Гордыня

             ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ

             Прежде чем приступать к определению понятия "гордыня", необходимо сказать несколько слов о ПРИНЦИПЕ РАВЕНСТВА всех людей перед Богом и перед Его Нравственным Законом. Как понимать такое равенство? Неужели допустимо ставить знак равенства между закоренелым преступником и законопослушным гражданином, умным человеком и воинственным невеждой, праведником и отъявленным мерзавцем? Ведь очевидно же, что нет! Тогда в чём же состоит их равенство? А состоит оно в некоем наборе базовых, неотъемлемых прав, дарованных КАЖДОМУ человеку Самим Творцом. В этот набор входят: право на жизнь и физическое здоровье, право на уважительное к себе отношение, право на развитие и самореализацию, право на исповедание своей веры, право на выражение своей точки зрения на тот или иной предмет, право на достойное вознаграждение своего труда и т.д. Сюда же входит и наиболее прочное и неотъемлемое право – право на ошибку в выборе жизненного пути, право на падение (вспомним евангельскую притчу о блудном сыне; Лк. 15, 11-32). Всех перечисленных прав (кроме последнего) человек может быть лишён лишь в одном-единственном случае, а именно – когда сам злонамеренно нарушает базовые права окружающих: покушается на их жизнь и здоровье, проявляет к ним неуважение, отказывает им в праве на развитие и самореализацию, присваивает чужое и т.д.
             Принцип всеобщего равенства заложен в "золотом правиле этики", содержащемся во многих древних этических кодексах, в том числе, в Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа. Оно гласит: "Во всём поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами" (Мтф. 7, 12; перевод С. Аверинцева). Это правило исключает возможность существования двойных стандартов в межличностных отношениях. Хочешь жить и здравствовать сам? – дай возможность жить и здравствовать окружающим. Хочешь, чтобы тебя уважали? – научись уважать других. И так далее. Это равенство в поведенческих требованиях можно обозначить как ЮРИДИЧЕСКОЕ (ПРАВОВОЕ) РАВЕНСТВО. Такое равенство есть всегда благо само по себе, а противоположное ему состояние – неравенство – это всегда зло само по себе. Его следует отличать от других типов равенства/неравенства, таких, например, как духовно-интеллектуальное, сословное, имущественное, субординационное (ранговое) и т.п. Эти последние, взятые сами по себе, не носят положительного или отрицательного характера, являясь, так сказать, сопутствующими факторами, "техническими характеристиками" взаимоотношений.

             ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

             ГОРДЫНЯ (спесь, высокомерие, надменность, заносчивость) есть защитная реакция эгоизма на требование Морального Закона уважать и блюсти неотъемлемые права окружающих, не нарушать по отношению к ним принципа юридического равенства. Эта реакция-ответ выражается в продуцировании и культивировании ЧУВСТВА ЛОЖНОГО ПРЕВОСХОДСТВА – чувства, возникающего в результате необъективного, тенденциозного сопоставления себя с кем-либо другим (чрезмерного восхваления себя и незаслуженного уничижения другого) и порождающего несправедливые, предвзятые действия в отношение уничижаемого лица, как то: ущемление в правах, издевательство, эксплуатацию и т.п. Можно сформулировать иначе: это выпячивание себя в собственных глазах на фоне принижения другого с целью оправдания несправедливого отношения к последнему – выпячивание, влекущее за собой печальные практические последствия в виде дисгармонии в отношениях. При этом сопоставляемые лица могут быть как индивидуальными, так и коллективными (вплоть до целых народов).
             Эгоизм и только эгоизм является сутью и движущей силой гордыни. Гордыня – это своего рода барская одежда, в которую облачается эгоист с целью поддерживать в себе самом иллюзию законности и справедливости своего привилегированного положения в обществе.
             Гордыня не даётся человеку от рождения, а вырабатывается в процессе жизни. До тех пор, пока ребёнок-эгоист не слышит голоса Морального Закона, требующего от него блюсти принцип всеобщего юридического равенства, его гордыня находится в латентном состоянии. На этом этапе его эгоизм носит по-детски наивный, стихийный характер. За общим столом такой ребёнок первым схватит лучшую конфету не потому, что считает себя выше и значимей остальных, а лишь потому, что для него не существует чужих интересов в принципе, они наглухо закрыты для него непроницаемой стенкой эго-кокона. Но как только такому ребёнку будет сделано замечание, в нём сразу же активизируется противоборствующая сила в лице эгоизма, запускающая процесс поиска оправдания своим "исключительным правам" на лучшую конфету, своей "избранности" по отношению к остальным детям. Голос справедливости может говорить ему: "Ты НЕ имеешь права самочинно присваивать лучшее, т.к. все дети за столом равны в правах". Гордыня возразит на это: "Наоборот, ты имеешь полное право взять лучшую конфету, ведь ты настоящий везунчик – судьба даровала тебе наиболее близкое место к вазе с конфетами!" (доводы могут быть и более утончёнными). Гордыня – это своего рода адвокат эгоизма перед лицом чувства справедливости.
             Думаю, нечто подобное имел в виду апостол Павел, когда говорил о первородной греховности человека, которая при отсутствии Нравственного Закона находится в спячке и пробуждается, когда Закон обозначает своё присутствие (см., например, здесь: Рим.7, 8-10).
             НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ (сначала на внутреннем плане, т.е. в мыслях, а потом на внешнем – в действиях) является главным маркером гордыни, позволяющим разграничить последнюю с внешне схожими, но отличными по сути явлениями. Если справедливыми мы называем такие решения и поступки, которые служат интересам общества в целом, а не отдельных его частей (эго-единиц), то несправедливостью будет прямо противоположное – решения и поступки, преследующие корыстные интересы частного лица или группы лиц вопреки интересам человеческого сообщества как единого целого. Несправедливость есть следствие дефицита коллективистского мышления, другими словами – следствие эгоизма.
             Внутреннее неизбежно проецируется вовне. Гордыня как внутреннее состояние неотделима от своего внешнего проявления – несправедливого действия, именно наличие последнего служит для исследователя критерием, позволяющим отличить гордыню от её безобидного двойника в виде ЕСТЕСТВЕННОГО чувства превосходства.
             Действительно, не всякое чувство превосходства есть непременно гордыня. Например, не является гордыней разноуровневое взаимодействие (так сказать, взгляд сверху вниз), характерное для общения родителя со своим ребёнком, мастера-наставника со своим подопечным, человека, привыкшего следовать строгим моральным принципам, с лицом, подвергшемся глубокому моральному разложению (хороший пример из художественной литературы – взаимоотношения профессора Преображенского со своим горе-подопытным, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, из сатирической повести М. Булгакова "Собачье сердце"). Во всех подобных случаях чувство превосходства присутствует по необходимости, носит естественный по отношению к ситуации характер, но вовсе необязательно, что к этому чувству будет примешиваться гордыня. Гордыня появится лишь тогда, когда носителем этого чувства будет попраны базовые принципы этики – принцип равноправия (не путать с уравниловкой!) и тесно связанный с ним принцип общественной справедливости.
             Противоположностью гордыне служит СКРОМНОСТЬ (незаносчивость, трезвомыслие о себе) – сдержанно-взвешенная, критичная, объективная оценка самого себя, нежелание нарочито противопоставлять себя остальным, чрезмерно выделяться на фоне окружающих. Скромность следует отличать как от СКРОМНИЧАНИЯ – искусственного, притворного принижения собственных достоинств, так и от САМОУНИЧИЖЕНИЯ – когда человек намеренно не замечает собственных достоинств с целью профилактики самовозвеличивания.
             Нередко гордыню противопоставляют смирению, что на мой взгляд не совсем верно. Смирение с трудом подходит для роли антонима к понятию "гордыня" по той причине, что является лишь ЧАСТНЫМ СЛУЧАЕМ трезвой самооценки, если ещё точнее – её следствием. Смирение – это не просто устойчиво низкая самооценка, но и определённая реакция на драматические обстоятельства жизни. Смирение (смиренномудрие) – это замирение (установление мира) со своими бедами и невзгодами, которые рассматриваются как посылаемое Богом заслуженное наказание за греховность. Наличие несчастий является существенным условием для проявления смирения. Скромность – более широкое понятие, которое не связано с какими-либо ситуативными условиями. Скромность может проявляться как в счастье, так и в несчастье, смирение же – только в несчастье. Противоположностью смирению будет не гордыня, а ропотливость (ропот на судьбу).

             МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОРДЫНИ

             Для запуска процесса самовозвеличивания эгоисту необходимо наличие двух катализаторов (толчков, поводов).
             Первый из них (и о нём мы уже сказали) – это ГОЛОС РАВНОПРАВИЯ, который может звучать как извне (от окружающих), так и изнутри (врождённый Моральный Закон, совесть). Эгоизм, слыша этот ненавистный ему голос, запускает процесс поиска доводов, направленных на опровержение идеи равноправия, и находит их во втором катализаторе.
             Второй катализатор – это возникновение некоего СИТУАТИВНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА перед другим лицом (или лицами). Ощущение условного, относительного преимущества, которое в определённой жизненной ситуации может испытывать каждый из нас, преломляется в сознании эгоиста в представление о собственной исключительности и собственном величии, представление, ведущее к внутренней легитимизации неравенства и несправедливости. Здесь свою негативную роль играет присущий эгоизму механизм отсечения "невыгодной" информации, так сказать, избирательная слепота. Эгоист видит только то, что выгодно ему, отсекая всё остальное поле бытия. Далее включается фантазийное мышление, работающее по принципу кривого зеркала: собственные достоинства там преувеличиваются, а достоинства других умаляются. Всё это приводит к частичной потере связи с реальностью, порождает иллюзорную картину мира. В христианстве такое состояние сознания обозначается понятием "прелесть". С ним, на мой взгляд, отчасти пересекается индуистское понятие "майя" (в зависимости от контекста).
             Все возможные случаи ситуативного преимущества можно разделить на три группы:
             ПЕРВАЯ ГРУППА обусловлена общественной специализацией, т.е. разделением труда и обязанностей между РАВНОПРАВНЫМИ членами общества. Например, мастер по ремонту сантехники при определённых условиях ощущает неоспоримое преимущество перед специалистом в области высшей математики, продавец – перед покупателем, начальник – перед подчинённым, мужчина – перед женщиной или наоборот.
             ВТОРАЯ ГРУППА обусловлена естественной иерархической структурой общества, основанной на различии его членов по уровню морального сознания, интеллектуального и психического развития. В отличие от жизненных ситуаций из первой группы, ситуации второй группы характерны для лиц, в той или иной степени НЕРАВНОПРАВНЫХ по природе. Выше мы уже приводили примеры пар, взаимодействие внутри которых строится на основе естественной иерархической дистанции. Этот тип преимущества можно обозначить как доминирование развитого сознания над неразвитым: родителя над ребёнком, гроссмейстера над новичком, профессора Преображенского над Шариковым и т.п. Именно этот тип ситуативного преимущества и связанные с ним поведенческие паттерны внешне схожи с проявлениями гордыни, ни в коей мере не являясь таковыми.
             ТРЕТЯЯ ГРУППА связана с ситуацией успеха, везения, удачи. Для того, чтобы ощутить своё преимущество перед другими, здесь не требуется компетенций или природных задатков, а лишь осознание того, что ты волею случая оказался царём горы (как в детской игре), т.е. заполучил выгодную диспозицию для осуществления цели.
             Как только возникает ситуация, при которой эгоист начинает осознавать своё преимущество перед окружающими, это обстоятельство сразу же используется им в качестве инструмента подавления голоса совести и оправдания чрезмерного роста самомнения и уничижения других. Это СПЕКУЛЯЦИЯ на условном, временно-ситуативном преимуществе перед другими, стремление абсолютизировать это преимущество и – как результат – создать Я-образ в духе его исключительности, избранности. Если трезвый голос совести напоминает человеку о его одинаковости со всеми, и даже о собственном недостоинстве (вспомним евангельскую притчу о разумном поведении гостя, приглашённого на брачное пиршество; Лк. 14, 8-11), то гордыня – этот внутренний льстец-подхалим – пытается заглушить голос разума, убеждая в обратном.

             ТРИ СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ГОРДЫНИ

             Гордыня может являть себя как по отношению к людям, так и по отношению к Богу и неразумной природе. В первом случае она выступает как межличностное превозношение, во втором – как коллективная эмансипация человеческого рода от своего Творца, в третьем – как синдром "царя природы".
Остановимся более подробно на каждом из перечисленных случаев.
             1) МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПРЕВОЗНОШЕНИЕ. Одним из наиболее часто встречающихся его проявлений является выстраивание отношений с "нижестоящим" по типу "я – господин, ты – слуга", что предполагает подчёркнуто пренебрежительное отношение к данному лицу, необоснованное его уничижение, установление между ним и собой межличностного психологического барьера, сознательную ("законную" с точки зрения спесивца) его дискриминацию – словом, все те действия, которые создают ощущение апофеоза несправедливости. Душевная чёрствость (отстранённость, отчуждение от чужих проблем) так же присуща гордыне, но это признак не собственно гордыни, а её подложки – эгоизма. Любой эгоист, будь он с гордыней или без неё, невосприимчив к чужим душевным переживаниям по определению.
             Важно понимать, что быть лидером или руководителем – не преступление. Высокий социальный статус сам по себе никак не связан с гордыней. Гордыня начинается тогда, когда лидерство или руководство начинает восприниматься не как тяжкое бремя, а как личная удача и преимущество, не как форма служения ближним, а как форма их эксплуатации.
             Человек с раздутым самомнением начинает верить в то, что он имеет больше по сравнению с обычным человеком прав на всевозможные житейские блага – деньги, власть, комфорт, свободу, льготы, титулы, почести и т.п. Их отсутствие в требуемом количестве вводит его в состояние фрустрации. "Мои высокие запросы соответствуют моей значимости для общества (государства, коллектива, семьи и т.д.)" – пытается оправдаться он. Это душевное состояние можно обозначить как "комплекс барина".
             Гордыня тесно связана с представлениями о естественности сословной (классовой, кастовой) организации общества, которая узаконивает общественное неравенство в соответствии с критериями, лежащими ВНЕ области морали (родословная, биологические данные, интеллектуальное развитие, богатство, причастность к государственной власти или религиозно-культовым обрядам и т.д.). Классический пример – рабовладельческая идеология античного мира. Эллинские философы (Платон, Аристотель) были искренне убеждены в том, что сама природа делит людей на свободных и рабов. Учение Христа предложило человечеству новый принцип общежития, согласно которому "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос" (Кол. 3:11). Гордыня стала рассматриваться не просто как явление карикатурно противоестественное, но и как один из критически опасных грехов – грехов, ведущих к полному разрыву связи человеческой души с Богом, к её духовному омертвению.
             2) ЭМАНСИПАЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТВОРЦУ. Это самочинное, спекулятивное, не имеющее реальных оснований возвышение твари перед лицом Творца: умаление вплоть до отрицания Его значимости в повседневной жизни (деизм), пренебрежение Его Волей (секуляризация, обмирщение сознания, антропоцентризм), дерзкие попытки померяться силами с Творцом ("синдром Икара" в виде научно-технического прогресса, тёмный магизм).
             В отличие от межличностной гордыни, данный вид заносчивости менее индивидуализирован. Здесь наблюдается попытка бросить вызов Творцу не столько от лица индивидуального Я, сколько от лица Я коллективного, т.е. всего человеческого рода (в широком смысле – всего тварного мира). Все свои "преимущества" перед Богом возгордившееся лицо считает не столько своими, сколько общечеловеческими, выражающимися в многочисленных достижениях человечества в области науки, техники, духовного творчества, искусства и литературы. Ярким историческим примером стремительного роста такого коллективного превозношения человека перед Богом является трёхвековой период от расцвета Эпохи Возрождения до заката европейского Просвещения (XV-XVIII вв.) с его постепенным отходом от теоцентризма Средневековья и разворотом в сторону деизма и антропоцентризма.
             Самовозвышение здесь происходит по общей для всех форм гордыни схеме. Начинается всё с иллюзорного ощущения земного могущества человека перед лицом Божественного Провидения – этой малопонятной для человека силы, скрытой где-то далеко за облаками метафизики. Это ощущение усиливается впечатляющими достижениями человечества во всех сферах жизни, достигнутыми якобы исключительно благодаря человеческим усилиям, без участия Творца, или (на крайний случай) благодаря "удачному стечению обстоятельств", "случайно", как в лотерее. Далее начинается процесс спекулятивного раздувания собственной значимости и умаления значимости оппонента.
             Человеческая гордыня ОТЧУЖДАЕТ от Бога то, что по праву принадлежит только Богу.
             В голосе житейски успешного человека со временем всё чаще начинают звучать нотки пренебрежения по отношению к Горнему Миру. Такой человек не испытывает нужды в мудром вразумлении Святым Духом в ситуациях жизненного выбора, он действует исключительно сообразно своему природному уму и произволу страстей. Самонадеянность спадает с него лишь тогда, когда с ним случается какое-то несчастье или он попадает в экстремальные условия, создающие угрозу его жизни и здоровью.
              Описанную форму гордыни можно сравнить с эйфорией самостоятельности, которую испытывает ребёнок, вырвавшийся из-под родительской опеки.
             3) СИНДРОМ "ЦАРЯ ПРИРОДЫ". Гордыня по отношению к природе схожа с описанной выше разновидностью межличностной гордыни, взращенной на почве естественного контраста между членами социума в уровне их развития и спекулирующей соответствующим ситуативным преимуществом, обозначенным нами как доминирование развитого сознания над неразвитым (см. вторую группу ситуативных преимуществ).
             Сам Творец мироздания поставил человека НАД природой, одарив его душу высокоразвитыми психическими процессами (мышление, восприятие, память и др.), а главное – моральным сознанием. Иерархическое преимущество человека перед природой очевидно и бесспорно, оно является для него естественным и вполне законным состоянием, однако само по себе оно ещё не есть гордыня. Гордыня начинается с того момента, когда человек начинает подчёркнуто выделять себя из планетарной экосистемы (флоры, фауны, неживой природы), искусственно обособляться от неё, уничижать её и подвергать нещадной эксплуатации в угоду своей самости, на правах "хозяина" безответственно вмешиваться в природные процессы, нарушая хрупкий природный баланс.
             Какие только бесчинства не позволяет себе человеческая гордыня по отношению к матери-природе: производит опасные опыты с геномом животного и человека (генная инженерия), отравляет воздух, воды и почвы выбросами вредных веществ, нарушает экологию катастрофической вырубкой лесов, осуществляет геноцид целых популяций животных, а в былые времена даже вынашивал планы запустить реки вспять (СССР, 30-е годы XX в.) – и всё потому, что человек возомнил себя безраздельным властелином планеты.

             ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОРДЫНИ

             Если вдруг случается, что реальность ставит зазнайку на место, обнажая его слабости и уязвимости, то гордыня, дабы снять жгучий диссонанс с суровой картиной реальности, запускает защитные механизмы психики.
             Защитные механизмы – это инструментарий подсознания, целенаправленно искажающий объективную картину мира в угоду сохранения привычного внутреннего комфорта личности. Говоря проще, это привычка к постоянному самообману. В случае с гордыней функция защитных механизмов сводится к тому, чтобы подавлять всяческую критику в свой адрес, в том числе, самокритику. Наиболее распространёнными механизмами защиты спесивца являются слепота в отношении собственных изъянов и искажение причинно-следственных связей (когда причину собственных неудач ищут где угодно, только не в себе самом).

             ГОРДЫНЯ И ГОРДОСТЬ

             Одной из широко распространённых ошибок является отождествление этих двух схожих на слух слов. Степень отождествления может варьироваться от полного до частичного, однако суть ошибки от этого не меняется – их рассматривают как ближайших смысловых родственников. (Было бы интересно узнать, встречается ли подобная смысловая путаница в других языках.)
             То, что такое отождествление является в корне ошибочным, следует из самих определений этих понятий. Гордость – это психозащита чести и достоинства, а гордыня – это комплекс ложного превосходства, обслуживающий эгоистическое стремление к привилегированному положению в обществе (по сути – волю к власти). Гордость защищает, гордыня нападает. То есть они о разном. Если гордыня – это всегда зло, можно сказать, зло в первой инстанции, то гордость может быть как полезной, так и вредоносной. Полезной (и даже насущно необходимой!) – когда даёт отпор несправедливой критике, оскорблениям и унижениям, попыткам задавить, деморализовать личность, лишить её суверенитета (субъектности) – всего того, что несёт угрозу деформации и распада личности. Вредоносной – когда отвергает всяческую, в том числе справедливую критику в свой адрес, тем самым создавая серьёзное препятствие для духовного роста личности.

             НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРИРОДЕ ЭГОИЗМА

             Мы выяснили, что гордыня есть продукт эгоизма – этого главного источника вселенской дисгармонии. Эгоизм – игнорирование интересов окружающих и сосредоточенность исключительно на собственных интересах – является сутью и движущей силой гордыни. Но вот что является корнем самого эгоизма? Этот вопрос по праву можно назвать наиважнейшим вопросом этики, да и философии в целом, т.к. ответ на него позволяет раскрыть тайну происхождения зла.
             На мой взгляд, наиболее убедительной выглядит точка зрения, согласно которой эгоизм есть следствие ГЛУБИННОГО НЕВЕЖЕСТВА (так думали, в частности, представители сократической традиции). Не того поверхностного невежества, которое мы обычно имеем в виду, когда говорим о недостаточной информированности человека, о недостаточной его компетентности или образованности, т.е. о вещах более или менее преходящих, связанных с работой его оперативных психических функций (интеллекта, памяти, восприятия и др.), обслуживающих человеческое Эго. Нет, глубинное невежество совсем иного рода, и относится оно к опыту взаимодействия души и духа. Дух – это та часть человеческого естества, которая соединяет воедино его индивидуальное Я с окружающим миром, в идеале – с космосом, приводя их в состояние гармонии (на уровне общественных отношений мы называем это состояние справедливостью). Дух – это своего рода диппредставительство Бога в составе человеческого естества, отвечающее за гармонизацию отношений индивида и вселенского социума. Эгоизм исходит от души и тесно связанного с ней тела, коллективизм – от духа. Так вот, то невежество, о котором мы говорим, связано с глубинным, религиозно-философским познанием сути вещей, с теми знаниями, которые формируют правильную, здоровую систему моральных ценностей. Можно быть начитанным, широко эрудированным, но при этом глубоко невежественным в вопросах духовной жизни – той жизни, где дух руководит душой и телом. Быть невежественным в нашем случае означает: иметь недостаток всестороннего бытийного опыта, страдать зашоренностью сознания и узостью бытийного кругозора – свойств, присущих душе, которой не коснулось философское знание и подлинный опыт богопознания.
             Именно такое невежество заслоняет от спесивца ту истину, что подлинная значимость человека для общества оценивается исключительно по критерию духовно-нравственного совершенства: в очах Божьих ценнее не тот, кто сильней и успешней, а тот, чьи мысли и поступки согласуются с законами высокой морали, требующей от человека быть сострадательным, жертвенным, готовым прийти на помощь ближнему и т.д. Причастность же к высокой этике не превозносит человека над окружающими, а прямо наоборот – опрощает, делает более доступным, более справедливым, выравнивает его в базовых правах с остальными.
             Эгоизм – болезнь молодости. Суть эволюции человеческой души состоит в том, чтобы пройти длинный, тернистый путь от состояния "люблю исключительно себя" до состояния всеобъемлющей любви к Господу Богу и ближнему своему (ср. Мф. 22, 37–39). Гордыня – это маркер духовного возраста личности: рост духа ведёт к неизбежному умалению гордыни.


Рецензии