Письма Учителю. Казнь на карнавале

                "Терапевтическая роль религии несомненна"
                Ван Ли-чжун, последователь доктора Мясника.
                ***

                С Вашего позволения, граф, продолжу изучение записи от 10 июля 1890 год.

 Итак, Вы весьма жестко оценили новую статью В.В.Розанова. Да и его самого, страдающего, по Вашему мнению грехом гордости.

 Да,православные не должны стоя фертом, да ещё и нос задирать. Уничижительная характеристика. То ли ещё будет.

 А пока продолжим Вашу рефлексию по поводу места христианства в истории. Интересную аналогию проводите в этот день.

"Николинька, когда был маленький, ложился в постель играя и просил няню продолжать играть; а он будет спать. Так и православные, просят попов за них молиться, пока они будут спать"

 Это даже не медитация. И не ритуал. Перекладывание духовных начал на как бы носителей Христовой веры. Не так важно, что батюшка прибухивает или сально смотрит на молодых прихожанок. Главное другое. Он на прямой связи с Богом. А Бог все спишет. Да индульгенцию по цепочке передает.

 Вы в своих дневниковых записях, за нынешний день, ещё круче оттоптались.

 "В Риме по приказу папы казнили во время карнавала в костюмах и покупали окна смотреть. И вдруг поняли, что это дурно. Нет градаций в переходе от зла к добру, а прямо от самого черного к совсем белому"

 С этого места, Лев Николаевич, поподробнее. Если в контектсе христианства, то с прописной. А какое ещё лицо может приказать совершать публичное наказание?

 Сжигание еретиков на костре инквизиции.  Наиболее яркий пример Джордано Бруно. Ну и Жанна Дарк. Но как-то не вписываются эти исторические личности в карнавал.

 У Вас же костюмированное представление с "вишенкой" на праздничном тортике.  Пишут, что нечто подобное происходило на Сатурналии. И даже с самоубийством в конце праздника избранного карнавального короля.

 Возможно, оттуда и смерть на миру красна. Но подобное было в дохристианскую эпоху. Вы же прямо указываете на детали. Да ещё и горожан, которые, купили лучшие места.

 Верю Вашему авторитету. Возможно, в переходный период. А потом врубились, ну не совпадает это с христианскими принципами. Да и сами верующие, жадно глазеющие на чужие страдания, отдаляются от Бога.

 Как и Вы, в далеком 1857 году, наблюдая за гильотинированием известного парижского повара Франсуа Рише. Харе Кришна, что это омерзительное действо ТАК отразилось на Вашем мировоззрении. Увы, как показывают опросы, число сторонников крайней меры не изменяется.

 В этих условиях могут и совместить карнавал с кровавым жертвоприношением Фемиде. И не так важно детали преступления, само действо сплотит верующих.

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 Кажется, понял, чем Вас отвратила статья Розанова. Есть институт религии, а есть человеческое чувство, вера в совершенство, к которому стоит стремиться. И не ради попадания в некие райские кущи. Просто для нормального общения с другими.

 Да ещё. Извините, Лев Николаевич, у меня не открывается сайт http://tolstoy-lit.ru/. Если не восстановится, то придется использовать бумажный носитель.  В домашнем собрании сокращенный дневниковый вариант. Согласитесь, стремно. Вы уж там шепните, пусть откроют"


Рецензии
Нашла сайт - открылся(шепнул видно Лев Николаевич кому надо).
Вот дневниковая запись за 10 июля 1890:
"10 И. Я. П. 90. Встал рано, думал хорошо, но забыл, помню одно: Николинька, когда б[ыл] маленький, ложился в постель играя и просил няню продолжать играть; а он будет спать. Так и православные, просят попов за них молиться, пока они будут спать. Читал всё утро 20-й Century и говорил с Г[ельбиг] и Стр[аховым]. Стр[ахов] раздражает меня свой тщетой. Письмо Розанова и его статья — только трата бумаги и времени и накопление греха гордости. В Риме по приказу папы казнили во время карнавала в костюмах и покупали окна смотреть. И вдруг поняли, что это дурно. Нет градаций в переходе от зла к добру, а прямо от самого черного к совсем белому. Теперь 3-й час, пойду купаться. Всё так же слаб. С[оня] огорчена опасением беременности. Вот где опыт перенесения дела на суд единого Бога. —

[92] Пошел купаться. Вернулся, стол на 30 чел[овек]. Офрос[имовы], Фигнеры. Потом музыка, пение. — Ужасно бесполезно расстроило нервы. Жалкие две машины, трубы — едящие и воняющие. Не спал до 5-го часа. Нездоровится очень. — С[оня] в горе и упадке духа.
Источник: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/dnevniki/1890/dnevnik-1890.htm
Сайт:
http://tolstoy-lit.ru/?ysclid=misoe14e31836737846

Надежда Шевцова   05.12.2025 12:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.