Ружьё

После телевизионной программы «112» я, человек пожилой, был ошеломлен: сколько в нашей стране происходит преступлений с использованием огнестрельного оружия. В этот печальный список попадают несчастные случаи и даже убийства, где фигурирует охотничье ружьё. Это случается от небрежного отношения к огнестрельному оружию и, конечно, от несоблюдения прописных правил охоты.

Мне, человеку уже преклонных лет, вспомнилась одна история из детства, которая произошла ещё во времена Советского Союза. Представить даже страшно, что мы, ребята, чуть не убили из охотничьего ружья своего же сверстника.

Произошло это давно, в послевоенные годы. Но, увидев по телевизору передачу «112», мне вспомнился этот случай. Честно говоря, я о нём никогда не забывал, в моём уголке памяти он всегда присутствовал, как немой укор.
После окончания Великой Отечественной войны мужчины нашего села вернулись с победой домой. В послевоенное время люди жили небогато, но дети рождались исправно. На нашей улице выросло много мальчишек и только одна девчонка.

Мы ходили в школу, и многие из нас мечтали стать путешественниками, открывать неведомые земли, искать клады с золотом, зарытые пиратами. Все наши детские мечты были схожи: быть сытыми и счастливыми, чтобы наши родные не испытывали нужду.
Но суровая послевоенная действительность оставляла наши мечты только мечтами. Мы видели, как непросто нашим родителям прокормить семьи. Хороший приварок к столу был у тех, кто имел ружьё и занимался охотой. Мы с мальчишками видели, как охотники после вечерней зорьки шли по дамбе через озеро с добытыми дикими утками, мы завидовали им.

Мы с интересом слушали, как   взрослые охотники рассказывают байки об охоте. Я, как и все мальчишки с нашей улицы, тоже мечтал стать охотником, метко стрелять и быть добычливым на охоте. Хотелось настрелять уток на лесных озёрах в нашем бору, чтобы мама сварила наваристый суп с дикой уткой, и все были сыты. Не стану скрывать, время было непростое, мы всегда были немного голодные, поэтому мысли о еде не покидали нас.

Все мальчишки с нашей улицы мечтали иметь охотничье ружьё.
Для ясности начну свой рассказ о порядке приобретения охотничьего ружья в нашей современной действительности. Может, что-то упущу, но нить будет прослеживаться. Чтобы получить разрешение на приобретение охотничьего ружья, необходимо достичь восемнадцатилетнего возраста.
 
Потом в местной районной поликлинике необходимо пройти медицинскую комиссию: офтальмолога, всех врачей и, наконец психиатра. Далее необходимо получить направление в краевую наркологическую больницу. Человеку, желающему купить охотничье ружьё, необходимо поехать в город Барнаул чтобы нарколог дал своё заключение.
Далее, вернувшись в село, необходимо обратиться к своему участковому терапевту, он выдаст справку, подтверждающую, что противопоказаний к владению оружием нет. Затем с этой справкой нужно обратиться в Росс гвардию за разрешением на оружие, предварительно заплатив государственную пошлину тысяча рублей.

После всего нужно пройти обучение по безопасному обращению с огнестрельным оружием. Следующий этап — необходимо приобрести сейф для хранения охотничьего ружья с обязательным уведомлением участкового уполномоченного полиции по месту жительства. Это, конечно, такая тягомотина, но перечисленное мною, однако, заслуживает внимания.

Наверное, человек, прочитав и увидев все эти препоны по приобретению охотничьего ружья, задумается: а мне это надо? Но несмотря на выполнение всех пунктов при приобретении охотничьего ружья, несчастные случаи с оружием всё равно происходят.
Характерно, что в бытность Советского Союза для покупки ружья достаточно просто иметь необходимую сумму денег и возраст шестнадцать лет.

Мы, ребятня послевоенных лет, живущие в селе Мамонтово, в свои 14–15 лет старались заработать деньги для своих мальчишеских нужд. Родители наши, работая на производстве и дома по хозяйству, не могли нам выделять деньги на карманные расходы, потому как у них просто их не было.

Летом мальчишки с Набережной улицы подрабатывали в колхозе на прополке сахарной свёклы. Денег там не платили, а рассчитывались сахаром после уборки урожая.
В те времена в Мамонтово, на краю села работал кирпичный завод, он обеспечивал строительные организации и местное население недорогим качественным кирпичом. На кирпичный завод постоянно требовались рабочие вынимать в узкий проём из печи обжига кирпич.

 Взрослые в этот проём не могли пройти, габариты не позволяли, поэтому принимали на эту работу подростков. Платили на заводе за количество вынутого из печи кирпича советскими рублями. Вынутый из печи обжига кирпич считали строго поштучно на каждого подростка, и нам казалось, что это было справедливо.
Почти все пацаны с улицы Набережной работали на кирпичном заводе. Вовка Куц был у нас заводилой. Он говорил, что работает чтобы накопить денег на охотничье ружьё, одностволку 16-го калибра. 

Охотничье ружьё необходимо, чтобы ходить на охоту, добывать диких уток, помогать маме, чтобы было что кушать. Жили они с ней вдвоем, отец не вернулся с войны. Мама его работала уборщицей в райисполкоме, и частенько они бедствовали, на зарплату уборщицы было трудно прожить.

Свою мечту Вовка Куц осуществил на следующий год. На заработанные деньги он купил, мечту свою, одностволку 16-го калибра. Купить ружьё в то время было очень просто: приходишь в раймаг, говоришь продавщице, что тебе 16 лет уже исполнилось, отсчитываешь 16 рублей («ружьё столько стоило»), и вот оно,   охотничье ружьё 16-го калибра, завернутое в промасленную бумагу.

Когда мы, пацаны с улицы Набережной, узнали, что Вовка купил ружьё, то сбежались к нему посмотреть на его одностволку и порадоваться вместе с ним.
Тут Генка Соколов вспомнил, что у них в кладовке остались от отца какие-то патроны и приспособления к ружью. Он жил через улицу, ближе к озеру, и через полчаса притащил деревянный ящик.

Когда стали его разбирать, то обнаружили два десятка латунных гильз 16-го калибра со вставленными уже капсюлями. В ящике также было много войлочных пыжей, устройство для выбивания капсюлей из гильз и ещё много разных хитроумных штук для зарядки патронов.

Вовка Куц, по-хозяйски, как владелец оружия, взял из ящика незаряженный патрон и зарядил ружьё. Когда нажал на спусковой курок, раздалось легкое пшиканье, и из ствола ружья вышло немного дыма. Следующий патрон стрельнул, когда Вовка направил ружьё на муху - капсюль оказался целый, муха упала замертво на пол.
 Нам страшно захотелось тоже пострелять мух, хотя бы капсюлем. Вовке для своих друзей было не жалко, он дал нам ружьё, и мы начали стрелять по мухам.
Ванька Герасимов в это время не стрелял, он лежал на койке у окна и просматривал журнал.

 Генка Соколов, дурачась, подошёл к нему, направил в грудь ружьё и сказал:
—Руки вверх! Сдавайся!
Ванька отвёл ствол ружья в сторону и сказал:
—Советские солдаты не сдаются!
Генка нажал на курок. Раздался громкий ружейный выстрел. В подоконнике образовалась дыра, часть заряда пробило подушку, пух от неё летал по комнате. Все онемели от испуга. Ванька Герасимов бледный, как полотно, смотрел на нас и не мог говорить от испуга.

Придя в себя, Вовка трясущими от испуга руками выхватил у Генки ружьё и с дрожью в голосе спросил:
—Генка! Да ты чуть не убил Ваньку! Где ты взял заряженный патрон?
Генка стоял и только рот открывал, но сказать ничего не мог. Он показал рукой на ящик с гильзами.

Заикаясь от волнения, он наконец сказал:
—В ящике взял. Наверное, там один заряженный завалялся… Я не нарочно… — чуть не плача, сказал он.
Вовка с укором посмотрел на Генку и сказал:
—Хорошо, что обошлось… а то, не дай бог, сидеть нам с тобой, Гена, всю жизнь в тюрьме.

Мы бросились прибирать комнату, Вовка завернул своё ружьё в магазинную бумагу и унёс в сарай, где надёжно спрятал от греха подальше.

Перепуганные происшедшим, мы разбежались по домам. Позже Вовка сам отремонтировал подоконник, и когда мы снова собрались вместе, Вовка сказал:

Этот случай с ружьём нам надо запомнить крепко-накрепко, чтобы впредь в нашей жизни такое никогда не случилось. В народе не зря говорят: раз в год и палка может выстрелить. Поэтому с оружием всегда надо быть ответственным и аккуратным.
                Александр Шевчук.         


Рецензии
Прочла с большим удовольствием, спасибо, Александр. Это не просто поучительная история о бережном обращении с огнестрельным оружием, но и проникновенный рассказ о послевоенном детстве.

С теплом

Наталия

Наталия Николаевна Самохина   05.12.2025 13:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.