Диснейленд психопата, или Дантова промзона

Дж. А. Конрат, Блейк Крауч, «Девятый круг» / Stirred

«А представь, если бы Пикассо написал полотно, предназначенное одному-единственному человеку? Или Хэмингуэй написал бы книгу для одного-единственного читателя? Так вот, я создал нечто специально для тебя.»

Сразу скажу, что эта книга стала для меня первым знакомством с обоими авторами, уж не знаю, хорошо это или плохо, но тем не менее - наверное, восприятие было бы другим. Так или иначе, в книге объединены серии «Эндрю Томас / Лютер Кайт» Крауча и «Джек Дэниэлс» Конрата. Таки объединение, на мой взгляд, вполне удачное.

Главная героиня - бывший полицейский лейтенант Джек Дэниелс (на всякий случай, это женщина). Вообще идея Конрата состояла в названии каждой книги именем алкогольного коктейля. Здесь это правило соблюдено - в английском названии Stirred (помните «перемешать, но не взбалтывать?» - оно самое).

Джек находится на последних неделях беременности - тут уж невольно возникают ассоциации с оскароносным персонажем Фрэнсис Макдорманд в классическом «Фарго» братьев Коэнов. И тут возникает дело, неким образом связанное с маньяком Лютером Кайтом, которого Джек преследовала раньше, а еще и с исчезнувшим (убитым?) писателем-детективщиком Эндрю Томасом, больные фантазии которого маньяк воплощает в жизнь. Как ни крути, всё зло от нас, писателей, это уж к бабке не ходи.

Однажды утром под мостом - нет, не то, что вы подумали - находят подвешенное тело женщины по имени Джессика. А сам процесс убийства перед нами предстаёт в самой первой главе. Убийца - Лютер, продолжающий свою кровавую жатву. Вот за дело и берутся Джек сотоварищи, а именно её бойфренд Фин («вылитый мистер Пропер, только сексуальнее»), балагур Гарри Макглэйд и Херб Бенедикт. Тональность их общения буквально наполнена искромётным чёрным юмором и взаимными подколками. Гарри, например, считает, что будущего ребёнка, как и маму, надо назвать именем какого-нибудь бухла - Столи, Текила или, например, Минт в честь мятного шнапса. Вдобавок ко всему, у Джек начинается преэклампсия - свойственное беременным опасное повышение давления. Но, разумеется, «нет препятствий патриотам», и отважная пузатая лейтентантша пускается по следу.

Как и принято у приличных маньяков, Лютер оставляет Джек послания - книги того самого Эндрю Томаса, в которых значатся (опять традиционно) головоломки, которые надо угадать, чтобы предотвратить очередное убийство. Это, надо сказать, частично удаётся главной героине.

Параллельно авторы нам дают возможность познакомиться с самим Лютером, с тем, как он мыслит, как и с тем, с чего всё начиналось - с автобуса. А вот что там было, мы узнаем гораздо позже. Заметим, что маньячелло наш не лишён своеобразного морализаторства:
- Ты преподнесла именно то, что я хотел. Неоценимый подарок.
- Это какой же?
- Подтверждение, что ты алчная паскудная стерва. И я как раз знаю, куда тебя пристроить.

Но это так, попутно. Главная же тема - «Божественная комедия», которая цитируется направо и налево. И которая в финале приводит Джек, её друзей и антагониста в мичиганскую промзону, где с изобретательностью, которой может позавидовать Джон Крамер, начинается гранд-мочилово в лучших традициях. Описанное, сразу скажем, во всех подробностях, так что утончённым особам с оттопыренными пальчиками и нежной нервной системой читать не рекомендуется. Короче говоря,
«Стать пред собой он дал мне повеленье.
Сказав: «Бог Дис и вот страна, где вновь
Вооружись отвагой на мгновенье
«Ад», Песнь XXXIV»

Вообще, книга уникальна именно сочетанием, с одной стороны, классической канвы и сцен весьма жёсткого триллера, а с другой - полной оттопырки по части чёрного юморка, что придаёт повествованию ещё больше остроты и доставляет истинное удовольствие любителям жанра.

Поэтому, если вам не чужды изыски в стиле лучших слэшеров, маньяки всех мастей (всё зло от писателей, конечно), если вы хотите узнать, что такое «пиписькин свитерок» и как ведут себя гризли на таблах - добро пожаловать в ад промзоны, скроенный по заветам старика Алигьери.


Рецензии