Инвалиды обнинска. проблемы и возможные решения
Предисловие.
Вступив в 2016 году в КПРФ, а потом, придя в партийные СМИ и пройдя путь: от обычного журналиста до редактора телеграмм-канала, автор этих строк избрал кругом своих интересов, близкие его основной деятельности, проблемы образования и науки.
На сегодня опубликованы статьи по истории МГУ, большие очерки о роли математиков в Великой Отечественной Войне, о проблемах образования и науки, истории советского атомного проекта, ядерной энергетики, космической и авиационной отраслей.
Принадлежа к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), автор этих строк использует свой социальный капитал для привлечения общественного внимания к проблемам представителей данной социальной группы.
Начав с описания вопиющего избиения охранниками екатеринбургского ТРЦ «Алатырь» инвалида с детства романа Валитова, я писал о разноплановых проблемах стигматизации инвалидов в нашей стране. Информировал читателей о фактическом крахе системы предприятий Всероссийского общества слепых, о неосуществленных планах создания социальных учреждений нашего города и от всей души радовался, когда 16 сентября 2021 года американка Хейли Арсено, первой из инвалидов мира, испытала на себе воздействие факторов орбитального космического полета.
С июня по сентябрь этого года редакции телеграмм-канала «За социализм» пришлось вносить посильную лепту в информационное обеспечение предвыборной кампании КПРФ.
Многие кандидаты от нашей партии совершенно не имели опыта политической деятельности и, честно говоря, совершенно растерялись в условиях реальной предвыборной борьбы.
Желая ободрить товарищей по партии, обучить их основным принципам ведения политической борьбы в информационном поле, не имея к этому медицинских показаний, автор этих строк сел в инвалидную коляску, чтобы исследовать доступность городской среды, понять, оперативно осветить, систематизировать и включить в предвыборные программы кандидатов от КПРФ решение проблем своих товарищей по несчастью.
Собранная информация позволяет оценить качество жизни обнинских инвалидов как удовлетворительное: инвалидам - колясочникам в целом доступны, городской общественный транспорт, а также городское пространство, несмотря на грубейшие нарушения сотрудниками правил внутреннего распорядка и принципов профессиональной этики, работает центр социального обслуживания населения.
Таким образом, можно заключить, что жизнь обнинских инвалидов худо-бедно налажена - проблемы обеспечения их биологического существования решены.
Впрочем, через несколько недель мы вступаем во вторую четверть XXI века, и хочется верить в то, что это – время более высоких жизненных стандартов, пора перехода от обеспечения существования, к удовлетворению более сложных – социальных и духовных потребностей: личностной и профессиональной самореализации, гармоничной интеграции в экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь общества.
Несмотря на то, что прошедшая предвыборная кампания сложилась для нас – коммунистов, мягко выражаясь, не лучшим образом, собранные в ходе нее, материалы могут содействовать повышению качества жизни обнинских инвалидов, а задача как исполнительной, так и законодательной власти – всемерно этому содействовать.
§1. Система профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи с ограничениями здоровья (***) .
Будущее нашего города видится в неразрывной связи с развитием науки и инноваций. Являясь значимыми работодателями, научные институты и инновационные предприятия, взаимодействуя с ВУЗами нашего города, главным образом, с ИАТЭ НИЯУ МИФИ, обеспечивают себя кадровым резервом.
Согласно действующей правовой базе, при достижении совершеннолетия, т. е., 18 лет, дети – инвалиды, проходя медико – социальную экспертизу, переходят во взрослую категорию. При этом, каждый получает индивидуальную программу реабилитации (ИПР)– документ, в котором, в числе прочего, указаны возможные варианты профессиональной ориентации и условий труда.
В качестве эксперимента, можно было бы организовать взаимодействие кадровых служб ведущих работодателей со школьниками – инвалидами, желающими реализоваться в родном городе.
На первом этапе, на основе ИПР и индивидуальных особенностей, для каждого старшеклассника с ОВЗ можно выработать круг возможных вариантов трудоустройства в ведущие организации города и соответствующих индивидуальных образовательных траекторий.
На этом же этапе, можно предусмотреть возможность участия школьников с ОВЗ в экскурсиях в ведущие организации города.
На втором этапе – при обучении инвалидов в ВУЗе, возникают как минимум две серьезных проблемы:
Для, бывших в школе на домашнем обучении, студентов – очников особую значимость приобретает проблема социализации. Недополучение в школьные годы необходимого объема социальных навыков, при вхождении в студенческий коллектив, нередко оборачивается серьезным личностным кризисом.
Формально (об этом информирует баннер на сайте альмаматер) в ИАТЭ НИЯУ МИФИ существует психологическая поддержка студентов с ограничения здоровья.
При этом, ощущается четкий запрос на разработку некоторого психологического спецкурса для вчерашних школьников домашней формы обучения вступающих в обычную студенческую жизнь. Возможно, это может быть реализовано в виде книги, серии видеоуроков, интеграции занятий с психологами, встреч со студентами (например, медиками - волонтерами) в работу подготовительных курсов.
Также, немаловажно продумать механизмы прохождения студентами – инвалидами учебно-исследовательской работы (УИР), производственной и преддипломной практик у будущего работодателя.
§2.Парадокс инклюзивности ИАТЭ НИЯУ МИФИ (** ).
Студенчество автора этих строк пришлось на вторую половину 1990-х годов. В те годы не было каких-либо упоминаний о инклюзивности главного ВУЗа нашего города. Сверх того, перегруженные институтские автобусы, отсутствие пандусов, специальных туалетов и доступа в библиотеку для инвалидов – колясочников, крайне нестабильная работа лифтов и несвоевременное начало отопительных сезонов максимально осложняли обучение лиц с ОВЗ.
Тем не менее, автор этого текста и его товарищи по несчастью не только осваивали основную учебную программу, но и с энтузиазмом искали себя в большой науке, оставались в аспирантуре и начинали полноценно работать на своих кафедрах.
После того, как в 2009 году ИАТЭ стал филиалом НИЯУ МИФИ, началась работа по формированию в нем доступной среды: появились пандусы, был обустроен туалет для инвалидов -колясочников, в библиотеку поставили оборудование для незрячих, а на сайте разместили ссылку на горячую линию сопровождения обучения студентов с ОВЗ.
При этом, количество студентов – инвалидов в коридорах главного ВУЗа нашего города сократилось. В числе уволенных оказались и некоторые преподаватели- инвалиды.
Таким образом, возник парадокс, состоящий в том, что расцвет инклюзивности ИАТЭ пришелся на время, когда это не декларировалось в качестве приоритета, а став одной из целей развития главного обнинского ВУЗа, его доступность для инвалидов де-факто сошла на нет.
Нынешняя – почти полностью зависящая от головного ВУЗа, администрация и, особенно, управление кадрами, в качестве приоритета декларирует недопущение несчастных случаев на территории института. Применяя к каждому «потенциально опасному» субъекту индивидуальный подход: перевод на «удаленку», отказ в продлении срочного трудового договора, удалось обеспечить существенный прогресс на пути к данной цели.
Очевидно, главный ВУЗ нашего города может и должен быть одним из основных социальных лифтов для молодежи, в том числе, с ОВЗ, а потому возникший в нем, парадокс инклюзивности требует своего разрешения.
§3. Инклюзивный коворкинг (*).
Дистанционная работа – данность нашего времени. Около 25% работающих россиян так или иначе знакомы с «удаленкой». Среди инвалидов данный показатель, по всей видимости, несколько выше.
Одним из естественных ответов на распространение удаленной работы и всевозможных онлайн-продаж стало создание коворкингов – пространств, в которых удобно работать, не ощущая всего спектра негативных последствий социальной изоляции.
Один из крупных коворкингов нашего города расположен по адресу: ул. Университетская, д. 2., что, вполне очевидно, не слишком удобно для маломобильных резидентов.
Более того, распространенной проблемой горожан с ОВЗ является невозможность полноценно закупаться в оффлай-магазинах и, тем самым, удовлетворять собственные потребности в социализации.
Одним из решений данной проблемы видится создание дружелюбного по отношению к резидентам с ОВЗ коворкинга на площадях одного из торгово-развлекательных центров, например, «Триумф Плазы».
Такой коворкинг, особенно, если предусмотреть льготы резидентам с ОВЗ и наладить работу социального такси, может привлекать как здоровых, так и нездоровых резидентов, обеспечивать не только удобные условия работы, построение социальных коммуникаций, но и доступность развлечений и оффлайн- покупок.
§4. Мониторинг доступности городской среды.
В нашем городе интенсивно формируется доступная среда. Можно отметить, что, наряду со значительными успехами: летом на инвалидной коляске худо-бедно можно попасть в городские автобусы, в отдельные корпуса ЦМСЧ-8 и в новые торговые центры, есть множество недоработок: неубранные бордюры, чрезмерно крутые пандусы портят впечатление от прогулок по городу.
В случаях снежных зим, ввиду недобросовестности городских коммунальщиков, неубранные заносы во дворах, на подступах к пешеходным переходам и различным учреждениям делают первый наукоград недоступным не только инвалидам, но и пожилым, а также пешеходам с детскими колясками.
Очевидно, что задача политика – не выискивать подобные недостатки, но строить систему их своевременного устранения.
Было бы целесообразно, взяв за основу яндекс-карты, создать на сайте городской администрации раздел, а также разработать мобильное приложение «Доступная среда» в котором пользователи могли бы отметить и описать возникающие проблемы, а также проработать механизмы их оперативного решения.
§5. Порядок работы экстренных служб.
Ряд заболеваний сопровождается возникновением серьезных проблем с дикцией. Это, в свою очередь, порождает множество проблем, в том числе, серьезные трудности взаимодействия с диспетчерами экстренных служб. Автор этих строк хорошо знаком со страдающими детским церебральным параличем взрослыми людьми, для которых данная проблема может перерасти в вопрос жизни и смерти…
В качестве решений можно было бы создать на сайте городской администрации текстовую форму для вызова экстренных служб. Также, возможно обсудить с руководством экстренных служб, особенно, скорой медицинской помощи, создание индивидуальных информационных карточек инвалидов, содержащих телефонный номер и всю, необходимую для оформления вызова информацию.
Таким образом, поступление телефонного звонка с определенного номера можно будет рассматривать в качестве вызова на определенный адрес.
§6. Стоматологическая помощь инвалидам (*).
Один из аспектов доступности стоматологической помощи является наличие в клиниках специальных кресел для инвалидов –колясочников.
Стоимость подобного кресла – около 2.5 млн. руб., и стоматологические клиники города не спешат обзаводиться столь дорогим и не особо востребованным оборудованием.
В современной стоматологии насчитывают девять основных специальностей, и желательно стремится к тому, чтобы каждое из девяти направлений стоматологической помощи было доступно инвалидам – колясочникам нашего города.
§7. Работа центра социального обслуживания населения.
Согласно действующей правовой базе, точнее ФЗ № 442 от 28.12. 2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в первом наукограде действует центр социального обслуживания населения, получателями услуг которого являются пожилые и инвалиды.
Качество оказания социальных услуг в нашем городе можно оценить не иначе, как удовлетворительно. Получатели социальных услуг выделяют следующие системные проблемы:
1. Нестабильность кадров. Штат социальных работников крайне непостоянен: увольнение и прием новых сотрудников – постоянный интенсивный процесс.
При этом, процесс оказания социальных услуг, в ряде случаев, (например, помощь в решении имущественных вопросов, проблем личной гигиены, или ведение домашнего хозяйства) требует построения доверительных отношений получателей услуг и социальных работников.
Последнее, равно как обеспечение безопасности получателей социальных услуг, достижимо лишь при условии относительной стабильности штата социальных работников.
Для получателей социальных услуг нашего города смена трех-четырех социальных работников в течение года – обычная практика. Также, не следует сбрасывать со счетов и того, что довольно часто получатели подобных услуг не отягощены излишней социальной адаптированностью, а потому, могут испытывать немалые душевные страдания, при каждой смене своего социального работника.
2. Профнепригодность и эмоциональное выгорание. К сожалению, нередки случаи, когда социальные работники воспринимают свою трудовую деятельность не как гуманистическую миссию, а как нелегкое незаслуженное наказание.
Это вполне объяснимо тяжелыми условиями труда: необходимостью носить сумки с покупками в домах без лифтов, или помогать лежачим получателям услуг, а также выслушиванием многочисленных жалоб и созерцанием многочисленных, сплошь и рядом, неразрешимых проблем и непоправимых ситуаций.
Естественной реакцией в подобных ситуациях может быть невосприимчивость к чужой боли, неспособность оказывать получателям услуг столь необходимой эмоциональной поддержки.
Сплошь и рядом (по некоторым данным, в 3 из 4 случаев), уставшие и выгоревшие социальные работники общаются с получателями услуг, постоянно используя ненормативную лексику.
3. Трудовая дисциплина. Встречаются ситуации, когда в свое рабочее время социальные работники используют услуги известных агрегаторов для дополнительного заработка в качестве водителей такси. Причем, речь может идти не о незаметных получателям услуг поездках по Обнинску, а о перевозках пассажиров в другие регионы. При этом, получатели социальных услуг, в лучшем случае, ставятся перед фактом переноса визита социального работника.
При анализе возможных путей исправления ситуации, не видится какой-либо альтернативы «кнуту» и «прянику», т.е., дисциплины и поощрений.
В качестве современного высокотехнологичного средства контроля в Москве используется GPS –трекинг, что позволяет в реальном времени отслеживать исполнение социальными работниками своих обязанностей. Внедрение подобной практики в нашем городе позволило бы избежать вопиющих нарушений социальными работниками трудовой дисциплины.
Действующая правовая база, в частности, вышеупомянутый ФЗ 442 возлагает бремя финансирования центров социального обслуживания населения на субъекты Российской Федерации. Кроме того, в качестве источников подобного финансирования рассматриваются пожертвования частых и юридических лиц.
Таким образом, взаимодействие с Правительством и органами законодательной власти Калужской области, а также с бизнес - сообществом может позволить увеличить объемы финансирования деятельности центра социального обслуживания населения.
При этом, конечно, не следует упускать из вида того, что увеличение размера оплаты труда – основной, но не единственно – возможный способ поощрения сотрудников.
Возможно, имеет смысл на средства городского бюджета учредить ежегодную – вручаемую в профессиональный праздник – 8 июня, премию для лучших социальных работников.
Продуманная – основанная на оценках получателей услуг, система выдвижения номинантов и выбора лауреатов, торжественное – освещаемое в городских СМИ, вручение премии может поднять престиж профессии социального работника и, тем самым, со временем повысить качество социального обслуживания населения.
§8. Русиновская фабрика-интернат для незрячих (****).
В мае 1948 года в поселке Русиново, в трех километрах от Боровска, были образованны небольшие специализированные мебельные мастерские для незрячих. Много лет спустя, при данных мастерских было построено несколько, образовавших небольшую улицу, многоквартирных жилых домов. Оснащение уличного тротуара и продуктового магазина навигационными перилами позволило сформировать в небольшом поселке доступную для слабовидящих среду.
Плановая экономика позволяла обеспечивать фабрику заказами и стабильно развивать инфраструктуру поселка. В лучшие годы штат фабрики превышал 1100 человек, более половины, из которых составляли инвалиды по зрению.
Экономические потрясения последних десятилетий, особенно, вступление нашей страны в ВТО обусловили жесткую стагнацию практически всех предприятий Всероссийского общества слепых. За годы рыночных реформ Россия потеряла свыше 190 тыс. (90%) рабочих мест для слабовидящих, а уровень их занятости откатился к показателям начала прошлого века (1-2%).
Сохранение социально значимого предприятия потребовало безотлагательного перехода на производство востребованной продукции. В кратчайшие сроки был налажен выпуск крышек для стеклянных банок, освоена выпечка хлеба, производство макарон и майонеза, начато изготовление электрических патронов, медицинских пипеток и разнообразной картонной тары.
Подобные – без преувеличения, авральные меры позволили Русиновскому предприятию сохранить около 16% рабочих мест. На частично загруженном производстве зарплаты подчас составляли: 40 - 60% от пресловутого МРОТ.
Без своевременного ремонта, стоявшие по обочинам русиновских тротуаров, навигационные поручни во многих местах покосились, а кое – где - вовсе обрушились.
Сегодня вопрос о целесообразности создания новых и сохранения существующих предприятий-интернатов для слабовидящих является крайне болезненным и спорным.
С одной стороны, невозможность радикального усложнения, используемых на данных производствах, адаптированных для слабовидящих, технологий не позволяет кардинально повышать их конкурентноспособность. С другой стороны, закрытие подобных производств грозит многим, особенно, пожилым инвалидам по зрению потерей единственной работы, связанного с ней, источника дополнительного дохода, выпадением из активной жизни и полной утратой смысла существования.
В то же время, став эффективным дополнением к классическим белым тростям, ультразвуковые фонари и GPS – навигаторы облегчают незрячим ориентирование в лабиринтах инфраструктуры крупных городов, а программы, озвучивающие отображаемую на экранах всевозможных гаджетов, информацию открывают новые перспективы значительного повышения качества жизни, личностной и профессиональной самореализации. Таким образом, институт инклюзивных производств, по сути, лишен перспектив.
В силу вышеизложенного, представляется целесообразным наладить взаимодействие с Правительством Калужской области и с Федеральным центром на предмет обсуждения будущего поселка Русиново.
Одним из наиболее щадящих вариантов видится получение крупного гранта на создание в поселке Русиново центра обучения слабовидящих новейшим информационным технологиям, правовым и экономическим аспектам ведения бизнеса, а также бизнес –инкубатора для стартапов в сфере информационных технологий.
Также, возможно, имеет смысл обсудить с руководителями высокотехнологичных предприятий нашего города возможность переноса в Русиново и адаптации хотя бы небольшой части производств. Это позволило бы слабовидящим старших поколений иметь стабильный доход и чувствовать собственную востребованность.
Свидетельство о публикации №225120300959