Союз нерушимый

Нас, родившихся и выросших в СССР, где бы мы сейчас не жили, преследует с недавних пор невесть откуда взявшаяся ностальгия по прежней жизни. Понятно, что есть и те, кто не согласен с этим утверждением – каждое мнение имеет место, но поражает количество людей, которые позитивно реагируют  на тему жизни в бывшем СССР.

Интернет не даст обмануть – каждый вброс новых материалов на эту тему собирает огромное количество комментариев. И это свидетельствует только о том, что даже спустя тридцать с лишним лет после развала «Союза», все еще не остыли чувства людей, которых коснулся этот отрезок жизни. Сознаюсь, что и я иногда испытываю наслаждение от воспоминания о прожитых в советское время годах.

Откуда это? Ведь если быть объективными, то желание вернуться к прежней жизни, как было в СССР, иррационально. Вернуться вновь к пустым полкам в магазинах? К бесконечным очередям за минимально необходимыми вещами? Вернуться к автомобилям отечественного производства? Забыть, что можно лететь в отпуск за границу? Что заставляет нас вспоминать о прежней жизни, как о лучших временах, которые выпали на нашу долю? Что не хватает нам в сегодняшней жизни, чтобы навсегда отпустить прошлое?

Я бы назвал две вещи: идея и уверенность в завтрашнем дне. Кстати, откуда взялась идея построения коммунистического общества? И как появились те самые «Идеалисты», которые сформулировали принципы идеального общества, и сумели «заразить» ими огромную массу людей?

Я уже упоминал в предыдущих статьях, что сейчас человечество поднимается на новую ступень развития, которую предсказал каббалист Бааль Сулам, и охарактеризовал ее как «Эпоху Последнего поколения». В своей работе «Последнее поколение» каббалист дает пути построения совершенных взаимоотношений между людьми. Такого общества, которое полностью удовлетворит как материальные, так и душевные потребности всего человечества.

Но какая связь между строителями неудавшегося коммунизма и построением общества последнего поколения? Может быть идеал построения справедливого общества произрастает из природы человека и только видоизменяется в соответствии с развитием общества? И то что было невозможно вчера, становится возможным сегодня? А это значит, что рано или поздно будет под силу человечеству построить идеальное общество.

Ну, что сказать – благими намерениями вымощена дорога в Ад. Давайте послушаем мнение каббалиста:
«Лгут те, кто утверждает, что идеализм есть человеческая природа или порождение воспитания. Он является прямым порождением религии, ибо пока религия широко не распространилась по миру, весь он состоял из варваров, не испытывающих ни малейших угрызений совести. Однако после того, как распространились работники Творца, их атеистические потомки стали идеалистами. Таким образом, идеалист лишь выполняет заповедь своих отцов – но заповедь «осиротевшую», то есть без Заповедующего.

Что же будет, если религия совершенно исчезнет из мира? Тогда все правительства станут гитлерами, поскольку ничто не воспрепятствует им преследовать благо своего народа без всякой меры».  (Бааль Сулам. Последнее поколение).

Возможно отсюда удивительное совпадение Морального Кодекса строителя коммунизма с Десятью Основными заповедями. Хотелось бы только уточнить, что та религия, которая здесь упоминается, не обслуживала сильных мира сего, как сегодня. Она несла в мир свою главную заповедь – достичь любви к ближнему, как к самому себе. И эта заповедь была взята идеалистами за основу морали справедливого общества.
 
Итак, мы выяснили, что основной толчок к появлению движения за построение справедливого общества дали идеалисты. Но здесь необходимо отметить, что нельзя считать всех религиозных людей работниками Творца, а их потомков идеалистами. Главную заповедь религии любовь к ближнему могли принять только те, кто по своей природе был согласен посвятить свою жизнь для помощи другим.

Есть группа людей, примерно десять процентов от всего человечества, которую называют альтруистами. И это количество не меняется из поколения в поколение. Вот они были готовы работать на благо людей не из-за любви к ним, а просто такова была их природа.

Поэтому лозунг коммунистов-атеистов был «От каждого по способностям, каждому по потребностям». С этим была согласна их альтруистическая природа. А что с остальным человечеством? Их природа – чистый эгоизм, то есть без выгоды для себя они не способны делать что-либо для других. И тратить свои способности, чтобы удовлетворять потребности других они не были готовы.

И теперь возникает закономерный вопрос: как могла небольшая группа идеалистов-альтруистов увлечь идеей построения коммунистического общества почти треть населения земного шара?

Вот что пишет каббалист: «Во времена Карла Маркса, была изобретена весьма успешная программа распространения коммунизма, то есть объединения самих угнетенных в войне за коммунизм, чтобы они сообща сражались против буржуазного капиталистического режима. А поскольку угнетенные заинтересованы в этой войне лишь для собственной пользы, то есть лишь по эгоистическим соображениям – они сразу приняли эту программу, вследствие чего коммунизм распространился во всех отстающих и угнетенных слоях»...

«Однако, хотя эта стыковка коммунистов-альтруистов с эгоистическим пролетариатом была весьма успешной для того, чтобы низвергнуть капиталистический режим, ненавистный и тем, и другим, – вместе с тем она совершенно не годится для того, чтобы обеспечивать коллективный строй со справедливым распределением».

Идеалисты когда-то подкупили пролетариат идеей свержения класса эксплуататоров и овладения их собственностью. Правящая верхушка государства переняла их опыт и подкупила основную массу населения тем, что создала социальные условия, которые гарантировали каждому гражданину доступ к образованию, приобретению жилья, работе, отдых и тому подобное. Это было возведено в рамки Основного закона.

Не надо брать ипотеку, не надо волноваться за свое рабочее место (не уволят по сокращению или по желанию начальника – Профсоюз не даст). Дети в детском саду с семи утра до семи вечера, под присмотром воспитателей и медсестры. Пионерские лагеря, дома отдыха и много еще чего. Это так совпадало с эгоистической природой человека –неважно, кем, сколько и как я работаю – мне это положено.

Вот это и осталось в памяти тех, кто жил в советское время. Но идея коммунизма была вовсе не в том, чтобы обеспечить человеку спокойную жизнь, не требуя взамен полной отдачи себя обществу. Необходимо было привить каждому желание отдавать максимально по способностям, а получать по насущным потребностям, отдавая излишки другим. То есть сделать всех альтруистами.

Последователи Маркса рассчитывали на то, что смогут с течением времени перевоспитать следующее поколение и сделать из них альтруистов. Мы знаем, какая система промывания мозгов существовала в СССР, какие детские организации (октябрята, пионеры, комсомольцы) существовали для того, чтобы привить уважение и готовность к подчинению тем, кто руководил этим процессом.

Кстати, Коммунистический субботник – это яркий пример попыток привить любовь к "бескорыстной работе на благо общества". Мы называли его «добровольно-принудительное мероприятие». Точно так же, как и все воспитание (попробуй не вступить в октябрята или пионеры).

«Если бы этот режим принуждения все-таки был этапом на пути к совершенному коммунизму, его еще можно было бы принимать и терпеть. Однако это не так, ибо никакое в мире воспитание не обратит человеческую природу с эгоизма на альтруизм. А потому режим принуждения, характерный для советских стран, это вечный режим, который не изменить вовеки. Когда же его захотят сменить на подлинно коллективный строй – иссякнет горючее у работников, и не смогут трудиться, и разрушат этот режим. Ведь эгоисты и антикоммунисты – это одно и то же. Они идентичны». (Бааль Сулам, Последнее Поколение).

Много было изобретено советскими идеологами оправданий неудачам в строительстве коммунистического общества: внешние враги, от которых надо защищаться, враждебная пропаганда, ресурсы уходят на вооружение. И как вывод – нельзя построить коммунизм в отдельно взятой стране. Нужна Мировая революция. Но не хотели признавать главного – никто не хотел трудиться бескорыстно на благо ближнего, даже сами руководители государства.

Мы уже говорили, что идеализм – порождение религии, точнее ее высшей морали – научитесь любить окружающих как себя. Если человечество примет на себя эту главную заповедь, этого будет достаточно, чтобы каждый начал заботиться о других, как о самых близких людях. И это будет гарантией мира и процветания всего человечества.

Но сила любви находится в распоряжении Творца, а желание любить других как себя в нас полностью отсутствует. А просить что-либо у Создателя мы можем только из наличия желания к тому, что просим. И как нам быть?

Есть два пути к совершенному обществу: путь страданий, по которому мы сейчас идем – метод проб, ошибок и разочарований; и путь осознания, что нет другого выхода, только обратиться к Творцу, чтобы дал нам Его силу любви. Молча, из понимания, что нет другой силы в мире, которая нам поможет. Не обращая внимание на сопротивление своей природы.


Рецензии
Привет, Лёня. Хорошие вопросы поднял в статье. И я испытывал уверенность в завтрашнем дне. Думаю ей в немалой степени способствовало отсутствие конкурентной борьбы. В драке за место под солнцем не было необходимости. Каждый человек знал, что не останется без работы и не умрёт с голода. Пропаганда создавала ощущение заботы о нём, и её неуклюжие попытки попадали на благодатную почву - природную потребность ощущать заботу окружающих. А идея построения коммунистического общества, пусть в неё и мало кто верил, заполняла существование человека смыслом.
В нас живет ностальгия вызванная насильственным процессом, когда принуждали общество к взаимной заботе. Известно плохое со временем забывается. И память возвращает нас к хорошим и важным ощущениям. Мы только сейчас начинаем осознавать насколько они важны. В отсутствии неформальной заботы человека о ближнем жизнь человечества ухудшается на глазах.
И я с тобой полностью соглашусь. Есть два пути к совершенному обществу: обрести потребность к заботе о благе общества путём проб, ошибок и разочарований, или же искать её и обратиться Творцу, чтобы дал нам Его силу любви.


Эдуард Кобринчук   05.12.2025 11:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.