Хреновуха
Про музей Фаберже и говорить нечего. Красота пасхальных яиц вышибала из реальности окончательно, и в следующих залах уже казалось, что она вполне может себе позволить и брошь с драгоценными камушками, и каменную подставку для ручек и карандашей на рабочий столик в кабинете, драгоценные и полудрагоценные шармы на браслетик. Особенно брошь…Как прекрасно прикрепить на костюм, как княгиня. Пусть все залюбуются…
Впереди запланирован еще Строгановский музей, вот там она никогда еще не была. Надо успеть до закрытия, чтоб сегодняшний день до краев был наполнен впечатлениями. Там как раз еще не закрылась выставка императорского фарфора. Экскурсия на тему «Как жить красиво» продолжалась. Она часто приезжала в любимый город, отстаивая свое право помечтать и пофантазировать о своих предках: кто где мог здесь бывать, какие дворцы посещать, с кем был на аудиенции… Здесь мысли приходили самые светлые, несмотря на частые хмурые дни, здесь рождались многие идеи, которые, кстати, легко реализовывались. Она дошла до Исаакиевской площади, обогнула Николая Первого, чинно прошагала мимо Мариинского дворца и вышла на набережную Мойки.
После невыносимой красоты так же невыносимо хотелось есть. Она глянула на часики. Половина четвертого по полудни. Если присесть где –нибудь прямо сейчас, то можно все успеть: и пообедать, и посмотреть дворец с фарфором. Как бы услышав ее мысли, Мойка словно вынесла по ее желанию небольшой ресторанчик.
Она вошла в очень респектабельное заведение с деревянными темными панелями, оглядела себя в огромное, от пола до потолка, зеркало в золоченой окантовке. Довольно кивнула своему отражению: шелковый шоколадного цвета брючный костюм отлично вписывался в интерьер ресторана. Она по-княжески выпрямила спину и вошла в зал. Возле бара стояло несколько официантов в безупречных белых рубашках. У открытого французского окна был маленький столик на одного гостя. Она решила дальше не проходить, не тратить время и расположилась лицом к улице.
Официант появился мгновенно, словно из ниоткуда. Он поставил по правую руку раскладной стульчик для сумки.
- Добрый день, разрешите предложить Вам меню и винную карту, - заученно улыбался он. – Как только сделаете выбор, я подойду.
Он исчез, словно растаял.
Ирина долго рассматривала меню, решала, что из этого быстрее приготовят. Наверное, все же пасту. Выбрала с лососем и икрой.
- Вы что-нибудь выбрали? – засиял официант.
- Пасту с лососем и икрой.
- Отличный выбор. А с нашей винной картой ознакомились?
- Да вот не могу решиться.
- Давайте я Вам что-нибудь подскажу. Есть отличные вина: белое сухое итальянское…- заученно завел он свою прекрасно поставленную речь.
- Когда я голодная, мне очень не хочется сладкого.
Он продолжил вещать про несладкие сухие вина из разных стран и континентов. За все время разговора он не сделал ни единой речевой и орфографической ошибки.
- Вы были отличником? – оборвала она.
Он ошалело посмотрел на собеседницу.
- Да. Но я давно студент. Окончил вот на днях театральный институт.
Она посмотрела на его бейдж. На нем крупно, в золотой рамочке сияло: «Феликс».
- Князь?
- Не понял, - еще больше озадачился молодой мужчина.
- Князь Феликс. Я только что из Юсуповского дворца. Вы Феликс, я Ирина… Чего непонятного? Подыграйте мне, князь.
- А…- видно было, что парню легче не стало, но задание для этюда принял.
- Вот что, князь, а не выпить ли мне водочки?
«Князь» понял, что перед ним дама с прибабахом, и услужливо и вышкаленно наклонил голову:
- Какую желаете, Ирина?
- Да я не сильна в водке. И, если честно, никогда не пила.
- Тогда посмотрите вот на этой странице, - он перевернул на эксклюзивные предложения из настоек. – У нас здесь хреновуха, смородиновая и …
- Хреновуха! – перебила его Ирина. – Я очень давно хотела ее попробовать.
- Вам принести сразу?
- Я вообще-то голодная, как бы меня не унесло. Хотя – несите!
Феликс поспешно сложил меню и удалился.
Через пару минут снова подошел. Поставил на стол пробковую подставку, на нее затейливый стаканчик с двойным дном и большую ложку на подложке. В ней в зеленом соусе, сверкая, как жемчужинки, плавали три белые горошины.
- Вам предлагается непременно попробовать вот с этим в качестве аперитива.
Взяв рюмочку, она сделала глоток и разжевала одну жемчужинку с соусом.
- Как Вам вкус? – немедленно, ожидая реакции, спросил Феликс.
- Чудесно. Именно так, как мне бы хотелось.
Пока готовили пасту, она смотрела в открытое окно – дверь. По Мойке проплывали в корабликах веселые люди. Из одного ей помахала шикарная блондинка и подняла в знак приветствия бокал. Ирина ответила, подняв стаканчик с хреновухой. Как только она поднимала рюмочку для глотка, появлялся кораблик, откуда приветственно махали руками и бокалами. Из корабликов слышался смех, неслась песня «Время пролетало в кайф…». А по тротуару текли нарядные гости города, по- деловому одетые понаехавшие новые жители и коренные петербуржцы с вечными тележками.
Время пролетало, действительно, в кайф. К моменту подачи пасты хреновуха закончилась.
- Как Вам понравилась наша хреновуха?
- Восхитительно.
- Повторить?
- Я боюсь, что не встану.
- Но Вы же сейчас будете закусывать горячим сытным блюдом. Опять же икра,- уговаривал Феликс.
- Несите, Феликс! – отчаянно кивнула она стриженой головой. Феликс, довольный собой, пошел за добавкой.
На столе появилось горячее блюдо, оформленное вкусно и достойно. И рюмочка хреновухи.
- А надо ли уже? Я на голодный желудок выпила практически голимой водки, - сама себе и вслед быстро удаляющемуся официанту проговорила Ирина.
Она решила сфотографировать блюдо, очень уж аппетитно оно смотрелось. Достала телефон и, пытаясь сделать это скрытно, начала снимать.
За соседним столиком две женщины, также прячась, фотографировали с разных сторон принесенный им десерт. Они встретились взглядами и начали открыто и радостно делать снимки.
Паста была прекрасная. Хреновуха пилась легко.
- Князь, Вы напоили меня, - произнесла она, когда официант подал счет.
- Что Вы. Вы сами сделали выбор, - галантно снял с себя ответственность Феликс.
- Господь с Вами. Сама б я не решилась.
Она решила немного поиграть с ним, подольстить:
- Но Вы так профессионально предлагали, были так галантны, что устоять было невозможно. Да и…Когда еще придется, - сказала она и перевела ему княжеские чаевые.
- Благодарю Вас. Приходите к нам еще, - польщенно улыбался Феликс, делая шаг к выходу, как бы провожая гостью.
Она вполне успевала в Строгановский дворец по времени, но не по состоянию. Ноги слушались с трудом. Они словно цеплялись за тротуар и поребрики. Она пыталась делать вид, что трезвая, но, конечно, все, как ей казалось, всё видели и понимающе улыбались. Она улыбалась всем в ответ.
В Строгановском дворце было две цели: познакомится с залами дворца, построенного самим Растрелли, и осмотреть выставку фарфора.
Войдя в парадную дверь, удержавшись от чуть не сорвавшегося с языка «Вечер в хату», она купила билет.
- У вас осталось…- предупредила билетер.
- Спасибо. Я все успею.
И она успела там Все!
Войдя в великолепный вестибюль, поднявшись по лестнице с мощными «пестумскими» колоннами дорического ордера, она поняла, что снова очутилась в сказке, которую хотела бы смотреть вечно. Лепной рокайльный декор, маскароны наличников окон и росписи, сделанные итальянскими мастерами, отрезали ее от реальности вне дома, где спешили троллейбусы и автобусы, продавались значки и открытки, играли уличные музыканты. Здесь хотелось надеть патье с кринолином и идти медленно, слушая шорох платья, чувствовать, как оно плавно и округло раскашивается вокруг бедер…
Но хреновуха не давала сегодня вечером с удовольствием побыть княгиней!
В залах с фарфором шла экскурсия. Экскурсовод, маленькая и сухонька, похожая на старую балерину, одетая претенциозно, с брошью под воротничком и в вязанной крючком пелерине, рассказывала группе:
- Одна из прекрасных выставок, посвященных дореволюционному фарфору, открылась в апреле 2025 года в одном из филиалов Русского музея – у нас, в Строгановском дворце. Императорский фарфоровый завод празднует в этом 2025 году свое 280-летие, поэтому многие мероприятия связаны с этой исторической датой. Экспозиция посвящена великолепным царским сервизам, о которых пишут в книгах по истории декоративно-прикладного искусства. На выставке представлено более двухсот произведений, известных каждому коллекционеру и знатоку фарфора. Парадные сервизы были предназначены для императорских семей и резиденций Великих князей, выполнялись по поводу бракосочетаний, являлись дипломатическими подарками, входили в приданое Великих княжон и создавались для императорских яхт.
Она подвела группу к витрине:
- А это ..
- «Собственный» сервиз Елизаветы Петровны, который был изготовлен в 1756-1761 году, - неожиданно для всех проговорила Ирина.
Экскурсовод удивленно глянула на нее, а экскурсанты улыбнулись. Запах хреновухи «пояснил им за сказанное».
Экскурсовод замерла. Смотритель зала, крупная, похожая на гренадера, на всякий случай подвинулась ближе.
- Формы сервиза были близки к севрскому фарфору, посуда украшалась узором в сеточку и лепными гирляндами с цветами, - никем не останавливаемая продолжала Ирина. Она очень любила этот рисунок и, вообще, любила и ценила посуду. Часто гуляя по музеям, она много запоминала и сегодня, с разрешения хреновухи решила побыть на месте экскурсовода.
- Ну…Пока ничего не наврали, - медленно произнесла гид, начиная понимать возвышенное состояние посетительницы. Она подвела группу к следующей витрине.
- Итак, - начала она. - В 1799 году модельмейстером Императорского завода становится французский скульптор Ж.-Д. Рашетт, при котором началось создание сервизов для официальных приемов в стиле классицизма. В 1784 году появился…
- «Арабесковый» сервиз на 60 персон, - подхватила хреновуха.
- Состоявший из 973 девятисот семидесяти трех предметов и 9 девяти скульптурных групп…- попыталась перехватить инициативу балерина. Но это оказалось бессмысленно.
- …которые должны были прославлять просвещенное правление императрицы Екатерины Великой и военно-дипломатические успехи Российского государства…
Экскурсовод умоляюще глянула на смотрительницу. Ее лекция катилась с графских высот под ноги плебейской хреновухи.
Смотрительница тихо подошла к самовыдвинутому экскурсоводу и ласково взяла ее под руку:
- А вот что я Вам сейчас расскажу…- тихонько начала она журчать посетительнице на ухо, словно уговаривая малого непослушного ребенка. - Вы ведь еще не были в одном из лучших наших залов. Как же можно его не посмотреть, моя дорогая….
Ирина послушно шла рука об руку со смотрительницей, которая была выше нее на две головы. Они повернули налево за угол, прошли один зал и оказались в большом зеленом зале с роскошной белой лепниной, позолоченными балкончиками.
-Это Большой зал, украшение нашего дворца. Из интерьеров Растрелли в Строгановском доме сохранились Парадный вестибюль и Большой зал, который частично изменил Андрей Воронихин….Обратите внимание на плафон работы итальянского живописца Джузеппе Валериани, расписанный в 1753 году. Воронихин деликатно изменил этот зал, создав уникальный союз растреллиевского барочно-рокайльного стиля и александровского классицизма. Вы можете прочитать все об этом зале вот на этом щите, - подвела она гостью. И, увидев, что та отвлеклась от фарфора и захвачена красотой зала, выдохнула и спокойно отошла к стенке.
- Вы успели посмотреть все, что хотели? – спросила билетер, радостно улыбаясь Ирине.
- Да…Я успела все!
Возвращалась уже поздно. Пройдя по Невскому, она словно прощалась с Петербургом до нового приезда. «Наверное, надо бы поужинать..», - подумала она. По пути к гостинице ей услужливо улыбались и пестрели освещенными витринами заведения: бары, кафе, шавермы, лапшичные, рестораны и ресторанчики. И везде наливали. Она вошла в грузинское кафе. Уставшая женщина с подведенными по-рыбьи синими лохматыми стрелками подала меню.
- Я бы только выпила, - неожиданно остановила ее Ирина.
Дама повела рыбьими стрелками так, что те, махнув на прощанье хвостами в уголках глаз, уплыли вверх, и сказала:
- Могу предложить красное вино красное и белое, пиво, наливки, хреновуху.
Ирина, вспомнив, как она сегодня не по-княжески напилась хреновухи и отжигала во дворце графов Строгановых, откинулась на спинку кресла, вытянулась, приняла благородный вид и сказала:
- Бокал красного вина!
Свидетельство о публикации №225120401446