ООО. 6. Лес
– Сейчас сядем на электричку и поедем на прогулки. Но для начала условимся на несколько незыблемых правил, идет?
– Идет!
– Правило номер раз! Всегда слушаешься меня. Правило номер два! Слушаешься и делаешь всё сразу. Это очень важно. Видела, как мама на меня смотрела? Вот… Так что мне надо тебя вернуть ей в точно такой же комплектации, как я тебя забрал.
– Она так удивилась, когда узнала, что ты меня погулять зовешь!
– Да? А против то не была?
– Нет! Просто не поняла, почему ты меня сразу не позвал, когда у нас в гостях был. А почему, кстати?
– А я тогда не хотел. А как домой пришел, понял, что сильно по тебе соскучился!
– И я! Это наш паровоз?
– Угу. Только не паровоз, а электричка. Тут места как в автобусе. Заходи, выбирай у окошка.
Что ребенку нужно? Конечно же приключения! Вот мы и сели в междугороднюю электричку, чтобы отъехать немного в поисках приключений. Как я и ожидал, это была первая Катина поездка на таком виде транспорта, поэтому всю дорогу на меня сыпался просто безостановочный град вопрос обо всем. И я с радостью отвечал на большинство из них. Наконец, мы подъехали к намеченной остановке, и я сказал Кате накидывать рюкзак. Пришло время выходить.
Мы оказались в необыкновенном месте, которое вызвало у ребенка смесь восторга и страха. Стоя на пустынной остановке, она озиралась и пыталась найти знакомые для неё места. Но… С одной стороны дорога уходила прямо до горизонта, с другой терялась в лесном массиве, спереди простирались бескрайние болота, а сзади возвышался хвойный лес. Больше всего её впечатлили конечно же два дырявых сапога, что стояли посреди небольшой крытой остановки.
– Ну что, Следопыт? Откуда мы приехали?
– Мы? – девчонка явно растерялась от такого очевидного вопроса. – Я не… Сейчас. Оттуда!
– Верно! Чтобы в следующий раз так долго не думать, запоминай, откуда на тебя светило солнце. Ты стороны света же знаешь?
– Север! Юг! Запад! Восток! – с этими словами она раскинула руки в стороны и головой кивала в нужном направлении.
– Молодец! Где встает солнце?
– На… Юге!
– Нет! Солнце всегда встает на Востоке. Именно поэтому, например Японию называют Страна восходящего солнца!
– А садится? На западе.
– Именно! Итак, первый подарок – держи свой компас.
С этими словами я достал из кармана небольшой, но надежный компас и протянул его ей.
– Тут шнурок есть – можешь повесить на шею. И старайся хранить его подальше от магнитов и железок.
– Ого! Компас! Настоящий?! Мне?!
– Тебе. Сейчас будем учиться ориентироваться по карте. Пошли в тенек, привал организуем.
Мы ушли под тень деревьев, чтобы не оставаться на разогревающемся солнце. Там быстро разложили сделанную мной карту, разобрались как правильно определять стороны света по компасу, ну и прикинули примерно свой маршрут. Катя была вся в новом знании. Её глаза светились словно два кристалла. Она впитывала каждое слово и кричала от восторга, когда ей удавалось применить новые знания на практике.
– Я знаю! Я знаю! Мох! Мох растет на севере!
– И да, и нет. Это может сильно тебя подвести, если не знать всех нюансов. Мох растет там, где сыро. Чаще всего так бывает на северной стороне, но далеко не всегда. Если, например, у тебя южнее есть болото, то мох скорее всего будет расти в его сторону, а у тебя могут быть проблемы!
– Значит, только компас?
– Только если он не сбит. Иначе тоже можно промахнуться. Если есть солнце на небе – используй его.
– А мы сейчас не заблудимся?
– Это хороший вопрос. Правильный. Смотри, вот где мы сейчас – я обвел рукой область лесного массива, в который нас привезла электричка. – С трех сторон мы огорожены трассами – вот эти черные полоски. А вот – вот эта самая железнодорожная ветка. Поэтому прям совсем заблудится нам будет сложно. Но если вдруг случится большая неприятность и ты потеряешься, тебе надо сориентироваться на запад и идти туда. Ты выйдешь снова к железной дороге. Я буду искать тебя вдоль неё, поняла?
– Да. Но я не потеряюсь!
– Именно! И ещё! Вот тебе подарок номер два – свисток!
– Ого! Какой яркий! – Она дунула со всех сил и оглушила и себя и меня. – А какой громкий!
– Точно! Если ты видишь, что потерялась, не надо кричать. Ты только сорвешь себе горло и потратишь силы. Свисти! Сделай три долгих свиста и остановись. Потом ещё три. Так я буду знать, что это именно ты и смогу тебя найти.
– Класс!
– Ну что, готова? Показывай, куда нам идти!
– Туда!
Мы двинулись по началу вдоль железнодорожных путей, а затем зацепились за тропинку и зашли в смешанный лес. Поначалу на меня снова свалился град вопросов об окружающей нас красоте. Кате было интересно абсолютно всё – от того, почему в лесу есть тропинки, заканчивая количеством листьев в лесу. Но в какой-то момент она замолчала.
– Это дятел?
– Да.
– Вот бы его увидеть…
– Тогда постарайся вести себя потише и мы обязательно его увидим.
Дважды говорить не пришлось. Екатерина мгновенно замолкла, и теперь шла вперед, то и дело осматривая деревья над собой. Пару раз даже приходилось её ловить, споткнувшуюся о лесные коренья.
– Тш… Замри…
– Да?
– Присаживайся аккуратно и смотри вон на тут сосну.
– Какую?
– Смотри на тропинку, пенек. И от него раз, два, три, четвертое дерево. Поднимай взгляд. Видишь?
– Да! Ого, какой красивый! У него шапочка красная! А можно его сфотографировать?
– Конечно можно. Только не дергайся, иначе он тебя заметит и улетит. В лесу всё надо делать плавно. И тихо.
– А можно я маме фото отправлю?
– Нужно! Вы с ней договаривались о связи?
– Нет…
– Поставь себе таймер на два часа. И каждые два часа пиши ей или папе, что всё хорошо. Так они точно не будут за тебя волноваться.
– Классно ты придумал!
– Пойдем. Надо успеть дойти до точки привала.
Дальше была дорога. Конечно, я не повел ребенка через лес дикими тропами. Мы пошли по маршруту экологической тропы, которая хоть и выглядела натуральной, но то и дело имела ухоженные мостки в болотистых участках, указатели и специальные места для привала и разведения костра. Несколько раз нам навстречу попадались небольшие группки таких же пеших туристов. С кем-то обменивались парой фраз, с кем-то просто здоровались. Больше всего, Катя удивлялась тому, как мне удавалось обнаруживать людей до того момента, как они попадались нам на глаза, меня же этот мой навык скорее печалил. В конце концов мы подошли к живописнейшему мостку, перекинутому через ледяной ручей. Здесь нам предстояло сойти с тропы, о чем я предупредил свою спутницу.
– Дальше идем к месту ночевки. Идешь за мной след в след. Тут могут быть змеи, поэтому топаем громко.
– Змеи? Ой! Я боюсь!
– Они тебя тоже. Поэтому сейчас наша задача рассказать о своем присутствии, чтобы все животные могли спокойной уйти с нашей дороги.
– И тогда они нас не тронут?
– Именно! Пошли.
Мы сошли в сторону густой растительности и некоторое время пришлось двигаться буквально на пролом, придерживая ветки, чтобы они не ударили Катю. Дальше стало полегче, когда подлесок внезапно исчез и начался участок хвойных деревьев. Несколько раз нам попадались маслята, разбросанные полянками под невысокими елочками в низинах. Больше всего мою спутницу впечатляли мшистые опушки, которые она тут же принималась фотографировать, восхищаясь необыкновенным цветом и мягкостью. И конечно же дикими визгом была встречена первая белка, которая тащила с собой упавшую, но ещё полную зерен шишку. В общем впечатлений было море. Через какое-то время лес снова стал гуще и дорогу снова приходилось выбирать тщательнее. Ручей то и дело показывался по левую руку от нас, то разливаясь в небольшие болотца, то снова собираясь в звонкую тугую струю.
Внезапно моё сердце подкатило к горлу, и я мгновенно поднял кулак вверх, давая знак Кате замолчать и остановится. Она конечно же не поняла и впечаталась в мой рюкзак, так как я уже стоял на колене и всматривался в тропу.
– Растяжка! Тихо! Не шумим…
Прямо через удобную ложбинку тянулась едва заметная леска, задев которую можно было положить всю группу и сорвать выполнение задания… И почему головняк её не заметил? Я судорожно пытался нашарить в траве другие следы противника, прикидывая, как можно отступить…
– Дядя Вадим! Что такое растяжка? Где она? Я не вижу…
– Я… Ох… Катюш, прости… Я… Показалось мне… Пойдем. Там просто… Проволока какая-то. Заденем – упадем. Пошли чуть стороной обойдем.
– А ты мне её покажешь?
– Обязательно. Смотри всегда под ноги внимательно. Иначе можно сильно упасть. И даже себе что-то сломать. Вот…
– А! Это же паутинка! Вот это да. А вон и паук! Фу! Он огромный! Можно его сфотографировать?
– Можно, конечно. Только не спеши. – В этот момент пот лил с меня градом, а сердце стучало где-то в висках. Я старался дышать ровно и спокойно, чтобы как можно быстрее привести себя в порядок. Ребенку мои истерики видеть было явно ни к чему.
– Вот и наша поляна. Сейчас будем палатку раскладывать. Как думаешь, Катюш, где лучше всего ставить палатку?
– Рядом с ручейком!
– А вот и нет. Смотри, рядом с водой всегда сыро и прохладно, а ещё много комаров. Поэтому выбираем место метрах в ста от ручья.
– А это сколько?
– А вот примерно до тех деревьев.
– Может под ними тогда?
– Может. Давай снимем рюкзаки и посмотрим. Видишь – тут муравейник – не вариант. Если окажемся на муравьиной тропе – все мураши к нам заберутся и нас покусают. А вот тут можно попробовать – площадка ровная. Обязательно посмотри наверх – там могут быть сухие ветки. Нам же не надо чтобы они нам на голову упали?
– Конечно!
– Так! Где свисток? Отлично. Давай собирать валежник, а я пока палатку поставлю.
– А что такое валежник? – девочка явно засмущалась своего незнания.
– Это сухие ветки, палочки и всё что уже нападало с деревьев. Нам это пригодится для костра. И запомни, не стыдно чего-то не знать. Гораздо важнее хотеть узнать что-то новое! Нам нужны только сухие ветки. Знаешь, как определить?
– Нет… Научишь?
– Конечно! Берешь ветку и неспеша её гнешь – если хрустит – сухая. Если гнется – то ещё влажная. Только прошу тебя повнимательнее и далеко не уходи. До края поляны и назад. Если вдруг покажется, что потерялась – сразу свести. Я найду тебя. Вперед!
Ребенок радостный приступил собирать всё что валялось на земле и гнуть это ожидая услышать заветный хруст. Я же отцепил мешок с палаткой от внешней подвески рюкзака и принялся её раскладывать. Это действо никогда проблем у меня не вызывало и казалось интуитивно понятным. Раскатал дно и внутреннюю часть, продел дуги в петли, разложив их на всю длину. Палатка сразу приняла свою рабочую форму. Потом сверху накинул наружную часть, закрепив её завязками. Ну а дальше быстро навтыкал колышков и поставил оттяжки. Катя к этому моменту уже насобирала целую кучу сухих веток, и я показала ей, как отличить хвойные породы от лиственных. Естественно она тут же с увлечением начала формировать две разных кучи. Из рюкзака появилась небольшая складная лопата, с помощью которой мне удалось оформить две ямки для Дакотского костра. Девочка к этому моменту уже стояла рядом и с интересом наблюдала.
– А это для чего? Мы будем зарывать клад?
– Лучше! Сейчас я научу тебя делать секретный костер! Такие только настоящие индейцы умеют делать!
– А тебя кто научил? Настоящий индеец?
– Круче. Меня этому научил один разведчик.
– Ого! И зачем такой костер нужен?
– А вот смотри. Здесь у нас будет гореть огонь. Отсюда ему будет помогать ветерок не тухнуть. А теперь сделай десять шагов назад и посмотри. Видишь? Вот! Со стороны костер будет не видно. А ещё его тепло будет рассеиваться землей и даже специальный прибор его не сразу заметит.
– Вот это да! Так мы настоящие разведчики?
– Давай, лучше индейцы!
– Круто!
– Так, индеец Белое Перо. Вот тебе нож. Осторожно. Давай сначала расскажу как надо им пользоваться.
– Давайте, а то я боюсь порезаться.
– Не бойся! Ты порежешься обязательно. В этом вся суть. Наша с тобой задача этого не бояться и сделать это максимально безопасно. – Я подмигнул ей, чтобы снять появившееся у неё напряжение. – Возьми нож в руку. – Для неё мой нож, конечно, был великоват, но ничего.
– Тяжелый…
– И острый! Смотри – это кромка. Она острая всегда. И всегда опасная. Поэтому ты никогда не направляешь её на себя и не трогаешь её рукой. Это – я указал пальцем, – обух. Он всегда безопасен. Если тебе зачем то надо взять нож за лезвие, то твоя ладошка должна коснуться именно его. Он твой друг и смотрит всегда на тебя. Это – острие. Оно, как и кромка, всегда опасно. Более того, если ты случайно упадешь – именно острие это самое страшное, поэтому острием всегда от себя. А это рукоять и её тыльная часть. Она всегда повернута к тебе. И вообще держишь только за неё. Всё понятно?
– Да! А можно его бросить?
– Не бросить, а метнуть. И если ты хочешь этому научиться, то надо купить специальные ножи для метания. А это рабочий нож – он не любит такого обращения.
– Поняла.
– Итак. Бери сухую деревяшку. Обязательно лиственную.
– Такую?
– Отлично. Теперь осторожно попробуй её построгать. Нет! От себя. Именно так.
– Ого! Получается! Как будто Буратино делаю.
– Именно. Сейчас нам нужна будет вот эта стружка, поэтому старайся её не разбрасывать сильно. Молодец.
– А зачем она нам?
– Мы будем сейчас огонь добывать, как это делали люди в старину.
– Мы будем тереть палочки?!
– Нет. Так даже я не умею. Мы сейчас будем высекать искру огнивом.
– Ого! Я сказку читала, там тоже было огниво. А мама и папа не смогли мне объяснить, что это!
– В сказке это был кусочек специального камушка – кремния, и железка. Мы с тобой используем чуть более современный вариант. Но! Сейчас будет опасно, поэтому я прошу тебя быть максимально внимательной.
– Обещаю!
Я сложил сухие ветки в виде небольшого колодца внутри ямы и в центр сложил кучу бересты и мелкой стружки. Но ребенку было важно вблизи увидеть всё грядущее фаер шоу, поэтому рядом с костровищем я сделал из выкопанной земли небольшой постамент, куда уложил несколько поленцев, сделав импровизированный столик. Мы сложили готовую стружку в кучу, плюс я нашел немного пуха и сухой травы, сделав таким образом небольшое гнездышко.
– Теперь бери вот этот цилиндр. Это называется магниевый стержень. А в другую руку свой нож. Переворачивай его кромкой вверх. Видишь у него на обухе есть специальное место? Да. Пробуй провести с силой по стержню.
– Не получается… – конечно она сначала попробовала без усилий и на весу.
– Прижми стержень одним концом к деревяшке и постарайся надавить на него ножом!
– Ого! Ух ты! Тут целый град искр!
– Именно! Осторожно, потому что они очень горячие. А теперь пробуй сделать так, чтобы искры летели в нашу растопку.
– Горит! Ого!
– Ничего себе! С первого раза. Теперь осторожно откладывай нож в сторону. Да, убирай в чехол. Смотри. Нужно осторожно подуть, чтобы угольки разгорелись. Не спеши. Ты должна не задуть огонек, а наоборот дать ему силу. Вот. Правильно. И теперь…
Я взял разгорающуюся робким огоньком растопку и вложил в центр нашего дровяного колодца. Ребенок был в восторге от своего первого разведенного костра!
– Ха! Я теперь мастер! А папа даже спичками не смог развести костер! Мы когда ездили на речку отдыхать, он шашлык хотел жарить! А у него не получилось, представляешь дядя Вадь.
– Охотно верю. Добыть огонь это не просто. Тут сноровка нужна. Или талант – как у тебя.
Ну естественно после таких слов, на поляне появилось ещё одно светящееся солнце, которое принялось бегать и бесится от осознания своей крутости. Пришлось даже немного её угомонить и спустить на землю. А дальше мы сходили к ручью и набрали воды – немного в складное ведро, чтобы можно было мыть руки и посуду, несколько бутылок для питья. Не забыли потом установить место для туалета, договорившись не подглядывать. А когда наш маленький лагерь был наконец организован, наступило время приготовить обед, плавно перетекающий в ужин. В меню у нас была гречневая каша с тушенкой, которая вызвала дичайший восторг, так как варилась в котелке, а Екатерине была предоставлена честь снять первую пробу. Не обошлось и без сосисок и кусков черного хлеба, которые девочка хотел зажарить прямо на пламени, но я научил её и тут как делать правильнее – на углях. Для этого я даже сделал её небольшой отдельный очаг, куда закинул лопату углей, уже хорошо прогоревших в основной яме. Ну и куда же без чая, который мы заварили в небольшом чайничке. В общем, когда начало темнеть, мы были очень даже сыты и довольны. Катя нашла у себя в рюкзаке пачку мармеладных червячков, который сейчас вяло уплетала на десерт, не забывая время от времени предлагать и мне.
– Как тут тихо… В городе всегда машины так шумят. А здесь хорошо…
– Да. Только всё равно, заметь, звук есть всегда. Это и птицы, и насекомые, и даже ветер в листве. Только оно звучит всё иначе…
– Ага…
– А запах? Чувствуешь, как к вечеру начинает пахнуть корой и травами?
– Точно! Я даже сначала и не поняла. И костром!
– Да. Причем запах от костра, особенно если на нем жарят мясо, разносится очень далеко. По нему можно понять, что рядом есть люди.
– Ого. А зачем?
– Например, если ты заблудилась. Ну, не здесь, а например где-нибудь в сибирской тайге. Учуяла запах – иди на него. Выйдешь к охотникам.
– А если они злые?
– Тогда не спеши сразу к ним подходить. Постарайся подойти со стороны, чтобы ветер дул тебе в лицо. Тогда они твой запах не учуют. И садись наблюдать.
– Как индеец?
– Именно! Как индеец.
– И разведчики так делают?
– Совершенно верно. Это их основная работа – наблюдать и зарисовывать.
– Как это? Они что, картины рисуют?
– Нет. Здесь надо нарисовать карту, да так, чтобы потом другой человек по ней всё понял – где кого увидели, сколько их было, как до них добраться. Это сложная наука. Сложная и опасная.
– А ты меня научишь?
– Ну если захочешь, то, когда чуть подрастешь, научу.
– Спасибо…
– Тебе не холодно? Уже вечереет. Достань куртку и двигайся ближе.
– Дядя Вадь. – Катя вышла из палатки натягивая яркую куртку. – Можно спросить?
– Конечно! Садись только на коврик.
– А почему ты всегда шатаешься, когда стоишь?
– В смысле?
– Ну я сегодня заметила. Мы когда останавливались, ты всегда по сторонам оглядывался и шатался немного.
– А… Это у меня привычка такая. Так тебя в лесу сложнее заметить. Смотри туда – видишь.
– Нет… А что там?
– Посмотри на деревья. Они немного двигаются из стороны в сторону. А теперь глянь вон туда – пенек высокий. Сразу заметила? А почему?
– Он не шатается?
– Именно. Глаз всегда привлекает или резкое движение или его полное отсутствие. Поэтому, если ты будешь немного раскачиваться, когда останавливаешься, это сделает тебя немного невидимым.
– Вот это да…
– А можно я про это папе расскажу?
– Не, про это лучше не надо… Пусть будет нашим секретиком.
– А про костер?
– Про костер – обязательно расскажи. Чай ещё хочешь?
Мы заварили ещё чай. На этот раз я только наблюдал и помогал советом, а Катя делала всё самостоятельно. И конечно же был миллион вопрос «Почему?». Но на них было приятно отвечать. Здесь и сейчас ребенок постигал этот необъятный и прекрасный мир, а мне было очень лестно ощущать себя способным ему в этом помочь. Когда на небе появились звезды мы перешли к разговорам о них, из-за чего приходилось периодически отвлекаться от наблюдения за деревьями и посматривать на темнеющее небо.
– А это малая медведица, правильно?
– Угу. А ближе к утру на небосводе появится Пояс Ориона. И там есть одна очень интересная звезда.
– А что в ней интересного?
– Есть вероятность, что это звезда уже взорвалась. И очень скоро мы это увидим.
– Ух ты! А когда?
– Ну… По астрономическим меркам скоро – в ближайшую сотню лет.
– Это долго.
– Есть очень большой шанс, что ты это увидишь.
– А я замечу?
– Это все заметят, потому что на небе будет видно свечение практически как от луны.
– Ничего себе… А ты в космос не хотел бы полететь?
– Не знаю…
– А на Луну?
– Наверное, нет.
– А на Марс?
Мы проговорили ещё с полчаса, пока наконец не стемнело. Сначала Катя просто умолкла, разглядывая то костер, то звезды, а затем и вовсе засопела, облокотившись на мою руку. Выждав, когда её сон станет крепче, я осторожно отнес её в палатку и накрыл спальным мешком, как одеялом, а сам вернулся к костру. Ночь была очень тихая и теплая. Костер потрескивал сухими дровами, которые я иногда подкидывал. По привычке я ещё какое-то время пытался вслушиваться в лесные сумерки, боясь услышать хруст ветки или шелест листьев, но потом просто поднял голову к бескрайнему небу и уставился на усыпанный звездами небосвод.
Свидетельство о публикации №225120300953