Ч. 5 Добрались и до золота

Предыдущая страница  http://proza.ru/2025/12/02/1170

Роберт Маркс решил исследовать место крушения корабля Серрано. Он обнаружил его довольно быстро на расстоянии трёхсот метров от берега острова.  Со своей командой Маркс  поднял на поверхность много артефактов, включая одиннадцать пушек и сотни каменных и чугунных ядер.

В 1978 году канадские подводные археологи обнаружили баскское китобойное судно в Красной бухте Лабрадора. Его удалось найти благодаря историку Селми Хаксли Баркхэм, которая нашла в испанских архивах упоминание о гибели в 1565 году китобойного судна «San Juan».

Подводные археологи обследовали судно и увидели, что нижняя часть корпуса прекрасно сохранилась. В холодной воде нет морских червей, которые разрушают деревянные суда.

Исследования велись несколько лет, потому что условия работы водолазов, несмотря на кристальную чистоту воды, были трудными: приходилось подавать в их костюмы горячую воду.

Учёные сделали латексные формы деревянного корпуса, по которым потом была изготовлена модель судна. Судно не трогали, оставив его для дальнейших исследований.

С китобойного судна подняли десятки тысяч интереснейших артефактов, включая компас и навигационные инструменты. Половину тысячелетия назад португальские корабли бороздили моря и океаны по всему свету.
 
Естественно, что они внесли свою лепту в число судов, отправившихся на дно морское. Самым знаменитым среди этих несчастливцев был португальский корабль «Flor de la Mar», которым командовал Афонсу де Альбукерк.

В 1503 году Альбукерк отплыл из Лиссабона с флотом из двадцати двух кораблей для захвата Восточной Индии. Награбив огромное количество сокровищ, 8 августа 1611 года португальский флот стал на якорь у старинного города Малакка на юге Малайского полуострова.

Малакка тогда была в таком же положении, как в наше время стал Сингапур. Корабли всех стран останавливались там, чтобы пополнить запасы продовольствия и воды. Разумеется, шла активная торговля.

Расплачивались с местными купцами золотом.
 
Альбукерк осадил город. После двенадцатидневной осады, во время которой тысячи горожан были убиты португальцами, малайцы сдались.

Город оставался под контролем португальцев, пока в 1641 году их оттуда не выбили датчане.

Трофеи, которые захватили португальцы, поражают воображение: более шестидесяти тонн золота в виде слитков, золотых монет и фигурок из золота захватчики вынесли только из дворца султана.

Большую часть золота из султанского дворца Альбукерк поместил на своём флагманском корабле «Flor de la Mar».

Награбленное заняло столько места, что с трудом разместили двести сундуков, наполненных драгоценностями. Жадность Альбукерка не знала предела. Для оставленного гарнизона и колонистов он приказал чеканить монеты из олова взамен золота и серебра.

Убедившись в безопасности и процветании колонии, Альбукерк отправился в Португалию с четырьмя кораблями, нагруженными добычей, награбленной за восемь лет.

Остальные корабли он оставил для защиты Малакки и окружающей территории.
Оставшимся португальцам он пообещал прислать припасы и усиление. Через два дня после оставления Малакки его отряд попал в жестокий шторм. Два корабля с драгоценностями затонули, не спасся никто.

Через несколько часов после гибели двух судов «Flor de la Mar» наскочил на риф около северо-восточной оконечности острова Суматра у входа в Малаккский пролив. Альбукерк сел в шлюпку с пятью офицерами, пообещав оставшимся найти последний корабль и прийти на помощь.

Корабль он нашёл, но возвращаться к «Flor de la Mar» не стал, а отправился дальше в Португалию. Через несколько часов «Flor de la Mar» волны разбили на части. Из четырёхсот человек экипажа спаслись только трое, которые смогли доплыть до берега.

Большая часть драгоценного груза затонула на глубине 37 метров, куда соскользнула со скалы главная часть корпуса. Вскоре об этом крушении забыли.

В 1961 году Роберт Маркс обнаружил в португальских архивах Лиссабона карту, сделанную штурманом «Flor de la Mar» и несколько свидетельств  крушения.

Его охватило стремление найти место крушения португальского корабля. Он долго пытался получить разрешение индонезийского правительства провести поиски и исследования.

Наконец, в 1989 году Маркс узнал, что такое разрешение получила сингапурская фирма. Она потратила 8 миллионов долларов на самое современное оборудование и на поиски, но они не увенчались успехом.

Фирма наняла Маркса в качестве консультанта. Роберт увидел, что они вели поиски в ста километрах от места крушения. В феврале 1990 года, на второй день его работы в экспедиции обнаружили риф, о который разбился португальский корабль.

Риф был раздроблен многочисленными взрывами. Позже он узнал, что это следы трудов двух американских аквалангистов, которые работали на фирму, занимавшуюся поисками нефти.

Они подняли с рифа четыре бронзовые пушки и неизвестное количество золотых артефактов, но кое-что осталось и для экспедиции, в которой работал Маркс.

Обнаружили несколько фигурок из золота, сотни оловянных монет, отчеканенных в Малакке, много изделий из фарфора династии Мин и другие интересные артефакты.

Гидролокатор и магнетометр показали, что основная часть обломков кораблекрушения лежит на площади примерно пяти футбольных полей на глубине 37 метров под пятнадцатиметровым слоем твёрдой грязи.

Сквозь пробные шурфы извлекли ещё много артефактов, но как раз тогда, когда должны были развернуться основные работы, вмешалась большая политика.

Малазийское и португальское правительства оспорили право Индонезии на «Flor de la Mar».

Дело рассматривалось в международном суде в Гааге.

Продолжение следует


Рецензии
Володя, какая удивительная драматургия разворачивается в твоих рассказах!
С уважением!

Юрий Баранов   04.12.2025 11:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.