39 - Подчиняться РПЦ или жить по совести?

Вопрос:
Как быть простому верующему христианину — беспрекословно выполнять требования РПЦ или жить по Евангелию и поступать по совести?

Ответ:
Это самый главный и мучительный вопрос для мыслящего верующего в любой конфессии. Дать на него «рецепт» невозможно, но можно честно разобрать саму дилемму и её корни.

Если ответить коротко, то зрелая христианская вера требует не выбора между Церковью и Евангелием, а их творческого синтеза в собственной совести, которая сама должна быть воспитана и тем, и другим. Слепое подчинение и автономная совесть — две равноопасные крайности.

Давайте разберем эту дилемму по полочкам.

1. Почему возникает этот конфликт? («Церковь или Евангелие»)

Он возникает из-за нескольких объективных причин:

Человеческий фактор в Церкви: Церковь — это богочеловеческий организм.
В ней действует благодать Божья, но её администрацию, конкретных священников, епископов и прихожан составляют несовершенные люди. Их личные грехи, ошибки, консерватизм, политические взгляды или карьеризм могут искажать подачу учения. Требования «беспрекословного выполнения» часто исходят именно от этой, человеческой, стороны.

Сложность Евангелия: Евангелие — это не юридический кодекс, а притчи, парадоксы и рассказ о Личности.
«Подставь другую щеку» (Мф. 5:39) и «не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34) — как это применить в конкретной жизни? Требуется толкование.

Исторический и культурный контекст: Многие традиции и даже каноны РПЦ рождались в конкретных исторических условиях (Византия, царская Россия, советское подполье). Они несут на себе этот отпечаток. Евангельская же весть — вневременна.

2. Опасность первой крайности: «Беспрекословное выполнение требований РПЦ»

Это путь инфантилизма и духовной лени.

Подмена совести авторитетом: Человек делегирует свою нравственную ответственность духовнику или иерарху. «Батюшка сказал — значит, так и надо». Это удобно, но убивает личную совесть — тот самый «голос Божий» в человеке.

Риск фарисейства: Акцент смещается с внутреннего состояния сердца («любовь, радость, мир, долготерпение» — Гал. 5:22) на внешнее исполнение правил (сколько раз поклониться, какой длины юбка, что есть в среду). Это прямая дорога к осуждению других и духовной гордыне.

Предательство Евангелия: Сам Христос постоянно конфликтовал с религиозными авторитетами Своего времени, которые на первое место ставили человеческие предания, а не любовь и милосердие (Мк. 7:8-13).

3. Опасность второй крайности: «Только Евангелие и моя совесть»

Это путь гордыни и иллюзий.

Ошибка «протестантского принципа»: Утверждение «я и моя Библия» игнорирует 2000-летний опыт Церкви. Легко впасть в прелесть, начав трактовать Евангелие исключительно под себя, подгоняя его под свои страсти и удобства. Совесть, не очищенная и не просвещенная в общении с другими верующими, легко становится «слепой поводыршей».

Потеря связи с Телом Христовым: Христианство по своей природе соборно. Это не индивидуальный духовный путь, а жизнь в общине, в любви и вольном послушании друг другу. Уход в автономию — это разрыв с этим Телом.

Исторический контекст: Новый Завет был написан общиной и для общины. Отделить его от Предания Церкви, которое его сохранило, истолковало и донесло, — исторически и богословски наивно.

4. Как быть?
Третий путь: «Послушание в свободе»

Это трудный путь взрослого, зрелого христианина. Он требует постоянного внутреннего труда.

Евангелие — это абсолютный критерий. Ваша личная молитва, чтение и размышление над Евангелием — это главный ориентир. Любое церковное правило, требование или традиция должны проверяться на соответствие духу Евангелия: ведет ли это к большей любви, смирению, милосердию и единству со Христом?

Церковь — это авторитетный учитель и мать. Вы не слепо подчиняетесь, но с доверием и рассуждением прислушиваетесь к её голосу. За 2000 лет Церковь накопила колоссальный опыт распознавания духовных ловушек. Каноны, богослужения, труды святых отцов — это «техника безопасности» на духовном пути.

Совесть — это место встречи. Ваша совесть — это не конечный судья, а орган, который должен быть настроен. Он настраивается:

• Евангелием (идеал).
• Молитвой (связь с Богом).
• Советом духовно опытных людей (не авторитарных начальников, а старших братьев и сестер во Христе).
• Изучением Предания (чтобы понимать, почему в Церкви сложились те или иные правила).

Иерархия ценностей: Помните, что в Евангелии есть заповеди главные (о любви к Богу и ближнему) и второстепенные (о посте, молитве и т.д.), которые служат первым. Никогда не позволяйте второстепенному нарушить главное.

Практический вывод: не противопоставляйте, а соотносите.

Если вам в Церкви говорят что-то, что, по вашему мнению, противоречит Евангелию, — не отвергайте с ходу, но и не подчиняйтесь слепо. Начните исследовать: а что по этому поводу говорят святые отцы? А в чем глубинный смысл этого правила? Может быть, мое понимание Евангелия поверхностно?

Ваша задача — не выбрать между Учителем (Христом) и Школой (Церковью), а с помощью Школы научиться слышать и следовать за Учителем.

Это путь напряженного, иногда мучительного, но живого и настоящего следования за Христом. Это путь, на котором вы берете на себя ответственность за свою веру, но не в одиночку, а в лоне Матери-Церкви, постоянно сверяя свой внутренний компас с Евангелием.


Рецензии