Ч. 6 Сокровища испанской короны
Испанские колониальные шахты в Южной Америке и Мексике в век открытий давали 95 процентов драгоценных металлов, на которых была основана европейская система. В шестнадцатом, семнадцатом и восемнадцатом веках до отказа загруженные галеоны везли в Европу огромные сокровища.
Но в Испании не была развита промышленность, поэтому всё золото и серебро уплывало в сундуки тех государств, где производили товары. Примерно 10-15 процентов сокровищ не достигали берегов Испании.
Они гибли от штормов или были захвачены пиратами. В основном, конечно, потери кораблей были в результате кораблекрушений. Мечта каждого ныряльщика – найти галеон с сокровищами.
Основания для этого есть, потому что за три века погибло более двух тысяч кораблей, а нашли обломки кораблекрушений только незначительное число.
Тысячи людей погибли или умерли от голода и лишений, добравшись до безжизненного берега.
Вдоль берегов Флориды и других частей Америки под водой скрывается множество опасных рифов, на которых окончили свой путь многие корабли. Корабли, отплывавшие из Испании в Америку, везли большое количество различных предметов и основных продуктов питания.
Дело в том, что в колониях запрещено было что-либо производить. Колонистам не разрешали даже делать вино и оливковое масло. Всё везли из Европы, а оттуда золото, серебро, драгоценности, сахар и красители тканей.
В первую половину шестнадцатого века испанские корабли совершали свои вояжи в одиночном плавании или небольшими отрядами.
Но после появления большого количества пиратов, начиная с 1552 года, корабли следовали в Испанию из Гаваны в составе целого флота, насчитывавшего иногда свыше 150 кораблей.
Потери кораблей были не за счёт пиратов, а из-за навигационных ошибок и штормов. 9 апреля 1554 года из Сан-Хуан-де-Улуа (у побережья Веракруса, Мексика) вышли четыре корабля с грузом слитков серебра и отчеканенных реалов.
По пути в Гавану 29 апреля три корабля, «Esp;ritu Santo», «San Esteban» и «Santa Mar;a de Yciar», затонули во время шторма, и только «San Andres» смог добраться до порта, но в таком состоянии, что продолжать плавание он не мог.
Во время крушения и сухопутного перехода погибли 250 человек. Из Веракрус, куда добрался на лодке капитан одного из галеонов, прислали спасательные экспедиции, которые работали с июля по сентябрь, чтобы спасти ценный груз.
Те из потерпевших крушение, кому удалось добраться до суши на острове Падре, отправились на юг вдоль пляжа в поисках помощи и пресной воды. К несчастью для них, индейцы преследовали их вдоль береговой линии и, настигнув, перебили.
Согласно рассказу, записанному доминиканским монахом Маркосом де Мена, одним из пассажиров, добравшимся до берега, выжили только двое из этих людей: сам Маркос де Мена и солдат по имени Франсиско Васкес.
Маркосу де Мена удалось найти дорогу в миссионерскую деревню Тампико, где был испанский форпост. Он спасся потому, что индейцы посчитали его раны смертельными и не стали добивать.
Франсиско Васкес вернулся на пляж недалеко от места крушения и прятался среди дюн, пока его не спасла команда испанского спасательного корабля.
Правда, я не нашёл сведений, чем он питался, была ли вода.
Потом об этих кораблях забыли, пока, спустя 410 лет, их случайно обнаружила в 1964 году любительница-аквалангист Видо Ли Коннор.
В 1966 году она опубликовала своё открытие, определила названия кораблей и указала их местоположение, которое обозначила буями.
Спасательная компания из Индианы Platoro Ltd, Inc. начала комплексный поиск артефактов в 1967 году. Аквалангисты компании подняли драгоценностей и артефактов на сумму свыше одного миллиона долларов.
Коннор туда уже не допустили, но она увидела, что эта частная компания собирает артефакты драгой, что могло привести к их разрушению. Она сообщила об этом властям штата.
Эта история показала, что в законодательстве отсутствует защита государственных древностей.
Началась судебная тяжба властей штата с фирмой Platoro, которая длилась 17 лет. Были приняты соответствующие законы, и артефакты у фирмы отобрали.
Техас организовал собственную подводную археологическую экспедицию, которая работала с 1972 по 1975 годы.
Экспедиция подняла сокровищ и артефактов на сумму свыше десяти миллионов долларов, включая золотые слитки, серебряные монеты, серебряные и медные слитки, латунную навигационную астролябию и драгоценные украшения.
Аквалангисты также подняли со дна тысячи артефактов, которые позволили учёным установить, как был устроен корабль, и понять, как проходила жизнь на корабле.
Имя флоридского искателя сокровищ Мэла Фишера знакомо каждому, кто интересовался потерпевшими крушение испанскими галеонами. Ему удалось обнаружить два испанских галеона, «Atocha» и «Margarita».
История этих двух невезучих кораблей начинается в сентябре 1622 года, когда флот из 28 галеонов отплыл из Гаваны в Испанию. Через несколько дней после начала плавания начался ураган. Были потеряны восемь судов.
Одни затонули в открытом море, а другие были разбиты вдребезги о скалы. На «Atocha», самом нагруженном драгоценностями галеоне, команда насчитывала 550 человек. Спаслись пятеро.
С галеона «Margarita» другие корабли подобрали 68 человек из экипажа 330 моряков. Потеря этих кораблей была тяжёлым ударом для Испании.
Спасательные суда, присланные из Испании, через четыре года поисков обнаружили место гибели галеона «Margarita», и ещё четыре года у них ушло на подъём большей части драгоценного груза.
«Atocha» так и не нашли, а потом о кораблях забыли на долгие триста пятьдесят лет.
Продолжение http://proza.ru/2025/12/05/982
Свидетельство о публикации №225120401039
С дружеским приветом,
Олег Каминский 05.12.2025 12:41 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 05.12.2025 12:51 Заявить о нарушении