З. К. Пряхина. - Мой учитель

Статья Быстрицкой Марины Александровны, учителя русского языка и литературы,
                г. С-Петербург.

  Посвящается  Пряхиной Зое Кузьминичне,
  Герою Социалистического Труда.

    Что в имени тебе моем?
    Оно умрет, как шум печальный
    Волны, плеснувшей в берег дальний,
    Как звук ночной в лесу глухом...
    Но в день печали, в тишине,
    Произнеси его, тоскуя,
    Скажи: есть память обо мне.
    Есть в мире сердце, где живу я.

    Кто знает и помнит день её рождения? Кто догадывается, чем она сегодня живет? Не больна ли? Может, ей нужна помощь? У нас свои проблемы, дела, заботы. Да и жизнь какая вокруг! До кого-то ли, когда до себя руки не доходят? Каждый сам за себя. Не правда ли, чудесную мы теорию придумали? С ней-то жить легко. И нас раздражает, если кто-то не приемлет эту теорию. Это она. Мы относим к «вечному воспитанию» ее вопрос, обращенный к нам: о здоровье, о семье, о работе, и о том:

    Кто, люди, вас остановил,
    Кто оковал ваш бег могучий,
    Кто в пруд безмолвный и дремучий
    Поток мятежный обратил?

     Разве все значит надоедать? Это умение сопереживать, а мы разучились этому, господа-товарищи ученики. Эти обращения я пишу без умысла. Кому-то из нас сейчас хочется быть господином, кому-то хочется остаться товарищем. Но все мы - Её ученики. Почему мы не задумываемся над тем, что человек, которому небезразлично, кто ты, что ты, — добрейшей души человек! А нас раздражают доброта, участие, и именно сейчас, когда эти понятия в дефиците! Парадоксы нового времени, к сожалению.

    Всё на этой земле преходяще, и только вечны истины, которым учил нас Учитель: добро, счастье, взаимопонимание, умение прийти на помощь, понять боль другого, иметь открытое, доброе сердце.

    Сердце. По каким законам живет человеческое сердце? Наверное, если не учитывать опыта, накопленного медициной, ответить на этот вопрос почти нечего. Можно определить правила поведения людей в тех или иных обстоятельствах, можно уточнить границы проникновения разума в еще неразгаданные тайны природы, можно, наконец, сформулировать некие общие нормы, по которым развивается жизнь всего человечества. Но нельзя установить законы, по которым живут человеческие сердца. Они, очевидно, существуют для каждого сердца отдельно. Каждое сердце, рождаясь, рождает, по-видимому, и свои законы, которые оно хранит до конца своей жизни, вместе с которыми оно и умирает.

     Но есть и общий закон, которому, вопреки обстоятельствам, подчиняются все сердца без исключения. На любом жизненном повороте, на любом, даже самом высоком перевале своей судьбы всегда откликнется сердце на зов добра и любви. Человек никогда не сможет угадать, какой поступок подскажет его сердце. Но ясно одно — в отличие от ума сердце чаще диктует нам добро. Из сердца, только из сердца приходит к нам любовь. Судьба каждого из нас прошла через Её сердце, принося ей и боль, и радость. и слезы, и муку, и счастье и огорчение, и забвение и гордость.

    Я стал доступен утешению,
    За что на Бога мне роптать,
    Когда хоть одному творению
    Я мог свободу даровать!

     Учитель! Ваша любовь к нам не была обставлена удобствами и комфортом. Словно горная дорога, которая падает в долины, жмется к стенам ущелий и преодолевает крутые подъемы не потому, что ей это удобно, а потому, что нельзя иначе.
     Учитель! Ваша любовь к нам выбрала из всех жизненных путей только одну, единственно возможную дорогу. Не пройти по которой нельзя, по каким бы пропастям и перевалам она ни пролегала.
    Учитель! Ваша любовь к нам не испугалась глубины пропастей и высоты перевалов, не отказалась пройти по этой дороге, измерив ее длину, получив положенное число горестей и радостей, страданий и восторгов.
 
  «...О други... Я жить хочу.
 Чтоб мыслить и страдать...»

    Есть нашей жизни прекрасное, золотое правило нравственности: поступай с другими так, как бы хотел, чтобы поступали с тобой. Так давайте же воспитаем в себе это качество, в своих детях, ибо добро возвращается добром, а зло - злом. Почему же мы платим Учителю неблагодарностью, не задумываясь, что «и Аз воздастся вам?».    Только не от Учителя, а от наших детей.
    Я думаю, что, не умея общаться с учителем, мы разучились общаться с родителями, друзьями, с собственными детьми.
   
    Неужто: вокруг меня все мертвым сном почило,
    Легла в туман пучина бурных волн?
   
    Мы воспитывались на идеалах, утраченных ныне. И пусть сейчас спорят, что они (идеалы) были иллюзией, утопией. Не соглашусь, что доброта, сочувствие, сострадание - иллюзия. С какой легкостью мы расстаемся с теми идеалами, не задумываясь над тем, что терять легче, чем приобретать. С удвоенной легкостью мы усваиваем: зло, жестокость, скряжничество. На это не надо тратить сердце. Добро дается много тяжелее. На это Она потратила жизнь. Неужели мы потратим свою жизнь на зло?!

    Но краски чуждые, с летами,
    Спадают ветхой чешуей;
    Создание гения пред нами
    Выходит с прежней красотой.

    Не Её вина, что мы становимся другими, не теми, кем она хотела нас видеть. Нам легче идти по пути меньшего сопротивления, никто не хочет быть «крайним» в нынешнем течении жизни. Как все. Так легче, так проще. А Она всю жизнь не боялась быть «крайней».

    Простите нас, Учитель, что мы так и не могли дорасти до вашей духовной высоты.
 
    О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!
    Жрецы минутного, поклонники успеха!
    Как часто мимо вас проходит человек,
    Над кем ругается слепой и буйный век,
    Но чей высокий лик в грядущем поколение
    Вас приведет в восторг и умиление!

    «За что, женщина, люди поклоняются тебе? Кто воздаст тебе за твой неустанный труд, за любовь к людям, ученикам, за милосердие, за терпение, за пролитые слезы, за все, что пережила ты, во имя жизни на любимой тобой нелегкой земле?»
    Когда великий скрипач играл на скрипке, он тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшeбным неземным голосом; и думал о счастье. Как проникновенно звучали Её слова о Пушкине, Лермонтове, Толстом, Достоевском, невольно, заставляя нас задуматься о чести и долге, о любви, дружбе и о своем назначении в этой жизни.
    С утра и до позднего вечера можно было увидеть Её в школе: то с кем-то дополнительно занимается, то корпит над новой разработкой урока, то просто поговорит по душам и развеет твои проблемы, то..., то... Собирала, хранила массу вырезок, статей, проводила конкурсы, всевозможные викторины. А зачем Ей нужен был классный театр? И театр, и все, что Она делала, нужно было нам: знание литературы, языка, навыки актерского мастерства, умение держаться, общаться друг с другом. Понимали мы это тогда? Понимаем ли мы это сейчас?

     Кто хорош? Кто плох? не поймешь до конца.
     Зачастую ложь прикрывает сердца.
     Только плуты себя восхваляют вслух,
     Истый праведник о себе - ни словца!

    Среди многих писателей Она особенно любит Ч. Айтматова. Почему? Я листаю страницы «Материнского поля». Мне хочется понять Учителя: чем она жила, что любила, что не принимала. Может, вот это? «Мать-земля, почему не падают горы, почему не разливаются озера, когда погибают люди?...Скажи мне, мать-земля, скажи правду: могут ли люди жить без войны?...»
    Или это?
    «....думаешь я не страдаю от войн? Нет, я очень страдаю. Я очень тоскую по крестьянским рукам, я вечно оплакиваю детей своих, хлеборобов, мне всегда не хватает....всех погибших солдат». А может быть, эти строки? «...Спасибо тебе, земля....Значит, ты так же тоскуешь о них, как и я, так же оплакиваешь их, как и я. Спасибо тебе, земля...»
    И все же, все, что мы умеем сейчас, Её заслуга. Я горжусь, что умею понимать, рассуждать, мыслить. И это Она научила. Я всегда с гордостью говорю о том, что меня учила языку и литературе Герой Социалистического Труда. Помню, мы, студентами, учась в Саратове, ходили на площадь Революции и смотрели на Её огромное фото и гордились, будто это наши фотографии были на Доске Почета.
    Где и когда мы растеряли нашу доброту и сердечность? Давайте отбросим все наши удобные теории:
 - Мол, живем рядом, видимся, и этого достаточно.
 - Достаточно? Кому?
 - Издалека, соскучившись, сначала только чувствуешь по-другому, а потом будешь так же воспринимать.
 - По принципу: «Когда постранствуем, воротимся домой, и дым Отечества нам сладок и приятен?».
 - Скорее всего, так.

    Кто хорош? Кто плох? не поймешь до конца.
    Зачастую ложь прикрывает сердца.
    Только плуты себя восхваляют вслух,
    Истый праведник о себе - ни словца!
 
  — А может, это оправдание нашей черствости?
 ...Не знаю...
    Я не боясь быть банальной: в такие минуты, когда видишь подобную смену времен и жизненных пластов, хочется воскликнуть: все побеждает любовь, покоримся и мы любви к профессии Учителя.
    Сейте разумное, доброе, вечное.
    Сейте. Спасибо вам скажет сердечное русский народ.

               
                БЫВШАЯ УЧЕНИЦА.

 

  Фото начала 80-х гг. Личный архив.
  Источник контента: газета"Вперед"(Мокроус, Саратовская обл.) - №85 от 06.08.1993 г.


Рецензии