пишет о нем в своём стихотворении «Отцу»:
Он никогда «бычком» не тлел
И никому ни в чём не гадил.
Он не дымил, он враз сгорел,
А нам в холстах себя оставил.
«Заслуженным» он не был даже,
Жил, не таясь и не прикрыто,
И пели его хвойные пейзажи
Федотовским звенящим колоритом.
А кое-кто от зависти потея,
Те, что искусству ничего не дали,
Исходят на дерьмо, что галерею
Вдруг именем Матвеича назвали.
Старший сын А.М. Федотова тоже Алексей пошёл по пути отца. В 1958 году записался в изостудию Хабаровского Дворца пионеров. Занимаясь в студии, неоднократно участвовал в городских и краевых выставках детского творчества В 1962 году две работы юного художника экспонировались в Японии в г. Ниигата. А затем в качестве поощрения он был направлен в пионерский лагерь имени Дубинина в качестве инструктора изобразительного кружка. В 1966 году поступил на работу в Хабаровские художественные производственные мастерские. С 1967 по 1968 год проходил службу в рядах Советской Армии в воздушно-десантных войсках. Позже он напишет:
Опять в «магазинах» для боя патроны…
Умытые кровью лихие денёчки.
И снова уходят в прорыв батальоны,
Гася у России «горячие» точки.
В Чечне, Дагестане, в Таджикии где-то
Под пулями падают братья-славяне,
Как птицы летят голубые береты,
Домой возвращаясь на «чёрном тюльпане».
О как нам домой всем вернуться охота,
Но в двери прикладом судьба постучалась;
И бьют боевыми в упор пулемёты,
А время свинцом на груди расписалось.
Быть может всем скорбью покажется это,
Что грузом «двухсотым» домой мы приходим.
Не надо жалеть голубые береты –
Мы падали с неба, к нему и уходим.
Мы сами себя помянем и напьёмся,
Не верьте, что мы навсегда улетаем:
Весенним дождём мы на землю вернёмся,
Зимою снежинкой на лицах растаем.
Это стихи в память о службе в ВДВ.
Вернувшись из армии, Алексей Федотов. продолжал работать художником -оформителем в тех же художественных мастерских. Участвовать в выставках начал с 1970 года, он был постоянным участником городских, краевых, зональных выставок. Специальных учебных заведений Алексей не кончал, но пять лет занятий в изостудии заложили основу знаний рисунка и живописи, что и определило и судьбу, и профессию в жизни Алексея Федотова-младшего.
Конечно, главнейшую роль в формировании сына, как художника, сыграл его отец. С самого раннего детства он наблюдал, как работал отец и постепенно познавал секреты мастерства, которые пригодились ему во всей последующей жизни. А.А. Федотов старался отразить на своих полотнах, то, что видел то, что запомнилось, поразило или восхитило его в творческих командировках по краю. Этюды и карандашные зарисовки, сделанные в поездках, ложились в основу новых картин. Это тоже были пейзажи родного Дальнего Востока. В 2005 году в Хабаровском музее им. Гродекова проходила выставка картин А. А. Федотова. На ней было представлено 40 полотен, в основном, посвященных природе нашего края. Выставки А.А. Федотова проходили и на других площадках.
«Работы А. Федотова скромнее по масштабу, его пейзажи более камерные, чем эпические, а цветовая палитра более оптимистична («сияющие краски» – напишет рецензент). Он смотрит на природу радостно и восхищенно. В этих пейзажах много солнца…» (Это цитата из статьи Валентины Катеринич, кандидата философских наук.)
Многие картины, А.А. Федотова прямо с выставок приобретались зарубежными коллекционерами и уходили в частные собрания в США, Аргентину, Австралию, Германию, Израиль, Францию, Австрию, Китай, Южную Корею, Канаду, Испанию, Чехию, Японию, Швейцарию, Голландию, Грецию, Англию, ЮАР.
Говорят же: талантливый человек – во всём талантлив. Алексей Алексеевич имел прекрасный слух и четыре года учился вокалу, обладая оперным баритоном. Прекрасно играл на гитаре и освоил испанскую гитару. Надо полагать, что эти его разносторонние способности достались Лёше от матери Зои Петровны, интеллигентной, всесторонне развитой женщины, любящей музыку и поэзию. Алексей стихи начал писать шутя, но в 2004 году выпустил сборник-стихотворное ассорти «То, что было и прошло». В нём о том, что наболело в душе, что удивляло и восхищало…Чуткая душа художника проявлялась и в описании родной природы. Пример – стихотворения из сборника:
ЧАС КАРАСЯ
Пахнут травы, как дурманом,
Утро тихо, ни души.
Спит протока под туманом,
Чуть колыша камыши
Костерок, ласкаясь с ленью
Извивается дымком,
Над водою утки тенью
Промелькнули табунком.
Бликом луч воды коснулся,
Покраснел на небе гривой,
На деревьях улыбнулся
И, смеясь, сбежал к заливу.
Весь восток порозовел
Разом звёзды погася,
Луч, шурша, в росе сомлел,
Наступил ЧАС КАРАСЯ
НОЧНАЯ ВЬЮГА
В дверь плечом стучась упруго,
Расписавшись на окне,
Танцевала пьяно вьюга,
Песни леса пела мне.
В печку сквозь трубу слетела,
Затрещала на дровах.
По-разбойничьи свистела,
Нагоняя в душу страх.
Через щёлку в дверь скользнула,
Огонёк тряхнула в свечке,
На секунду чуть вздремнула,
Заурчала снова в печке.
Так под песни вьюги снежной,
Будто добрая старушка,
Мне тепло хранила нежно
Та охотничья избушка.
Зимовьё к утру остыло,
Вьюга враз угомонилась,
Может всё взаправду было,
Может всё во сне мне снилось.
Сам Алексей Алексеевич пишет в предисловии к этому сборнику, что «заболел словоблудием и стал основательно баловаться пером.»
Он регулярно посещал все выставки, но нигде не видел полотен по уровню равных отцовским. Потом делал выводы и записывал их в виде четверостиший:
«Я каждой выставке ужасно рад.
Полотна изучаю скрупулёзно:
Каких высот достиг наш плагиат,
Великих повторяя виртуозно.»
«На каждом вернисаже поражаюсь,
Не думайте, что я такой уж злобный,
Полотнами, увы, не восхищаюсь,
Вот рамы, прямо скажем, бесподобны.»
Его талант проявился и в прозе: посмертные очерки об отце печатались почти во всех газетах Хабаровска. Он вспоминал и описывал интересные эпизоды их совместной жизни хорошим литературным языком с мягким юмором.
Давно известно, что талантливые люди редко доживают до глубокой старости. Так и Алексей Федотов-младший покинул этот мир в 2013 году. Людмила Миланич пишет:
Свет осенний: золотое дерево…
В ВОСКРЕСЕНЬЕ почему-то верю я
Или, может, просто в неуход:
Ведь художник…- ну, конечно, ВОТ–
Старый дом Хабаровска родного,
Деревянный цвета голубого…
Тишина, прозрачность и покой
Автор ведь и вправду был такой…
Нам и после жизни подающий
От щедрот, что мы зовём душой…
Свидетельство о публикации №225120300845