Что танцевали моряки в море
Существовала давняя традиция, согласно которой моряки танцевали на борту кораблей, особенно после окончания рабочего дня и в тихую погоду. Танцы были полезны для развития ловкости, равновесия и выносливости – лучшими танцорами были, в частности, самые опытные моряки.
Практически на каждом корабле были музыканты, и пение и танцы были важными занятиями. Судовыми музыкантами были в основном моряки, умевшие играть на скрипке, флейте, дудочке, трубе или барабане; однако их часто не указывали в качестве музыкантов в списке экипажа. В первом путешествии Кука музыку играл скрипач Томас Росситер. В последующих путешествиях Адмиралтейство обучало и нанимало больше музыкантов, чтобы сформировать оркестр, состоящий из валторн, флейт, скрипок, гобоев (гобоев), волынок (которые так любили таитяне!), труб и барабанов.
Капитан Кук, как известно, утверждал, что танцы особенно полезны для моряков. Этот прославленный мореплаватель, стремясь всеми доступными ему средствами противостоять нашествию болезней на свои суда, особенно заботился в тихую погоду о том, чтобы его матросы и морские пехотинцы танцевали под звуки скрипки, и именно этой практике он во многом приписывал крепкое здоровье своей команды во время многолетних плаваний.
Танец, которому они обычно предавались, англичане называют «хорнпайпом»; он отличается чрезвычайно бодрящим характером и, возможно, даже более оживлённым, чем тарантелла. К началу XIX века матросский хорнпайп был признан национальным танцем Англии.
Корабли Кука, особенно в первых двух плаваниях, были известны как места, где царило счастье, и многие члены экипажа присоединялись к нему в последующих путешествиях. Примечательно, что практику Кука, поощрявшую танцы, перенял Уильям Блай, известный по «Бунту на «Баунти»», который был капитаном «Резолюшн» во время третьего плавания Кука. Капитан Блай, в свою очередь, передал эти знания Мэтью Флиндерсу, матросы которого также танцевали.
. Многие члены его команды вели записи своих путешествий, особенно о третьем путешествии Кука, и зафиксировали несколько случаев танцев среди моряков.
Лейтенант Джон Рикман писал, что «горнпайпы и деревенские танцы на английский манер» исполнялись как на корабле, так и на берегу, и местные жители также охотно присоединялись к ним «с большим юмором».
Джон Марра из «Resolution» описал, как матросы танцевали хорнпайп для короля Отто на Таити; а морской пехотинец Джон Ледьярд отметил, что команда танцевала деревенские танцы и котильоны.
Матросы английских и американских парусных судов танцевали хорнпайп моряков – танец, характеризующийся компактными, точными движениями, исполняемыми под мелодию хорнпайпа. Этот танец, наряду с джигами и рилами, использовался для отдыха, укрепления боевого духа и укрепления здоровья. Иногда для аккомпанемента танцорам нанимали музыкантов.
Хорнпайп моряков (джига)
Считается, что танец зародился в британском Королевском флоте в XVIII веке. Моряки исполняли этот танец для отдыха, поддержания формы и успокоения нервов, особенно во время дальних плаваний. : Движения сжатые и точные, отражающие ограниченное пространство на палубе корабля. Танец можно рассматривать как отражение работы моряка, с его энергичными и точными движениями.
Традиционный танец, связанный с моряками, — это «матросский хорнпайп» (часто называемый «джигой») — энергичный сольный танец в жестких туфлях, имитирующий работу на борту. Движения воспроизводят повседневные обязанности на парусном судне, такие как: одъем по такелажу Вытягивание канатов Уборка палубы Несение вахты Отдание чести
Танец напоминает о жизни моряков и их обязанностях на борту. Считается, что моряки Королевского флота придумали этот сольный танец как упражнение. Благодаря небольшому пространству, необходимому для исполнения, и отсутствию партнёра, он был популярен на борту.
«Матросский хорнпайп» «Джига корабля» изначально исполнялся на мокрой палубе корабля босиком. Аккомпанементом, возможно, служила музыка жестяной свистульки или, начиная с XIX века, гармоники. Ккапитан Кук, как минимум в одно плавание брал с собой волынщика,
Этот танец был практичной мерой, которую использовали капитаны, такие как Джеймс Кук, для поддержания физической формы моряков, предотвращения скуки и повышения морального духа в замкнутом пространстве палубы корабля.».
К началу XIX века матросский хорнпайп был признан национальным танцем Англии.
Другие танцы и музыка
Reel Ключевые различия включают темп (рил быстрее, хорнпайп медленнее), ритмическую основу (рил ровный, хорнпайп свинговый/пунктирный). Рил Темп: более быстрый.: Хорнпайп имеет долгую историю и связан с различными традициями, такими как моряцкая культура и клог. Рил часто ассоциируется с шотландскими и ирландскими танцевальными традициями.
Форебиттеры: Термин «форебиттеры» относится к песням и танцам, исполняемым моряками вне службы, часто под аккомпанемент скрипки.
Степ (чечетка)
Степ возник в Соединённых Штатах в результате слияния нескольких этнических ударных танцев, в первую очередь западноафриканских священных и светских степ-танцев (джоубе), а также шотландских, ирландских и английских клогов, хорнпайпов и джиг. До последних десятилетий XX века считалось, что рабы-африканцы и ирландские наёмные работники наблюдали за танцами друг друга на южных плантациях, и что степ зародился в результате этого общения. Однако в конце XX века исследователи предположили, что степ зародился в таких городских условиях, как район Файв-Пойнтс в Нью-Йорке, где различные этнические группы жили бок о бок в условиях тесноты и постоянно слушали характерные городские ритмы и синкопы машинного века.
Степ – это стиль танца, в котором танцор в обуви с каблуком и носком издаёт звуковые ритмы, ритмично ударяя по полу или любой другой твёрдой поверхности. :
Главная особенность — ритмичная работа ног, которая создает ударные звуки. Для этого используется специальная обувь с металлическими пластинами на подошве. В последующие десятилетия стили степа (чечётки) развивались и сливались.
Среди составляющих, вошедших в этот танец, были: танец «бак» (танец, похожий на танец «клог», но более древний), танец «софт-шу» (расслабленный, изящный танец, исполняемый в обуви с мягкой подошвой, ставший популярным в водевилях) и танец «бак-энд-винг» (быстрый и яркий танец, обычно исполняемый в обуви с деревянной подошвой, сочетающий в себе ирландские стили «клогг», высокие удары ногами и сложные африканские ритмы и шаги, такие как «шаффл» и «слайд»; он является предшественником ритмичного степа).
Клог (clog dance) – вид танца, в котором танцор акцентирует ритм своих ног, надевая обувь на деревянной подошве, или клоги. Клог встречается во многих танцевальных формах, например, в некоторых бурре Оверни, в швейцарских лендлерах и часто в ирландских степ-танцах (сольных джигах, рилах и хорнпайпах). В северной Англии, особенно среди шахтёров Нортумбрии и Дарема, такие танцы, как ланкаширский и ливерпульский хорнпайпы, могут исполняться на столешницах в клогах. Как и ирландские степ-танцоры, английские клоги сохраняют бесстрастное лицо, неподвижный торс и руки; танец сосредоточен на ногах, отбивающих сложные ритмы. В Соединённых Штатах английский и ирландский клог оказал влияние на развитие степа.
Степ в его современном виде появился примерно в 1920-х годах, когда стали популярными «тапы», прибитые или прикрученные к подошвам обуви в области носков и пяток. В это время целые кордебалеты в таких шоу, как «Шаффл-альф» (1921), впервые появились на сцене в «чечетках», и танец, который они сполняли, стал известен как степ.
Стеа был особенно динамичной формой искусства, и танцоры постоянно её формировали и развивали. Такие танцоры, как Харланд Диксон и Джимми Дойл (дуэт, известный своим танцем «бак-энд-винг»), поражали публику и влияли на начинающих танцоров своим мастерством, изобретательностью и креативностью.
... Короли и королевы степа в Америке и в России
Степ – невероятно зрелищный и яркий танец, ритмический рисунок которого создается ударами стопы. Танцоры степа удивляют и поражают зрителей красотой и скоростью движения ног.
Появившийся на рубеже 19-20 веков джаз дал грандиозный толчок и развитию степа. Эта необычная музыка, одной из главных составляющих которой является ритм, необычайно подходила для степа, она была будто создана для него.
«Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, Вам никогда не понять, что такое джаз» (Луи Армстронг). Степ тогда так и называли - "джазовый".
Исполнителями джазового степа в основном были афроамериканцы, в американском же кино киногерои предпочтительно должны были быть белыми.
Это привело к возникновению нового стиля исполнения степа, и большая заслуга в этом принадлежит американцу Фреду Астеру.
Имея за плечами балетную школу, он и в исполнение степа привнес элементы балета и бальных танцев, а также актерский образ. И в своих танцах демонстрировал не только отточенную технику, но и великолепную актерскую работу.
Всегда внутренне собранный на сцене, внешне он выглядел необыкновенно раскованным и пластичным. «Я всегда стремлюсь придать моему танцу эффект свободно парящей птицы...». А его сценический образ элегантного мужчины, дополненный цилиндром и тростью, стал настоящим эталоном стиля.
Астер заслуженно носил звание лучшего танцовщика 20-го века, с этим были согласны даже такие именитые балетные танцоры, как Рудольф Нуриев и Михаил Барышников.
Что же касается афроамериканских танцоров степа, то они, если и появлялись в голливудских фильмах, то танцы в их исполнении представляли собой лишь отдельные «вставные» номера. В качестве примера можно привести песню-танец «Чаттануга Чу-чу» из фильма «Серенада Солнечной Долины» в исполнении необычайно яркого дуэта – братьев Николас. После выхода этого фильма на экраны степ начал свое триумфальное шествие по миру. Танцоры с мелькающими как молнии ногами - это братья Николас. Про этот танец Фред Астер однажды сказал, что это величайший танец, когда-либо снятый на видео.
Степ перестает быть исключительно мужским танцем, среди степистов появляются и женщины. И в первую очередь следует упомянуть Элеанор Пауэлл.
Отдельной строкой в истории степа стоит исполнение этого танца Марикой Рёкк. (!Танец на лестнице « в фильме «Девушка моей мечты»)
Не менее интересна история степа в России.
Настоящий перепляс устраивали в одесских кабаках чернокожие матросы с приплывающих сюда пароходов. Их заразительную манеру быстро освоили наши танцоры, только в России этот танец прозвали чечеткой. Танец полюбился, его с упоением танцевали повсюду, в каждом дворе, в каждой подворотне. Исполнением чечетки под «Лам-ца, дри-ца, ум-ца-ца!» заканчивали свои выступления все одесские куплетисты и конферансье. Одесса приняла этот танец, как свой родной, не зря Леонид Утесов говорил про него: «Чечетка, как и джаз, родилась в Одессе на Малой Арнаутской, а не в Америке…»
В 20-30 годы одним из самых популярных чечеточников был Николай Винниченко. Танцевал он в паре с чернокожим танцором из Марокко, совместный их номер назывался «Black and White». Хотя степ, также как и джаз, считался пережитком буржуазной культуры и подвергался всяческим нападкам, популярность его была огромной
В послевоенные годы о степе не забыли, появились новые имена. В те годы на эстраде блистала пара братьев Гусаковых, Бориса и Юрия. Особенно прославились они после выхода на экраны фильмов с их участием - «Карнавальная ночь», «Девушка с гитарой»,
Не менее знаменитым был в то время и степист Владимир Зернов. Клипу с его участием, снятым в 1947 году, стоя, рукоплескал Голливуд. И до сих пор им восхищаются.
Вспомним прекрасный фильм Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх», в котором блестяще сыграл Евгений Евстигнеев . Его герой – известный в прошлом чечеточник Алексей Беглов. В роли молодого Беглова в фильме снялся великолепный танцор Аркадий Насыров, а прототипом главного героя фильма был еще один кумир 50-х, чечеточник Алексей Быстров.
Танец «Ябдочко»
Считается, что танец «Яблочко» появился как синтез англо-ирландского хорнпайпа и русской народной пляски[6] «Барыня».
С конца XIX века в России у матросов стал популярен английский танец моряков хорнпайп —Затем танец появился на эстрадах кафешантанов под названием «матлот» (фр. matelote — «матросский».. Его исполнители, а иногда — исполнительницы, травести, включали в свои номера как обязательные элементы хорнпайпа— «вытягивание каната», «подъём на мачту», «качалку» с ноги на ногу, воспроизводившую морскую качку, и т. п.
В послереволюционные годы матлот обрёл всенародную популярность, сменив название на чисто русское: матросское «яблочко», по одноимённой песенке, распевавшейся по всей России: «Эх, яблочко! Да куда котишься?», став как бы символом революционного моряка. Главным в нём становятся ритмические удары и переборы ног — чечётка. Резко меняется и манера танца — став более энергичным, размашистым. Его танцуют на одном месте с заложенными за спину руками.
P.S.
«Матросский хорнпайп», «Колледжский хорнпайп», «Джек — парень» или «Корабельная джига» — традиционная мелодия для хорнпайпа. Обычная мелодия для этого танца была впервые опубликована под названием «Колледжский хорнпайп» в 1797 или 1798 году Дж. Дейлом из Лондона, хотя она встречалась и раньше в рукописных собраниях.
Использование в мультфильмах о Попае. Эта мелодия звучит в анимационных мультфильмах о Попае с момента их дебюта в 1933 году, обычно в начальных титрах, в сочетании с инструментальным исполнением песни «Я — моряк Попай». Мелодию также можно использовать в качестве фоновой темы, как, например, в фильме «Новый час Попая». Сам моряк также исполняет этот танец, или, по крайней мере, некоторые его движения, в некоторых короткометражках студии Fleischer Studios или во вступлении к фильму «Новый час Попая».
These lyrics were first created for the 1951 Disney film Alice in Wonderland)
Oh a sailor's life is a life for me,
How I love to sail
On the bounding sea.
And I never never ever
Do a thing about the weather
For the weather never ever
Does a thing for me.
Oh a sailor's life is a life for me,
How I love to sail
On the bounding sea.
If you want to sail
A ship like mine
And be a sailor all the time
Then learn to do
The Sailor's Hornpipe
Just like me.
And I love the wind a'blowin'
as we leave the quay,
'Til we round the jetty and
We let the sail blow free.
'Cause I always had the notion
For a life upon the ocean
Dance the Hornpipe to the
Motion of the rolling sea.
Свидетельство о публикации №225120401662