Глава третья из книги По ту сторону очевидности...
В поисках смысла жизни.
Время – субстанция невидимая, почти не данная в ощущениях, пластичная и капризная – имеет свойство властвовать над человеком, который не в силах с ним взаимодействовать осознанно. И такой человек, как пушинка на ветру, уносится мыслями то в свое прошлое, то мечтами зависает в будущем, не задумываясь, что может остановиться в настоящем моменте – «здесь и сейчас» и стать хозяином этой особой загадочной энергии. Определенные силы, тысячелетиями управлявшие нами, делали все возможное, чтобы мы никогда даже не приблизились к разгадке этой тайны, особенно к той ее части, где становится ясно, что вне физического мира времени не существует. Именно иллюзией линейности времени люди оказались закабаленными в циклах рождение-взросление-зрелость-старение-умирание, когда редкие радости и счастье мелькали в мгновениях, тогда как страдания и боль растягивались на казавшиеся вечностью временнЫе периоды. Сей искусственно созданный обман позволял захватившим Землю негативным силам, в нарушение Космических Законов, долгие сотни тысяч лет собирать «дань» со страданий живых существ в виде сильной энергии – «гаввах», которая служила им основным питанием. Маятник беззакония настолько сильно качнулся за пределы вселенского терпения, что настал момент выравнивания Божественного баланса. И мы – земляне – именно сейчас проживаем те самые долгожданные, «пиковые» и священные для каждой живой души изменения в новой расстановке Божественных сил, в безпрецендентном раскрытии Истины, в пробуждении от сна и морока, наведенного на наше сознание. Не пропустить бы этот уникальный и редчайший в истории Космоса эксперимент по переходу людей вместе с планетой в высшие октавы Бытия без потери физических тел...
Однако, даже в самые «темные» периоды земной истории всегда находились воплощавшиеся здесь отважные души, способные не только выходить из физической оболочки в другие миры, но и приносить оттуда хотя бы фрагменты высшего Знания об истинном устройстве мироздания, нашей планеты и человеческого существа, в частности, доступные для восприятия на тот момент. Неустанно и непреложно великие души сдвигали сознание людей из животного состояния к пониманию своей божественной сути. Их жестоко уничтожали, распинали, сжигали на кострах и объявляли еретиками, вольнодумцами, нарушителями спокойствия глубоко спящего человечества, но Истина по капле, все же, просачивалась в планетарное ментальное поле и души людей. А в последние полтора века живые «каналы» общения с другими мирами при помощи Великих Владык, создававших Землю и ее измерения, сделали «протечки» в плотине забвения, воздвигнутой враждебными для ее населения силами, настолько мощными, что она не выстояла больше и рушится у нас на глазах... Посвященные в тайное Знание, преданные служению Божественной Истине, мудрые, опытные души воплотились в физических телах на Земле в это важнейшее время и передали его человечеству в своих безсмертных книгах – Елена Блаватская, Николай и Елена Рерихи, Алиса Бэйли, Борис Абрамов, Марк и Элизабет Проффет, Даниил Андреев, Конкордия Антарова... Список этих имен можно долго продолжать... Ледяная завеса забвения медленно начала растворяться под жгучими лучами Истины из этих полных Божественной Любви сердец, и пробуждение людей стало расти в геометрической прогрессии. Сейчас оно увеличивается тысячекратно...
Эта небольшая «прелюдия» об отношениях со Временем и происходящих сейчас с нами событиях оказалась необходимой для объяснения пережитого мной уникального для многих опыта. Я получила его неожиданно, в самой, казалось бы, неподходящей обстановке, но с потрясшим до конца жизни результатом – эффектом разорвавшейся в сознании бомбы от пребывания в состоянии БЕЗВРЕМЕНЬЯ...
Наблюдения за развитием событийности собственной жизни привели меня к некоторым выводам, один из которых показал достаточно явно, что прежде чем что-либо даровать, судьба непременно должна была взять за это какую-то «плату», ведь всем известно, где бывает бесплатный сыр...
У меня, почему-то, основные осознания, откровения или прозрения, чаще всего, происходили во время или вследствие серьезных болезней. Видимо, только так, по сценарию этого воплощения, меня хоть на время возможно было «угомонить» и отвлечь от множества внешних интересов и направлений в познании этого мира и себя в нем.
В который уж раз (!) гром грянул, как говорится, среди ясного неба. В отличие от череды детских болезней, которые мы с братом, выздоравливая по очереди, «охотно» передавали друг другу, эта беда цепко ухватила нить моей жизни и привела меня на операционный стол, но уже под общим наркозом. Если верить в то, что случайностей не бывает, то свалить вину на анестезиолога, который, якобы, не рассчитал дозу препарата и «предоставил» мне жуткую возможность внезапно вылететь из тела в другую реальность, не приходится. Сценарий моей судьбы, написанный «наверху», неумолимо осуществлялся с намеченной точностью, переводя «дорожные стрелки» моего земного поезда на другую ветку - для получения первых духовных прозрений...
=====================================================
МОЙ НЕБЕСНЫЙ АРТЕФАКТ.
Реальная история.
При упоминании слова «артефакт» у большинства людей возникает ассоциация с каким-то археологическим древним произведением искусства, символом или знаком… В переводе с латыни – это и есть «искусственно созданный предмет не природного происхождения» (arte- искусственно, factus – сделанный).
История моего артефакта не имеет с подобным пониманием ничего общего.
Итак…
…Известно ли вам, что стол для хирургических операций – место не только жутко дискомфортное, узкое, жесткое, пугающее, но и крайне опасное? Потому что никогда не знаешь, КУДА, в какой из миров тебя насильно выдворят из твоего тела наркозом по этому не надежному «мосту» между жизнью и смертью… И будет ли тебе позволено – во-первых, вернуться в свое тело обратно, а во-вторых, запомнить увиденное вне своей физики, не земными глазами. Уже в тот далекий – первый - раз мне позволили. И вернуться. И запомнить. С невозможностью об этом рассказать.
Только семь лет спустя после того знакового события в мои руки попала книга Раймонда Моуди «Жизнь после смерти», причем, в пиратском переводе, где я с волнением узнавала в описанном пережитое на собственном опыте. А до того момента, при тотальном запрете на подобную литературу, я лишь сомневалась в своей адекватности.
…Не было у меня тогда никакого «парения» над своим телом с полным обзором производимых врачами манипуляций над ним. Я внезапно полетела вниз с неимоверной скоростью по какому-то наклонному, как в бобслее, желобу с высокими бортами, в совершенно беспомощном состоянии, будучи «спеленутой» как мумия. Только свист сопровождал это безудержное, как горная лавина, скольжение в какой-то сумрачный и мертвый мир. Желоб закончился, и меня вынесло на пустые улицы странного, словно одномерные декорации в кино, освещенного зеленовато-тусклым болотным светом, безжизненного города. Там не было ни одного дерева или куста, все окна на будто нарисованных стенах были наглухо закрыты ставнями. Меня носило с бешеной скоростью на каких-то непонятных «сухопутных санках», к которым я была намертво примотана, не в силах шевельнуть ни рукой, ни ногой. Сохранилось впечатление, что при каждом новом повороте на другую улицу следующая за ней картина возникала непосредственно в миг самого поворота и сопровождалась странным хлопком… Много позже я вспомнила, что видела нечто похожее в телепередаче Капицы «Очевидное-невероятное», где в ее экранной заставке каждая следующая буква названия открывалась изнутри на одной из плоскостей квадрата точно таким же звуковым щелчком… Очнулась я уже в палате от голоса врача, который просил меня открыть глаза. Попытка сделать это тут же «уронила» потолок мне на лоб, а выход из неудачного, как выяснилось потом, наркоза был долгим и тяжелым.
Бытует мнение, что если нож хирурга коснулся тебя в первый раз, то он не будет последним. Эта народная примета в моем случае оказалась пророческой. Однако, с абсолютно противоположным опытом и результатом.
Несмотря на то, что хирургический стол за прошедшие десятилетия стал еще более узким, а окружающая аппаратура уже больше напоминала центр управления космическими полетами, даже вонючую маску с эфиром заменил укол в вену, мне снова не пришлось болтаться в недоумении под потолком, разглядывая свое тело с непривычного ракурса, преодолевать затем какие-то тоннели между измерениями… В один миг я оказалась сразу в ослепительном свете – радужном, переливающемся нежными наплывами, состоящем из мягких колебаний миллиардов крошечных точек-искр, похожих на воздушные пузырьки-сферы… и - в невозможно РОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ! Я находилась в состоянии абсолютной безмятежности, эйфорической легкости, невесомости, я была одной из этих искр и также ими всеми одновременно, мы все «плавали» в прекраснейшей лакуне Небесного Света и были связаны невыразимым блаженством, в котором не нужны ни мысли, ни слова, ни какие-то формы… Это было похоже на чистейшее Божественное Бытие в абсолютной Любви, сиюминутное и вечное, без прошлого и будущего, просто бесконечно длящееся «сейчас»… Состояние ничем не замутненного, ничем не омраченного, ни с чем не сравнимого Счастья Просто Быть! Как же не хотелось уходить оттуда!
Безусловно, я никому об этом не рассказывала. А если бы с кем-то поделилась, то эти «видения» (до обморока чувственные и живые!) приписали бы галлюцинациям мозга под воздействием наркотических препаратов. И за моей спиной покрутили бы пальцем у виска, либо посоветовали обратиться к психиатру. Я и сама десятки лет назад «списала» бы пережитые духовные потрясения, оставившие такой яркий след в моей душе, на воздействие лекарственных препаратов, если бы не узнала потом, что во время второй операции побывала в клинической смерти… Просто отложила бы эти переживания в дальний «сундучок» с сокровищами опыта своей памяти, если бы не один «неслучайный случай»…
Перипетии судьбы каждого человека определенной цепью событий всегда приводят именно в те «реперные точки» воплощения, где встреча со своими высшими аспектами происходит в наилучшем для него режиме благоприятствования. Десятилетиями я проходила и проживала множество духовных практик в различных обществах. Душа направляла меня в поисках ответов и незримо, бесплотно, намеками и ощущениями вела к вспоминанию собственной Сути. Полученные безценные знания помогали моей личности понять свое место в мире, объясняли, как устроено мироздание, как происходит эволюция души… Но так и не смогли ответить мне на главный сакраментальный вопрос – кто я? Медитации дарили разнообразные обольстительно-чувственные состояния: полета, парения, покоя, растворения в какой-то нежной субстанции… Но ни разу я не испытала больше того незабываемого Счастья Быть, как в том радужном первородном «тумане», среди родных объятий чудесных существ, тогда - на грани ухода из земной жизни… Долгие годы меня преследовала мысль, что таким образом мне дали пережить свой персональный «ад» и «рай» на приемлемой для меня уровневой шкале Мироздания.
А потом случилось настоящее чудо!
…Я сидела на галерке, в самом последнем ряду, почти под потолком роскошного кливлендского театра, куда смогла в последний момент купить билет на концерт нашего знаменитого на весь мир симфонического оркестра, который исполнял в тот вечер бесконечно любимого мной Сергея Рахманинова. Причем, именно его «Концерт №2», уже давно ставший для меня звуковой «дорогой» в полетные состояния души. Я трепетала в предвкушении эстетического и духовного чуда… Все-таки, живой звук не способна заменить никакая супер-студийная запись со всей ее совершенной аппаратурой. Пока рассаживался и настраивался на сцене оркестр, я с восхищением разглядывала (и даже незаметно погладила) впервые увиденные так близко сказочные узоры из золотых стеблей и цветов роскошной лепнины, со стен переходящей на купол высокого потолка зрительного зала. И так увлеклась несравненной красотой и изяществом отделки, что резко вздрогнула от акустического эффекта первых нот зазвучавшей Музыки. Всё! Мгновенно оказавшись в плену летящих прямо в душу звуков, я закрыла глаза и отдалась течению симфонической темы…
Сначала исчезло кресло. Затем мое физическое тело… Я все еще продолжала слышать Музыку, но вокруг уже был… открытый Космос! И через секунды я влетела Домой – в свое родное радужное пространство! Невероятное Счастье, гораздо сильнее прежде пережитого, охватило таким восторгом, радостью, что если бы я могла закричать, то крикнула бы на все миры: «Как же ты прекрасна, Жизнь!!!» Растворились и рассеялись все мысли, чувства, ощущения… Их просто «нечем» было переживать. Точкой чистого и необычайно ясного сознания, которое Знает Всё, – вот Кем я была тогда. Никаких ожиданий, сетований, надежд и желаний – только небывалой кристальности Принятие Всего, что Есть. Вне Времени. Вне Пространства. Словно вдохновенный симфонический гимн из прекраснейших звуков стал наполнять сознание… и пришла первая мысль – наверное, это и есть та самая высочайшая Музыка Сфер, из которой все земные композиторы черпают свою гениальность яснослышанием… Неземной гармонии и красоты симфоническое звучание неизвестных «инструментов» заполняло собой все вокруг. Может, это и есть тот Голос Безмолвия, Голос Вечности, на который тайно намекают Посвященные, и на самом деле, нет никакой космической «тишины», весь Космос ЗВУЧИТ в различной вибрационной тонкости регистров, только нужно научиться СЛЫШАТЬ - пришла следующая мысль… Эта осознанная мысль потянула, «повела» меня за развитием грандиозной и величественной симфонической темы в Неведомое, пока мой слух вдруг не начал различать знакомые рахманиновские аккорды…
В благодарности за «путешествие духа» и за столь мягкое «возвращение» в свое тело, я слышала уже земной оркестр, и, не открывая глаз, из которых непрерывно катились слезы, ясно знала, что отныне пережитое сейчас навсегда теперь останется во мне. В сакральном пространстве моего раскрытого Искусством и Музыкой сердца, как финальная и торжественная кода духовного опыта сотен тысяч воплощений, - отныне видимой радугой сияет безсмертный фрактал родного пространства моего Дома. Как Божественный Родительский Дар, как негасимый факел Божественной Любви и осознанного духовного родства. Как неопровержимого свидетельства того, КТО Я ЕСТЬ. Как всегда распахнутые Врата для моего Духа, свободного в своих перемещениях в любые измерения и миры.
Рассказанный мной опыт мог бы потонуть в сотнях открытых ныне миру других похожих историй… Если бы ни одно «но». Запомнившие потустороннее путешествие люди, решившиеся о нем рассказать, останавливались лишь на описаниях увиденного и констатации своих последующих за ним изменений личности. Мое сознание совершило нечто иное – не возможное ранее для других людей – оно соединило пространственным огнем квантовой трансформации все мои тела, позволив физическому телу не только не сгореть, но и стать носителем, хранителем, осознанным излучателем Света Истока через Любовь и Творчество.
И пусть моя личность остается несовершенной в этом, таком же несовершенном, мире, но отныне Душа моя способна ясно выражать Себя через нее, принося Свет Истока на Землю, те самые «Небеса обетованные», на которые прежде люди мечтали сбежать, улететь, умчаться от земных страданий. Я ясно знаю, что впервые в мироздании человечество проходит безпрецендентный опыт – создание рая на реальной земле – для всех, а не для избранных в виде посмертной награды. Это ПРОИСХОДИТ ПРЯМО СЕЙЧАС – через каждое раскрытое человеческого сердце и через каждое пробудившееся сознание.
Вот какой он – мой НЕБЕСНЫЙ АРТЕФАКТ – живой сгусток Вечного Света Истока. Нерукотворный, не «созданный Природой». Он дарован изначально каждому человеку, сотворенному «по образу и подобию», по праву божественного происхождения. Каждый из нас, по сути своей, есть «НЕБЕСНЫЙ АРТЕФАКТ»…
====================================================
========================================
Встраивание духовного пути в мое существование как обычной земной женщины происходило постепенно. Через десятки лет пришло осознавание, что любая «земная» жизнь человека – всегда один из путей его вечного духа, от первого до последнего вдоха. Меня определенно вели к собственным открытиям души, порой ненавязчиво подталкивая (а иногда бесцеремонно пиная!), подводя в нужное время к необходимым людям и местам.
После долгого выздоровления я, соскучившись по свободе вне больничных ограничений, с особым интересом ходила по книжным «развалам», как у нас назывались книжные ярмарки, которые располагались в переходах и у метро. Мой взгляд, скользящий по эзотерической тематике, вдруг выхватил название - «Сердце», а рука сама потянулась и взяла эту небольшую книгу. Компактный томик в мягкой обложке оказался не просто одной из книг серии Агни-Йога, он стал главной вехой в направлении моего развития – таким резким ошеломляющим толчком, что моя душа вздрогнула. Я не могла оторваться от ее страниц – сердце трепетало, узнавая что-то свое, глубоко родное и забытое, мне были так понятны и дороги сверкавшие искрами по строчкам драгоценные мысли, словно я встретилась со своими любимыми старыми друзьями после долгой разлуки. И внезапное осознание тогда, что эта жизнь – не единственная, что существует Вечность, в которой все безсмертно и никогда не заканчивается, словно обожгло душу несказанным счастьем и новым смыслом. Безусловно, я нашла все книги Учения Агни-Йоги, данного через Елену Рерих, и более того, вскоре вступила в ташкентское Рериховское общество, изучающее это учение.
Однако, самым ярким, внезапно включившимся Маяком для души оказалась титульная страница первой книги из этой серии под названием «Зов», где слова Учителя Эль Мория: «Я Сказал!» распахнули заветную дверь в сердце, разомкнули заржавевший замок забвения через слезы высшего экстаза духа. Я будто услышала Его властный Голос внутри и «увидела» Его грозный Лик задолго до реального портретного изображения. И пусть пока не вспомнила, кто я есть, но «лед тронулся», цитируя известный роман Ильфа и Петрова...
Так началось мое долгое путешествие по ступеням обретения-вспоминания духовного знания, которое стало лавиной стекаться ко мне из разных источников, вовлекая в активное осмысление и поиск собственной пользы в этом служении.
Ташкент всегда был магнитом притяжения для людей из самых разнообразных сфер социально дифференцированного общества – от криминально ориентированых элементов и охотников за легкой наживой - до высоко духовных миссионеров многих направлений, религиозных течений и мировых конфессий. Невероятная для любого другого места интернациональная лояльность данного гостеприимного города создавала платформу для обширного выбора – куда устремить свой интерес к познанию духовных сторон бытия. Невидимая «грибница» иллюзорной духовности довольно быстро рассредоточилась по всему периметру Ташкента 70-80-х годов прошлого столетия, не обойдя своими обольщающими формулами ни один из его районов. Практически, как грибы повсеместно возникали новые «общества» по обучению биоэнергетике, представители «рэйки» заманивали обещаниями овладения приемами непременного исцеления, амбассадоры индийской йоги поражали воображение несведующих неофитов своими «нечеловеческими» возможностями, американские миссионеры уверенно обещали раскрыть тайны «трансцендентальной медитации», сообщив твою личную мантру только тебе на ухо... И все это, конечно, за немалые деньги.
До встречи с Учением Живой Этики (Агни-Йоги) я честно попробовала искать себя в некоторых из перечисленных выше групп, что-то отвергла сразу – не моё, а кое-что осталось со мной на годы и сыграло определенную роль в становлении такого духовного качества как различение. Например, китайская гимнастика тайчи помогла не только сохранить здоровье, но и ускорила очищение энергетических каналов моего тела для восприятия более тонких энергий. Прикосновение к одному из направлений индийской йоги – Бхакти-йога (путь Любви), навсегда осталось «камертоном» истинного звучания чувства благоговения перед Учителем, святости отношения (без слепого поклонения) к Высшему Началу – как в мироздании, так и в себе. Особый духовный восторг вызвало в те годы Учение Владыки Сен Жермена о Фиолетовом пламени, данное через Марка и Элизабет Проффет. Мной, как типичным Водолеем по знаку Зодиака, так органично было воспринято это провозглашение грядущей Эры Свободы, и по сей день фиолетовое пламя сопровождает, хранит, очищает от лишних примесей все творчество моей души.
Тем не менее, струна, натянутая предназначением текущего воплощения, никогда не давала мне слишком отклоняться от поставленных целей – всегда и везде следовать стезей искусства, не забывая открывать, прежде всего, себе, а затем и другим – в чем заключен его духовный смысл.
Учение Живой Этики – огненной йоги чистого сердца – было дано в первой трети прошлого, двадцатого века как некое духовное «продолжение» сокровенных знаний, приоткрытых человечеству в «Тайной Доктрине» и «Разоблаченной Изиде» Елены Блаватской. Великие книги Елены Петровны Блаватской, как и Теософское общество, основанное ею, были невероятно сложны для восприятия спящего сознания большинства людей того времени, но, по крайней мере, небольшому числу из них давали ответы на главные вопросы Бытия. И, все же, «человеческий фактор» сыграл свою негативную роль в распространении этих знаний – искажения в понимании основополагающих законов, непринятие и обесценивание космических святынь породили разногласия, клевету, предательство в рядах первопроходцев просветления человечества и свели к минимуму их пользу. Величайшие Духи, незримые для людей Учителя, с любовью и надеждой долго готовившие миссию Елены Блаватской, через какое-то время «передали эстафету» пробуждения землян Николаю Константиновичу и Елене Ивановне Рерихам, чтобы через ИСКУССТВО и уникальные Книги Учения продолжить свой неустанный труд по освобождению от невежества и сна новых поколений готовых душ. Кстати, именно Елена Ивановна Рерих перевела «Тайную доктрину» Елены Петровны Блаватской с английского на русский язык, сделав ее доступной для необъятной духовно настроенной аудитории во многих странах.
Каждый абзац (шлока) Учения Живой Этики являлся духовной программой для жизни каждого дня, в которой человек был способен через очищение своих мыслей, выбор поступков и воспитание своей личности, через самоконтроль начать менять сначала свою жизнь, а затем и все общество. Говоря проще, Елена Блаватская предложила миру «теорию» - как устроено Божественное Бытие, а Агни-Йога звала к активным действиям в практике каждого дня, чтобы путь ученичества и познания становился реальным для любой ищущей души. Духовный резонанс, который вызвала Агни-Йога в нашем мире, явился мощнейшей волной пробуждения миллионов людей, вибрации которой по сей день притягивают к открытиям новых, более глубоких смыслов в этих книгах. Их вневременнАя Мудрость, по утверждению Махатм (так величают духовных Учителей на Востоке), в каждой изложенной мысли имеет семь ключей для понимания многомерности Божественного Творения, следующий «поворот» зависит лишь от уровня сознания, на который поднимается идущий по пути познания.
Духовным искателям известно, что когда человек осознанно и серьезно, не из любопытства устремляется по зову души к познанию определенного Учения, он непременно подвергается испытаниям на внутреннюю готовность к его восприятию. В собственной серьезности мне сомневаться не пришлось – испытания не заставили себя ждать. И «человеческий фактор» в который уж раз сыграл свою неблаговидную роль, сорвав маски ложной духовности с лиц, провозгласивших себя лидерами группы.
Ташкентское Рериховское общество получило приглашение на участие в общесоюзной конференции в Москве в существовавшем тогда еще СССР, которая была посвящена юбилею Николая Константиновича Рериха. Ташкентцы подготовили несколько докладов для выступления, один из них помогала писать я в небольшой группе из пяти человек. Поездка была, разумеется, за свой счет. Руководить этой маленькой женской группой самовольно взялся не очень приятный человек – щуплый, суетливый, с вкрадчивым псевдо-ласковым голосом, но с командными нотками, не терпящий возражений, и вел он себя будто петух в курятнике. И пока мы редактировали и обсуждали текст доклада, который мне пришлось перепечатывать на машинке несколько раз и приносить ему «на утверждение», я почувствовала по отношению к себе его особый, вовсе не «духовный» интерес. Эту низковибрационную энергию похоти я давно «считывала» мгновенно, потому что меня начинало подташнивать от отвращения, особенно когда тот человек «невзначай» касался моего плеча, задерживал мою руку в своей и т.д. Но поездка была назначена и отступать было незачем. Я уже умела справляться с подобными ситуациями и смело выходить из них, порой даже ценой увольнения с работы, когда слишком рьяный искатель женского расположения получал неожиданную затрещину (это в Узбекистане-то!).
Однако, приключения той знаменательной поездки оставили во мне куда более многослойный и многозначный опыт. Они начались в первый же день. Ташкентский поезд после трехсуточного пути прибывал в Москву ранним утром.И уже на вокзале мы заметили странное напряжение и суету. Рериховский центр располагался очень близко к Белому дому, каково же было наше удивление, когда мы, выйдя из метро, попали в оцепленную войсками и перекрытую танками (!) территорию, на которую мы – несведующие провинциалы – «выперлись» (прошу прощения за слэнг) на голубом глазу со своими чемоданами и упорно направлялись в сторону своей цели. Нас остановили, проверили документы, пропустили, но не дали никаких объяснений. И только уже в здании Центра мы узнали, что в России идет попытка государственного переворота... Это было 3-е августа 1991 года. Тот знаменитый путч, не увенчавшийся успехом. Испугаться мы не успели. В отличие от наших домашних, которые слышали все по радио и телевидению, но не имели с нами никакой связи, ведь о сотовых телефонах тогда никто и не помышлял.
...Пока шло оформление и регистрация на конференцию, я прошла в залы небольшого музея с подлинными картинами Николая Константиновича Рериха и, останавливаясь около каждой из них, пыталась «услышать» энергии знаменитых полотен, почувствовать какие-то «волны» осознаваний... И ничего! Честно – ничего не ощущала! Откуда же мне, только вступившей на дорогу, указанную душе Учением, было тогда знать – чтобы величайшие шедевры живописи «заговорили» с тобой, необходимо, прежде всего, подняться на уровень вибраций их создателя, постичь их невербальный «язык». Расстроиться я не успела – нужно было уходить, нас везли заселяться в какой-то пансионат на окраине Москвы, где должно было проходить это важное мероприятие. И только через десятки лет душевных трансформаций мощная энергия рериховских картин обрушилась на меня даже через репродукции роскошно изданного альбома, который занял достойное место в моей библиотеке. Описываемая конференция сыграла в этом процессе становления связи моей личности с душой огромную роль.
За три дня идущих с утра до вечера слушаний, докладов, диспутов и неофициальных встреч «рериховцев» со всех концов бывшей великой страны каждый представитель из нашей ташкентской команды высветился в своей сути как под увеличительным стеклом. Высочайшие энергии Учения Живой Этики, звучавшие вдохновением, преданностью, радостью служения духовным истинам во многих выступлениях участников, явились не только объединяющими сердца аккордами для сотен людей, но и послужили лакмусовой бумагой для не готовых к ним личностей. В нашей маленькой группе нарастало раздражение друг другом, нелепые бытовые обиды за «несправедливость» расселения, за необходимость подчиняться «приказам» нашего самозванного руководителя, который сам решал, где нам питаться, когда идти отдыхать, кому читать доклад и т.д. Я была лишена его волей возможности самой читать свою часть доклада, он все взял на себя. А когда я множество раз отклонила его приглашение прийти «на совет» в его одноместный номер вечером, он уже не скрывал свою злобу. Накануне отъезда домой (поезд в Ташкент уходил утром) в последнюю ночь моя соседка по комнате заявила, что уходит навестить свою родственницу и сама приедет на вокзал, я поняла, что мне элементарно предстоит бой за свою честь. После обеда я пошла в административную часть, откуда можно было позвонить в город, и набрала телефон одного не близкого знакомого по работе в Агентстве печати Новости, чтобы он помог мне найти гостиницу. У меня не было в Москве абсолютно никого. Человек этот был не молод, высокого воинского звания, он дал понять, что гостиницы в Москве всегда большая проблема, и предложил переночевать в его служебной квартире, а утром отвезти меня на вокзал. Никому ничего не сказав, я быстро собралась и уехала, наивная. Оказалось... попала «из огня да в полымя»... Человек, согласившись мне помочь, решил, что я готова «заплатить» за ночлег... Вообщем, в попытке избежать плохого, нарвалась на худшее. Благо, что в те времена офицерская честь еще не всеми была пропита. Он отступил и утром даже отвез меня на вокзал на служебной машине. Надо было видеть лицо нашего руководителя, когда мой чемодан принес к поезду высокий статный седой мужчина в кожаном пальто...
Поезд шел уже несколько часов, а в нашем женском купе все не прекращались громкие обсуждения событий конференции, причем, не духовных вопросов – что нового узнали, какие открытия для себя мы сделали, как будем строить дальнейшую работу в нашем обществе... Речь шла о личных амбициях, кому не хватило внимания, кто что неправильно сказал, осуждение поведения руководителя. Я не принимала участия в этих разговорах, не понимая, что со мной начало происходить. Я разместилась на верхней полке, отвернулась к стене и чувствовала, что начинаю гореть огнем, меня лихорадило, сознание путалось, расплывалось, поднималась температура. Позднее, к вечеру у меня в голове начала звучать сначала далекая, а затем все громче неизвестная симфоническая музыка – незнакомая, невероятной красоты и гармонии, оркестр исполнял симфонии одну за другой, а я медленно сгорала в этой высоко-вибрационной музыке, не в силах пошевелиться. Внизу мои соседки по купе начали хором петь индийские мантры, мне так хотелось их остановить, однако, я была словно парализована. И только перед отходом ко сну, они поинтересовались, почему я ничего не ела, не пила, не спускалась вниз... А я была в другом измерении, только поняла это много позже. В этом знаковом путешествии я прошла парадоксальный опыт духовных «качелей» - столкнулись в моем существе энергии из высших уровней, с которых было дано Учение Агни Йога и которые проявились соединением многих верных сердец на конференции, и несовершенные, незрелые качества моей (и не только моей) личности, не способной еще к различению собственных мотивов поведения, не умевшей еще управлять собой, не осознающей своей чувствительности и силы... Все последующие дни в поезде во мне выгорали через температуру все негативные воздействия и выборы, которые я неосознанно привлекла в свое пространство. Сошла я с поезда – легкой, невесомой, словно после долгой болезни, но уже знающей – как я построю свою работу в Рериховском обществе, как создам свое направление – Агни Йога через искусство.
В огне трансмутации тех далеких дней моя душа проявила мне истинный вектор изучения наследия Рерихов – невозможно никоим образом разделять тот безценный вклад в эволюцию человечества, сделанный этой космической Семьей, каждым из ее четырех величайших духов. Елена Ивановна принимала диктовки и воплощала в тексты сокровенные Знания, переданные Владыками. Николай Константинович, которого мир, в основном, знал как грандиозного Художника, являлся поэтом и историком, этнографом и живописцем, археологом и искусствоведом, оставившим колоссальное духовное и культурное наследие. В своих художественных произведениях, статьях, этнографических исследованиях Николай Константинович постоянно подчеркивал неразрывную связь Космического Знания и Искусства. «Знание и искусство – не роскошь, писал он, - Знание и искусство - не безделье. Это молитва и подвиг духа.» Снова и снова он повторял, что «Творчество – это чистая молитва духа. Искусство – сердце народа. Знание – мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество.» По своему призванию Рерих был просветителем, наставником, воспитателем. Его литературное наследие, будь то Листы дневника, научные статьи, пьесы, стихи, рассказы представляют собой вдохновенный призыв к постижению искусства, к культурному строительству нового – просветленного общества.
Постепенно в ташкентской Рериховской организации происходил некий «отбор» по душевной склонности к определенным темам в изучении Учения. Аудитория, посещающая мои занятия по соединению Знания и Искусства в Агни Йоге увеличивалась, интерес людей возрастал, соответственно и ответственность за освещаемые на встречах вопросы – также. Это было благодатное время искренней заинтересованности в понимании глубины происходящих с нами процессов, вхождение в истинную природу и назначение искусства в жизни каждого человека и его роли в формировании будущего планеты. Иногда я приглашала на наши занятия авторитетных специалистов в каком-то из видов искусства (музыковеда, архитектора, актера), чтобы они поведали о специфике и духовной стороне своей профессии, которую затем комментировала я с позиций Учения. Вместе мы черпали вдохновение и радость от познания самых светлых сторон мира через подлинный и чистейший Источник – Учение Живой Этики плюс духовное наследие Николая Рериха и его сыновей – Святослава и Юрия.
Вдохновленные высокими вибрациями Огненной Йоги, участники моей группы создали самодеятельный драматический театр, куда пригласили меня помогать им ставить спектакли в качестве консультанта и режиссера. Люди разных возрастов и профессий были объединены идеей нести красоту и добро через написанные ими самими сказки для детей, сами шили костюмы и делали декорации, а затем ездили с бесплатными представлениями по детским домам, пионерским лагерям и школам. А когда зашла речь о пьесе, посвященной подвигу Жанны Д’Арк, тут уж в полной мере пригодилось мое театральное образование и опыт. Более того, эти горящие сердцами артисты с трепетом слушали мои мини-лекции по основам драматического искусства, которые я проводила для них у себя дома, угощая рассевшихся по диванам и на полу гостей не только уроками по сценическим законам, но и щедрыми ташкентскими фруктами, а также пирогами собственного приготовления. И пища духовная великолепно сочеталась с пищей телесной, потому что эти встречи порой затягивались надолго, приносили много радости, расходиться не хотелось. Затем было несколько успешных премьер этого спектакля, которые оставили долгий просветляющий душу след соприкосновения с магией театра не только у участников, но и у зрителей искренностью и талантом исполнения.
===============================================
ИСКУССТВО, которое принес в мир Николай Константинович Рерих, словно второе крыло Божественной Птицы Феникс (как символа бесконечно возрождающейся в разных формах жизни духа) вознесло Учение Живой Этики на недосягаемую до тех пор высоту, воплотив в зримые образы многие из его символов. Прежде живописное искусство базировалось только на земных, пусть и самых прекрасных образах (исключая иконы и фрески в храмах). Николай Рерих в своих загадочных полотнах распахнул для землян неизведанный Космос – ученые, исследовавшие его картины, пришли к заключению, что некоторые из них могли быть написаны только в ракурсе – как вид из окна летящего самолета. Грандиозность духа этого уникального Человека позволяла ему «воспарять» в своем тонком теле (как редчайшие подвижники и святые) на огромную высоту и видеть то, что недоступно физическому зрению обычного человека.
Позже, через десятки лет, в течение которых я не расставалась с драгоценными книгами Учения Живой Этики, именно духовной стороне живописи Николая Константиновича я посвятила двадцать лет назад отдельную статью для своей книги «Мистическая тайна России», где на примере одной знаковой картины была раскрыта глубочайшая тайна Божественной Женственности...
=============================================
История одной картины.
Во все времена пророческий дар внезапным потрясением настигал людей самых разных народностей и сословий, профессий и уровня интеллекта. Первые строки этих длинных списков, как правило, всегда занимали основатели мировых религий, призванные возвестить о путях спасения заблудшему человечеству, помочь ему избежать рокового будущего.
Однако, немало и "простых смертных", таких как фармацевт Нострадамус, фотограф Эдгар Кейси, крестьянка Ванга , оказались в ряду допущенных лицезреть духовными очами Хроники Акаши, словно вселенский компьютер информации, по части будущего Земли и ее жителей.
Но совершенно особые места в этом "провидческом сословии" занимают творческие люди, ибо высокое искусство - это всегда открываемая через талант "дверь" с той, невидимой физическому глазу, стороны, - в наш зримый, ощутимый и громогласный "плотный" мир. Гениальные музыканты, художники и писатели своими вневременными творениями часто предвосхищали будущее, интуитивно и прозорливо опережая время, в котором на этот раз им довелось жить, и открывали современникам его горизонты.
Посетители Лувра, например, часто наблюдают постоянное скопление людей возле одной-единственной картины... Подходя ближе, и сами "примагничиваются" к рукотворному чуду. Потому что картина эта - "Мона Лиза" Леонардо Да Винчи, пророчески запечатавшего на столетия вечную тайну Женственности. Сколько искусствоведов и критиков "сломали копья" в спорах за наиболее достоверную ее разгадку! И, к слову сказать, не слишком-то преуспели в этом. Ибо тайна Вечной Женственности, веками улыбающаяся человечеству улыбкой Моны Лизы, не лежит на поверхности, в секретах изготовления немеркнущих красок, в открытой недавно технике «сфуматто», не прячется за нежными чертами и пропорциями почти юного лица, не скрывается в биографических подробностях отношений модели и художника... Она - внутри, в энергетическом пространстве всей картины, в той недостижимой и исцеляющей гармонии, которой лишь предстоит достичь истинной Женственности для равноправного слияния в будущем - с подлинной и восхищенно оберегаемой ее Мужественностью.
Однако, существует другая, пока менее известная, но гораздо более загадочная картина в мировой сокровищнице живописи, скрывающая в себе тайну такой космической потенциальной силы, что ее разгадка способна взорвать и преобразить Красотой сознания людей и целые миры. Картина эта - "Матерь Мира" величайшего гения, художника-провидца земли русской Николая Константиновича Рериха, совсем не случайно написанная им именно в 1924 году.
"В 24-м году, - писал позднее создатель этого шедевра, ученый и этнограф, посвященный и духовидец, писатель и борец за права женщины в современном ему обществе, - Звезда Матери Мира на короткий срок необычайно приблизилась к Земле. Мощные лучи светила Матери Мира достигли Земли и окропили ее, создав много новых мощных сокровенных сочетаний, которые имели великие следствия." ("Семь великих тайн Космоса", стр.763).
Менее, чем через век, наступил срок исполнения "великих следствий", древних легенд и пророчеств, - началась предсказанная многими пророками Эпоха Женщины, в которой Эпоху Рыб сменила Эра Водолея с его революционными переменами космических масштабов. Но благодаря КОМУ смогло осуществиться это неотвратимое космогоническое событие, сохранившее жизнь как самой умирающей планете, так и ослепленному темнотой человечеству, всем людям еще предстоит понять, осознать и принять в сердце, чтобы сделать следующий эволюционный шаг - в долгожданное светлое Будущее. Чтобы не просто выжить в испытаниях огненных энергий при смене циклов, а остаться Человеком, предшественником Богочеловека Будущего Золотого Века.
Особая духовная ценность картины "Матерь Мира" - в фиксировании эпохальной важности момента истории нашей планеты, когда Матерь Мира - Мировая Душа еще находилась под покровом Вселенской тайны, дабы не открыть прежде назначенного Первотворцом срока Свой, сияющий ослепительным Светом всепобеждающей Материнской Любви, Лик. Пророчества гласят, что снятие покрова с Лика Божественной Матери явится знамением для воцарения на планете, а затем во всех других мирах и вселенных Золотого Века. Таинственность этого полотна породила и относящееся к нему отдельное предсказание - полная победа Света над Тьмой в каждой человеческой душе на Земле позволит раствориться покрову, скрывающему Матерь Небесную от глаз людских, как в реальности, так и... на картине.
Н.К. Рерих - художник, посвященный в Сокровенное Знание, изобразил Матерь Мира с приспущенным на прекрасное Лицо светлым платом, насытив полотно многозначной цветовой гаммой, массой магических символов и тонких подробностей, осмысливать и раскрывать их значение предстоит еще не одному поколению исследователей живописного эзотерического искусства. Но одно совершенно очевидно уже сейчас - пророческий дар этого Учителя человечества позволял ему глубоко и ясно осознавать все то возвышенное, сокровенное и трепетно оберегаемое, что связано с понятием Божественной Матери, и что с присущим ему владением энергиями Мастера, он вложил в это многозначное живописное творение.
Учитывая время создания этой картины, география небесных светил запечатлена на ней именно в том расположении, которое наблюдалось на небосклоне в 1924 году, при приближении Венеры к Земле на рекордно близкое расстояние. Этот подход к нашей планете самой яркой звезды Небес ознаменовал собой не только наступление Эпохи Женщины, Эры Водолея и момент одновременной смены многих космических циклов. С того времени пошел процесс космического воссоединения и уравновешивания Женского Начала с Мужским для возрождения и воссоздания утраченной космической гармонии, без которой жизнь на Земле миллионы лет текла в нарушение Божественных Законов.
В композиции рассматриваемой картины таинственная и благородно царственная фигура Женщины-Матери расположена в центре, и как бы парит в пространстве на невидимом троне. Слева - крестом сияет созвездие Орион, откуда, по легендам, на землю был послан священный камень - энергетический кристалл силы - Чинтамани, хранящий связь с высшими мирами и предвещающий кардинальные преобразования в тех местах Земли, где он чудесным образом появлялся и так же внезапно исчезал. По другой версии, это созвездие - Южный Крест, и тогда Божественная Матерь символизирует нашу планету (как Матерь Земли). Справа на картине присутствует созвездие Большой Медведицы - покровителя России, либо считающееся также символом Иерархии Света. Указание на "Страну белых медведей" с ее гиперборейскими корнями, тоже отнюдь не случайно. Богоизбранность этой многострадальной, неохватной территориально страны для особой миссии спасения человечества в скором будущем при переходе на следующую ступень эволюции землян, уже тогда предвосхищалась посвященными и была сознательно заложена в символику сюжета картины художником.
Недаром учение Агни-Йога, данное Владыками Света через Николая и Елену Рерихов в начале прошлого столетия, открывается сакраментальной и пророческой фразой: "В Россию - моя первая весть", предвосхищая особое будущее России и ее роль для всего человечества в предстоящих пертурбациях Земли.
Приглушенно-сдержанная по цвету аура Божественной Матери на картине представлена в виде символической восьмерки (сакрального числа гармонии МАТЕРИ - БОГИНИ ЕДИНОЙ), в которой излучения из ЕЕ духовного Сердца в сочетании с нимбом над Головой и знаменуют собой вселенскую гармонию энергий Неба и Земли, хранить и поддерживать которую способна только Мать Всего Сущего. За спиной фигуры Матери, на сине-лиловом фоне Космической Бездны - многочисленные обитаемые миры и планеты, обозначенные на полотне золотыми фигурками духов (звезд, монад) с нимбом за головами.
Под ногами Матери Мира неустанно движется Река Жизни, протекающая между Небом и земной твердью. А рыбы, плавающие в ней, с одной стороны, усиливают молчание удалившейся от человечества и забытой им Матери, а с другой, свидетельствуют о подошедшей к концу Эпохе Рыб. В самом низу композиции изображены "две сестры Белой Горы - Урусвати (космическое имя Елены Рерих - Е.М.) и Ориола", приносящие свои духовные дары - верности, преданности и любви на пути служения Иерархии Света, предназначенные Великой Матери.
Имеет место еще одна из версий, объясняющих тайну изобразительного шифра этого необычного произведения. На этой картине, якобы, прочитывается закодированная древняя шаманская мандала, символизирующая круговорот Сущего. Эльрик - это Прошлое, из которого человек после смерти, проходя Врата, направляется по Млечному Пути - звездной дороге к Вечности (Творцу, к Тенгри-хану) - в Будущее, то есть, в конечном итоге, приходит к Эльгеню в Беловодье (в Шамбалу). Человек в лодке (жизни) пребывает в Настоящем и находится в царстве Богини - Матери Земли (Унмай), которую, следуя этой легенде, и олицетворяет собой в этом живописном сюжете Матерь Мира.
Великий живописец и сам дает некоторые пояснения к картине в своей статье "Великая Матерь": "На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира, и глубоко значительные обращения посвящены этому высокому облику. Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющими квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!".
Немного предистории...
Мало, кому известно, что написанию картины "Матерь Мира" Николая Рериха предшествует еще одна значительная, но неведомая широкому зрителю работа художника, послужившая предтечей создания обсуждаемого полотна. Это мозаичное панно "Покров Богоматери" (4 х 6 м.) над центральным входом в церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Пархомовка Володарского района Киевской области. Интересующая нас небольшая украинская церковь в числе многих подобных была построена прославленными меценатами и просветителями того времени - семьей богатых промышленников - Голубевыми, владельцами имения Пархомовка, в 1903-1906 гг. Они пригласили для строительства этой церкви лучших мастеров своей эпохи - художника Николая Рериха, архитектора Владимира Покровского и мастера по мозаике Владимира Фролова. Следствием этого творческого союза явилось уникальное в своем роде творение. В построенной и не раз подвергавшейся разрушению церкви выполнены только две мозаики Н. Рериха.
Однако, в последнее время именно одна из них привлекает всеобщее внимание как гимн красоте и гармоническому совершенству. Сотворчество великого художника и известного архитектора возродило в образе этого сооружения черты древнерусского зодчества, со свойственной ему простотой объемов и тактичностью в использовании декора. Мозаичное панно органично связывается с плоскостью стены, а ниши с мозаиками по размеру и пропорциям оставляют единый ансамбль с архитектурой. Над центральным входом в неглубокой нише полуовальной формы расположена мозаика "Покров Богоматери", а над входом в малую церковь Святого великомученика Виктора - мозаика "Спас Нерукотворный". "Мозаика "Покров Богородицы", пожалуй, одна из самых больших в нашем отечестве, - пишет один из исследователей, - Она расположена высоко над нами и хорошо просматривается издали. В.Покровский, еще только приступая к разработке авторских чертежей церкви, рассматривал строение как синтез архитектуры, монументального и декоративного искусства, возвышающегося над большим парком и прудом... Основная фигура композиции - Богоматерь как бы парит над городской стеной, вратами, башнями... Канон церковных изображений немного нарушен, но это проявляется лишь при тщательном рассмотрении. В образе Богоматери Н.Рерих старался воплотить образ Матери Мира, - прародительницы всего Сущего, хранительницы всего жизненного на земле..."
Следует отметить, что праздник Покрова Богородицы отмечался исключительно в православном мире, и за его пределами не был ознаменован ни храмами, ни иконами. В основу отечественной иконографии положен эпизод из "Жития Андрея Юродивого". Молясь ночью в константинопольской Влахернской церкви во время осаждения города врагами, юродивый увидел Богоматерь, что выходила из царских врат. Обратившись к своего другу, монаху Епифанию, он спросил: "Видишь ли ты Госпожу всего мира и Царицу?". Тот ответил: "Вижу." Потом на их глазах Богоматерь сняла свой омофор (платок), который стал таким большим, что смог покрыть всех присутствующих в церкви." Храмы, воздвигнутые в честь Покрова Богоматери, становились духовной защитой населения от внутренних и внешних врагов.
Сложилось так, что во время разработки эскизов к мозаикам пархомовской церкви Николай Рерих впервые прикоснулся к образу Великой Божественной Матери, любовь и благоговение к которой сопровождали художника затем всю жизнь. По словам очевидцев, мозаичный образ Пресвятой Богородицы на панно Рериха производит неизгладимое впечатление своим изяществом и благородством. "В постановке фигуры, в одежде, состоящей из синего хитона, поверх которого накинут пурпуровый плащ - мафорий, в складках одеяния, в использованной цветной гамме чувствуется влияние мозаик Софии и Михайловского собора. Но в отличие от золотого фона Софии, здесь преобладают голубовато-серые цвета облаков, на которых как бы стоит фигура Богоматери. Рук ее не видно, даже не похоже, чтобы она держала "покров". Это делают архангелы, стоящие по бокам ее. В нарушение церковного канона архангел справа повернут к зрителю спиной, но не смотрит на нас и стоящий слева. Ангелы, держащие "покрова" за спиной Богоматери, безлики, а лица двенадцати Святых, длиннобородых, довольно схожих между собой, безучастны. Жизненной силой наполнены люди, стоящие группами, в древнерусских одеждах, живо обсуждающие что-то и жестикулирующие. Композиция выполнена в легкой, нежной гамме зеленых, желтых и голубых тонов, способствующих светлому эмоциональному впечатлению..." (В.Киркевич. Покровская церковь как защитница от революций").
После завершения панно Н.Рерих напишет: "Мозаика всегда была одним из многих материалов. Ни в чем не выразить монументальность так твердо, как в мозаичных наборах. Мозаика дает стиль, и в самом материале ее уже зарождается естественное стилизирование. Мозаика стоит как осколок вечности. В конце концов, вся наша жизнь является своего рода мозаикой... Не только мозаична целая жизнь, не только мозаичен год жизни, но и день жизни состоит из мозаики."
Своеобразной "пробой пера", генеральным эскизом перед творением картины "Матерь Мира" стала для Н.К. Рериха, как для разнопланового художника, в совершенстве владевшего всеми жанрами изобразительного искусства, и роспись на тему "Царица Небесная". Эта красочная композиция, созданная позже пархомовской мозаики почти на десять лет (1914 г.), в церкви Святого Духа в Талашкино, к сожалению, не сохранилась до нашего времени. Но по свидетельствам очевидцев, на этой росписи Царица Небесная - Божественная Матерь вне традиций изображена сидящей на троне без младенца в руках. Основание трона опирается на незыблемую твердь земную, которую омывает река жизни. К ногам Царицы мира, борясь с бурными волнами, устремляются в утлых челнах люди. Ангелы славят Владычицу. Венчает роспись шествие пророков, поклоняющихся кресту... Впоследствие живописец выразил эту сокровенную идею более конкретно, но и более многозначно и таинственно в полотне "Матерь Мира", которое хотя и близко по композиции описанной росписи в Талашкино, но задумано и выполнено в совершенно ином, обобщенно-космическом плане.
Глубинная мощь энергий рериховской живописи, являясь воплощением его духовно-эстетических концепций, порой идет вразрез с церковными канонами, разрушает и переосмысливает их, наполняя иным, новым, более космичным, выходящим за пределы привычного, только земного, содержанием. Ему словно не хватает пространства стен, он прибегает к неожиданным приемам и сочетает рисунок зданий в разрезе и объеме. Имея в Пархомовке и Талашкино полную свободу в выборе содержания и места для росписи, художник вносит свежие эстетические и художественные мотивы в канонические изображения и сюжеты. В апсиде талашкинской церкви в величественной композиции "Царица Небесная на берегу реки Жизни" в сложной символической форме повествуется о Божьей Матери, которая, как следует из росписи, по убеждению художника, возносит моления за человечество, невежественное, живущее в постоянной борьбе и сомнениях, не ведающее, где Добро, а где Зло... На росписи присутствуют как прообраз Будущего небесные города, охраняемые ангелами. В молитвенных позах перед Царицей Небесной - сонмы святых. Выше - шествия пророков, держащих в руках кресты и свечи... "Да, как можно пересказать всю глубокую, полную сокровенного смысла живопись Рериха, - восклицает один из исследователей, - Она так безгранична, как Песнь Песней, монологи Шекспира, проза Достоевского, мощь музыки Вагнера... Все эти связанные в единую гармонию композиции находятся над бушующим морем, легко швыряющим корабли. С исключительным мастерством разрешает Рерих эту насыщенную деталями роспись, расположенную, как и положено исконостасу, в три яруса, используя спокойные полукруглые линии по горизонталям и нарастающими ритмами по вертикалям. Опережая достижения великих абстракционистов Кандинского и Мондриана, Рерих пытался изобразить все цветом в его полузвучных сочетаниях от желто-красно-карминных тонов, мягко переходящих в белый и золотой..." (В.Киркевич, там же).
Словно по невидимым ступеням духа восходил великий русский художник, приближаясь к творческой вершине живописного воплощения главной космической тайны - Материнского, Женского Начала всего Бытия. В сокровищнице рериховских картин на эзотерические темы метафизического масштаба понимания мира - тема Матери Космоса занимает свое исключительное положение в иерархии духовных ценностей. Подход к этой вершине был трудным и растянулся на десятилетия его жизни.
В тот же, 1924-й год, в год создания эпохальной картины-гимна Великой Матери Космоса, Николай Рерих написал еще одно полотно на эту тему - "Матерь из Турфана" (Турфан - древнейшее место в Восточном Туркестане). Облик изображенной на нем мадонны с младенцем несколько заземлен и отличается от канонических живописных картин-икон. И все же, грациозный, женственный, с певучими линиями фигуры, этот образ являет собой воплощенный в красках человечный символ Материнства, полный неотразимой нежности и любви, чистоты и всепрощения, устремляющий сердца людей к Владычице миров - к Великой Матери.
Священное и трепетное отношение Елены и Николая Рерихов к Космической Матери проявлено и в обращении к Ней, запечатленном в Учении Живой Этики, - "Матерь Мира - великая творческая сила в нашей сущности. Ты жила в культах древних, как земля, как солнце, как огонь, как воздух, как вода. Ты всему дарительница, Ты всему откровение дающая! Ты, Явившая человечеству великое радостное познание Матери; Ты, Указавшая подвиг и Сокрывшая Лик Свой; Ты, давшая нам явление пространственного Огня; Принявшая на плечи Твои тяжесть человеческих действий; Тебе появим мольбы вернуть нам нашу утерянную улыбку. Яви нам овладение священной Огненной Силой!" ("Беспредельность", стр.38).
========================================================
Совершенно не случайно я привела эту статью о загадочной картине Николая Константиновича Рериха полностью. Глубочайшая и обширная исследовательская работа над ее написанием послужила неким духовным «мостом» для дальнейшего разворачивания в моей судьбе темы Космического Материнства и Божественной Женственности. Сложилось так, что через проникновение в доступные в то время для меня уровни понимания Учения Живой Этики пришло более конкретное осознание своего предназначения в служении Высшему Началу, которое затем на долгие годы оказалось связанным именно с этими аспектами духовной жизни - личности, человечества, планеты, Космоса. Через проживание личной трагедии мне открылся мощный портал духа для последующего активного участия в самоотверженной работе по возвращению Божественной Женственности на Землю. И снова, в уж который раз, Архитекторы моего нынешнего воплощения предварительно «взяли» плату через испытание личности страданием, прежде чем допустить для творения и магии собственной силы в сферы духа.
================================================
==============================
Свидетельство о публикации №225120401504
Переосмысление прожитого и пережитого, облечённое в точный узор слов, - это Труд Души.
Предыстории, откровения, воспоминания - одновременно канва и само содержание, всё пропитано и пронизано высокими смыслами. Следование Своему Пути - это великое счастье, ответственность и, да, часто бывает сопряжено не просто с трудностями, а с испытаниями.
Восхищаться можно многим: глубокими знаниями, умением описывать красочно и образно, прекрасной памятью... А ещё - устремлениями! К высокому, к лучшему, к творческому!
Благодарю за прикосновение к твоей Душе, удивительной по красоте и силе!
Читать было интересно, познавательно и увлекательно!
Наталья Рогашкова 06.12.2025 23:02 Заявить о нарушении